Что такое экологическое воспитание дошкольников

Словарь экологических терминов материал по окружающему миру на тему

Словарь экологических терминов

Абиотические факторы – все компоненты неживой природы (свет, температура, влажность и др.), а также состав водной, воздушной и почвенной сред.

Антропогенный фактор – деятельность человека, приводящая к изменению среды обитания живых организмов.

Атмосфера – газовая оболочка Земного шара.

Биология – наука, изучающая живой мир Земли и рассматривающая закономерности строения и функционирования живого.

Бионика – научное направление в биологии и кибернетике, изучающее структуру и жизнедеятельность организмов с целью использования выясненных закономерностей в построении технических систем, сходных по характеристикам с живыми организмами и их частями.

Биолотические факторы – взаимодействия между различными особями в популяциях, между популяциями в природных сообществах.

Биосфера – самая крупная (глобальная) экосистема Земли, геологическая оболочка, населенная живыми организмами. Она охватывает поверхность Земли, верхнюю часть литосферы, всю гидросферу и нижнюю часть атмосферы – тропосферу.

Вегетативный – относящийся к растениям или органам, связанным с питанием и ростом.

Вулкан – огнедышащие горы. В результате извержения подводных вулканов могут образоваться новые острова и возникать волны цунами.

Вулканологи – ученые, изучающие вулканы и предсказывающие их пробуждение.

Гидросфера – оболочка Земли, образованная океанами, морями, озерами, реками.

Горные породы (или камни) – состоят из двух или более минералов. Могут быть магматическими (гранит, туф, базальт), осадочными (известняк, каменный уголь) и пр.

Гусеница – червеобразная личинка чешуекрылых, развивается из яйца.

Деревья – высокие растения, имеющие один твердый, деревянистый, покрытый корой ствол, ветки растут на значительном расстоянии от земли.

Еловый лес – хвойный лес, в котором темно, прохладно, влажно; растительность представлена елями, низкорослыми кустарничками, теневыносливыми травами. Животные, приспособленные к смене времен года – белки, бурундуки, олени, зайцы, кабаны, лоси.

Живорождение – способ воспроизведения потомства, при котором зародыш развивается из яйца, получая питание из материнского организма, и появляется на свет в более или менее сформированном виде (как детеныш свободный от яйцевых оболочек).

Животные – группа живых существ, как правило, способных к активному передвижению; не образующих, а поедающих готовое органическое вещество.

Закон экологической корреляции – в экосистеме все входящие в нее виды функционально соответствуют друг другу, и уничтожение одного вида или их группы всегда в конечном итоге ведет к исчезновению взаимосвязанных других видах живого. При полном истреблении или вымирании вида он никогда не исчезает один, но всегда вместе с взаимосвязанными формами.

Заповедник – особо охраняемое законом или обычаями пространство, всецело исключенное из любой хозяйственной деятельности в целях сохранения в нетронутом виде природных комплексов, охраны видов живого.

Здоровье человека – объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психического и социального комфорта.

Земля – одна из планет, вращающихся по орбите вокруг Солнца. Эти планеты образуют солнечную систему. Земля –огромный шар. Он состоит из трех частей: коры, мантии и ядра.

Зооценоз – совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых видов животных, сложившаяся на каком-либо пространстве.

Изменчивость – существование организмов в различных формах и вариантах внутри вида; способность организмов реагировать на воздействия факторов среды морфофизиологическими изменениями; характеристика степени изменения организмов какой-либо группы в ходе эволюции.

Икра – совокупность яиц, выметываемая в воду рыбами, земноводными и другими животными.

Катастрофа экологическая – полное и необратимое нарушение в природе.

Качество среды – соответствие природных условии потребностям живых организмов. Показатель качества среды может включать как природные факторы (температура, количество света и др.), так и антропогенные (загрязнение, фактор беспокойства и др.)

Климат – ежегодно повторяющийся режим погоды, характерный для данной местности.

Кокон – защитное образование, предохраняющее яйца или зародыши (у дождевых червей, пауков и др.), или куколки многих насекомых.

Корень – орган растения, удерживающий растение в почве, поглощающий воду и растворенные в ней минеральные вещества.

Красная книга – список и описание редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.

Кризис экологический – временное напряженное состояние взаимоотношений между человеком и природой.

Куколка – фаза развития насекомых, следующая за личинкой.

Кусты – многолетние растения, не имеющие главного ствола; несколько стволиков, покрытых корой, растут от корня, ветки расположены близко к земле.

Ландшафт – однородная по условиям развития природная система.

Лес – природный комплекс, в составе которого преобладают деревья одного или многих видов, растущие близко друг от друга и образующие более или менее сомкнутый древостой. Обычно в лесу различают несколько ярусов. В зависимости от состава выделяют леса хвойные, лиственные, тропические и др.

Лес лиственный – природный комплекс, представленный лиственными растениями, расположенный в четыре яруса: 1 – большие деревья – дуб, липа, ясень; 2 – низкорослые деревья – рябина, осина, ольха; 3 – кустарники – орешник, бересклет, шиповник, жимолость; 4 – травы – кислица, папоротник, земляника. Животные, приспособленные к сезонным изменениям окружающей среды – кабаны, лоси, зайцы, птицы, насекомые.

Лес тропический – природный комплекс, для которого характерно: много тепла (26° С) и влаги, разнообразие видов растений, которые растут, цветут и плодоносят круглый год; разнообразие животных, активных в течение всего года.

Леса умеренного пояса – природные комплексы, для которых характерны сезонные колебания температуры и количества осадков. Представлены широколиственными и смешанными лесами.

Лесопарк – обширный естественный лес обычно невдалеке от крупного населенного пункта или внутри него, приспособленный для массового отдыха.

Лесостепь – природная зона умеренных и субтропических поясов с чередованием степных и лесных участков.

Лесотундра – природная зона северного полушария, переходная между лесом и тундрой – сложный комплекс редколесий, тундр, болот и лугов.

Лист – орган растения, функция которого заключается в фотосинтезе, дыхании, испарении влаги.

Литосфера – внешняя твердая оболочка земли, охватывающая её твердь до глубин в 50 – 200 км и состоящая из двух слоев: верхнего – осадочных пород и нижнего – базальта.

Личинка – следующая за яйцом активно питающаяся фаза развития некоторых беспозвоночных, земноводных, рыб.

Минералы – однородные соединения, встречающиеся в природе в чистом виде. Они различаются цветом, твердостью, блеском, прозрачностью, составом, строением.

Модель – система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы. Модель упрощает структуру оригинала, отвлекается от несущественного. Она служит обобщенным отражением явления. Модели могут представлять собой материальные предметы или быть математическими, информационными (наглядно-образные, логико-символические).

Обмен веществ – последовательное потребление, превращение, использование, накопление и потеря веществ и энергии в живых организмах в процессе жизни.

Окраска приспособительная – группа приспособлений к условиям среды, выражающихся в возникновении у животных в ходе естественного отбора формы и окраски, делающих их либо незаметными, либо особо заметными на фоне окружения.

Орган – выполняющая конкретную функцию или группу функций часть организма.

Организм – живое существо, носитель жизни, характеризующийся всеми её свойствами: обменом веществ, способностью к движению, росту, размножению, приспособлению к изменениям внешней среды.

Пищевая цепь – последовательность групп организмов, каждая из которых (пищевое звено) служит пищей для последующей; звено пищевой цепочки составляет уровень экологической пирамиды.

Планета – огромный шар из твердых пород или газов, вращающийся вокруг звезды.

Погода – состояние нижнего слоя атмосферы в определенной местности и в определенное время.

Полезные ископаемые – горные породы и минералы, используемые человеком в народном хозяйстве.

Потребность – нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, это внутренний побудитель активности.

Почва – верхний плодородный слой земли. Состав почвы: глина, песок, перегной (гумус).

Признаки живых организмов – движение, питание, выделение, дыхание, рост, развитие, размножение, смерть.

Природа – 1) в широком смысле – все сущее, весь мир в многообразии его форм; 2) в узком смысле – объект изучения науки естествознание.

Пустыня – территория, на которой отсутствует сплошная растительность; много тепла (35 оС), мало влаги, отдельные виды растений. Животные запасают воду в виде жира, многие ведут ночной образ жизни, некоторые впадают в долгую спячку.

Растения – автотрофные живые организмы (способные вырабатывать органическое вещество из неорганического).

Симбиоз – совместное взаимовыгодное, нередко обязательное сосуществование двух или более видов.

Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Понятие системы органически связанно с понятием целостности, подсистемы, связи, структуры.

Смешанный лес – природный комплекс, представленный деревьями лиственных и хвойных пород.

Солнечная система – Солнце и все другие космические объекты, например, планеты, которые вращаются вокруг него: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Солнце – гигантская звезда, излучающая свет и тепло. Её диаметр 140 000 км, температура в центре — 16 000 000 оС, температура на поверхности – 5500 оС, время, за которое солнечный свет достигает Земли – 8 минут 20 секунд.

Сосновый бор – хвойный лес, в котором сухо и много света, из растительности – преимущественно сосны, одиночные кусты, травы, мхи. Животные, приспособленные к смене времен года – белки, бурундуки, олени, зайцы, кабаны, лоси.

Спячка – период резкого снижения интенсивности обмена веществ, позволяющая животному или растению пережить неблагоприятные условия существования.

Среда обитания – все тела и явления (природные и антропогенные), с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях. Среда включает все экологические факторы.

Стадия (этап) развития – определенная ступень, период, этап в развитии чего-то, имеющее четко различимые качественные особенности.

Стебель – вегетативный орган растения. Его функции – механическая, проводящая, иногда запасающая.

Степь – безлесный тип растительности, для которого характерно: немного осадков, в основном, весной и летом, частые засухи, резкая смена температур по сезонам, холодные зимы; разнообразные травы. Разнообразие травоядных животных.

Суккуленты – многолетние растения с сочными листьями или стеблями, легко переносящие высокие температуры воздуха, но не выдерживающие обезвоживания.

Тайга – тип растительности с преобладанием хвойных лесов; осадков мало, в основном, выпадают летом; большая разница температур зимы и лета; вечнозеленые леса, представленные хвойными деревьями, разнообразные мхи и лишайники. Животные приспособлены к суровым условиям.

Торнадо – огромный вихрь разрушающей силы.

Травы – жизненная форма растений, имеющая мягкие, сочные, травянистые стебли.

Тундра — тип растительности, характеризующийся безлесьем, сильным развитием покрова мхов и лишайников, местами многолетними травами, низкорослыми кустами и кустарничками; мало осадков, холодная зима, короткое лето; нижние слои земли – вечная мерзлота; низкорослые карликовые растения, мхи, лишайники, грибы. Бедный животный мир, много перелетных птиц, летом много жалящих насекомых.

Тургор – упругость тканей и органов вследствие давления содержимого клеток на их эластичные стенки.

Ураганы – бури, во время которых ветры дуют вдоль гигантской окружности. В центре его расположена безветренная область – «глаз» урагана.

Условия среды (обитания) – совокупность экологических факторов: от космических – воздействия Вселенной на Солнечную систему – до непосредственного влияния окружающей среды на отдельный индивид (сообщество).

Устойчивость экосистемы – ее способность сохранять свою структуру и функциональные особенности при воздействии внешних факторов.

Фауна – сложившаяся совокупность всех видов животных, обитающих на данной территории, акватории.

Фитоценоз – более или менее устойчивая естественная группировка (сообщество) видов растений на относительно однородном участке.

Флора – сложившаяся совокупность видов растений, обитающих на определенной территории или в составе конкретного растительного сообщества.

Функция – специфическая деятельность организма, его органов.

Хвойный лес – природный комплекс, представленный растениями хвойных пород, не имеет второго яруса – низкорослых деревьев.

Хитин – наружный скелет членистоногих животных.

Хищник – животное или растение, ловящее и поедающее других животных, служащих объектами питания.

Цикл развития – совокупность всех фаз индивидуального развития организма, в результате которого он становится способным дать начало новому поколению.

Целесообразность – соответствие процесса, явления, строения органа или организма сложившимся условиям среды для лучшей адаптации к ним.

Целостность природы – внутреннее единство объекта (организма, сообщества, биосферы) как системы, обусловливающее его сущность и возможность нормального функционирования.

Человек – разумное природное существо, отличающееся от других живых организмов сильным развитием головного мозга, способностью думать, использовать речь как средство общения, вертикальным положением тела и передвижением на двух ногах, строением руки как органа труда.

Черенкование – отделение от растения части его стебля, корня или листа и приживление этого фрагмента с последующим восстановлением недостающих органов целостного растения.

Черенок – фрагмент растения, чаще всего часть стебля, используемый для черенкования.

Цветок – орган растения, функция которого – размножение.

Экологическая ниша – совокупность всех факторов в среде, в пределах которых возможно существование вида в природе (сообществе, экосистеме).

Экологический мониторинг – информационная система, основные задачи которой – наблюдение, оценка и прогноз состояния природной среды под влиянием антропогенного воздействия с целью предупреждения о создающихся критических ситуациях, вредных и опасных для здоровья людей, благополучия других живых существ.

Экологический фактор – любое условие среды, влияющее на состояние и свойства организма, популяции, природного сообщества.

Экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов с окружающей средой и между собой.

Экология человека – наука, изучающая общие законы взаимоотношения биосферы и человеческого общества, влияние природной среды на человека.

Экологическая тропа – специально оборудованный и тщательно изученный путь в местах, где окружающая живая природа позволяет экскурсоводам передавать знания о естественных явлениях и объектах, создавать предпосылки для развития экологического мышления, экологически целесообразного поведения в природе.

Экосистема – единый природный или природно-антропогенный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в котором все компоненты связанны обменом веществ. Важными свойствами экосистемы являются ее устойчивость и способность к саморегулированию.

Яйцерождение – способ воспроизводства животными потомства, при котором зародыш развивается в яйце под защитой яйцевых оболочек вне организма матери.

Экологическое воспитание дошкольников

Вера Кныш
Экологическое воспитание дошкольников

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И в связи с этим возникает необходимость охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.

В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, взрослыми и сверстниками. Это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества и сообщества, в котором ему предстоит жить.

Экологическое воспитание — направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало особенно актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире природы.

Впервые термин «экология» (с греческого «эйкос» или «ойкос» — дом; «логос» — знание, наука) был введен в 1866 г. известным немецким естествоиспытателем Эрнестом Геккелем, который определил экологию как науку, изучающую «отношения организмов с окружающей средой». В настоящий момент существует разного рода определения понятия экология, но все они сводятся к тому, что экология — это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

С детства ребенок учится следовать определенным общественным нормам и правилам поведения, и, если в этот процесс будет включено не только формирование эмоционально-положительного отношения к солнцу, чистой воде, свежему воздуху, растениям и животным, но и норм поведения, не наносящего вреда всему живому, сберегающего и восстанавливающего природу, — это принесет положительный результат не только в детстве, но и во взрослой жизни человека.

Экологическое образование в условиях современного экологического кризиса, для того чтобы быть эффективным, должно решать три главных задачи:

• формирование адекватных экологических представлений о взаимосвязях в природе;

• развитие отношения к природе как нашему общему дому, переживание себя как части природы;

• формирование системы умений и навыков экологически целесообразного поведения, взаимодействия с природой.

Цель дошкольного экологического образования– способствовать формированию основ экологической культуры и творческого мышления у детей дошкольного возраста, а это обязывает к:

• доступной для ребёнка передачи первоначальных знаний об окружающей среде и её значении для человека;

• воспитанию любви к природе, необходимости её охраны;

• поддержанию эмоционально-действенного участия в приумножении природных богатств;

• формированию у детей экологического мышления и адекватного поведения с осознанием себя неотъемлемой частью природы.

Приоритетными являются следующие методы, формы и средства:

• наблюдения за окружающей природой, знакомство с фольклором, чтение литературы, просмотр телепередач и т. д. на экологические темы;

• озеленение открытых площадок;

• фенологические наблюдения за живыми объектами;

• участие в организации экологических уголков с живыми обитателями природы;

• поделки из природного материала;

• дидактические, сюжетно-ролевые игры, занятия, праздники на экологические темы.

Однако, одно дошкольное учреждение без помощи семьи ничего не сможет сделать: общеизвестно, что 80 % черт характера ребенка закладывается в семье.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, ведь каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Наша задача — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции, так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях:

педагог — родитель;

педагог — ребенок — родитель.

Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Необходимо изменить модель восприятия мира у наших детей, предложив им экологически правильную ориентацию. Здесь изначально закрепляется сознание того, что человек – это не царь природы и не ее управляющий. Это один из многочисленных организмов планеты, который должен жить в согласии со многими жителями Земли. Где-то он превосходит своих соседей, а где-то и они его. Не обладает человек силой медведя, скоростью гепарда, зоркостью орла, не должно у него проявляться высокомерия к своему живому окружению. Согласно экологической этике, все организмы нужны в этом мире, каждый делает с вою важную работу по сохранению и продолжению жизни, и все они достойны любви и уважения. Эти новые, закладывающиеся в детях представления, которые могут позже найти выражение в традициях, приведут к более продолжительной жизни, снизят число экологических катастроф и, в конечном счете, видимо, продлят жизнь человечества нашей планеты.

15 интересных способов, как рассказать детям об экологии.

Друзья, я хотела с вами поделиться своими рецептами, как можно естественным образом рассказывать детям об экологии.

На мой взгляд, экологичный образ жизни — это когда человек старается вступить в добрый диалог с миром и природой вокруг. И старается устроить свою повседневную жизнь, не вступая в противостояние с природой и нашей планетой, насколько это возможно.

Сегодня я хочу поговорить про наших малышей, как можно с любовью передавать им знания экологии простым образом.

Подпишись на наш инстаграм @BALIOPEN

Экология для детей

1. Делать кормушки для птиц из пластика или пакетов тетрапак.

Это творческое занятие для детей и взрослых. Тем самым, мы сразу делаем два дела: утилизируем пластик корректным образом, даем ему вторую жизнь, и кормим птиц, что любят делать все дети! 🙂

Экология для детей — делаем кормушки для птиц

2.Сортировка мусора.

Путем собственного повседневного примера, взрослые могут показывать, как нужно сортировать мусор. Для этого мусор, который воспроизводим, мы кладем не в одну мусорную корзину, а сортируем по виду отходов. Для этого нужно сделать несколько коробок, куда складывать мусор: для бумаги, пищевых отходов, пластика, железа, батареек. Дети быстро понимают, в чем тут дело. И кладут бумагу к бумаге, остатки еды к еде и так далее. Таким образом, мы учим наших детей с детства быть ответственными за мусор, который производим.

3.Утилизировать отходы

Моя мечта и цель на будущее, чтобы от от нашей семьи не оставалось мусора, то есть максимально утилизировать свои отходы. Как можно это сделать? Способов очень много! Например: использованную бумагу сжигать и пеплом удобрять свой участок, или делать из старой бумаги новую. Пластик использовать многократно, ведь с одним и тем же целлофановым пакетом можно ходить в магазин много раз, и тогда не появится необходимость брать новый пакет. Пищевые отходы использовать в компост.

И, конечно, рассказывать об этом детям, для чего мы это делаем, почему важно не оставлять после себя мусора. Детям нужно знать, куда попадает мусор, если его не сортировать и выносить кашу из отходов в мусорный контейнер.

Если сами родители сортируют и утилизируют мусор, который производят, то ребенок будет понимать, почему нужно это делать.

Конечно, многие сейчас скажут мне: «Наташа, ну вы живете в своем доме, вам легко это реализовывать. А нам что делать, мы живем в квартирах, куда мы должны пищевые отходы закапывать? И где бумагу сжигать?»

Друзья, я обязательно напишу в отдельной статье, как можно справиться в квартире с сортировкой и переработкой своего собственного мусора. Но сейчас я хочу сказать, все возможно, если есть желание. И трудности существуют только в нашем сознании. Используйте стратегию «шаг за шагом», ведь можно начать с того, что уже получается, и делать это! Для начала, можно сортировать отходы на органические и нет, это уже огромный шаг.

4.Собирать макулатуру и сдавать.

Это хорошее решение для жителей многоэтажных домов. Вам сложно использованную бумагу сжигать, но есть более корректный способ. Собирайте бумагу и сдавайте в пункты сбора макулатуры. Из использованной бумаги сделают новую бумагу.

А детки будут помогать складывать использованную бумагу в специальную коробку. Самое главное рассказать малышам, для чего мы это делаем. Еще есть отличный вариант творческих занятий: перерабатывать использованную бумагу в домашних условиях, а то есть варим новую бумагу из старой.

5.Купить многоразовую сумку для магазина.

Купить классную тряпичную сумку с веселым рисунком для походов в магазин. А еще лучше, самим нарисовать рисунок на простой холщовой сумке акриловыми красками. Ярослава у нас знает, что в магазин мы ходим с такой красивой сумкой, у нее есть своя маленькая эко-сумочка с жирафом. На Бали эко-сумки и корзинки продаются на каждом шагу. Да и в Москве, еще десять лет назад, мы проводили экологические мастер-классы, где рисовали на холщовых сумках, чтобы у людей было больше мотивации ходить в магазин без привычного пластика.

6. Многоразовая бутылка для воды.

Для воды, которую вы берете на прогулку, можно использовать алюминиевую или стеклянную бутылку, которую можно использовать много раз. Не покупайте все время новые пластиковые бутылки с водой. Деткам нравится иметь свою собственную бутылочку с водой. Я рассказала дочке, что мы покупаем такую бутылку, чтобы не множить пластиковые. И она согласилась со мной: «Да, мама, и мы будем вкусную водичку пить, которую папа из родника привозит. А не магазинную». 🙂

7. Собирать мусор.

Дети быстро подхватывают идею чистой земли, чистоты и красоты. И если им предложить пойти гулять и, заодно, собирать мусор, они согласятся.

Наш дом находится среди рисовых полей где, несмотря на внешнюю красоту, много мусора в каналах субак. Гуляя по полям, на закате, мы берем с собой сумку, куда собираем мусор. Это происходит в процессе прогулки, естественным образом.

Мы много ездим с нашей дочкой по острову — на водопады, вулканы, пляжи, другие красивые места. И везде встречаем много пластика и оберток. Что мы делаем? Собираем этот мусор, по мере возможности. И дочка всегда участвует в сборах мусора.

Я рассказала дочке о том, что все происходящее вокруг нас является частью нас самих и нашего мира. И если этот пластик здесь валяется и мы его увидели, это тоже часть нашего мира. Вместо того, чтобы думать, кто это намусорил, лучше помочь нашей планете и отнести пластик хотя бы до мусорного ведра, а если есть возможность, то утилизировать. У нас есть выбор, убрать пластик или оставить его тут. Что мы выбираем?

Недавно, приехав на красивый пляж, мы обнаружили огромное количество разбитого стекла. Наша дочка сразу побежала собирать стекло «чтобы никто не наколол ножки», как объяснила она. И я, хотя и беспокоилась, чтобы дочка сама была осторожна с острым стеклом, но в душе очень радовалась за мою маленькую защитницу земли.

8.Проводить уроки экологии для детей.

Как делаем это мы? Приглашаем школьников к себе домой и проводим для них уроки экологии, где рассказываем о сортировке и утилизации мусора. После чего ходим собирать мусор вместе. И наша дочка тоже участвует в уроках, внимательно слушает информацию вместе с остальными детьми, вовлекается дискуссии. И конечно, собирает мусор со всей большой компанией, понимая, что делает что-то важное. 🙂

Для совсем маленьких деток можно проводить импровизированные уроки, например, в виде кукольного спектакля. Где цветочки просят их полить, очистить от чьей-то брошенной обертки. Где главный герой убирает планету и делает это весело, задорно, попутно объясняя, что в чему.))

9.Сажать деревья и не только!

Посадить дерево около своего дома или развести цветник, это отличный пример для наших детей, с помощью которого мы, взрослые, можем научить их любить природу. Детям интересно сажать семечки от съеденных фруктов или овощей вместе с родителями.

Наша дочка уже весь огородик засадила семечками, из которых выросли растения. Деревце манго, салака, папайи и, даже, кукуруза, которые выросли у нас в огороде, это дело рук нашей дочки. Ей нравится осознавать сам процесс. Вот она съела яблочко, достала косточки, потом выкопала ямку, посадила, полила. И через какое-то время вырос росточек, который потом превратился в деревце.

Как можно сделать это в городских условиях? Очень просто. Вы кушаете фрукты или овощи и рассказываете ребенку, как растет растение из этой косточки. Достаете косточку, моете, сушите. Естественно, все это делаете вместе с ребенком. А потом проращиваете косточку на балконе или подоконнике. Малыш наблюдает первые росточки. После чего пересаживаете росточек в лес. Не волнуйтесь, если что-то не получится, главное, пробовать делать это.

10. Проращивать проростки.

Это удивительное чудо, наблюдать, как из разбухшей фасолинки выглядывают зеленые росточки. Это отличное интерактивное обучение для малыша, где на практике малыш видит, как растут растения. Проростки можно выращивать дома даже зимой. А тем более, что они полезны и их можно использовать для приготовления пищи.Что можно проращивать? Чечевицу, нут, маш, овес, пшеницу и другое. Информации по этой теме много.

Мы с Ярославой часто проращиваем семена лотоса в нашем домашнем прудике. Лотос так удивительно проращивается. Прямо в воде лопается косточка и из нее появляется крошечный росточек, который начинает потихоньку расти. А семечко лотоса просто плавает в воде. Ярослава каждый день бегает к пруду и смотрит, не проросло ли оно?

11.Играть в экологичные игры.

Конечно, это тоже тема отдельной статьи. В двух словах скажу так, не стоит закидывать ребенка пластиковыми игрушками из магазина. Кукол можно шить самим, ведь это сакральная игрушка для девочек. Если мама сошьет куклу сама, то игрушка станет одухотворенной и будет защищать дочку. 🙂

Пирамидки можно сделать из деревянных брусочков. И так во всем. Вместо магазинного пластилина можно лепить из соленого теста, красить его пищевыми красителями. Детям очень нравится водить хороводы, петь песни и показывать кукольные спектакли.

Отличное тесто для лепки, разноцветное и вкусное.

Аппликации из соленого теста

12. Общаться с живой природой

Здороваться с землей и солнышком по утрам, рассказывая своим деткам, что наша планета живая и все понимает. Обнимать деревья. Передавать привет ветру. 🙂 Ярослава, просыпаясь, бежит в садик и говорит: «Здравствуй, земля», обращается к дому «доброе утро, домик».

Я рекомендую, как можно чаще выезжать семьей на природные объекты, в лес, на водопады, озера, моря, где ребенок может восстанавливать свою целостность в соединении с природой. Ребенку важно бегать босиком по земле, рассматривать бабочек, копаться в песке, прыгать на волнах. В эти моменты происходит невероятно важное соединение ребенка с живой и мудрой природой, восстановление целостности души и тела, что понемногу теряется, когда человек живет в городе, среди искусственных ценностей.

  • Мое общение с природой. Солнце, вода, земля и мудрые деревья.

13.Создавать семейные традиции.

У каждой семьи могут быть свои собственные, регулярно совершаемые, большие и маленькие семейные традиции. У малыша, таким образом, формируются семейные ценности. А у семьи накапливается свой семейный устав.

Я жарю блинчики, а Ярослава уже знает и говорит: «Мамочка, первый блин для предков, а второй я отнесу домовенку». Вот такие у нас есть необычные традиции.

Я считаю, что ценность семьи необходимо растить и хранить, а также всячески подсказывать малышу, как это важно. Для этого нужно уважительно относится к членам семьи, чтобы малыш чувствовал, как родители уважают и любят друг друга. Маленького человечка нужно питать семейными ценностями, как цветочек водой. Семейные ужины, поездки в какие-то волшебные места, общение с природой. Всегда делайте какие-то личные, только семейные соединения. Именно такие моменты остаются глубоко в памяти ребенка, и так чудесно, когда в сознании накапливаются ценности семьи, дома, взаимной радости и любви.

Также я советую рассказывать ребенку про его предков, чем они занимались, какие достоинства у них были. Рисуйте вместе родовое дерево и желайте своим предкам всего самого доброго.

14. Придумать свой небольшой ритуал перед едой.

Пусть у кого-то это будет молитва, у кого-то момент тишины и благодарности земле за ее дары, а кто-то другой придумает что-то свое, доброе и красивое.

Мы можем поделиться своей песенкой, которую мы поем перед едой, взявшись за руки: «Спасибо солнце, спасибо земле, за то, что есть еда на столе. И пусть у каждого на Земле, будет еда на столе»

15. Кормить любых живых существ.

Конечно, почти все дети любят кормить .. рыбок, птичек, белок, собак и других живых существ. И это отличная традиция. Умение помочь и поделиться чем-то важным — это волшебное состояние любого человека. И для маленького человечка большой радостью является покормить птиц в парке, рыбок в пруду, налить молоко для бездомной собаки. Все это воспитывает в наших малышах любовь и заботу.

Экология для детей — кормим животных

Дорогие читатели, на сегодня я завершу свой список, как можно рассказать ребенку об экологии. Конечно, он может пополняться. Напишите в комментариях, как вы рассказываете детям об экологии, есть ли в вашей семье свои экологические традиции? Очень буду рада услышать ваши истории.

До новых встреч, друзья, шлю лучики! 🙂

С любовью и благодарностью, автор блога Жизнь с мечтой — Наталия Любимова и дочка Ярослава.

  • Волонтеры и волонтерство. Как можно делиться своим теплом?

Экологическое воспитание дошкольников

Актуальность экологического образования дошкольников в современном мире.

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле, она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо только при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. Понятно, что большое значение приобретает экологическое воспитание. Культивирование нового сознания по отношению к природе процесс длительный, он напрямую связан с экологическими, социальными и другими условиями жизни общества. Современная педагогика призвана воспитывать новое поколение, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания – важнейшая задача воспитания; именно недостаточное внимание экологическому воспитанию привело к потребительскому отношению к природе. Понятно, что процесс формирования экологического сознания должен охватить все возрастные группы.

Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений. Первые семь лет в жизни ребенка — это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Ребенок в эти годы овладевает своим телом и основными движениями, у него развиваются сенсорные ощущения, на их основе формируется восприятие. Быстро накапливается жизненный опыт, расширяется круг представлений, ребенок во многих отношениях становится управляемым. Этому способствует развитие произвольных процессов: сосредоточенного внимания, воли, социальных эмоций. В это время происходит становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. Само по себе наличие экологических представлений не гарантирует экологически целесообразного поведения личности. Для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе. Именно оно определяет характер целей взаимодействия с природой, мотивы такого взаимодействия и готовность поступать с точки зрения экологической целесообразности. Уже в процессе освоения экологических представлений у детей происходит формирование эмоционального отношения к растительному и животному миру. Важным показателем экологической воспитанности дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к природе. При этом необходимо учитывать тот факт, что дикая природа прекрасно обходится и без деятельности человека, она живет по своим собственным законам.

Заботиться о природных объектах следует только в измененной людьми среде: в городе, парке, а в условиях дошкольного учреждения — на участке, в живом уголке. Следовательно, помогать необходимо растениям и животным, живущим рядом с человеком: деревьям парков, участка, растениям цветников, голодающим зимой городским птицам, т. е. тем, чье благополучие зависит от действий людей.

Ведущее значение в развитии интеллектуальных и личностных процессов имеет общение ребенка с взрослым — оно определяет его эмоциональное самочувствие, отношение к людям и окружающему миру в целом. Формируя у детей теплое, любовное отношение к реальной природе, конкретному ее объекту или явлению, взрослые помогают им прочувствовать и осмыслить красоту и совершенство в природе, особенно на экскурсиях, сопровождаемых эмоциональными беседами.

Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу ребенок был зрелым не только в физическом и социальном отношении, но и достиг определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. На этой основе должна формироваться экологическая культура личности, направленная на гармонизацию отношений человека с природой.

Экологическое воспитание — это сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Оно возникло из актуальной проблемы современности — взаимодействия человека с природой и уже достигло наиболее высокого уровня в своём начальном звене воспитания.

Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно – правильного отношения к объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно – правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении и на территории детского сада. Если систематически, на протяжении нескольких лет, ребенка знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания, вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях, у него возникает интерес к проявлениям природы, понимание специфики всего живого, желание практически сохранить, поддержать или создать нужные условия для развития и жизни растений и животных.

К экологическому воспитанию относится и то, что в дошкольный период в ребенка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: — человек, как живое существо нуждается во вполне определенных жизненно необходимых условиях

— человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и, по мере возможности, восстанавливающий ее богатства.

Понимание этих аспектов связано с конкретными примерами, которые имеются в окружении и в практике каждого ребенка. Вместе с социально-гуманитарным образованием экологическое образование в современных условиях призвано способствовать формированию у людей нового экологического сознания, помогать им в усвоении таких ценностей, профессиональных знаний и навыков, которые содействовали бы выходу России из экологического кризиса и движению общества по пути устойчивого развития. В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое образование является одной из актуальнейших проблем современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества. Нет более благоприятного возраста для решения задач экологического воспитания, чем дошкольный. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Экологическое воспитание строится на усвоении детьми системы знаний о природе и формировании элементарных экологических представлений о животных и растениях как живых существах, о сущности взаимодействия человека и природы.

Эколого-развивающая среда ДОУ как метод экологического

образования

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Экологическое мировоззрение – это продукт образования. Его становление происходит постепенно в течении многих лет жизни и учения человека. Начало же процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.

Всестороннее развитие и воспитание маленьких детей осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных – ознакомление дошкольников с природой. Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного к ней отношения. Формы организации детей, методы и приемы ознакомления их с природой самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения.

В разряд наиболее значимых методов ознакомления детей с природой выдвигается наблюдение. Наблюдения организуются воспитателем на занятиях и в повседневной жизни чаще всего в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом. Наблюдение включается и в другие формы работы: занятия, экскурсии, прогулки, и др. Наблюдение важно еще и тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы: труд по уходу за животными и растениями, изодеятельность и рассказы детей на основе впечатлений, осмотр объектов природы, заполнение календарей.

Формировать активную жизненную нравственно-эстетическую позицию помогает и такой вид детской деятельности как труд детей в природе. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. В процессе труда дети осознают зависимость состояния растений от условий их произрастания, узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений. Освоение этих связей и зависимостей оказывает влияние и на отношение к труду: он становится более осмысленным и целенаправленным. У детей формируются устойчивый интерес к труду, трудолюбие. Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояний растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважения к людям труда. Воспитание умения малышей принять цель наблюдения, осознать его результат будет эффективнее, если наблюдение связано с трудом. Помимо воспитательных, в процессе труда в природе решаются и образовательные задачи. Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и о его сезонных изменениях. Они учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы. Экскурсии – еще одна из форм организации работы по экологическому воспитанию. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки). В. А. Сухомлинский писал, что у ребёнка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному». Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных понятий о природе.

Виды экскурсий

Направление воспитания

природоведческая

решает задачу знакомства с природой, т.е. накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях.

экологическая

освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы: — между органами животных и растений и их функциями

— между средой обитания живых существ, особенностями их строения и образом жизни — между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования — между различными живыми существами в одной экосистеме.

На сельскохозяйственные объекты

дает детям представления о труде людей, показывает, как человек влияет на природу, что и для какой цели делают люди, как используют машины и как относятся к результатам своего труда.

Эстетического характера

учит воспринимать красоту природы, воспитывает любовь к природе, осознанное и бережное отношение к ней.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные. Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя: под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представления о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать. Воспитатель помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения и хорошо содержащийся аквариум украшает комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного. В основе общения дошкольника с живой природой лежит отношение старшего к младшему, проявляется потребность ребенка ласкать, заботиться о растениях и животных Уголок живой природы в детском саду — одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Детские наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны. В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за обитателями уголка природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело. Поскольку в условиях нашей климатической зоны труд и наблюдения детей на участке в определенные периоды значительно сокращаются, уголок природы обеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по ознакомлению детей с природой. Систематическое обучение на занятиях — важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Современная дошкольная педагогика придает занятиям большое значение: несомненно, они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. В настоящее время просматривается одна важная тенденция — построение систем занятий по экологическому воспитанию детей. Такие занятия выполняют совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, — расширены, углублены, объединены, систематизированы Экологические занятия, могут принципиально отличаться друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения.

Типы экологических занятий

Тип занятий

Организация проведения, задачи и цели экологического воспитания.

Первично– ознакомительного типа

словесный метод экологического воспитания: ознакомлению детей с видами животных, растений, не представленных в ближайшем природном окружении, условиями их жизни и обитания. Рассматривание картин, беседа, чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов.

Углубленно-познавательного типа

показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Тематика определяется рядом конкретных зависимостей, которые, доступны пониманию и усвоению старшими дошкольниками: зависимость жизни и роста растений от факторов внешней среды, приспособленность животных к среде обитания

Обобщающего типа

Цель: выделить ряд значимых признаков для группы знакомых объектов и на их основе сформировать обобщенное представление. Позволяют интенсивно развивать интеллект детей — умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Комплексного типа

в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками. Комплексные занятия — это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному, интересно. Они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия.

Решаются вопросы экологического воспитания дошкольников и при помощи различного вида игр

Виды игр на экологические темы.

Виды игр на экологические темы

Значение для экологического воспитания дошкольников

Дидактические игры

дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных, учатся обобщению и классификации.

При ознакомлении с природой используют дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

Предметные игры

«Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке». (в младшей и средней группах).

уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Игры с природным материалом

(листья, семена, цветы, фрукты, овощи

вычленение отдельных признаков предметов, явлений, сравнение их, умение группировать, классифицировать по определенным общим признакам, чертам.

Подвижные игры природоведческого характера

Словесные игры

«Кто летает, бегает, прыгает?», «Нужно – не нужно», «В воде, воздухе, на земле»

связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы.

закрепление знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщение и систематизация знаний

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *