Диктант про ноябрь

Рабочая программа по курсу «Русский язык»

Приложение № 5

Контрольный диктант №4

(6 класс)

Имя прилагательное

Первый снег.

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет все вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.

Как прекрасна березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек.

В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

«Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди.

101 слово

Грамматические задания.

  1. Произвести синтаксический разбор предложения.

1в. Загораются, блестят разноцветные искорки инея.

2в. Побелели дорожки и крыши домов.

  1. Произвести морфологический разбор слова.

1в. На гладкой (поверхности)

2в. На снежную (бабу)

  1. Произвести морфемный разбор.

1в. Причудливую

2в. Предзимние

Приложение № 6

Контрольный диктант №5

(6 класс)

Имя числительное

Люди всегда стремились разгадать тайну глубин нашей планеты. Что находится в центре Земли? Почему на Земле происходят землетрясения, извержения вулканов? Где встречаются полезные ископаемые? Движутся материки или стоят на месте? Почему одни участки суши поднимаются, а другие опускаются? Каков возраст нашей планеты? Какой была Земля миллионы лет назад?

Выяснить это не так просто. А если прорубить скважину к центру Земли? Глубокое бурение – один из методов изучения земных недр. Он позволяет многое узнать о строении нашей планеты. Самая глубокая скважина не превышает 15 километров, а расстояние от поверхности до центра Земли 6370 километров.

И все-таки с помощью бурения ученые установили, что при приближении к центру Земли температура повышается. В среднем на каждые сто метров глубины она возрастает на три градуса.

Из книги «Почемучка»

120 слов

Грамматические задания.

  1. Произвести синтаксический разбор предложения.

1в. Движутся материки или стоят на месте?

2в. Почему на Земле происходят землетрясения, извержения вулканов?

  1. Произвести морфологический разбор слова.

1в. 15 километров

2в. 3 градуса

  1. Произвести морфемный разбор.

1в. Установили

2в. Стремились

Приложение № 7

Контрольный диктант № 6

Местоимение

(6 класс)

Необычный стрелок.

Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный летний день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.

Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими желто-белыми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечнозеленые сосны. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только пение маленьких белогрудых птичек.

Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной бомбочки. Я остановился и осмотрелся. Все вокруг дышало тишиной и спокойствием.

Я пошел по тропинке и через несколько минут вновь услышал шум. Он исходил из земли. Мое внимание привлекли мелкие темно-коричневые зернышки. Тогда я понял, что это цветок разбрасывает свои семена.

Я долго рассматривал это интересное растение.

по Г. Угарову

118 слов

Грамматические задания.

  1. Произвести синтаксический разбор предложения.

1в. Был жаркий, но ветреный летний день.

2в. Я остановился и осмотрелся.

  1. Произвести морфологический разбор слова.

1в. Все

2в. У меня

  1. Произвести морфемный разбор.

1в. Пение

2в. Резкий

Приложение № 8

Контрольный диктант № 7

(6 класс)

Глагол

Ноябрь – предзимний месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой. Ноябрь – начало ненастий. Еще моросят по России затяжные дожди, но уже время от времени кружится в воздухе белый снежок.

Снег пятнами ложится в долине, украшает деревья, кусты на берегах речонок, на склонах оврагов.

На окраине деревни пируют дрозды. Они приютились на рябине и перелетают с ветки на ветку, обирают с нее спелые ягоды.

Принялся за обновки заяц. Белеет зайчонок с ног, меняет шубку под цвет снега. Так его труднее заметить.

Все крепче забирает зима, все чаще непогода. Крутится поземка, переползает через дороги, овраги, покрывает неровности земли. Дни прибавляются, а рассвет с сумерками в полдень встречаются. Природа замирает в ожидании зимы.

по А. Стрижову

109 слов

Грамматические задания.

  1. Произвести синтаксический разбор предложения.

1в. Снег пятнами ложится в долине, украшает деревья, кусты на берегах речонок, на склонах оврагов.

2в. Крутится поземка, переползает через дороги, овраги, покрывает неровности земли.

  1. Произвести морфологический разбор слова.

1в. Переползает

2в. Принялся

  1. Произвести фонетический разбор.

1в. Ноябрь

2в. Ягоды

Приложение № 9

Контрольный диктант № 8

(6 класс)

Повторение изученного в 5-6 классах

Ежи.

Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. Ночь была тихая, только с реки доносились какие-то далекие легкие звуки. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались какие-то тихие голоса. Они были похожи на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли быть в подполье? Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом. Потом я догадался, что это ежи.

Ежи — смирные и кроткие звери. Разговаривать, конечно, они не умеют. Это я слышал их возню. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся. Днем они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами.

На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги покрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят всю зиму.

по И. Соколову-Микитову

125 слов

Грамматические задания.

  1. Произвести синтаксический разбор предложения.

1в. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся.

2в. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами.

  1. Произвести морфологический разбор слова.

1в. Разговаривает

2в. Сидел

  1. Произвести морфемный разбор.

1в. Пробудились

2в. Покрывают

Приложение №10

Подробное изложение по прослушанному тексту (№1)

(6 класс)

О хороших манерах.

Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, со старшими и младшими, как говорить и как одеваться. Но люди обычно мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры.

Что же лежит в основе руководства по приобретению хороших манер? Простое ли это собрание «рецептов» поведения?

В основе всех манер лежит одна забота – о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо.

Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. Поэтому не надо чавкать, звонко класть вилку в тарелку, громко говорить за обедом. Не надо говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. И не надо класть локти на стол – опять-таки, чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим: на вас не должно быть противно смотреть.

Как видите, в так называемых хороших манерах есть глубокий смысл. И воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в них – бережное отношение к людям, к природе.

Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим. А когда манеры сами придут к вам, придёт память на правила хорошего поведения, желание и умение их применять.

По Д. Лихачеву.

Приложение № 11

Подробное изложение по прослушанному тексту (№2)

(6 класс)

Поговорим о бабушках.

Давайте поговорим о стариках — о собственных, родных бабушках.

Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда уже не хочется. Во все вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, rогда все во дворе давно раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.

Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть — это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее ее, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что она тебе “ жизнь отдает”. Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что старость — довольно тяжкое и печальное время жизни .Все свое, личное, у нее позади — заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты — ее единственная забота, ее последняя радость, ее постоянная тревога, ее основной, жизненный интерес, ее тайная надежда.

А потом, у каждого возраста есть особенности. Вот и у стариков они есть-ворчать, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Не обижайся и на стариков: им по возрасту положено кричать и поучать.

Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все — таки попытайся.

(По И.Медведевой.) 234 сл.

Приложение №12

Контрольные сочинения (6 класс):

1. Контрольное сочинение-описание картины Т.Н.Яблонской «Утро» (№1).

2. Контрольное сочинение-повествование. Рассказ на основе услышанного — «Когда моя мама, сестра, дедушка…»(№2).

Приложение №13

Контрольный диктант №1

( 7 класс)

Повторение изученного в 5-6 классах

Осень на воде.

Осень. Уже не хочется выкупаться, но тянет опуститься в воду. Подержишь палец в воде, а он стынет. Вода не замерзла, но жизнь в ней замирает. Водяные лилии опустились на дно. Лягушки зарылись в почву до весны. Окуни, ерши, лещики бродят стайками. На гладкой поверхности теплой воды иногда выскакиваю пузыри. Это голодные рыбешки ждут, не упадет ли кузнечик или муха.

Ветер шевелит желтыми листочками. Вот какой-нибудь окажется в воде. Жадные рыбы схватят листочек, утащат в воду. Но скоро он вынырнет обратно.

А бросьте в воду горсточку крошек. Какая поднимется возня! Толкаются, кружатся, борются за пищу рыбки. Посмотришь через минутку и ничего не увидишь. Спокойная темная вода.

109 слов

Грамматические задания.

  1. Произвести синтаксический разбор предложения.

1в. Водяные лилии опустились на дно.

2в. Лягушки зарылись в почву до весны.

  1. Произвести морфологический разбор слова.

1в. В воде

2в. За пищу

  1. Произвести морфемный разбор.

1в. Посмотришь

2в. Увидишь.

Приложение №14

Контрольный диктант №2

( 7 класс)

Причастие

В лесу.

Свистящим шепотом перекликнулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей. Последние звезды тихо погасли в посветлевшем небе. Лес, окончательно стряхнувший с себя остатки ночного мрака, вставал во всем своем зеленом величии.

Из припудренной утренним инеем хвои высунулась длинная бурая морда, увенчанная тяжелыми ветвистыми рогами. Испуганные глаза осмотрели огромную поляну. Розовые замшевые ноздри, извергавшие горячий парок встревоженного дыхания, судорожно задвигались. Настороженные уши ловили каждый звук. Внимание его привлек звук, послышавшийся сверху. Зверь распустил напряженные мускулы, вышел на поляну, лизнул наст.

Летчик ощущал дрожь подраненной машины всем своим существом, как будто это была агония изувеченного мотора, а лихорадка, колотившая его собственное тело. Лучи пронзавшие хвою сверкающими бликами, зажигали наст.

по Б. Полевому

117 слов

Грамматические задания.

  1. Произвести синтаксический разбор предложения.

1в. Последние звезды тихо погасли в посветлевшем небе.

2в. Настороженные уши ловили каждый звук.

  1. Произвести морфологический разбор слова.

1в. В посветлевшем (небе)

2в. Сверкающими (бликами)

  1. Произвести морфемный разбор.

1в. Зажигали

2в. Задвигались.

Приложение №15

Контрольный диктант №3

( 7 класс)

Деепричастие

Последнюю ночь перед уходом в подземелье Володя спал в доме дяди Гриценко.

Несколько раз ночью мать подходила к его постели, поправляла одеяло на мальчиках, зажимая себе рот, боясь застонать, заплакать от томившей ее тревоги.

Засквозили первые проблески рассвета, и дядя Гриценко, затопав босыми ногами по хате, поднял штору, пуская в комнату холодную муть начавшегося утра. Растолкав крепко спавших ребят, он сказал: «Хлопцы, пора!»

Мальчики, зевая, одевались. Они умылись студеной водой, согнавшей с них дремоту. Сосредоточенно сопя, жевали они холодные лепешки, оставшиеся с вечера, и запивали их горячим чаем.

Прощались в темноте. Утренний ветер, поднимавшийся с моря, нес с собой гарь.

У входа в каменоломню часовой не пропустил их, не проверив пароля. Перед ними был черный колодец, казавшийся бездонным. Из невидимых недр шел какой-то запах, слышались голоса.

по Л. Кассилю и М. Поляновскому

127 слов

Грамматические задания.

  1. Произвести синтаксический разбор предложения.

1в. Они умылись студеной водой, согнавшей с них дремоту.

2в. У входа в каменоломню часовой не пропустил их, не проверив пароля.

  1. Произвести морфологический разбор слова.

1в. Растолкав

2в. Не проверив

  1. Произвести морфемный разбор.

1в. Бездонным.

2в. Невидимых

Приложение №16

Контрольный диктант №4

(7 класс)

Наречие

Купание в реке.

Обоз расположился в стороне от деревни около реки. Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл. От жары было некуда деться. На берегу стояло несколько верб. Но тень от них бесполезно падала в воду. Вода в реке, голубеющая от отражающегося в ней неба, страстно манила к себе.

Дымов и Кирюша быстро разделись и с громким криком попадали в воду. Тихо журчавшая речка огласилась фырканьем, плеском, криком. Егорушка разделся. Разбежавшись, он прыгнул с вышины в речку. Описав в воздухе дугу, Егорушка глубоко погрузился. Но дна не достал. Какая-то сила подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул, фыркая, пуская пузыри. Егорушка подплыл к берегу и стал шарить около камышовых кореньев.

по А.П. Чехову

114 слов

Грамматические задания.

1. Произвести синтаксический разбор предложения.

1в. Разбежавшись, он прыгнул с вышины в речку.

2в. Он вынырнул, фыркая, пуская пузыри.

  1. Произвести морфологический разбор слова.

1в. Несколько

2в. Обратно

3. Произвести морфемный разбор.

1в. Разделись

2в. Расположился

Приложение №17

Контрольный диктант №5

( 7 класс)

Служебные части речи

Добрые пожелания.

Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком.

Прежде всего необходимо стараться выполнять режим дня в течение всего дня. Составьте его с начала сентября и старайтесь выполнять в течение всего учебного года. Посоветуйте так же поступать и своим товарищам.

Вначале лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение потребует больше времени. Зато останется свободное время на любимые предметы, увлечения.

Если у вас что-либо не получается, не обращайтесь сразу за разъяснениями к старшим, а загляните в словарь. В справочную литературу. Это трудно. Зато полезно. За то время, которое вы потратили на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного.

В свободное время побольше читайте. В продолжение чтения выписывайте отдельные интересные мысли, высказывания. Полезно также понравившиеся вам стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать память.

125 слов

Грамматические задания.

1.Выписать из текста все служебные части речи.

1в. все предлоги

2в. все союзы

  1. Произвести морфологический разбор слова.

1в. В течение

2в. В продолжение

  1. Произвести фонетический разбор.

1в. Учиться

2в. Полезно

Приложение №18

Контрольный диктант №6

( 7 класс)

Повторение изученного в 5 — 7 классах

Пошёл дождь. Сначала капли были крупные, редкие, потом загустело кругом, полилось, полилось… Васютка приметил пихту, широко разросшуюся среди мелкого осинника, и залёг под неё. Не было ни желания, ни сил шевелиться, разводить огонь. Хотелось есть и спать. Он отковырнул маленький кусочек от чёрствой краюшки и, чтобы продлить удовольствие, не проглотил его сразу, а начал сосать. Есть захотелось ещё сильнее. Васютка выхватил остатки горбушки из мешка, вцепился зубами и, плохо разжёвывая, съел всю.
Дождь не унимался. От сильных порывов ветра качалась пихта, стряхивая за воротник Васютке холодные дождя. Они ползли по спине. Васютка скорчился, втянул голову в плечи. Веки его сами собой начали смыкаться, будто повесили на них тяжёлые грузила, какие привязывают к рыболовным сетям. Он засунул руки в рукава, прижался плотнее к стволу пихты и снова забылся тяжёлым сном. На рассвете Васютка, стуча зубами от холода, вылез из-под пихты, подышал на озябшие руки и принялся искать сухие дрова.

по В.Астафьеву

143 слова

Грамматические задания.

  1. Произвести синтаксический разбор предложения.

1в. Васютка приметил пихту, широко разросшуюся среди мелкого осинника, и залёг под неё.

2в. Васютка выхватил остатки горбушки из мешка, вцепился зубами и, плохо разжевывая, съел всю.

  1. Произвести морфологический разбор слова.

1в. Скорчился

2в. Приметил

  1. Произвести фонетический разбор.

1в. Съел

2в. Дождь

Приложение №19

Подробное изложение по прослушанному тексту ( №1)

(7 класс)

Журавли.

Задание. Напишите подробное изложение от третьего лица, стараясь передать эмоциональное отношение автора к исчезающим птицам.

Журавли — это совсем особые птицы. У них удивительное чувство собственного достоинства, чувство равенства с человеком. Журавли не только «умны», они красивы. Красивы особой законченной грацией, изяществом, свободой и своеобразием движений, нежной, «продуманной» гаммой окраски. У журавлей удивительный голос — грустный и вместе с тем торжественный, жизнеутверждающий, мелодичный — будто серебряный. Возможно, потому журавли и вызывают у людей особую любовь.
Но еще одно — и печальное обстоятельство выделяет журавлей из всех птиц: никто из диких животных не находится сейчас в таком критическом положении, как журавли. Почти половина всех видов журавлей нашей планеты включена в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов как исчезающие виды. И нет сомнения, что полное исчезновение журавлей на нашей планете — только вопрос времени. Для одних видов потребуются несколько десятилетий, для других — считанные годы, но все они обречены. Если, конечно, человек не придет им на помощь.
А ведь кое-где еще до сих пор охотятся на журавлей! Мне непонятна психология охотников на журавлей, я не могу понять и почувствовать: какую радость приносит выстрел по журавлю? Не говоря уже о том, что мясо журавлей волокнисто, жестко и сухо, почти несъедобно. Нет, я придерживаюсь точки зрения японцев, индийцев и наших русских крестьян: убить журавля — большой грех.

В. Флинт.

Операция «Стерх».

Приложение №20

Подробное изложение с дополнительным творческим заданием ( №2)

(7 класс)

Задание. Закончить текст, сделав вывод.

Что значит быть воспитанным?

Воспитанный человек… Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность?

Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.

Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными.

Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности.

Как-то я прочитала такой рассказ. В Лувр по утрам приходили бездомные и нищие. Они становились к отоплению, отогревались. Стояла так старушка. Рядом художница работала над копией. Художница вдруг встала, принесла стул и предложила его старушке. Та низко поклонилась и села. Эту сцену наблюдала женщина с мальчиком. Мать что-то шепнула сынишке. Он подошел к художнице и сказал: «Мерси, мадам!» – и со счастливым лицом вернулся к матери.

По С. Гиацинтовой

Приложение №21

Темы контрольных сочинений

Ноябрь — предзимье. Календарь русской природы.

Идет седая чародейка,

Косматым машет рукавом…

Г. Державин

Ноябрь — ворота зимы. Дождь вдруг сменяется снегопадом. Вот и свежий морозец затянул ледком лужи. Побелела земля, но не надолго. «Первый снежок — не лежок» — полежал, полежал и растаял. Под холодным ветром ежатся кусты, зябнут оголившие деревья. В лесу сыро и неуютно…. Впрочем, со старинным календарем природа не всегда согласуется: и осень не тогда, когда надо, да и зима, бывает не зима. Лишь у садоводов — цветоводов календарь всегда четкий, пишет Александр Стрижев в своем «Календаре русской природы на сайте florets.ru.

Ноябрь — полузимник. Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын, декабрю родной брат: ноябрь с гвоздем, декабрь с мостом. Выезжает на пегой кобыле: то снег, то грязь, то грязь, то снег. Не велика у ноября кузница, а на всю Русь в ней оковы куются: ледостав уже на прудах и озерах. Третье свое дело завершает осень: раздев лес, сковав воду, прикрывает землю снежным покрывалом. Неуютно в лесу: исхлестанные дождями, голые, черные стоят деревья. Блестит лед на реке, — а поди сунься на него: треснет под ногой, и ты провалишься в ледяную воду. И на земле присыпанная снегом всякая зябь останавливается в росте. Но это еще не зима: только предзимье. Еще нет-нет да выдается солнечный денек. И, ух ты, как обрадуется солнышку все живое! Глядишь, там из под корней вылезают черные комарики, мушки, взлетают в воздух. Тут под ногами расцвел золотой одуванчик, золотая мать-и-мачеха — весенние цветки! Снег стаял… Но крепко-накрепко заснули деревья, замерли до весны, ничего не чувствуют.

В Бианки

В народе говорят…

• «Холоденек батюшка октябрь, а ноябрь и его перехолодил», — говорили в старину. Да, захолодало, то ли будет в декабре!

• В ноябре зима с осенью борется.

• Ноябрь называют сумерками года.

• В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается.

• Дождь лунки нальет — зиму скоро приведет.

• Звезды прыгают — к холоду.

• Иней на деревьях — к морозам, туман — к оттепели.

• Коли в ноябре небо заплачет, то следом за дождем и зима придет.

• Прилетел снегирь — зимний вестник.

• Тихая вода — хорошая зима, шумная — морозы, бури, метели.

«Календарь русской природы»

Александр Стрижев

Как только суточная температура воздуха снизится за 0 градусов, глубокую осень сменяет предзимье. Этот под-сезон продолжается, пока суточная температура воздуха не перейдет ниже минус 5 градусов. В Подмосковье такое чаще всего случается в последних числах ноября. К тому времени почти девять десятых территории нашей страны покрываются снегом. Установились первые морозы, держится прочный снеговой покров — наступила зима.

По многолетним наблюдениям, в центре Русской равнины снег прочно ложится около 27 ноября, но бывают и значительные отклонения от этой даты. В 1956 году, например, покровный снег выпал уже 3 ноября, а в 1938 году не только ноябрь, но и декабрь не знал настоящего снега, прочный покров установился лишь 25 января 1939 года, уподобившись оказии пушкинских времен, описанных в «Евгении Онегине». Тогда так же «зимы ждала, ждала природа, снег выпал только в январе, на третье в ночь» (по-теперешнему — 15 января). Нечто подобное было и в 1972 году. Метеорологи утверждают, что слишком позднее установление прочного снегового покрова происходит раз в двадцать лет.

В предзимье держится неустойчивая погода: резкие похолодания сменяются оттепелью, мерзлая почва обнажается от порош и даже несколько прогревается. Тепло и влагу обычно приносят морские ветры юго-западных и западных румбов.

Подмосковье значительно удалено от обширных водных пространств, поэтому и климат у нас континентальный. Но, тем не менее, на Подмосковье влияют и морские воздушные массы, которые как бы смягчают норов нашей зимы, не дают ей установиться сразу в полную силу.

Но вот дохнула Арктика, и облик погоды изменился: в предутренние часы температура опустилась так, что даже крупные реки начали затягиваться льдом; на десяток сантиметров промерзли песчаные почвы; серьезно задержалась очередная пороша. Дни все короче и темней. Несветимое небо — в наплывах тяжелой облачности, через которую редко пробиваются солнечные лучи. Норма солнечного сияния в ноябре составляет всего 28 часов вместо 80 в октябре. Вечерами по низинам густо стелются туманы; ноябрь — самый туманный месяц года.

После оттепели опять яростно ударяют морозцы. По глубокой реке поплыли ледяные пленки-«сало». Внутри толщи воды плавает шуга — так гидрологи называют рыхлый, похожий на снег, внутриводный лед. Через день-другой «сало» смерзнется в льдины, и на большой реке можно наблюдать предзимний ледоход. Останавливают его крутые морозы: льдины, схватываясь, смыкаются с заберегами — с ледяным полем вдоль берегов, и река становится на ледяной замок. Мелкие реки затягиваются льдом раньше крупных.

За ледоставом ждут зимнего снега. Ведь в ноябре его нормальная высота на подмосковных полях — 7 сантиметров. Сильные ветры местами обнажают почву, сдувая снег в овраги и к зарослям. На юге России бывает, что ветер сдувает не только снег, но и слой почвы. Возникают черные бури — жестокий бич озимых посевов. Когда покровный снег падает на талую землю, почвенное тепло целиком не выхолаживается, это в какой-то мере способствует весной раннему развитию растений.

В ноябре в центре европейской части России дольше других циркулирует континентально-полярный воздух. В Подмосковье он, например, держится в общей сложности 17 суток. В это время столбик термометра в полдень показывает всего лишь один градус. При арктическом воздухе (держится 6 дней) температура еще ниже и в полдень достигает обычно минус 2 градуса.

В остальные дни несколько теплее. За счет резких похолоданий в предутренние часы средняя месячная температура ноября в столичной области составляет 2,3 градуса ниже нуля (самая высокая 2,7 — в 1923 г.). До сих пор не перекрыт рекорд минимальной суточной температуры, побитый 26 ноября 1890 года (минус 32,8 градуса). Самая высокая температура была 10 и 11 ноября 1927 года (плюс 12,6 градуса).

Солнце все ниже поднимается над горизонтом, и ночи все растут и растут. Низкие свинцовые облака почти не пропускают лучи, дневной свет в основном рассеянный, и продолжительность солнечного сияния в среднем менее часа в день. Правда, бывают и отклонения. Так, в 1958 году ноябрь оказался таким светлым, что солнце сияло 80 часов. Подмосковье сравнялось с Северным Крымом. Но то — исключение. Оно наблюдалось только еще раз — в 1896 году.

В предзимье живая природа полностью подготовилась встретить стужу. Под влиянием осенних холодов клетки покоящихся растений останавливают рост и, претерпевая глубокие физиологические изменения, как бы обособляются, покрываясь изнутри дополнительными оболочками. Из этого состояния они выйдут лишь с приходом тепла, когда весной между ними снова появятся тонкие тяжи протоплазмы, называемые плазмодесмами.

Гремит мерзлый лист под ногами. Стряхнув обузу, лес оказался сквозным, чащарники и те просматриваются. Один зимний дуб шуршит блеклыми доспехами, он не роняет листву до самой весны. Все древесное племя теперь впало в глубокий покой. Срезанные ветки не зазеленеют, не зацветут и в комнате, как это бывает поближе к весне: необходимо хотя бы кратковременное промерзание. Почки накрепко сдвинули чешуйки, осмолились и готовы переждать все превратности зимы.

В голом лесу сейчас кроме хвойных при листве остались лишь кустарнички брусники, голубики, вереска и багульника. Они никогда не сбрасывают листву целиком, спадают только старые листья, да и то постепенно. Под снег уходят зелеными и некоторые травы, в лесу это – грушанки и медуницы, а на лугу и в поле – ярутки, сурепки, одуванчики и манжетки. Их прикорневые листья плотно прижаты к земле, и толстый слой снега защитит от вымерзания.

Весьма оригинально зимуют плавающие водолюбы — пузырчатка и водокрас. Еще в конце лета они выгнали зимующие почки, которые через некоторое время отделились от побегов и опустились на дно водоема. В холода надводная вегетативная масса отмирает, почки же весной всплывут наверх и разовьются в новые растения.

В саду еще к 3 ноября оголились малина и вишня, и теперь кругом пусто и светло. Народная примета, что «пока лист с вишен не опал, сколько б снегу ни выпало — оттепель его сгонит», по-видимому, справедлива. Ведь в первых ноябрьских числах зима редко становится на ноги.

К зиме однолетние ветки деревьев подергиваются слоем отмерших клеток. Этот рыхлый слой удерживает в пустотах воздух, который, как известно, обладает хорошими теплоизоляционными свойствами. Таким образом, нежные ветки лучше переносят превратности зимы.

У рано зацветающей серой ольхи уже в предзимье можно обнаружить как тычиночные, так и пестичные сережки: зацветут весной до схода снега. Обзавелся тычиночными сережками и лесной орешник — лещина, он ведь тоже первоцвет; пестичные соцветия у него спрятаны в круглых почках. В почках пребывают и сформировавшиеся соцветия березы и осины.

По-зимнему преобразились зайцы. Косой при глубоких порошах старается подольше оставаться на дневных лежках.

Раз он затаился, а следа нет — занесен, то ни лиса, ни самая чуткая собака хитреца не обнаружат, пусть даже и пробегут совсем рядом. Ведь заяц дает о себе знать лишь на бегу: лапки, потея, оставляют пахнущий след. Когда же он скрытно таится на лежке, ни один зверь, каким бы тонким обонянием он ни обладал, не заметит косого (заячья шкурка не пахнет, в ней нет потовых желез). Стронутый с лежки, он уже не возвращается на прежнее место.

Пролет птиц замыкают утки и чайки. Когда воды затянутся льдом, им ничего не остается делать, как пуститься к кормным местам на юг. Пролет последних чаек подмосковные фенологи отмечают 15 ноября. Зима не страгивает сродных гнездовий очень немногих птиц. Строго оседлый лишь домовый воробей, а, скажем, рябчика так называют только с некоторой натяжкой.

Длиннохвостую синицу остроумно назвали ополовником. И вправду, ее^ компактное тельце и вытянутый хвост чем-то напоминают круглую ложку с вытянутой ручкой — ополовник, чумичку. Ополов-ничек любит лиственные леса. Добродушен, не драчлив, прямо-таки с повадками не синичьими.

Синицы — птицы лесные. Но там они предпочитают держаться только в теплое время года, а как повеет студеный ветер — жмутся поближе к человеку, перелетая в сады и парки. Если же их привадить, то и летом будут навещать гостеприимных хозяев. Теплая пуховая шубка спасает синиц от напастей злюки-зимы. Страшен не холод, а бескормица. Когда деревья засеребрятся инеем, остеклятся изморозью — вот тут-то и потребуется нашим крылатым друзьям человеческая помощь. Кусочек сальца, подвешенный на веточку, подкрепит как нельзя кстати надворных постояльцев, за это они отблагодарят вас сполна. Все синицы насекомоядны, но зимой не брезгуют семенами сорняков, зернышками, а также всем тем, что им предоставит человек.

Пресноводные рыбы приспосабливаются к суровым условиям. В ноябре впадают в зимнюю спячку карпы, караси и. сомы. При температуре воды ниже 6 градусов эти рыбы зарываются в придонный ил и тину, оставаясь на зиму совершенно неподвижными. Осетр, стерлядь и белуга к большим холодам окутываются слизью, которая предохраняет их от неблагоприятных воздействий среды. В водоемах, разумеется, много и бодрствующих рыб.

В Плещееве озере, например, нерестится переславская селедка — ряпушка. Повсеместно оживляется налим — бодрят холода; усилился жор язя. Хорошо берут насадку окуни и ерши.

Предпочитают в покое переждать стужу и некоторые морские рыбы. Так, сельди еще с осени подходят к побережью Ледовитого океана, чтобы залечь там неподвижно на мелководье заливов. На Дальнем Востоке камбала устраивает становища возле островов, причем во время зимовки камбала, по-видимому, не питается совсем.

«Предзимний месяц Ноябрь». Сказка для детей

Татьяна Петухова
«Предзимний месяц Ноябрь». Сказка для детей

Предзимний месяц Ноябрь. На улице зябко и неуютно. Листья с деревьев облетели и они, постаревшие, давно уже мокли на земле, лил мелкий назойливый дождь. Деревья сиротливо ёжились под холодным пронизывающим ветром, везде было сыро и неуютно, казалось, что весь город уже промок насквозь. У всех было серое настроение, а ноябрьская непогода ещё больше закапризничала, снова заморосил дождь, а вечером, как голодный цепной пёс, на город внезапно налетел колючий Северный ветер.

Ветер неистовствовал, он раскачивал деревья со страшной силой. Под таким натиском ветра бедные деревья уже безропотно били поклоны до самой земли: только бы выстоять, только бы не упасть.

Ветер, дико завывая, гремел по крышам, и от этого жуткого воя, в котором слышалось злое торжество, всем становилось не по себе.

На улицы опустилась тьма. Ветер начал стихать, его вой становился все глуше. И вот, как бы собрав последние силы, Северный ветер ещё раз покружил по улицам города, покружил, вдруг напоследок жалобно заскулил и затих, свернулся в клубок, преданно ожидая своего хозяина.

Вслед за ветром на беззащитный город напал Холодей. Холод сковал намертво землю, покрыл её ледяным панцирем. На ветвях застыли дождевые капли, они жалобно звенели, точно ледяные колокольчики. Их печальный пугающий звон далеко раздавался в тишине.

На синем коне в город победно въезжал сам Холодей в окружении верных слуг-холодейчиков. Холодейчики были похожи на острые сосульки, они были в синих плащах и в остроугольных шлемах, а в руках каждого была острая ледяная пика.

Холодей был неопределенного возраста: не стар и не молод. Вытянутая голова его была совершенно без волос. Белое узкое лицо было бы похоже на застывшую маску, если бы не пронзительный взгляд маленьких глаз-буравчиков, которых почти не видно из-за нависших бровей-сосулек. Непомерно длинный нос свисал над тонкой щелью рта, а вместо бороды в разные стороны торчали длинные сосульки. Тихий голос Холодея, напоминающий шипящий свист, вызывал у всех страх.

Маленькие холодеи чётким строевым шагом шли и шли по тёмным улицам города, выполняя строгий приказ своего господина не оставлять в городе даже самой маленькой снежинки и превратить этот край в страну вечной мерзлоты. И холодеи — выдувалы и подметалы старались во всю, они сметали и убирали снег повсюду, не пропуская ни одной улицы, ни одного двора.

Казалось, что уже победа была за ними, но люди всматриваясь в тёмное небо, просили:

— Снег, снег, поспеши, всё вокруг запороши,

Тогда не страшен холод, спаси любимый город!

…И они были услышаны. Вдруг из снежных облаков стали падать крупные хлопья снега, белого, мягкого, долгожданного снега, которого больше всего так боялся Холодей. Он от бессильной ярости взвыл, потом вскочил на коня, и Северный Ветер унёс его далеко-далеко в Синее королевство.

Толстый снежный покров бережно укрыл землю, и теперь будет надежно защищать её от холодов.

Узорные звёздочки-снежинки плавно кружились в снежном вальсе. Зимушка-зима вступила в свои права.

А весной дети Земли будут любоваться цветами, слушать пение птиц и радоваться жизни!

О ноябре для дошкольников

Приметы ноября, пословицы и поговорки ноября, стихи и загадки про ноябрь

О ноябре для детей

Ноябрь — суровый и хмурый месяц. Наши предки называли его по-разному: СТУДЕНЬ, ЛИСТОГНОЙ, ГРУДЕНЬ, ПОЛУЗИМНИК.

Коротки тусклые дни поздней осени. Света белого мало. Поздно рассветает, рано смеркается. В народе говорят: «В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются». Первые зазимки. Снег вперемешку с грязью. Съежились продрогшие поля, поседел луг. Уже с вечера морозец покрывает молодым ледком лужицы, обметывает по краям бережок. Стынет речка. Скоро расстелется снеговая перина — хранительница тепла.

Ноябрь — сумерки года. Месяц перволедья. Последний месяц осени.

Приметы ноября

Не диво в ноябре белые мухи. (Снег.)

Ноябрь — бездорожник: то снег, то грязь, то грязь, то снег — ни колесу, ни полозу нет хода.

В ноябре тепло морозу не указ.

В ноябре комары — быть мягкой зиме.

Не сковать реку зиме без ноября-кузнеца.

Первый прочный снег — в ночи на мокрую землю.

Коли лед на реке грудами — будут хлеба груды.

Снегу надует — хлеба прибудет, вода разольется — семя наберется.

Поздний листопад — на тяжелый труд.

Пословицы и поговорки ноября

В ноябре зима с осенью борется.

В ноябре осень-жируха со злюкой-зимой борется.

В ноябре мороз приосанивается.

Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын, зиме — родной брат.

Ноябрь чем-чем, а стужею всех богачей оделить может, да еще и на всю бедную братию останется.

Холоден батюшка-октябрь, а ноябрь и его перехолодил.

Первый снежок — не лежок.

Первый снежок на побывку прибыл — полежал и убыл.

Тепло старику в ночи на горячей печи.

Ноябрь ледяные мосты мостит, а декабрь гвоздит.

Кто в ноябре не зябнет, тот и в декабре не замерзнет.

Не велика у ноября кузница, а на все реки оковы кует.

Встретились два друга: звон-мороз да бела-вьюга.

Снег на всех садится — никого не боится.

По снегу грибы не ищи.

Ноябрьские ночи до снега темные.

Загадки про ноябрь

Поле черно — белым стало, падает то дождь, то снег.

А еще похолодало — льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи?

(Ноябрь.)

Грачи улетели, леса пожелтели,

Одни зеленеют лишь сосны да ели.

Дни стали короче, длинней стали ночи…

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

(Осень.)

Бывает он в холод, бывает он в зной,

Бывает он добрый, бывает он злой,

В открытые окна нежданно влетит,

То что-то прошепчет, то вдруг загудит.

Притихнет, умчится, примчится опять,

То вздумает по морю волны гонять.

(Ветер.)

В морях и реках обитает, но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать, на землю падает опять.

(Вода.)

У нас в печурочке золотые чурочки.

(Дрова в печке.)

Что за звездочки сквозные на пальто и на платке?

Все сквозные-вырезные, а возьмешь — вода в руке.

(Снежинки.)

Он все время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идет и красит белым

Все, что видит на пути.

(Снег.)

Без досок, без топоров через речку мост готов.

Мост как синее стекло: скользко, весело, светло.

(Лед.)

Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут.

(Облака.)

Без пути и без дороги ходит самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле.

(Дождь.)

Невидимка-озорник в нашу комнату проник.

Заплясали занавески, календарь пустился в пляс.

Хорошо, что сразу с треском дверь захлопнулась у нас.

(Сквозняк.)

Рыбам зиму жить тепло: крыша — толстое стекло.

(Лед.)

Вился, вился белый рой, сел на землю — стал горой.

(Снег.)

Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь.

(Снег.)

С неба звезды падают, лягут на поля,

Пусть под ними скроется черная земля.

Много-много звездочек тонких, как стекло;

Звездочки холодные, а земле тепло!

(Снежинки.)

Пушистый ковер не руками ткан, не шелками шит,

При солнце, при месяце серебром блестит.

(Снег.)

Стихи про ноябрь для детей

Ноябрь-листогной

Бродит лесом листогной.

Осень борется с зимой.

Ну а солнце, как на грех,

Улыбается сквозь снег.

И глядит, глядит заря

На капризы ноября.

А в дороге средь полей

Песня слышится саней.

Мне и другу на лежанке

Все ночами снятся санки.

М. Сухорукова

Осень

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

А. Пушкин

* * *

Поздняя осень,

Г рачи улетели,

Лес обнажился,

Поля опустели.

Н. Некрасов

* * *

Осень наступила, высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях…

Скучная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льется, лужи у крыльца.

А. Плещеев

Первый снег

Что такое за окном? Сразу в доме посветлело –

Это снег лежит ковром, самый первый, самый белый.

Вот о чем всю ночь свистел за моим окошком ветер,

Он про снег сказать хотел и про то, что зиму встретил.

На заборе, на крылечке все блестит и все бело,

Нет свободного местечка, всюду снега намело.

Нарядилась и рябина в белый праздничный наряд,

Только гроздья на вершине ярче прежнего горят.

Е. Трутнева

Снежинка

Светло-пушистая снежинка белая,

Какая чистая, какая смелая.

Дорогой бурною легко проносится,

Не в высь лазурную, на землю просится…

Лежит пушистая снежинка смелая,

Какая чистая, какая белая.

К. Бальмонт

Первый снег

Утром глянул я чуть свет –

Двор по-зимнему одет.

Распахнул я настежь двери,

В сад гляжу, глазам не верю.

Эй, смотрите, чудеса,

Опустились небеса!

Было облако над нами,

Оказалось под ногами.

А. Гунули

Две осени

Уходит осень золотая,

На смену ей идет другая:

Серебряная осень.

С грустным шумом сосен,

С черными тропинками,

С голыми осинками,

С первыми снежинками,

С ночным холодком

Да с хрустящим ледком.

Улетают — улетели

Скоро белые метели

Снег поднимут от земли.

Улетают, улетают,

Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел,

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой черной

В огороде по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетают,

Улетели и грачи.

Е. Благинина

Осень

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев.

А рябина осень празднует,

Бусы красные надев.

О. Высотская

Воробей

Не улетает Осенью на юг,

«Чирик» за окнами Всю зиму.

И я ему, как старый Верный друг,

Возьму и крошек хлебных кину.

Р. Кучеренко

* * *

Над землей, взлетев по осени,

На ветрах простыли простыни.

И режим постельный нужен им,

Белоснежным, проутюженным.

* * *

Воробьи-воробышки,

Серенькие перышки!

Клюйте, клюйте крошки

У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют

И погладить не дают.

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить?

С. Егоров

Рекомендуем посмотреть:

Прогулка с детьми 5-7 лет осенью

Стихи о временах года для детей старшего дошкольного возраста

Рассказы об осени, 2-3 класс

Стихи про осень для детей 5 – 6 — 7 лет

Детям про Октябрь

Контрольно — измерительные материалы по русскому языку 6 класс

Контрольно – измерительные материалы по русскому языку

6 класс

Контрольный диктант по теме: «Повторение пройденного в 5 классе»

В августе в окрестных лесах появляется много грибов. Собираемся и идем в лес.

За деревней расстилаются широкие поля. По тропинке направляемся к дальней роще. Здесь всегда много грибов. Из-под листика виднеется шляпка сыроежки, но мы решаем собирать только «благородные» грибы: белые, подосиновики и подберезовики. Ребята расходятся по лесу, и далеко раздаются их голоса.

Вот у березки два крепких боровика. Они плотно прижались друг к другу. Аккуратно срезаю и очищаю их от земли. Лисички! Целая семейка разрослась у осинки. И они попадают в корзину.

День выдался теплый, и лес освещают яркие лучи солнца. Уже не слышишь звонкого пения птиц. Они готовятся к отлету на юг.

(104 слова).

Грамматическое задание.

1. Произведите фонетический разбор слова юг.

2. Произведите морфемный разбор слов.

Вариант 1 – расстилаются.

Вариант 2 – подосиновики.

3. Произведите синтаксический разбор предложений.

Вариант 1 — В августе в окрестных лесах появляется много грибов.

Вариант 2 — День выдался теплый, и лес освещают яркие лучи солнца.

Контрольный диктант по теме: «Лексика и Фразеология»

На даче.

Лето после экзаменов я провел у родителей на даче близ станции Столбовой.

Старинный дом их стоял еще со времен войны с Наполеоном. Вокруг дома был парк с вековыми деревьями.

Внутри дома были узкие комнаты, высокие окна. Настольная керосиновая лампа разбрасывала гигантских размеров тени по углам бордовых стен и потолку.

Под парком вилась небольшая речка с несколькими омутами. Над одним из этих омутов росла большая старая береза. Ее зеленые ветви нависали над водой воздушной беседкой. В их крепком переплетении можно было сидеть или лежать. Здесь и устроил я свой рабочий угол. Я читал Тютчева, писал первые стихи.

В гуще этого дерева за три летних месяца я написал стихотворения своей первой книги.

Грамматическое задание.

1. Произведите фонетический разбор слова деревья.

2. Выпишите глагольные и именные словосочетания.

3. 3. Произведите синтаксический разбор предложений.

Вариант 1 — Внутри дома были узкие комнаты, высокие окна.

Вариант 2 — Я читал Тютчева, писал первые стихи.

Контрольный диктант по теме: «Словообразование»

Соседские ребятишки предложили нам пойти с ними на рыбалку. Собирались мы весь вечер, приготовили удочки, приманку.

Солнце едва показалось над горизонтом, когда мы отправились на речку. Его лучи едва касались верхушек деревьев, и они приобретали причудливые очертания. В низинах еще расстилался туман.

Узкая дорожка привела нас к речке. Легкий ветерок шевелил листьями деревьев и приятно освежал лицо. Мы отыскали удобное место и закинули удочки.

Между тем солнце пригревало землю. Его лучи осветили окрестность и преобразили все вокруг. На траве заблестели капельки росы, в прибрежных камышах зашевелились утки.

К обеду мы вернулись домой с хорошим уловом.

(95 слов).

Грамматическое задание.

1. Произведите морфологический разбор слово листьями.

2. 2. Произведите морфемный разбор слов.

Вариант 1 – предложили.

Вариант 2 – причудливые.

3. Произведите синтаксический разбор предложений.

Вариант 1 — К обеду мы вернулись домой с хорошим уловом.

Вариант 2 — Собирались мы весь вечер, приготовили удочки, приманку.

Контрольный диктант по теме: «Словообразование»

В лес за чудесами.

Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь приближению осени. Меня не пугают дождь и грязь. В нашей семье умеют преодолевать препятствия.

«Советую тебе, Сережа, присмотреться к осеннему лесу», — говорил отец. Он приобрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, рассматривать растения, фотографировать все интересное.

Как чудесно в лесу ранним утром! Светит солнце, и деревья горят желтыми, оранжевыми, багровыми огнями осени. Вот на ветку березы садится дятел, он тихонько касается ствола клювом. Я фотографирую дятла, а он продолжает преспокойно сидеть.

Устанешь, присядешь на пригорке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что принес из похода. Лес подарил мне много счастливых находок. (108 слов).

Грамматическое задание.

1. Произведите морфологический разбор слово глушь.

2. 2. Произведите морфемный разбор слов.

Вариант 1 –забираться.

Вариант 2 –присядешь.

3. Произведите синтаксический разбор предложений.

Вариант 1 – Я фотографирую дятла, а он продолжает преспокойно сидеть.

Вариант 2 — Устанешь, присядешь на пригорке, отдохнешь и опять в путь.

Контрольный диктант по теме: «Имя существительное»

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка.

Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе. (112 слов).

Грамматическое задание.

1. Произведите морфологический разбор слово сова.

2. 2. Произведите морфемный разбор слов.

Вариант 1 –припорошила.

Вариант 2 –отозвались.

3. Произведите синтаксический разбор предложений.

Вариант 1 – С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь.

Вариант 2 — Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.

Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное»

Необычный стрелок.

Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный летний день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.

Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими желто-белыми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечнозеленые сосны. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только пение маленьких белогрудых птичек.

Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной бомбочки. Я остановился и осмотрелся. Все вокруг дышало тишиной и спокойствием.

Я пошел по тропинке и через несколько минут вновь услышал шум. Он исходил из земли. Мое внимание привлекли мелкие темно-коричневые зернышки. Тогда я понял, что это цветок разбрасывает свои семена.

Я долго рассматривал это интересное растение.

(118 слов) (По Г. Угарову).

Грамматическое задание:

1. Выпишите из текста по два примера качественные, относительные и притяжательные прилагательные.

2. Произведите морфологический разбор прилагательных.

Летний (день), песчаный (берег).

3. Произведите синтаксический разбор предложений.

Вариант 1 — У меня под ногами скрипели песчинки.

Вариант 2 — Я долго рассматривал это интересное растение.

Контрольный диктант по теме: «Имя числительное»

Люди всегда стремились разгадать тайну глубин нашей планеты. Что находится в центре Земли? Почему на Земле происходят землетрясения, извержения вулканов? Где встречаются полезные ископаемые? Движутся материки или стоят на месте? Почему одни участки суши поднимаются, а другие опускаются? Каков возраст нашей планеты? Какой была Земля миллионы лет назад?

Выяснить это не так просто. А если прорубить скважину к центру Земли? Глубинное бурение – один из методов изучения земных недр. Он позволяет многое узнать о строении нашей планеты. Самая глубокая скважина не превышает 15 километров, а расстояние от поверхности до центра Земли 6370 километров.

И все-таки с помощью бурения ученые установили, что при приближении к центру Земли температура повышается. В среднем на каждые сто метров глубины она возрастает на три градуса.

(120 слов) (Из книги «Почемучка»).

Грамматическое задание:

1. Произведите морфологический разбор.

Пятнадцати (километров).

2. Произведите синтаксический разбор предложений.

Вариант 1 — Люди всегда стремились разгадать тайну глубин нашей планеты.

Вариант 2 — Что находится в центре Земли?

Контрольный диктант по теме: «Местоимение»

Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. Ночь была тихая, только с реки доносились какие-то далекие легкие звуки. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались какие-то тихие голоса. Они были похожи на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли быть в подполье? Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом. Потом я догадался, что это ежи.

Ежи – смирные и кроткие звери. Разговаривать, конечно, они не умеют. Это я слышал их возню. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся. Днем они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами.

На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги покрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят всю зиму.

(125 слов) (По И. Соколову-Микитову).

Грамматическое задание:

1. Определите во всем тексте разряды местоимений.

2. Произведите морфологический разбор местоимений.

Я, они.

3. Произведите синтаксический разбор предложений.

Вариант 1 — Ежи – смирные и кроткие звери.

Вариант 2 — Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами.

Контрольный диктант по теме: «Глагол»

Ноябрь – предзимний месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой.

Ноябрь – начало ненастий. Еще моросят по России затяжные дожди, но уже время от времени кружится в воздухе белый снежок.

Снег пятнами ложится в долине, украшает деревья, кусты на берегах речонок, на склонах оврагов.

На окраине деревни пируют дрозды. Они приютились на рябине и перелетают с ветки на ветку, обирают с нее спелые ягоды.

Принялся за обновки заяц. Белеет зайчонок с ног, меняет шубку под цвет снега. Так его труднее заметить.

Все крепче забирает зима, все чаще непогода. Крутится поземка, переползает через дороги, овраги, покрывает неровности земли. Дни прибавляются, а рассвет с сумерками в полдень встречаются. Природа замирает в ожидании зимы.

(109 слов) (По А. Стрижову).

Грамматическое задание:

1. Определите в 1 и 2 абзаце спряжения глаголов.

2. В последнем абзаце определите время глаголов.

3. Произведите синтаксический разбор предложений.

Вариант 1- Крутится поземка, переползает через дороги, овраги, покрывает неровности земли.

Вариант 2 — Дни прибавляются, а рассвет с сумерками в полдень встречаются.

4. Произведите морфологический разбор глаголов.

Пируют (дрозды) , белеет (зайчонок).

Итоговый контрольный диктант

Небо перед утренней зарей прояснилось. На нем нет туч и облаков. Над узкой речкой расстилается синий туман. В такую раннюю пору здесь ни с кем не встретиться. Предрассветная тишь долго не нарушается никакими звуками, ничьими голосами. В утреннем тумане ничего не видишь. Только тяжелая от росы трава низко прилегает к земле и блестит серебряными каплями. Но вот пробежал легкий ветерок. Раздается стук дятла, и лес наполняется птичьим пением. Из куста выскочил косой зайчонок и сбросил с веток капли росы.

Теперь уже нет опасности заблудиться в тумане. Поднимается горячее солнце. Оно бросает свои лучи на весеннюю землю. Никогда не бывает утро так прекрасно, как ранней весной. Легко дышишь, любуешься природой.

(109 слов) (По И. С. Тургеневу).

Грамматическое задание:

1. Произведите фонетический разбор слов.

Вариант 1 – туч.

Вариант 2 – тишь.

2. Выполните морфемный разбор слов.

Вариант 1 – расстилается, серебряными.

Вариант 2 – предрассветная, выскочил.

3. Выполните морфологический разбор слов.

Вариант 1 – (над) речкой.

Вариант 2 – (в) тумане.

4. Произведите синтаксический разбор предложений.

Вариант 1 – Раздается стук дятла, и лес наполняется птичьим пением.

Вариант 2 — Над узкой речкой расстилается синий туман.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *