Апрель подснежник чайковский

Зима Весна Лето Осень

«- Противник побеждён!»

— Меняющееся.

Времена года — это сезоны года, которые имеют свою стихию, месяца, номер, символ, символ-человек, группу климата, прочее…

Список времён года Править

Вы знаете, что времён года всего 4 — зима, весна, лето и осень. Вот их список:

Время года Месяца
Зима 1 Декабрь
Январь
Февраль
Весна 2 Март

Апрель
Май

Лето 3 Июнь

Июль
Август

Осень 4 Сентябрь

Октябрь
Ноябрь

Символ — это то, что время года тебе напоминает. Символ-человек — тоже есть. Время года имеет и свою сторону:

Время года Символ Сторона Символ-человек
Зима Снег Зло Злая тётя, Баба Яга
Весна Трава Добро Мальчик
Лето Солнце Девочка
Осень Дождь

Жёлтые листья

Зло Дядя

Галерея Править

4 времени года — 4 картинки.2 прямоугольника и 2 квадрата.
Добавить фото в галерею

История Править

Ежегодная история «Замок Времён Года» Править

Можно представить такую историю: лето в плену у осени (это происходит 25 сентября), а весна у зимы, октябрь гипнотизирует людей в зимнюю душу, осень всё готовит, а потом приводит зиму в Королевство Времён Года. 10 февраля Октябрьский Гипноз и зимняя душа самые сильные, ведь в тот день приходит ОЛео. Весна решает выбраться с плена и 1 марта у весны это получается. 19 марта финальный бой между весной и зимой, и весна побеждает! А 10 апреля уничтожается октябрьский гипноз и зимняя душа. А в последний понедельник апреля появляется летняя. Когда температура достигает 25-ти, лето на воле,- весна побеждает осень. Теперь эта пара вместе до 1 июня. Затем Королевством Времён Года управляет лето. 31 августа лето трогает малышку Ось, Ось рассказывает это всем родственникам осени и вскоре осень снова создаёт охоту на лето…

И так, каждый год. Знаем: это неправда, но интересно вышло? Правда, каждому своё время года считается добрым, но тут названа средняя сторона каждого времени года и средняя легенда.

Год Править

Год делится на 4 ровных группы: новый, молодой, предстарый и старый. В каждом времени года первый месяц — это одна группа года, а два вторых — следующая. Не верите? Проверьте сами!

Персонажи

Времена года

Зима · Весна · Лето · Осень

Месяца

Январь · Февраль · Март · Апрель · Май · Июнь · Июль · Август · Сентябрь · Октябрь · Ноябрь · Декабрь

Группы климата

Меняющейся · Оставающийся

Зим-путь

Лидер: Осень
Сентябрь · Малышка Ось · Октябрь · Ноябрь

Новый Снег

Лидер: Зима
Осень · Декабрь · Январь · Февраль
Бывший член: ОЛео

Древнее Зимнее Зло

Лидеры: Блак · Фурдрых
Декабрь · Январь · Февраль

Зелёная Родня

Трава (возможно лидер) · Дерево · Лес · Поле · Весна · Веснушка

Новая Зелень

Лидер: Весна
Трава · Лес · Поле · Веснушка · Март · Апрель
Новые члены: Май · Лето

Солнечный курорт

Лидер: Пляж
Солнце · Лето
Новые члены: Июль · Август
Временной и бывший член: Июнь

Туз-команда

Лидер: Генерал Туз
Маволна · Гракк · Тузы · Армия Тузов
Новый член: Тузз

Месть за Зиму

Лидер: Сентябрь
Помощники: Осень (мёртв) · Малышка Ось
Второстепенные: Октябрь (мёртв) · Ноябрь (мёртв)

Зелёное Добро

Весна (лидер) · Лето (помощник лидера)
Весная · Веснушка · Март · Марта · Апрель

Фио-зло

ОЛео (лидер)
Февраль · Сентябрь · Малышка Ось

Электровременные

Главнокомандующие:Сентябрь · Малышка Ось
Огромные:(нет)
Крупные: (нет)
Средние: Эвик · Эва · Эвер
Мелкие:Простая армия · Перегревшийся

Другие

ОЛеоХа · Раворч · Боссото · Лианные кусты · 2D Ребёнок · Приведение · Пинк · Телеведущая · Маля · Фридз · Сен · Флэм · Энна · Бразит

Смена времен года на Земле

Причиной, почему на Земле происходит смена времен года, является наличие угла наклона относительно оси. Из-за него к источнику тепла полушария приближаются по очереди во время вращения планеты вокруг Солнца. На получающей большую часть тепла половине небесного тела наступает лето, а другая в этот период прогревается в 3 раза слабее, что приводит к наступлению зимы.

Из-за наклона оси вращения планеты, её Северное и Южное полушария по очереди приближаются к Солнцу. Чем ближе к Солнцу — тем теплее. Credit: NASA/JPL-Caltech/ quibbll.com.

Почему происходит смена времен года

В древности люди объясняли перемену сезонов года с помощью мифологии. Лишь в эпоху Возрождения было доказано, что планета имеет форму шара, вращается вокруг Солнца. Тогда предложенная религиями версия была опровергнута.

При перемещении по орбите Земля то приближается к Солнцу, то отдаляется от небесного светила. Расстояние между телами варьируется от 147,1 до 152,1 млн км. При этом в начале июня Земля максимально отдаляется, а в начале января приближается к звезде. Движением вокруг небесного светила не объясняется смена сезонов года. Этот факт не знают многие взрослые люди.

Зима и лето сменяются из-за того, что планета прогревается неравномерно. Поскольку угол наклона оси по отношению к Солнцу составляет 23°, на одно полушарие солнечные лучи попадают под прямым углом, а на второе — под острым. Во время оборота лучше освещается то один участок, то другой из-за перемены положения относительно Солнца. Одно полушарие получает большую часть тепла. Там наступают летние дни. При этом на противоположное приходят зимние холода.

На экваторе, куда всегда попадают прямые солнечные лучи, смена сезонов происходит мягче, снега и отрицательных температур там не бывает. Чем дальше климатический пояс располагается от экватора, тем сильнее изменения в погодных условиях.

Если бы угол наклона отсутствовал, Земля круглый год прогревалась с одинаковой силой. Времена года в подобной ситуации не возникли бы. На экваторе установилось бы постоянное лето, а по мере удаления от него погода постепенно была бы все более холодной.

Постоянными были бы погодные условия и при отсутствии перемещения по орбите. В подобной ситуации одно полушарие постоянно освещалось бы лучше другого, там наблюдалось бы вечное лето. На противоположной части планеты всегда было бы холодно.

Ознакомиться с механизмом смены сезонов можно на схеме.

Механизм смены времен года с пояснениями. Credit: artlebedev.ru.

Календарные времена года

Год делится на 4 сезона:

  • зиму;
  • осень;
  • весну;
  • лето.

Зимой световые дни укорачиваются, температура снижается. Количество осадков может увеличиться. В большей части регионов России выпадает снег, наблюдается отрицательная температура. В районах с более мягким климатом похолодание не такое сильное, возможны затяжные дожди, ливни.

Осень и весна представляют собой переходные состояния между летом и зимой. Погодные условия в эти периоды постепенно изменяются. Весной постепенно теплеет, а осенью, наоборот, холодает. Меняется и характер осадков. В весенние месяцы световые дни становятся длиннее, в осенние их продолжительность снижается.

Летом длина светового дня наибольшая. Увеличивается и температура воздуха. В расположенных неподалеку от полюсов областях темные ночи могут совсем отсутствовать. Там светло круглые сутки. Снег летом идет лишь на приближенных к полюсам территориях. На южном полушарии летом теплее, поскольку планета в этот период приближается к Солнцу.

Каждый сезон занимает 3 месяца. Когда они завершаются, происходит перемена времен года.

Чем выше Солнце стоит над горизонтом, тем более приходится солнечного тепла на одну и туже площадь поверхности Земли. Credit: artlebedev.ru/quibbll.com.

Астрономические времена года

Началом астрономических времен года считают дни, в которые центр Солнца проходит через точки солнцестояний либо равноденствий. Всего их 4, как и календарных сезона.

Астрономическое лето длится от летнего солнцестояния (21 июня) до осеннего равноденствия (23 сентября). Оно занимает 93 дня 14 часов и 24 минуты.

Затем наступает осень, продолжающаяся до 22 декабря — даты зимнего солнцестояния. Длится она 89 дней 18 часов и 42 минуты.

После следует длящаяся до весеннего равноденствия (21 марта) зима. Длина этого сезона равняется 89 дням и 30 минутам.

Весна завершается днем солнцестояния летом. Продолжительность ее равна 92 дням 20 часам и 12 минутам.

Со дня весеннего равноденствия времена года по полушариям меняются. Credit: artlebedev.ru.

Периоды равноденствий

Равноденствиями называют периоды, когда продолжительность светового дня примерно равна длительности ночи. Каждый год таких суток 2. Весной равноденствие приходится на 20-21 марта, а осенью — на 22-23 сентября.

Солнцестояниями называют сутки, на которые приходятся самые длинные световой день и световая ночь.

Климатические времена года

Из-за физических свойств жидкости и почвы климатические сезоны сменяются позднее астрономических и не совпадают с календарными. Длительность задержек зависит от климатического пояса. Чем дальше от экватора, тем сильнее различаются лето с зимой.

На экваторе и вблизи от него лето и зима характеризуются большим количеством осадков, затяжными дождями. Весной и осенью влажность снижается, ливни пропадают. Температура около экватора всегда высокая. Здесь никогда не выпадает снег.

В тропиках зимние месяцы дождливые, а летние — жаркие и засушливые. В пустынях дожди даже зимой идут нечасто. Круглый год температура здесь выше 0°С.

В умеренном поясе возможны различные варианты для сезонов. Объясняют это близостью океана, теплых либо холодных течений. В Европе условия мягче, чем в Сибири, из-за близости Гольфстрима. Не опускается температура слишком низко и в Соединенных Штатах Америки.

В умеренно-континентальном климатическом поясе большая часть влаги приходится на лето. Зима сухая и холодная. В океаническом — дожди и снег отмечаются чаще зимой и осенью, а летом и весной количество осадков уменьшается. Муссонный климат, характерный для Дальнего Востока, отличается выпадением обильных дождей летом при почти полном отсутствии осадков зимой.

Для арктического и субарктического климатических поясов характерна перемена полярных дня и ночи. Большую часть времени солнечные лучи не попадают на эту местность, из-за чего здесь темно круглые сутки. Наблюдается вечная мерзлота. Даже летом температура не поднимается высоко, земля не прогревается. Сезонные колебания осадков выражены слабо.

Чайковский. Времена года: Апрель — Подснежник

Пётр Ильич Чайковский. Времена года
Апрель. Подснежник

Подснежник — так называются растения, которые появляются сразу после схода зимнего снега. Трогательно после зимней стужи, мертвой, безжизненной поры выглядят небольшие голубые или белые цветочки, появляющиеся сразу после таяния зимнего снега. Подснежник очень любим в России. Он почитается как символ новой нарождающейся жизни. Ему посвящены стихи многих русских поэтов. Пьеса «Подснежник» построена на вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций. В ней проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы, и радостное, скрытое в глубинах души, чувство надежды на будущее и затаенного ожидания.

Голубенький чистый
Подснежник-цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.

Последние слезы
О горе былом
И первые грезы,
О счастье ином…

(А. Майков)

Это стихотворение называется «Весна», и написано оно было в 1857 г. Эпиграф заключает в себе стихотворение полностью — обе его строфы. Чудесный поэтический образ! И чудесное его музыкальное воплощение!

Мы привели стихотворение точно в том виде, в каком оно напечатано при жизни композитора в издании П. Юргенсона. Однако это написание отличается от других его публикаций — как в изданиях литературного наследия А. Майкова, так и в более поздних изданиях «Времен года». Разночтения касаются пунктуации. Между тем пунктуация имеет первостепенное значение не только для точной передачи смысла(здесь действуют строгие правила), но в его высшей — художественной — форме для выразительности звучания стиха, того, что называется интонацией. По-разному будет произнесена (интонирована) вторая строка стихотворения в зависимости от того, стоит в конце запятая (как в издании П. Юргенсона) или восклицательный знак (как в публикациях стихов А. Майкова), или последние строки обеих строф с многоточием или с точкой.

Кто-то может сказать, что это мелочи. Но, как гласит старая мудрость, «искусство начинается там, где начинается чуть-чуть». Именно интонация сближает поэзию с музыкой. Можно привести примеры того, как стихи, положенные на музыку, образовали с нею столь неразрывное целое, что сейчас их почти невозможно представить себе вне музыкальной интонации: например, строки «Я помню чудное мгновенье» вне интонации М. Глинки или фразу «Не пой, красавица, при мне» вне звучания ее рахманиновской мелодии… Чтецы, выступающие с поэтическими программами, многое бы приобрели в своем искусстве, если бы учитывали интонационный опыт композиторов, создававших романсы на стихи, которые они читают с эстрады.

И еще об эпиграфе. Это стихотворение описывает более раннее состояние природы, соответствующее скорее марту, чем апрелю. Анализируя мартовскую пьесу «Жаворонок», мы также констатировали несоответствие ее литературной программы обычному мартовскому состоянию природы и пришли к выводу, что стихотворение описывает, наоборот, более позднее время. Невольно на ум приходит мысль поменять эти пьесы местами. Кстати, эпиграфы в обоих случаях взяты из одного поэта — А. Майкова, у которого они не соотнесены с каким-либо конкретным месяцем. Привязал их к данным месяцам, очевидно, Н.М. Бернард, издатель журнала «Нувеллист», заказавший цикл П. Чайковскому и предложивший ему литературные программы, хотя доля ответственности за это несоответствие (позволим себе такой каламбур) на композиторе все же лежит, поскольку он эпиграфы принял и именно в таком их распределении по месяцам.

Высказанная здесь идея рокировки двух пьес (при, разумеется, сохранении порядка месяцев) наверняка покажется радикальной. Одним из возражений здесь может послужить тот довод, что композитор (любой, не только Чайковский), задумывая большое циклическое произведение, определенным образом выстраивает его тональный план. Это делается для того, чтобы переход от одной пьесы к другой не воспринимался как случайный перескок в неожиданную тональность (хотя элемент неожиданности может присутствовать, но исключительно как художественный прием, а не как неконтролируемая случайность). И механическое перемещение частей может нарушить логику этого плана. В данном случае предлагаемая нами перестановка номеров цикла хотя и нарушает авторскую последовательность тональностей пьес, тем не менее выглядит вполне логичной. Приведем и прокомментируем оба тональных плана той части цикла (контекста), которого касается наша перестановка:

Оригинальный план: Предлагаемый план:
Февраль («Масленица») ре мажор
Март («Песнь жаворонка») соль минор
Апрель («Подснежник») си-бемоль мажор
Май («Белые ночи») соль мажор
Февраль («Масленица») ре мажор
Март («Подснежник») си-бемоль мажор
Апрель («Песнь жаворонка») соль минор
Май («Белые ночи») соль мажор

Итак, по плану П. Чайковского ре мажор февральской пьесы оказывается доминантой мартовской пьесы, затем апрельская пьеса звучит в мажорной (си-бемоль) тональности, являющейся параллельной предыдущей минорной (соль) тональности марта и, наконец, майская пьеса избирает тоникой VI ступень предыдущей пьесы, строя на этой тонике мажорный лад, что воспринимается своего рода сюрпризом, поскольку утвердившийся только что в сознанииси-бемоль (тоника апрельской пьесы) теперь становится си натуральным (без бемоля) и звучит вместе с таким же повышением звука фа и превращением его в фа-диез (в мае) общим просветлением колорита. К тому же, забегая вперед, отметим, что майская пьеса по ритму, темпу и по своей первой интонации как бы повторяет последний мотив минорной апрельской, только в мажорной его окраске.

Теперь о варианте с взаимным перемещением «Песни жаворонка» и «Подснежника». В таком случае новый тональный план можно аргументировать и оправдать следующим образом. Сюрприз (но отнюдь не слуховой шок) в таком случае ожидает слушателя при переходе от «Масленицы» к «Подснежнику»: тоника последнего (си-бемоль) представляет собой VI пониженную ступень гаммы предыдущей пьесы — «Масленицы». Это звучит свежо, встречается в музыке, хотя, конечно, и не столь часто, как VI ступень натуральная (совсем уж родственные тональности). Обычная степень родства образуется теперь между «Подснежником» и «Песнью жаворонка»: эти пьесы оказываются в параллельных тональностях, и при таком их соединении никаких возражений с точки зрения гармонии быть не может. Следующая майская пьеса оказывается в тональности, одноименной с «Песнью жаворонка», то есть тоника у них общая — соль, а лад разный: у «жаворонка» — минор, у «ночей» — мажор.

Мы коснулись довольно сложной музыкальной, эстетической и — в определенном смысле — этической проблемы: отношение к авторскому замыслу, воле и освященному временем художественному шедевру. Мы склонны остановиться на этой — аналитической — стадии и не настаиваем на практическом внедрении в концертную практику предлагаемой перемены авторского плана цикла, но вместе с тем высказываем нашу убежденность в правомерности критического отношения к любому явлению и памятнику искусства.

* * *

Теперь о самой музыке. Если попытаться одним словом определить характер этой пьесы, то, вероятно, самое точное определение — трепетность. Ее передают — каждый по-своему — оба главнейших элемента музыки (Чайковского, во всяком случае): мелодия и аккомпанемент. В мелодии — короткие фразы, устремляющиеся вверх, причем каждый раз все выше и выше, как бы навстречу пробуждающейся жизни, солнцу. Но это не мужественная борьба, но только лишь порыв, поначалу робкий ( piano , dolce ; итал. — тихо, нежно), не такой, как у Р. Шумана в пьесе, которая так и называется — «Порыв». Там он страстный — это бурные человеческие страсти. У Чайковского же это — переживания цветка, хотя, конечно, в этой аллегории просвечивают человеческие чувства, иначе эта музыка вряд ли бы нас так волновала.

На ум приходит еще одна параллель: песня В. Моцарта «Фиалка» на стихи Гёте. Приведем только начало:

Фиалка на лугу цвела,
Скромна, тиха она была,
Проста, как все фиалки.

Однажды там пастушка шла, –
Легка, беспечна, весела,
Фиалки сердце невзначай зажгла…

Важный элемент, создающий это настроение трепетности, — ритмическая фигура аккомпанемента. По складу он аккордовый, и самое характерное в нем — короткая пауза на сильной доле каждого такта, передающая взволнованное прерывистое дыхание.

Нередко можно встретить утверждение, что эта пьеса написана в жанре вальса. Тут необходимо уточнение. Вальс, как известно, трехдольный танец, то есть в нем каждая первая из трех долей — сильная, а вторая и третья — слабые. Не всякий, однако, размер такта, кратный трем, может считаться вальсовым размером. Данная пьеса написана в размере 6/8, иными словами, в ней в каждом такте по шесть восьмых: они группируются в две доли по три восьмушки в каждой. Но четвертая восьмушка (первая во второй группе из трех восьмушек) в таком такте не такая же сильная (во всяком случае, не должна быть при исполнении такой же сильной), как первая доля такта. И хотя ощущение некоего кружения, необходимого для вальса, этот размер создает, это не настоящий вальс, и говорить можно только о вальсообразном характере. (Примечательно, к примеру, что в настоящем вальсе — «На прекрасном голубом Дунае» И. Штрауса — вступление написано в размере 6/8, но, когда начинается собственно вальс, размер меняется на истинно вальсовый — 3/4.)

Это довольно тонкая материя, но, если мы хотим, исполняя эту пьесу, точно передать замысел композитора, мы должны отдавать себе отчет в том, почему он выбрал тот, а не другой способ записи музыки. Невозможно себе представить, чтобы Чайковский писал что-либо бездумно.

Так обстоит дело с первой и третьей частями пьесы (мы помним, что все пьесы «Времен года» написаны в трехчастной форме). В средней части Чайковский очень тонко усиливает «вальсовую составляющую» этого музыкального образа — в конце концов он не может устоять перед стихией танца, суть которого передал в лучших образцах своей музыки. Здесь, в «Подснежнике», в среднем разделе пьесы, не меняя основного тактового размера — 6/8, он сделал более весомой вторую долю такта, приблизив ее по ритмической значимости к первой доле. Чайковский добился этого двумя способами: во-первых, добавил акцент в мелодии (поставил в нотах галочку) на второй доле такта и, во-вторых, в пульсирующих аккордах аккомпанемента в этот момент сделал паузу. Таким образом, такт стал состоять из двух почти одинаково оформленных ритмически половин, а следовательно, на слух эти половины стали похожи на два одинаковых такта, что и нужно для настоящего вальса. Этот переход едва заметен, но очень важен. Точно так же Чайковский отступает на прежние позиции при переходе к репризе, то есть при возвращении музыки первой части.

Чайковский с необычайным мастерством достиг разнообразия в пьесе, производящей впечатление удивительной художественной целостности.

Александр Майкапар,
По материалам журнала «Искусство» №06 2007.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *