Экологический паспорт детского сада

Содержание

Характеристика территории двора

Общие данные

Я живу в частном двухэтажном доме, построенном из дерева. Общая площадь участка — 1000 кв.м . Раньше на месте моего дома было озеро, поэтому на нашем участке сырая и плодородная почва.

Почвы, растительный и животный мир

Почва — естественная глинистая, увлажненная, для выращивания сельскохозяйственных культур (использован перегной и чернозем ) Есть небольшой огород, садим картошку , помидоры, огурцы , разнообразные однолетние цветы. Одна четвертая моего участка- песок с берега реки Вилюй , привезенный для того, чтобы по весне не было так много грязи.

Из растений у меня во дворе можно встретить одуванчики, крапиву, полынь в большом количестве, растет также трава — мокрица и касатик или в простонародье «ирис». Их большое количество . Весь мой двор летом в густой и зеленой ,высокой по пояс траве, только в лицевой части двора , там где больше всего мы ходим, земля утоптанна , насыпан песок , трава там не растет . На территории, почти каждого дома на моей улице растут деревья , в основном березы и сосны. Мой участок не исключение. Растут две большие березы и сосна .

На территории выгуливается собака. Для этого отведено определенное место.

Характеристика здания

Общая площадь дома -99.6 кв.м, жилая -57 кв.м , вспомогательная — 42.6 кв.м. Этажность-2. В доме проживают 3 человека. Постановлением Правительства РФ от 29.08.2005 №541 установлен федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв. метров общей площади жилья на 1 гражданина. На 3 человек — 54 кв.м. Соответственно, социальные нормы по размеру жилья выполняются.

Дом построен в 1998 году . По мере необходимости проводится ремонт

Мой дом построен из бруса(лиственница) . По сравнению с бетонными и кирпичными домами, дома из дерева имеют массу преимуществ. Одним из важных свойств древесины является способность обновлять воздух в помещении, а также поддерживать оптимальную влажность, предотвращая сырость в доме. Также дерево является отличным теплоизолятором. Неудивительно, что испокон веков в России, известной своими сильными морозами, дома строились из дерева, которое не только сохраняет, но и концентрирует тепло. Говоря о механических свойствах древесины, стоит отметить, что дерево легко поддается обработке.

Изнутри пол и потолок покрыты лаком , стены ничем не обработаны, также, использована акриловая краска . Использование лаков, красок и линолеума приводит к 10-кратному превышению уровня предельно допустимой концентрации фенола. Особенно опасно использование в помещении лаков и красок, предназначенных только для наружных работ, разрешенных к использованию на открытом воздухе. Возможные последствия: Поражение почек, печени, изменение состава крови.

Самые безопасные краски, которые рекомендованы для отделки квартир — это вододисперсионные или акриловые краски, не содержащие опасных растворителей. На них должна стоять маркировка ВС, ВД или ВА.

На кухне на полу выстлан линолеум. Особенно опасны нитролинолеум, релин, линолеум на ПВХ основе.

Поливинилхлорид легко проникает через кожные покровы и оказывает вредное воздействие на кровь и печень. Виниловые плитки и линолеумы испускают в воздух токсичные газы, выделяют фтолат. Они применяются в напольных покрытия для добавления им гибкости и упругости и выделяются при контакте с жидкостью. За период эксплуатации этого материала в воздух попадает в среднем 15-20 г фтолатов. Эти токсичные вещества негативно влияют на репродуктивную функцию человеческого организма.

Линолеум — это довольно сложное соединение, состоящее почти из 10 компонентов. Связующим веществом в нем выступает пластификатор, который и дает различные выделения в воздух. Но на сегодняшний день технология производства такова, что эти выделения очень незначительны и совершенно не опасны для человека. Более опасными могут быть мастики, на которые линолеум клеят.

Что касается запахов, то его выделяют полимерные материалы, благодаря которым обеспечивается долговечность и красота линолеума. Выделяют два вида линолеума

1. Натуральный линолеум. Натуральный линолеум изготавливается из природных компонентов, льняного масла, крошки дерева, натуральной смолы, джутовой ткани, пигментов. Поэтому натуральный линолеум считается экологически чистым материалом. Натуральный линолеум устойчив к внешнему воздействию, он износостоек и вполне успешно может заменить обычное полимерное покрытие. Все что его отличает от полимерного линолеума, это высокая цена и сложная укладка.

2. Полимерный линолеум

Главную опасность для здоровья человека представляют токсичные смолы, которые используются при производстве линолеума. Даже в готовом изделии они могут выделяться в атмосферу и представляют опасность. ПВХ — выделяет, при нормальной комнатной температуре и, особенно при солнечном свете, летучие непредельные и ароматические углеводороды, сложные эфиры, хлористый водород и посторонний запах. Так же нередко в составе линолеума обнаруживают фенолформальдегид, который наносит вред органам дыхания, вызывает тошноту, головные боли и может стать причиной развития злокачественных новообразований. В изготовлении такого линолеума вместо натуральных ингредиентов используют вспененный Поливинилхлорид, вырабатывающийся в нефтяной промышленности.

Использование линолеума, особенно дешевого, чревато тем, что долгое время вы будете дышать бензолом, этилбензолом, которые могут вызвать раковые заболевания, болезни крови. Выделяются и такие вещества, как ксилол и толуол, — в больших концентрациях они также приводят к болезням крови, лёгких и кожи, поражают слизистые оболочки. В результате вы можете чувствовать резь в глазах, першение в горле, беспричинную головную боль, аллергические проявления.

Кроме того вредность линолеума повышается при нагревании — в отапливаемый сезон.

Окна деревянные. Являются непременным атрибутом экологически чистого жилья. В отличие от пластика, дерево обладает способностью «дышать», то есть пропускать воздух через микропоры, таким образом обеспечивая его непрерывную циркуляцию.

Дверей между комнатами нет, только входная, она же парадная дверь(сделана из дерева).

экологический паспорт ДОУ материал по теме

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ МКДОУ

ДЕТСКИЙ САД № 7 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

г. ВЕТЛУГИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Общее количество детей посещающих детский сад — 122

Общее количество персонала — 34

Количество групп — 6, из них -2 группы раннего возраста, 2 группы младшего возраста от 3 до 4-х лет, средняя и старшая группы Кадровый состав МКДОУ: заведующая, старший воспитатель, учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, старшая медсестра, воспитатели, младшие воспитатели.

1. Экологическая ситуация района

Местонахождение дошкольного учреждения: Нижегородская область,

г. Ветлуга, микрорайон ,д. № 18. Экологическая обстановка в районе, где расположен ДОУ характеризуется как удовлетворительная. Промышленные предприятия города находятся на достаточном отдалении от территории детского сада. Единственным источником загрязнения можно считать близкое расположение центральной котельной, но со строительством новой котельной с режимом работы по современной технологии и этот источник будет сведён к минимуму. Транспортные дороги, проходящие рядом с детским садом являются второстепенными. По периметру расположения автодороги проходит полоса зелёных насаждений, предохраняющих территорию детского сада от проникновения выхлопных газов проезжающего мимо транспорта.

Состояние здоровья детей ДОУ.

По медицинским показаниям состояние здоровья у воспитанников детского сада в целом удовлетворительное. Основное распространение имеют сезонные заболевания, такие как ОРЗ и ОРВИ.

1.2.Характеристика непосредственного окружения детского сада.

ДОУ расположен в жилом секторе города, в ближайшем окружении находятся районная больница, детская поликлиника, аптека, магазин, детский сад №5, подъездные дороги к жилым домам и к детскому саду. Главными загрязняющими объектами являются: близкое расположение центральной котельной , подъездные дороги .

По периметру ограждения детского учреждения с наружной стороны проходит санитарная зона в виде зелёного газона, и полоса хвойных и лиственных деревьев с внутренней стороны.

2. Характеристика территории дошкольного учреждения. 2.1Общие данные.

Детский сад построен в 199О году.

Общая площадь территории детского сада — 5779,06 кв.м. Общая площадь здания 1182,30 кв.м — Площадь хозяйственной территории — 455 кв.м Территория учреждения сформирована в соответствии с картосхемой, где есть спортивная площадка, игровые площадки для каждой группы с отдельным входом. Все площадки оборудованы верандами для прогулок в ненастную погоду, а также игровым оборудованием, выполненным из экологически чистого материала, в основном из дерева хвойных и лиственных пород. Игровые площадки разделены между собой декоративным деревянным забором, высотой 0,5 метра, вдоль которого высажена живая изгородь из растений кустарниковых пород: сирени, садового подснежника, декоративной вишни. На каждом участке имеются небольшие цветочные клумбы, оживляющие и украшающие не только общий, но и индивидуальный ланшафт каждого участка. По периметру здания разбиты цветочные клумбы, грядки для выращивания овощей взрослыми и детьми. С южной стороны здания высажены фруктовые деревья и ягодные кустарники. Подходы к зданию и игровым площадкам имеют асфальтное покрытие, узкие полосы грунта между асфальтированными дорожками и игровыми участками выполняют роль газонов. Растущие на территории детского сада деревья создают благоприятный микроклимат для прогулки детей в летний период года. При оформлении участка зелёными посадками учитывалось сохранение светового режима, поэтому в централь-ной части высажены деревья лиственных пород. Вся территория детского сада огорожена деревянным забором высотой 1,5 метра. В тёмное время года близлежащая к зданию территория освещена с двух сторон прожекторами.

В ДОУ имеется поливочный шланг, что позволяет использовать его для полива растений При сухой и жаркой погоде проводится полив территории 2 раза в день .

Ежегодно , весной, на игровых площадках проводится полная смена песка. Вновь завозимый песок соответствует гигиеническим нормативам по паразитическим , микробиологическим , санитарно-химическим ,радиологическим показателям. В отсутствии детей песочницы закрываются крышками.

2.2 Растительный и животный мир, почвенный покров. Растительный мир.

Схема посадок видового состава деревьев, кустарников, цветов на территории участка детского сада выполнена с учётом программных требований по экологическому воспитанию детей. Присутствие на участке различных жизненных форм растений даёт воспитателям возможность проводить на открытом воздухе разнообразные экологические занятия. Деревьев на участке много, их возраст 15 – 2О лет, все они находятся в хорошем состоянии. Во избежании травм среди детей низкорастущие сучки и ветки удалены до безопасного расстояния. Видовой состав деревьев: берёза бородавчатая, рябина обыквенная, клён платанолистный, сосна, ель, ива остролистная. Фруктовые деревья: яблони, вишни (кустарниковая, древовидная), черёмуха. Кустарники: рябина черноплодная, сирень обыкновенная, чубушник (семейство гортензиевых) кустарниковый подснежник. Культурные травянистые растения присутствуют в оформлении клумб, рабаток, газонов. На оставшейся свободной территории произрастают дикорастущие виды трав: крапива двудомная, ромашка пахучая, полынь обыкновенная, подорожник большой, одуванчик лекарственный, лебеда раскидистая, пастушья сумка, сурепица обыкновенная, лапчатка гусиная, донник белый, жёлтый, звездчатка средняя, клевер луговой, спорынья пурпурная. На территории имеется небольшая альпийская горка.

Животный мир.

Животный мир на территории детского сада в разное время года представлен самыми разнообразными обитателями. Самое благоприятное время для изучения местной фауны-весна, лето, осень, где дети имеют возможность вести наблюдение за самыми разнооб-разными её представителями: насекомыми — бабочками, жуками, пчёлами, шмелями, осами, муравьями, пауками. Разнообразен в летнее врем я мир пернатых: грачи, трясогузки, малиновки, щеглы, коноплянки, скворцы, стрижи, ласточки. Некоторые виды птиц выводят потомство в искусственных домиках, а также в зарослях кустарников. Для изучения пернатых в зимнее время на участке построен птичий столб, где дети с помощью родителей мастерят и вывешивают кормушки самых разнообразных конструкций. Ежедневно в кормушки насыпается корм, которым лакомятся зимующие птицы: галки, воробьи, синицы, снегири, зеленушки, сойки, голуби, свиристели.

Почва.

Благоприятному росту и здоровому виду растений способствуют натуральные супесчаные и суглинистые почвы. Опадающая и перегнивающая листва является натуральным естест венным удобрением. Для игровых целей на участки завозится экологически чистый песок. Территория, где дети ежедневно гуляют имеет плотный песчаный грунт, вытоптанный до 2О%. Уплотнение грунта можно наблюдать также вблизи деревьев, где часто играют дети. Там где разбиты клумбы, рабатки, газоны, овощные грядки почва рыхлая, мягкая. Для улучшения структуры и плодородности почвы к основному, естественному составу добавляется привозной торф, песок, а так же перегной листьев, сорной травы.

2.3. Зонирование территории

В зависимости от использования вся территория детского сада разделена на зоны. Для успешного экологического развития детей воссоздан уголок нетронутой природы, где растут деревья и растения лесов средней полосы. На данном участке воссоздан естественный биологический ритм жизни растений и насекомых. Травы на участке сохраняются до полного вызревания, экологическую чистоту почвенного покрова помогают сохранять различные виды жуков и муравьёв. Чтобы не нарушать экологического равновесия на участке проложена экологическая тропа, откуда дети могут наблюдать за природой в её естественном виде. На территории есть зона, где дети с помощью взрослых могут посадить цветочные или овощные растения, ухаживать за ними в период вегетации , цветения, созревания. На территории имеется транзитный проход по асфальтной дорожке, но по правилам устава детского сада находиться на его территории имеют право только воспитанники учреждения, их родители, сотрудники, поэтому всё, что создано на участках бережно сохраняется.

На территории хозяйственной зоны предусмотрено место для сушки постельных принадлежностей и чистки ковровых изделий.

2.4. Загрязнение территории

2.4. Загрязнение территории

Запыленность территории низкая, так как автодороги не являются центральными и отделены от нее несколькими рядами деревьев , но иногда возможно попадание вредных веществ (твердых и газообразных). Деревянный забор пропускает пыль, снег, шум.
Ветровой режим благоприятный, так как участок со всех сторон окружен высокими зданиями и деревьями, смягчающими порывы ветра.
Территория посещается легковыми машинами и грузовиками, привозящими продукты. В результате асфальт загрязняется бензиновыми пятнами, но хозяйственная зона располагается со стороны входа в помещение столовой и имеет самостоятельный въезд с улицы.

Участок в целом чистый. Ежедневно уборку территории утром за 1-2 часа до прихода детей и по мере загрязнения проводит штатный дворник. В хозяйственной зоне оборудована площадка для сбора мусора на расстоянии 20 м от здания и установлены контейнеры с крышками, очистку которых производят коммунальные службы.

3. Оформление помещения

3.1. Характеристика здания и помещений

Здание кирпичное. Этажность здания: 2. Общая площадь здания — 1182кв. м.
Помещения для занятий: музыкальный зал, уголок леса, логопедический кабинет, групповые комнаты .
В помещениях групп существует разделение на зоны: выделены зоны по 4 направлениям (физическое развитие, художественно-эстетическое ,познавательно-речевое, социально-личностное), имеется отдельная зона уголка природы., отдельные спальни. В холле имеется экологическая стена , на которой размещены рисунки с животными и птицами, проживающими в нашем крае, а также — с правилами поведения в природе. «Уголок леса» представлен в виде небольшого отделённого помещения в котором расположено дерево с дуплом , пни , мох , шишки ,поделки из природного материала, плакаты «Зачем нужны деревья в лесу?», «Зачем ходят в лес?» и др. «Диорама времён года» расположенная в коридоре позволяет знакомить детей с временами года и дарами леса , сада, огорода.

В оформлении групповых помещений и коридоров используются рисунки и поделки детей, фотографии с природой родного края , живые растения, натуральные камни, картины .При оформлении внутренних помещений использованы акриловые краски , синтетические ковры.

3.2. Уголок природы

Во всех группах существуют уголки природы с комнатными растениями в соответствии с программными требованиями. Наиболее распространенные растения: хлорофитум, традесканция, фиалки, бальзамин, герань, бегонии. Алоэ, кактусы и др. колющиеся растения в групповых помещениях не держим во избежание несчастных случаев. Животных в уголке природы так же не содержим, так как не позволяют условия для содержания животных, нет отдельного помещения. Знакомим детей с обитателями уголков природы, используя презентации «Наши друзья», «Как ухаживать за рыбками» и т.д. , а так же игрушки (медведь, заяц, змея и др. ), находящиеся в «уголке леса» Создан действующий мини- огород на окне.

Оборудование и учебные материалы: ракушки, семена, кора, листья различных деревьев, коллекция камней, дидактические пособия.

4. Влияние ДОУ на окружающую среду

Отходы: за день выбрасывается приблизительно 20 кг отходов.

Отопление центральное. На зиму производится утепление окон и дверей во всех помещениях.
Используемые химические вещества: хлорамин — используется для дезинфекции. Хранится в медицинском кабинете, раствор готовится медсестрой и передается младшим воспитателям. Также используются стиральные и моющие порошки, сода, горчица. Вся дезинфекция помещения, борьба с грызунами и тараканами производится районной ДЭЗ-станцией.

5. Программы и методики

В работе с детьми используются «Программа воспитания и обучения в детском саду»

( под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой ),Николаева С.Н. «Юный эколог

5.1. Используемая методическая литература:

Николаева С.Н.Методика экологического воспитания в детском саду.Москва.Просвещение.2002

Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. Москва. 1993

Николаева С.Н. Как приобщить ребёнка к природе. Москва. 1993

Соломенникова О.А.Экологическое воспитание в детском саду. М.:Мозаика- Синтез.2008

Соломенникова О.А .Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. . М.:Мозаика- Синтез.2007

Соломенникова О.А .Занятия по формированию элементарных экологических представлений во 2 младшей группе детского сада. . М.:Мозаика- Синтез.2007

Соломенникова О.А .Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. . М.:Мозаика- Синтез.2009

Бондаренко Т.Б.Экологические занятия с детьми 5-6 лет.Воронеж ,2002 г.

Шишкина В.А.Прогулки в природу .М..2003 .

Фисенко М.А.Природа вокруг нас. М.,2004 .

Дыбина О.В.Неизведанное рядом. 2004 .

Посылкина Р.Ю.Сказка в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста. М., 2002 г.

Н.А.Рыжова «Не просто сказки. Экологические рассказы , сказки и праздники»Москва 2002

Дидактические материалы:

1)Экологические тетради

2) Экологические игры:

«Что, где растёт»
«С какого дерева листок»,
«Лишний предмет»,

«Одуванчик»
«Грибы, овощи, фрукты».

«Что в корзину мы берём»

«Зоопарк»

«Пирамидки»

«Птицы в природе»

3) Лото:
«Где что растет»,
«Что за птица»,
«Какое время года»,
«Магазин “Семена”»,
«Вершки и корешки»,
«Зоологическое лото».

4) Экологические кубики.

5) Аудиозаписи «Голоса птиц», презентации «Природа нашего края», «Животный мир», «Наши друзья», «Как ухаживать за рыбками»

6)наглядно-дидактические пособия

Муляжи овощей ,фруктов, грибов , ягод

Серия «Мир в картинках»

Морские обитатели. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Ягоды садовые. М.: Мозаика-Синтез, 2005,

Домашние животные. — М.: Мозаика-Синтез, 2006

Домашние птицы. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Животные — домашние питомцы. — М.: Мозаика Синтез, 2005,

Животные жарких стран. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Животные средней полосы. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Насекомые. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Деревья и листья. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Овощи. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Фрукты. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Цветы. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Собаки — друзья и помощники. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Ягоды лесные. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Зима.— М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Осень. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Весна.— М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Лето. — М Мозаика-Синтез, 2005

5.3. Основные направления работы

В течение года в детском саду проходят экологические праздники и театральные экологические представления. Совместно с другими детскими садами проводятся КВН, викторины, конкурсы . С ребятами проводятся занятия по экологии на территории детского сада .В подготовке экологических праздников участвуют родители.

5.4. Связь с другими организациями

ДОУ активно взаимодействует с Ветлужским краеведческим музеем, домом детского творчества, детской библиотекой, больницей, школой. Имеются договора с учреждениями и совместные планы работы. С детьми старшей группы 1раз в месяц проводятся занятия в музее.

6. Дополнительные сведения

Заболеваемость детей (данные на 01. 09. 2011 г. за последние 6 месяцев): ОРЗ (грипп) — 63; бронхит — 1; ангина — 2; скарлатина — 1; в/о — 2; прочие случаи — 15. Общее количество случаев: 84. В среднем пропущено одним ребенком по болезни — 6 дней. Пропущено одним ребенком по желанию родителей (отпуск, санаторий)- 32 дня

7. Выводы и рекомендации

Территория детского сада достаточно хорошо ухожена. Растительный покров на территории достаточно разнообразен и может неплохо использоваться в целях экологического образования. Однако следует продумать оформление клумб у входа в здание. Продолжить организацию альпийской горки на территории участка. Заменить имеющийся забор на наиболее прочный.
Внутреннее оформление детского сада производит благоприятное впечатление. В помещениях есть необходимые условия по уходу за растениями, но отсутствуют условия по уходу за животными. Стараться не использовать ковры из полимерных материалов, недостатком которых является образование на их поверхности электростатических разрядов. Это приводит к притягиванию пыли к ковру и существенно ухудшает гигиенические условия в помещении. Кроме того, при хождении по таким коврам происходит механическое истирание и разрушение синтетического волокна и образование мельчайших ворсинок, которые поступают в воздух комнаты и могут попадать в верхние дыхательные пути. Следует учесть, что организм ребенка гораздо более чувствителен к неблагоприятным воздействиям, чем организм взрослого человека.
Составить списки имеющихся комнатных растений и животных с рекомендациями по уходу и использованию в целях экологического образования.
Добавить вьющиеся формы растений.

Паспорт составили :старший воспитатель Постникова Людмила Владимировна

музыкальный руководитель: Муравьёва Наталья Георгиевна

Вопрос охраны окружающей среды является особо актуальным, ведь практически каждое предприятие в процессе осуществления деятельности наносит ущерб природе. С целью контроля за экологической ситуацией в регионах Госкомитет по охране природы (далее – Госкомприроды) рекомендует организациям разрабатывать экологический паспорт. Порядок составления данного документа регулирует ГОСТ Р 17.0.0.06-2000.

Что такое «экологический паспорт»

Экологический паспорт предприятия (образец заполнения приведен далее) – это документ, в котором содержатся сведения об использовании компанией природных и вторичных ресурсов, а также информация о влиянии осуществляемой хоздеятельности на окружающую среду. Экопаспорт позволяет оценить количество, состав вредных выбросов и определить способы их уменьшения. Перед составлением экологического паспорта в обязательном порядке проводится инвентаризация (составляется перечень) загрязняющих факторов.

Разрабатывается экологический паспорт предприятия за счет собственных средств компании. Документ согласовывают с органом Госкомприроды, и только после этого он может быть утвержден руководителем организации. Основой для составления паспорта являются основные показатели производства, разрешение на природопользование, расчеты нормативов допустимого влияния на окружающую среду и другие нормативные документы.

Экологический паспорт составляют в трех экземплярах. Один экземпляр следует передать территориальному органу охраны природы, второй – уполномоченном органу по экологии, а третий должен храниться у природопользователя. В дальнейшем в паспорт могут вносится изменения и уточнения.

Для чего нужен экологический паспорт

На любом производственном предприятии имеется определенный объем экологической документации. И в каждом документе содержатся сведения только о каком-то одном способе техногенного воздействия на природу. Это не совсем удобно для сотрудников предприятия и контролирующих органов, ведь для получения конкретных сведений им проще изучить один комплексный документ, чем просматривать всю документацию.

Таким комплексным документом является экологический паспорт объекта. Из него можно получить информацию о:

  • использовании природных ресурсов;

  • природоохранной деятельности организации;

  • полученных разрешительных документах (подтверждающих право пользования ресурсами);

  • об установленных нормативах и данных, касающихся ведения экономической деятельности предприятия.

Экологический паспорт служит основой для подготовки данных при составлении отчетности по экологии. Также содержащиеся в нем сведения используются при расчете платы за загрязнение окружающей среды.

Обязательно ли надо составлять экологический паспорт

Обязателен или нет экологический паспорт предприятия? В письме Министерства природных ресурсов РФ от 06.09.2001 № 33-01-8/3047 указано, что каждое предприятие имеет право самостоятельно принимать решение о разработке и утверждении экологического паспорта. В законе от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» также отсутствует требование об обязательном составлении данного документа.

Можно сделать выводы о том, что отсутствие экопаспорта в организации не является нарушением и за это хозяйствующий субъект нельзя привлечь к административной ответственности. Но многие промышленные предприятия стараются разработать этот документ, рассчитывая на то, что это облегчит прохождение экологических проверок. Образец экологического паспорта, приведенный ниже, можно использовать в качестве основы при составлении аналогичного документа в своей организации.

Составление экологического паспорта

Составление данного документа – это сложная и ответственная процедура. Как правило, предприятия обращаются за помощью в специализированные организации, имеющие соответствующую лицензию. Готовый экологический паспорт подают на согласование в территориальное отделение природоохранного ведомства.

Документ состоит из двух частей. В первой части указана общая информация о юридическом или физическом лице, перечень используемого сырья, описание схем (технологических) производства продукции, сведения о видах отходов и др. Во второй части отображают перечень планируемых мероприятий, цель которых – снижение нагрузки на экологию. Указывают сроки, объемы затрат, объем выбросов вредных веществ до и после проведения каждого мероприятия. Пример экологического паспорта для заполнения — в конце статьи.

Рекомендуемую форму экологического паспорта можно найти в приложении «А» к ГОСТу Р 17.0.0.06-2000. Порядок составления документа следующий:

  • Заполняется титульный лист. Здесь указывают данные о согласовании паспорта, наименование природопользователя, ведомственную принадлежность.

  • На второй странице отображают сведения о разработчике экопаспорта.

  • Далее указывают общие сведения о природопользователе (наименование, местонахождение, классификационные признаки, платежные реквизиты, сведения о регистрации, фамилию и инициалы руководителей).

  • Следующий раздел посвящен показателям, характеризующим эколого-экономическую деятельность организации.

  • После этого надо внести сведения о выпускаемой продукции (краткую характеристику производства).

  • В разделе «Потребление энергоносителей» отображают данные об используемых энергоресурсах с указанием объема по конкретным подразделениям организации.

  • В следующем разделе описывают производственные и экономические показатели деятельности организации с разбивкой по годам.

  • В разделе «Сведения о землепользовании» указывают подробную информацию об объеме использования земельных ресурсов, проведении мероприятий по рекультивации и др.

  • В специальную таблицу вносят сведения о разрешениях (лицензиях) на природопользование, природоохранную деятельность.

  • Следующий этап – приведение перечня разработанных природоохранных мероприятий с указанием срока их выполнения и наименования подразделений, ответственных за их выполнение.

Содержание и объем экопаспорта во многом зависит от вида деятельности компании. Так, экологический паспорт школы будет содержать обобщенные сведения, полученные при выполнении мероприятий по экологической оценке учебного заведения, его помещений и пришкольной территории. В процессе составления паспорта можно выявить разные экологические проблемы и решить их силами учителей, учащихся, общественности, органов местной власти.

Паспорт отходов

Экологический паспорт отходов – это отдельный документ, удостоверяющий принадлежность отходов к соответствующему виду и классу. Также в нем отражается состав отходов. «Паспорт отходов» 1-4 классов опасности является основой для определения безопасного (с точки зрения охраны природы и здоровья человека) способа обращения с отходами.

В соответствии с законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», если в процессе деятельности предприятий образуются отходы 1-4 классов опасности – на них в обязательном порядке должен быть составлен паспорт.

Экологический паспорт ДОУ

Светлана Аксёнова
Экологический паспорт ДОУ

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Колосок»

городского поселения Петров Вал Камышинского муниципального района

Волгоградской области

Экологический паспорт

МКДОУ дс «Колосок»

2016 год

Цели и задачи составления экологического паспорта:

1. Дать оценку экологического состояния района, на территории которого расположено ДОУ.

2. Оценить состояние территории ДОУ и прилегающей территории.

3. Составить перспективу развития экологического образования в ДОУ.

4. Создать благоприятные условия для здоровья детей, посещающих ДОУ.

5. Привлечь внимание родителей к проблеме экологического воспитания.

Общая информация об учреждении

Полное наименование: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Колосок» городского поселения Петров Вал Камышинского муниципального района Волгоградской области.

Общее количество детей посещающих детский сад — 156

Общее количество персонала — 34

Кадровый состав МКДОУ: заведующая, старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физ. воспитанию, старшая медсестра, воспитатели, младшие воспитатели.

1. Экологическая ситуация района

1.1 Общая характеристика района.

Местонахождение дошкольного учреждения: Волгоградская область, Камышинский район, г. Петров Вал, улица Камышинская, 45.

Экологическая обстановка в районе, где расположен ДОУ характеризуется как удовлетворительная. В 400 м от детского сада находится асфальтовый завод, являющийся единственным источником загрязнения атмосферы. Уровень радиационного и шумового фона в пределах нормы.

Транспортные дороги, проходящие рядом с детским садом являются второстепенными. По периметру расположения автодороги проходит полоса зелёных насаждений, предохраняющих территорию детского сада от проникновения выхлопных газов проезжающего мимо транспорта.

1.2. Характеристика непосредственного окружения детского сада.

ДОУ находится на улице, характеризующейся небольшим транспортным потоком, в центре жилого массива. Близлежащие промышленные предприятия – асфальтовый завод. Свалки — отсутствуют.

В ближайшем окружении находятся магазин «Магнит», Жилищно-коммунальное хозяйство, частная стоматология, жилые двухтажные дома, частный сектор, подъездные дороги к жилым домам и к детскому саду.

По периметру ограждения детского учреждения с наружной стороны проходит санитарная зона в виде зелёных насаждений (кустарники, цветы).

2. Характеристика территории дошкольного учреждения.

2.1 Общие данные.

Детский сад функционирует с 1985 года. Принадлежал Камышинскому районному производственному объединению по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства.

Детский сад-ясли на 140 мест с дневным пребыванием детей в течение 10.5 часов при 5-дневной неделе был передан на баланс Администрации города Петров Вал на основании распоряжения Администрации Камышинского района Волгоградской области от 01.09.1994г. №344-р «О передаче детского сада-ясли на баланс администрации города Петров Вал»

В 2000 году Петроввальский детский сад «Колосок» был передан в собственность Камышинского муниципального района согласно Постановления Администрации Камышинского района Волгоградской области № 247-п от 14 июня 2000г. и являлось муниципальным учреждением с приоритетным интеллектуальным направлением.

На основании постановления Администрации Камышинского района Волгоградской области от 01.09.2011г. №1142-п «Об утверждении Устава Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида «Колосок» городского поселения Петров Вал Камышинского муниципального района Волгоградской области в новой редакции» детский сад переименован в Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Колосок» городского поселения Петров Вал Камышинского муниципального района Волгоградской области.

Территория учреждения сформирована в соответствии с картосхемой, где есть спортивная площадка, игровые площадки для каждой группы с отдельным входом. Все площадки оборудованы верандами для прогулок в ненастную погоду, а также игровым оборудованием, выполненным из экологически чистого материала. Игровые площадки разделены между собой живой изгородью из растений кустарниковых пород (низкорослая ирга). На каждом участке имеются небольшие цветочные клумбы, оживляющие и украшающие не только общий, но и индивидуальный ландшафт каждого участка.

Большая часть территории засажена зелеными насаждениями. Среди деревьев преобладают лиственные породы, а значит, весной и зимой на участке много света.

По периметру здания разбиты цветочные клумбы. За зданием детского сада -большой огород с грядками, закреплёнными за каждой группой, для выращивания овощей (перец, баклажаны, огурцы, помидоры, свекла, тыква, лук, кабачки, картофель, укроп, петрушка) и клубники сотрудниками детского сада совместно с детьми. Летом 2016 года здесь же появился небольшой сад с плодовыми деревьями (вишня, яблоня, слива, груша) и кустами смородины.

Ежегодно, весной, на игровых площадках проводится полная смена песка. Вновь завозимый песок соответствует гигиеническим нормативам по паразитическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям. В отсутствии детей песочницы закрываются тентами.

Подходы к зданию имеют плиточное покрытие.

Вся территория детского сада огорожена металлическим забором высотой 1,5 метра.

За территорией детского сада ведется круглосуточное видеонаблюдение.

2.2 Растительный и животный мир, почвенный покров. Растительный мир.

Схема посадок видового состава деревьев, кустарников, цветов на территории участка детского сада выполнена с учётом программных требований по экологическому воспитанию детей. Присутствие на участке различных жизненных форм растений даёт воспитателям возможность проводить на открытом воздухе разнообразные экологические занятия.

Деревьев на участке достаточно много. Практически все они в неплохом состоянии, старые и засохшие деревья систематически спиливаются.

Во избежании травм среди детей низкорастущие сучки и ветки удалены до безопасного расстояния. Видовой состав деревьев: тополь, сосна, ель, вяз, ива остролистная.

Фруктовые деревья: вишня, груша, яблоня, слива, ирга.

Кустарники: смородина черная, красная, ирга низкорослая.

Цветы: эшшольция, бархатцы, декоративный лук, многолетние астры-сентябринки, пион, роза, гладиолус, ландыш, лилия.

Уголок лекарственных трав: календула, ромашка, шалфей, подорожник большой, одуванчик лекарственный, мята лимонная (мелисса, мята обыкновенная, мать-и-мачеха, крапива.

На деревьях и кустарниках оседает до 72% частиц пыли, потому зелёные насаждения служат надежной пылезащитной и ветрозащитной полосой.

На территории имеется небольшой искусственный пруд.

Животный мир

На территории детского сада в разное время года встречаются:

птицы: вороны, галки, воробьи, синицы, сороки, грачи, скворцы, ласточки, дятлы, голуби, кукушки;

различные виды насекомых — бабочки, жуки, мухи, комары, божьи коровки, пчёлы, осы, шмели, муравьи, пауки, стрекозы, тля.

Таким образом, дети имеют возможность круглый год вести наблюдение за самыми разнообразными представителями местной фауны.

Почва

В районе преобладают каштановые почвы. Опадающая и перегнивающая листва является натуральным естественным удобрением. Для улучшения структуры и плодородности почвы к основному, естественному составу добавляется привозной торф, песок. Ежегодно весной привозится и обновляется песок в песочницах всех групп.

На игровых площадках грунт плотный, песчаный, вытоптанный до 40%,. Можно выделить участки с уплотненным грунтом вблизи тех деревьев, где часто играют дети.

Почва клумб, газонов, овощных грядок- рыхлая, мягкая.

2.3. Зонирование территории

Территория детского сада закрыта для посещения посторонних лиц забором, который находится в удовлетворительном состоянии. Въезд на хозяйственный двор своевременно закрывается. Шумовой фон умеренный. Вдоль забора по территории детского сада растут деревья, которые защищают ДОУ от шума и выбросов автомобильного транспорта. Вся территория детского сада разделена на зоны- прогулочные площадки для каждой группы, спортивная площадка, хозяйственная зона (огород, молодой сад, уголок лекарственных трав, 2 сарая для хранения с/х инвентаря). На территории хозяйственной зоны предусмотрено место для сушки постельных принадлежностей и чистки ковровых изделий. Ветровой режим благоприятный, т. к. участок со всех сторон окружен деревьями и кустарниками, смягчающими порывы ветра. Освещенные зоны – вся территория дошкольного учреждения. Затенённые зоны – прогулочные участки трёх групп.

2.4. Загрязнение территории

Запыленность территории низкая, так как автодороги не являются центральными, но иногда возможно попадание вредных веществ (твердых и газообразных). Металлический забор пропускает пыль, снег, шум. Автомобили с продуктами питания заезжают на территорию детского сада 1-2 раза в день.

Ветровой режим удовлетворительный, со всех сторон территория детского сада окружена двухтажными зданиями, деревьями и кустарниками, смягчающими порывы ветра.

Участок регулярно убирается штатным дворником. Есть свалка сухих листьев. В хозяйственной зоне оборудован мусоросборник, который регулярно очищается службой ЖКХ и вывозится за пределы города.

3. Оформление помещения

3.1. Характеристика здания и помещений

Здание кирпичное. Этажность здания: 2.

Помещения ДОУ: шесть групп, физкультурный зал, музыкальный зал, медицинский кабинет, кухня с кладовой, прачечная, служебно-бытовые помещения для персонала.

В приёмной каждой из групп расположен информационный уголок для родителей; стенды, отражающие ОБЖ. В оформлении групповых помещений, лестничных пролётов и коридоров используются рисунки и поделки детей, фотографии с природой родного края, живые растения, натуральные камни, картины.

Для оформления коридоров используются побелка, плитка, дерево. В группах – побелка, ДВП, синтетические ковры; в туалетах – керамическая плитка, побелка. Полы в группах покрыты линолеумом.

В помещениях групп существует разделение на зоны: выделены зоны по 5 направлениям (физическое развитие, художественно-эстетическое, познавательное, речевое, социально-личностное, имеется отдельная зона уголка природы.

Каждая группа имеет отдельную спальную комнату, оформленную в спокойных тонах. Одна стена каждой спальни всех шести групп расписана картинами, способствующими быстрому и комфортному засыпанию детей.

Физкультурный зал оформлен экологически безопасными материалами, всё оборудование проверено на безопасность использования, эстетически оформлено.

При оформлении внутренних помещений использованы: акриловая краска, синтетические ковры.

3.2. Уголок природы

Во всех группах существуют уголки природы с комнатными растениями в соответствии с программными требованиями. Наиболее распространенные растения: хлорофитум, фикус, традесканция, фиалки, бальзамин, герань, алоэ, каланхоэ, бегонии. Во избежание несчастных случаев в группах нет кактусов и молочаев.

С целью исключения аллергических реакций у детей в группах не содержатся животные и аквариумные рыбы. Знакомство детей с обитателями уголков природы происходит с использованием макетов «Домашнее подворье», «Дикие животные», «Жители подводного царства», а также применяются иллюстрации и видеоматериал.

Оборудование и учебные материалы: ракушки, семена, кора, листья различных деревьев, коллекция камней, лаборатория, дидактические пособия.

4. Влияние ДОУ на окружающую среду

Коллектив учреждения старается, чтобы не только дети, но и взрослые были экологически грамотными, поэтому все работники детского сада ежемесячно информируются об использовании и экономии воды и электроэнергии.

4.1. Использование воды.

В ДОУ вода поступает из централизованного водоснабжения, которая используется на: приготовление пищи, мытье посуды, мытье игрушек, уборку групповых комнат, служебных помещений и коридоров, мытье рук и лица, полоскание рта. Загрязнённые стоки уходят в центральную канализацию. Все водопроводные краны, санузлы работают исправно, в случае поломки сразу же осуществляется ремонт.

4.2. Использование энергии.

В ДОУ используются лампы накаливания, лампы дневного света, лампы для уличного освещения ДРЛ, электроплита. Коллектив следит за экономией электроэнергии в течение всего дня.

4.3. Отопление

В ДОУ существует централизованное отопление. Температурный режим удерживается путем кратковременного и долговременного, сквозного проветривания (во время отсутствия детей).

4.4. Отходы.

4.5. Бытовые химические вещества.

Используемые химические вещества: хлорсодержащие таблетки «Жавель-солид», хлорамин — используются для дезинфекций и уборки помещений. Также используются стиральные и моющие порошки,сода, туалетное мыло для мытья рук. Определен порядок хранения этих веществ (в недоступном для детей месте).

Вся дезинфекция помещения, борьба с грызунами и тараканами производится районной ДЭЗ-станцией.

5. Программы и методики

Воспитательно — образовательная работа с детьми строится на основе создания специальной предметно-развивающей среды, перспективного и календарного планирования в соответствии с годовыми задачами детского сада, реализуя образовательную программу дошкольного учреждения МКДОУ дс «Колосок».

5.1. Используемая методическая литература:

1. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Москва. Просвещение. 2002

2. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. Москва. 1993

3. Николаева С. Н. Как приобщить ребёнка к природе. Москва. 1993

4. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. М.:Мозаика- Синтез. 2008

5. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада.. М.:Мозаика- Синтез. 2007

6. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во 2 младшей группе детского сада.. М.:Мозаика- Синтез. 2007

7. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада.. М.:Мозаика- Синтез. 2009

5.2. Дидактические материалы.

Для развития экологической культуры используются:

-лото: «Времена года», «Ассоциации», «Растения», «Животные», «Кто где живет?»

-аудиозаписи: «Голоса птиц», «Голоса животных»;

-атлас, глобус, компас;

-видеоматериал,

-календари наблюдений;

— коллекции шишек, камней, ракушек, семян, бумаги, ткани, ниток;

— конспекты организации непосредственно образовательной деятельности по познанию, коммуникации, художественному творчеству;

— картотеки игр, наблюдений, опытов;

— консультации для родителей и педагогов;

-мини-лаборатории для детского экспериментирования.

В течение года в детском саду проходят занятия по экологии с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, экологические викторины как в помещении детского сада, так и на его территории. Дети дежурят в уголках природы, ухаживают за растениями, животными, летом занимаются цветниками, огородом, зимой подкармливают птиц.

Родители воспитанников активно участвуют в конкурсах: «Благоустройство территорий и игровых участков» ; «Уголков природы и предметно-развивающей среды». «Каждой пичужке – по кормушке»; «Скворечник»; «Посади деревце и цветок».

6. Выводы и рекомендации:

Считаем, что МКДОУ «Колосок» достаточно серьёзно решает проблемы экологического воспитания детей. Территория детского сада хорошо ухожена. Растительный покров на территории разнообразен и целесообразно его использование в целях экологического образования. Значительная часть газонов засеяна культурной газонной травой (заменены сорные виды на газонные злаки). Отдельные группы сорных растений оставлены для проведения наблюдений и опытов. При подборе видов растений для озеленения учитывались заброшенные и вытоптанные участки. Год от года расширяется видовой состав культурных растений, расширяются цветники; увеличивается количество лекарственных растений, злаковых культур; заложен молодой сад.

Транзитный проход через детский сад запрещен. Задняя калитка закрывается на ключ, что предотвращает появление посторонних лиц на территории ДОУ, препятствует вытаптыванию газона, повреждению деревьев и растений.

Своевременно (1 раз в год) заменяется песок в песочницах.

Рекомендовано: продолжать озеленение территории детского сада. Наиболее полно использовать заброшенные и вытоптанные участки, расширять цветники; продолжить уход за огородом, увеличить состав овощей; регулярно вскапывать почву вокруг ряда деревьев, продолжать работы по расширению и облагораживанию молодого сада. Активно привлекать детей к работам в саду, цветнике, на огороде, прививая таким образом привычку и желание трудиться.

Привлечь внимание родителей к оздоровлению детей. Заинтересовать их в проведении работ по благоустройству территории детского сада.

Экологический паспорт «Растения нашей группы»

Экологический паспорт

Группы «Ивушка»

Комнатные растения

Многие недооценивают влияние комнатных растений на человека. Эти создания природы способны поддерживать неповторимую атмосферу в помещении.

Чтобы убедиться в исключительной нужности комнатных растений, достаточно обратить внимание на тот факт, что растительный мир возник задолго до появления человека. Без растений жизнь на Земле невозможна. Следовательно, люди не только могут, но и должны жить среди растений.

Комнатные растения предоставляют уникальную возможность общаться с природой в любое время года. Находясь среди всех «прелестей цивилизации»: повышенного шума, грязного воздуха, вредных излучений и т.д., комнатные растения попросту спасают живого человека от многих болезней.

ГЕРАНЬ ПЕСТРОЛИСТНАЯ

(ПЕЛАРГОНИЯ)

Представитель семейства гераневых. Слово «пеларгония» происходит от греческого «пеларгос» — аист, потому что плоды герани похожи на клюв аиста.
Герань была завезена в Европу еще в XVII столетии из Капской колонии. Действительно, что сначала она числилась аристократическим растением, ее разводили в оранжереях состоятельных коттеджей и, загородных вилл.
Нам известно то, что с середины XIX столетия этот цветок становится все наиболее популярным без него нельзя было представить для себя ни 1-го сада, ни одной оранжереи хоть какой страны.

Пестролистная герань близка к зональной, однако при ее селекции главное внимание направляли на получение прекрасно окрашенных листьев. Это очаровательное декоративнолистное самостоятельно кустящееся растение. Широкая белая кайма круглых листьев хаотически вклинивается в основную окраску: зелёную и светло-зелёную.

Для нормального роста пеларгонии необходимо тепло и хорошее освещение. В конце весны — начале лета растение следует вынести на свежий воздух, притенив его от прямых солнечных лучей.

Если нет достаточного освещения, ее листья и теряют яркость. Если растение находится в помещении за стеклом, то прямые солнечные лучи вредны, они могут вызвать ожог, а вот на улице под открытым солнцем пеларгония их легко переносит. Зимой растению необходима подсветка лампами дневного света или фитолампами.

Оптимальная температура: 8-12°C. Летом — комнатная температура. Зимой желательна температура +8..+10.

Пеларгонии требуется регулярный и обильный полив весной и летом и умеренный полив зимой, потому что при слабой вегетации корневую систему легко залить. Пеларгонии не требуют опрыскивания и мытья листьев. Она относится к разряду тех растений, которые лучше подсушить, чем переувлажнить. У всех пеларгоний существует способность накапливать воду, поэтому они считаются сухостойкими. При поливе необходимо обеспечить сток излишков воды, чтобы предотвратить переувлажнение. Если пеларгония получает воды больше, чем ей требуется, то ее листья изменяют свой вид.

КОЛЕУС

Колеус — это многолетнее вечнозеленое растение семейства Губоцветных, родом из тропических лесов Азии и Африки.

Красота Колеуса заключается в расцветках листьев: буйство красок и разнообразие рисунка от зелено-белого до красно-фиолетового, коричневого и бронзового с пятнами, крапинками, прожилками, каймой и т.д. А также удивляет форма листа: яйцевидные, надрезанные, бахромчатые.

Температура для колеуса летом умеренная, зимой прохладная, около 15-16°C. Зимний минимум 12°C.

Колеус светолюбив. Требуется яркий рассеянный свет, с притенением от прямых солнечных лучей летом.

Летом колеус поливают обильно, осенью и зимой полив сокращают, но почва должна быть слегка влажноватой. Воду для полива предпочтительнее использовать мягкую.

Регулярно с марта по сентябрь подкармливают раствором минеральных удобрений для декоративно-лиственных комнатных растений. Подкормки проводят еженедельно.

Колеус любит очень влажный воздух. Поэтому воздух увлажняют частым опрыскиванием или помещают горшок с растением на поддон с мокрой галькой или керамзитом.

Пересаживают ежегодно весной. Иногда летом колеус еще раз пересаживают, точнее, переваливают в больший горшок, так как корни его быстро растут и оплетают земляной ком. Повторная пересадка необходима, когда корни растения появляются из сточного отверстия на дне горшка. Почва — любая питательная смесь, к составу почвы колеус не требователен.

КРОТОН (КОДИЕУМ ПЕСТРЫЙ)

Кротон представляет собой древовидный кустарник, достигающий в высоту почти 2 м, при благоприятных условиях и больше.

Это комнатное растение ценится за красоту своих кожистых ярких, блестящих листьев, часто необычной формы. Они могут быть широкими или узкими, лентовидными, скрученными, вырезанными. Стебли прямостоячие, сильно ветвящиеся.

Растение цветущее. Цветы желтовато-белого цвета, которые рекомендуется обрывать, чтобы растение не истощалось.

Молодые листья растения зелёные или желтоватые располагаются в верхней части куста. По мере того как кротон растёт, листья меняют свою окраску, становятся пёстрыми.

Растение теплолюбиво, зимой его содержат при температуре 16-18°С, летом 25-28оС.

Кротон светолюбив, для поддержания разноцветной окраски листьев требует много солнца. Летом, возможно, понадобится притенение. При недостатке освещения пестрота листьев теряется.

С весны до осени растение поливают обильно, зимой — умеренно. Кротон плохо переносит сухость земляного кома, а вода для полива должна быть тёплой.

Весной, летом и осенью минеральные и органические удобрения применяют 1 раз в неделю, зимой — 1 раз в месяц.

Растение любит влажный воздух, поэтому его нужно регулярно опрыскивать. Можно установить горшок на поддоне с водой.

Молодые цветы пересаживают один раз в 2 года, взрослые растения — через 3-4 года.

Растение размножают черенками, срезанными в конце зимы, которые укореняют в воде или влажном песке.

МОЛОЧАЙ ТРЕХГРАННЫЙ (ЭУФОРБИЯ)

Род Молочай (Euphorbia), который дал название семейству Молочайные, один из разнообразнейших по форме входящих в него видов во всем растительном царстве. Они очень напоминают представителей кактусовых. От кактусов молочаи отличаются в основном цветками, собранными в соцветия, а также наличием в тканях растений белого млечного сока, у очень многих видов ядовитого для человека как при контакте, так и при попадании в организм. Стебель у молочаев обычно прямостоячий и короткий, с многочисленными побегами, имеющими выступающие ровные или зубчатые ребра, покрытые короткими крепкими колючками. У отдельных видов побеги составлены из ряда сегментов (сочлененных между собой), иногда они покрыты желтоватыми крапинками.

Этим растениям не нужна ни слишком высокая, ни слишком низкая температура воздуха окружающей среды: оптимальная примерно 18-20o С, хотя некоторые виды способны выносить понижение температуры до 4-5o С.

Видам молочая требуется много света, в отличие от прочих растений они не страдают от прямых солнечных лучей, а пестролистные виды вообще в тени теряют характерную для них окраску.

В период с весны до осени молочаи не следует излишне поливать, а к зиме полив почти совсем прекращают. При поливе стремятся не увлажнять стебель и веточки, чтобы избежать их загнивания.

Пересаживание в новую емкость осуществляют, когда весной у растения заканчивается период покоя. Обычно подбирают контейнер чуть большего размера, чем предыдущий, заполненный почвогрунтом для кактусовых или суккулентных растений, хотя бы на 1/з объема состоящий из песка. Очень аккуратно обустраивают дренаж: дно горшка закрывают слоем глиняных черепков, гальки или керамзита. При поддержании внешнего вида молочай трогать руками не рекомендуется — можно уколоться о колючки, — поэтому с него смахивают пыль кисточкой.

Размножают преимущественно черенками. В конце весны можно приготовить черенки, внимательно следя за тем, чтобы млечный сок не попадал на открытые части тела. Несколько дней понадобится на то, чтобы срезы хорошенько просохли, после чего черенки высаживают в песчаный грунт. Пока идет укоренение, следует избегать прямых солнечных лучей, а почвогрунт поддерживать в достаточно влажном состоянии.

САНСЕВИЕРИЯ (САНСЕВЬЕРА)

Сансевиерия (сансевьера). Это одно из самых популярных комнатных растений. Пришла к нам сансевиерия из тропических краев — Центральной Африки, Шри Ланки, Малайи. Растение это с очень декоративными прямостоячими блестящими листьями. Темно-зеленые и светлые по полосы на листьях дали ему народное название — «щучий хвост» (еще одно из народных названий – «тещин язык»).

Сансевиерия — растение, очень нетребовательное. С успехом растет и в полутени, но все же предпочитает светлые места в помещениях (при избытке света – окраска ослабевает). К сухому воздуху сансевиерия устойчива, хотя опрыскивания и обмывания листьев, ей не только не повредят, но и придадут более нарядный вид. В течение года, растение сансевьеру держат на окнах, а очень крупные экземпляры размещают на полу.

Весной и летом — равномерный, после просыхания кома, зимой и осенью — умеренный, на 2—3 день после просыхания земляного кома. Взрослые растения поливать надо еще реже. Дело в том, что при избытке влаги, корни сансевиерии могут загнить.

Размножают сансевьеру листовыми черенками, но чаще — делением корней. Делать это надо в марте — апреле во время пересадки, пестролистные формы, размножают — делением растений. При размножении черенками, срез обязательно надо немного подвялить на воздухе.

ХЛОРОФИТУМ

Хлорофитум — семейство лилейных. Родина — Южная Америка. Хлорофитум является одним из наиболее распространенных комнатных растений. Это не удивительно: он быстро растет, у него красивые изогнутые листья.

Еще одна причина популярности хлорофитума — его выносливость. Хлорофитум относится к светолюбивым растениям. Изогнутые листья образуют красивую широкую розетку. Температура Умеренная. Зимой не ниже 18°С. Конечно неприхотливый хлорофитум не погибнет при неблагоприятных температурах, но это обязательно скажется на его внешнем виде. Холодные сквозняки или содержание около не утепленного окна вредят растению.Для растения необходим яркий рассеянный свет. Хорошо растет около восточного или западного окна. Может расти и на северном окне, но в слишком темном месте растение теряет декоративную привлекательность. На южном окне нужно притенение.

Поливать обильно с весны до осени. Почва должна быть все время влажной. Зимой полив умеренный.Размножается хлорофитум укоренением дочерних розеток, а также делением при пересадке.

ГЕРАНЬ ДУШИСТАЯ (ПЕЛАРГОНИЯ)

Родина – Южная Африка. Многолетнее растение с сильно разветвленным светло-зеленым стеблем. Листья и стебли издают очень сильный специфический запах. Листья зеленые, пальчато-лопастные с неровными волнистыми лопастями; все растение с легким опушением. Цветет невзрачно: цветки лиловато-розовые, мелкие, собранные в зонтиковидные соцветия, правда, увидеть их в домашних условиях можно с трудом: цветет герань душистая крайне редко. Именно эта разновидность пеларгоний заслужила славу средства номер один от болезни ушей.

Эфирное масло пеларгонии обладает дезинфицирующими свойствами. Его используют для отдушки неприятно пахнущих лекарств. Оно понижает кровяное давление. В народной медицине листья этого растения применяют при диабете. Ученые подтвердили, что фитонциды цветка хорошо справляются с микробами, аромат может ослаблять головную боль, снимать усталость, нормализовать сон. Препараты пеларгонии обладают кровоостанавливающим, противовоспалительным, обезболивающим, антисептическим действием. Кроме того, они способны растворять отложения солей при подагре и почечнокаменной болезни.

Пеларгонии светолюбивы, хорошо переносят прямые солнечные лучи. Лучше всего держать их на южном окне у самого стекла. Растения переносят и северные, и восточные окна, однако при недостатке света зимой вытягиваются. Зимой пеларгонию можно подсвечивать люминесцентными лампами.

Помещение с пеларгонией постоянно нужно проветривать. Летом растения рекомендуется размещать на открытом воздухе.

Полив умеренный, не любят переувлажнения. Полив следует производить спустя два-три дня, после того как верхний слой субстрата высохнет. Зимой растения поливают очень умеренно, чтобы сдержать рост при зимнем недостатке света и не дать им вытягиваться. Кроме того, переувлажнение растений зимой при прохладном содержании часто приводит к увяданию листьев и загниванию корневой шейки и корней.
Постоянного опрыскивания пеларгония не требует, но в жаркие летние дни периодическое опрыскивание растению будут полезными.

ТОЛСТЯНКА

Толстянка (Crassula) относится к роду Суккулентов (Succulentus) семейства Толстянковые (Crassulaceae) и является декоративно-лиственным растением, хотя на самом деле может цвести, что бывает редко в комнатных условиях.

Этому растению, как и всем суккулентам, свойственно накапливать большой запас влаги в листьях, что и помогает выживать в сложных погодных условиях у себя на родине – засушливых тропиках Африки, на ее юге и западе, Мадагаскаре, в южной Аравии.

Размножают толстянку отростками или листовыми черенками, которые укореняют сразу в почву, подсушив пару дней.

Ухаживать за денежным деревом просто. Поливать толстянку нужно летом очень хорошо, по мере просыхания почвы и только в период роста, ни в коем случае не допускать переувлажнения. Во время покоя земля должна быть сухой и поливаться раз в пару месяцев.
Опрыскивание не характерно для ухода за этим растением, нужно лишь протирать листья от пыли, которая их очень любит. Влажность не так уж важна, а вот частое проветривание необходимо.

По температуре толстянка бы не отказалась от естественных для нее больших перепадов день-ночь. Летом лучше 20-22° С, а там как получится, но зимой нужна прохлада в 10-12°С и даже до 6°С.
Очень любит толстянка свет круглый год, а потому дальше подоконника, если комната не светлая, ее не располагайте. Несмотря на это, прямые солнечные лучи нужны лишь в небольшом количестве, а в остальном лучше притенить дерево, чтоб не сгорело.

ЗОЛОТОЙ УС

Это крупное многолетнее растение с двумя видами побегов вырастает в высоту до 2 метров. У данного растения имеются как горизонтальные, так и прямостоячие побеги, которые даже смахивают на побеги кукурузы по внешнему виду. Листья растения ярко-зеленого окраса очень длинные, расположенные поочередно. Мелкие цветки растения собраны в соцветия – метелки и очень приятно пахнут. Лепестки белого цвета, выступающие тычинки полупрозрачные чашелистики – описание составляющих цветка растения. «Суставчики» образуют усы растения. Цветение растения происходит очень редко, но красиво и остается в памяти надолго.

Золотой ус – лучшее средство от различных недомоганий. Это растение обладает уникальными полезными свойствами.

Золотой ус нужно обильно поливать, делать подвязывания к опоре, во избежание изгибания основного стебля из-за большой тяжести растения. Растение размножают черенками и прикорневыми побегами.

Размножается укоренением черенков в воде или почве делаются следующим образом. При помощи острого ножа необходикорни. И тогда можно их высаживать в грунт, уже заранее удобренный золой и суперфосфатом. От ухода зависит урожай растения, к примеру, если создать правильные условия, то за один летний период можно трижды собрать урожай.

ЭУХАРИС

Это ценное декоративное луковичное растение относится к сем. амариллисовых. Известно около 10 видов эухариса (Eucharis), распространенных в тропиках Южной Америки, где они обитают главным образом в Амазонской низменности, предгорьях колумбийских Анд, на рыхлой, богатой гумусом почве .Слово «эухарис» в переводе с греческого на русский язык означает «изящный». Такое название вполне оправдано — растение выделяется среди комнатных цветов красотой листьев и цветков, сильным ароматом. Листья крупные (до 40 см длиной и 20 см шириной), широкоовальные, заостренные, темно-зеленые, блестящие. По форме похожи на аспидистру. Пластинка листа слабо морщинистая, с продольными выступающими жилками. Живут листья долго, по нескольку лет; но после осеннего цветения частично отмирают. Затем на смену им отрастают новые, молодые, свернутые вначале в трубку. Растение теплолюбиво. Зимой наиболее благоприятна температура 16—20°С. В холодных или чересчур теплых комнатах эухарисы чувствуют себя плохо, лишь изредка дают мелкие хилые цветки.

Пересаживают растение не часто — 1 раз в 5—6 лет, когда посуда заполнится луковицами и корнями. В марте, после весеннего отдыха эухариса, отделяют детку и лишние луковицы, стараясь возможно меньше беспокоить корни и не допускать их поломки. Первостепенное значение для успешной культуры эухариса имеет правильная поливка. Нередко крупные здоровые растения, попав в чужие руки, быстро хиреют и даже пропадают от неумеренного увлажнения. Эухарисы надо увлажнять редко, но обильно.

БЕГОНИЯ (ПЕСТРОЛИСТНАЯ)

Разным видам бегоний нужны разные условия, но есть и кое-что общее. Бегонии страдают от сквозняков, резких перепадов температуры, небрежного обращения. Их стебли и листья очень ломки и часто повреждаются при мытье, перевозке и пересадке.

Самое подходящее освещение, при котором окраска листьев выглядит наиболее выигрышно, – яркое рассеянное (как естественное, так и искусственное). Не повредит им и немного утреннего солнца. Зимой бегонии можно держать на южных окнах. Недостаток света они переносят стойко, но окраска листьев несколько тускнеет.

Бегонии не любят жару и хорошо растут при умеренной температуре. Особое внимание нужно обратить на условия зимнего содержания. В помещениях с очень сухим воздухом листья бегоний покрываются пятнами, сохнут. Чтобы добиться необходимой влажности воздуха, растения размещают группами, сосредоточив в центре самые привередливые. Хорошо, если такая композиция будет стоять на общем поддоне, окруженная часто опрыскиваемыми подушками мхов, камнями и гравием. Листья самих бегоний не смачивают – на них появятся некрасивые пятна.

Субстрат по всей глубине должен быть слегка влажным, поэтому поливают бегонии очень умеренно, после подсыхания верхнего слоя на 2–3 см. Корни растений тонкие, легко высыхают при редком поливе, при застое влаги подвержены гниению. Чтобы избежать неприятностей, достаточно соблюдать несколько простых правил: во-первых, использовать невысокие, но широкие горшки; во-вторых, к готовому торфяному субстрату добавлять вермикулит (или мелко измельченную сосновую кору, кокосовое волокно, листовой и хвойный перегной). Это улучшит структуру и уменьшит влагоемкость почвенной смеси. И, наконец, на дно горшка нужно положить дренажный слой из кусочков пенопласта с добавлением древесного угля. Что бы он не забивался землей, его прикрывают слоем мха.

В комнатных условиях через два года после посадки бегония начинает терять свою красоту. Растение нетрудно обновить, обрезав и укоренив верхушки в воде, сфагнуме или вермикулите. Для размножения можно использовать листовые черенки и части листьев.

ФИАЛКА (СЕНПОЛИЯ)

Родом комнатная фиалка из Восточной Африки, растет в джунглях. На своей родине сенполии — это многолетнее травянистое растение вырастает до 30 см и насчитывает два десятка видов. Сенполию в комнатном цветоводстве любят за небольшие габариты и длительное (до 10 месяцев в году) цветение.

Фиалки имеют овальные (иногда чуть удлинённые листья). Края листьев гладкие или с зазубринами, собраны в прикорневую розетку. Цвет листьев может быть тёмно или светло зелёным. Цветы простые или махровые от 2-х до 4-х см в диаметре, имеют окраску от фиолетовой, синей, красной до чисто белой. Выращивание фиалок (сенполий) требует некоторых усилий.

Температурный режим должен быть ровным, не слишком жарким летом и не слишком холодным зимой. Оптимальная температура +18-24 градуса Цельсия. Фиалки не любят резких колебаний температур и сквозняков.

Фиалка предпочитает яркий свет, но не любит прямых солнечных лучей, следовательно, если растение стоит на солнечном подоконнике, его надо затенять, а зимой желательно дополнительное освещение флуоресцентными лампами, чтобы световой день фиалок составлял 13-14 часов. В этом случае сенполии будут цвести и зимой.

Полив нужен равномерный. Поверхностный слой почвы должен быть постоянно влажным, но заливать растение тоже нельзя. Поливать осторожно, под корень. Лишнюю воду из поддона надо сливать. Вода для полива должна быть не холодной и желательно мягкой, во всяком случае, её надо обязательно отстаивать. Растение фиалка, листья в особенности, не терпит опрыскивания. При попадании капель воды на листья они могут загнивать. Чтобы обеспечить достаточную влажность воздуха, горшки с фиалками хорошо поставить на поддон с водой, но так, чтобы сам горшок воды не касался или уложить на поддон влажный мох. Можно поставить горшки во влажный торф.

Земля для фиалок тоже должна отвечать особым требованиям. Она должна быть рыхлой, хорошо пропускать воздух и легко впитывать воду.

Чтобы фиалка хорошо росла и цвела, её надо регулярно подкармливать минеральными удобрениями в половинной дозе. Подкормку проводить раз в неделю. Можно добавлять удобрения в воду для регулярного полива, но тогда концентрация удобрений должна быть значительно (в 6-7 раз) ниже.

ЛИМОН

Родиной лимона считают тропические и субтропический области и Азию, поэтому вырастить лимон в нашем климате, до последнего времени, не представлялось возможным. Но истинные любители – растениеводы научились выращивать лимоны в комнатных условиях. Для комнатного выращивания выведены специальные сорта. Можно купить плодоносящее деревце в магазине, а можно самостоятельно вырастить. Комнатный лимон гарантированно можно вырастить несколькими способами: черенкованием, отводком, прививкой. Все три способа подразумевают наличие взрослого плодоносящего растения, с которого можно взять черенок для укоренения и прививки или прикопать отводок. Существует ещё семенной способ размножения, но для этого подходит только лимон сорта Пондероза, который при правильном уходе начнёт плодоношение на 4-5 год.

Комнатный лимон можно выращивать на любых окнах, но лучше, если света будет достаточно. В зимний период его можно немного досвечивать с применением фитоламп. Лимонные деревья идут в активный рост с наступлением весны. Именно в этот период рекомендовано пересаживать растения. До возраста 3х лет лимонное деревце пересаживают ежегодно, затем по мере необходимости. Горшок для растения не должен быть большой, почва должна быть питательной и состоять из 2х частей листовой, 2 частей дерновой почвы, листового и навозного перегноя; 1 части песка. Исходя из климата места своего рождения, лимон очень хорошо относится к повышенной влажности воздуха и совсем не переносит пересушенной почвы. Поливать необходимо отстоянной водой комнатной температуры, зимой можно подогревать. Лучше всего полив проводить снизу – через поддон. Лимонное деревце надо обязательно подкармливать и делать это не реже 2х раз в месяц. Для подкормок лучше использовать готовые удобрения для цитрусовых.

Комнатные лимоны болеют, но чаще от неправильного ухода, а не от вирусных и инфекционных заболеваний, которыми лимоны болеют в открытом грунте. Гораздо чаще они подвергаются нападению вредителей: трипсов, тлей, паутинных клещиков и щитовок. Меры борьбы: химические.

СЦИНДАПСУС (ЧЕРТОВ ПЛЮЩ)

Scindapsus — представитель семейства ароидных. Его научное название происходит от древнегреческого слова, означающего «подобный плющу», а его известное название «чертов плющ» также подчеркивает это сходство. Известно около 20 видов, и все они являются вьющимися растениями, которые выпускают воздушные корни, быстро прикрепляющиеся к любой палке или жерди, используемой в качестве опоры.

Зимой для поддержания растения в нормальном состоянии температура должна быть не ниже 13°С. Летом- 18-2°С. Максимальная летняя температура 24°С. Не стоит переувлажнять почву. Между поливами нужно давать им возможность высохнуть, поливая раз в 4—5 дней летом и раз в 7-8 дней зимой. Перед поливом проверять почву, чтобы выяснить, высохла ли она.

Летом 2 или 3 раза в неделю необходимо опрыскивать листья теплой водой. Зимой каждые 14 дней нужно протирать листья влажной тряпочкой.

Держат их вдали от сквозняков и, если это возможно, вдали от продуктов горения газа и масла.

ПЕСТРОЛИСТНАЯ ГЕРАНЬ

(ПЕЛАРГОНИЯ)

КРОТОН

(КОДИЕУМ ПЕСТРЫЙ)

ХЛОРОФИТУМ

САНСЕВИЕРИЯ (САНСЕВЬЕРА)

МОЛОЧАЙ ТРЕХГРАННЫЙ (ЭУФОРБИЯ)

КОЛЕУС

ГЕРАНЬ ДУШИСТАЯ

(ПЕЛАРГОНИЯ)

ТОЛСТЯНКА

ЭУХАРИС

ЗОЛОТОЙ УС

БЕГОНИЯ ПЕСТРОЛИСТНАЯ

ФИАЛКА

(СЕНПОЛИЯ)

ЛИМОН

СЦИНДАПСУС (ЧЕРТОВ ПЛЮЩ)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *