Экологическое воспитание дошкольников

Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ

Светлана Бугакова
Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ

“Экологическое образование – это основа национальной безопасности России. Это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды”.

И. Д. Зверев

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.

Проживая в непосредственной близости от природы, для себя мы определили приоритетное направление работы – экологическое воспитание дошкольников.

Задачи экологического образования в ДОУ:

1. обучение знаниям о взаимосвязи природы, общества и человека;

2. формирование у дошкольников практических умений по разрешению экологических проблем;

3. ценностная ориентация, мотивы, потребности и установка на активную деятельность дошкольников по охране окружающей среды;

4. развитие способности анализировать экологические ситуации;

5. развитие способности оценивать эстетическое состояние природы.

Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Принципы содержания экологического образования дошкольников:

1. Научность

На занятиях и в повседневной жизни мы знакомим детей с совокупностью экологических знаний, которые впоследствии служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития у него познавательного интереса, формирование основ его мировоззрения.

Во время занятий дети имеют возможность изучать некоторые природные закономерности на конкретных примерах.

2. Системность

В обучении детей мы используем материал, определенным образом упорядоченный в четкую целостную систему с простым принципом построения.

Обучение детей предполагает также обязательную последовательность усвоения знаний, когда каждое последующее формирующееся представление вытекает из предыдущего, а вся система опирается на определенные исходные положения.

Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом.

3. Доступность

Педагоги понимают важность и необходимость применения в своей работе с дошкольниками именно доступного пониманию ребенка материала.

На занятиях и в свободной деятельности мы знакомим детей с объектами и явлениями природы, учитывая не только доступность предлагаемой информации, но и значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску в процессе познания.

4. Целостность

Этот принцип отражает прежде всего целостное восприятие окружающего мира ребенком и его единство с миром природы. Вся экологическая работа с детьми в нашем учреждении строится с учетом именно целостного подхода и осуществляется не только на специально организованных занятиях, но и в свободной деятельности детей, трудовой деятельности в группе, театральной деятельности.

5. Деятельность

Этот принцип основан на том, что экологические знания должны обязательно стать основой формирования мотивации участия детей в различных посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды.

Принцип успешно реализуется через такие виды деятельности, как:

• уход за комнатными растениями и животными в уголке природы;

• работа на огороде;

• совместная деятельность детей и родителей в акциях “Мой чистый двор”;

• совместное с родителями озеленение участков.

6. Гуманистичность

Данный принцип связан прежде всего с понятием экологической культуры. Применяя данный принцип на практике мы формируем человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни.

На занятиях в группе, на прогулке педагоги стараются прививать детям культуру потребления, формируют у ребенка представление о человеке, как части и самоценности природы, воспитывают уважительное отношение ко всем формам жизни на планете.

Для реализации программного содержания в рамках НОД используются различные методы обучения детей: наблюдения разного вида, рассматривание картин, моделирование, беседы с воспитателем, чтение художественной литературы, опытная и трудовая деятельности. Выбор методов определяется возрастными возможностями детей и характером задач, которые решает педагог.

Наиболее значимым методом экологического воспитания детей является наблюдение. С его помощью дети знакомятся с внешними признаками объектов природы и познают их связи со средой. Наблюдения лежат в основе разных видов деятельности детей (труда по уходу за растениями и животными, заполнение календаря природы и пр., как компонент их используют в ходе бесед, прогулок, экскурсий.

Особое место в работе по экологическому просвещению детей отводится беседе. Четкая последовательность вопросов дает возможность дошкольникам понять причинно-следственные связи, сформировать выводы, сделать обобщения.

Реализация экологического образования дошкольников через разные виды деятельности ребенка.

Блок занятий

-Игровая деятельность

-Чтение художественной литературы

-Музыкальная деятельность

-Театрализованная деятельность

-Изобразительная деятельность

-Экспериментирование

-Конструирование

-Трудовая деятельность

-Физическая культура

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности; важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экокультуры.

Результатом экологического воспитания является, как ранее отмечалось, экологическая культура личности, составляющими которой выступают знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).

Таким образом, в период дошкольного детства происходит формирование и развитие экологической культуры детей, и при условии качественного формирования этой субкультуры в настоящий момент, ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь, передавая свои знания и умения следующим поколениям.

Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

«Фото коллаж экологической направленности»

Воспитатель: Попова Н.Н.

В дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире .В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Основной задачей экологического воспитания является создание у дошкольников, прежде всего, установки на здоровый образ жизни, привитие им элементов экологической культуры, формирование экологического сознания.

Целью экологического воспитания является становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Задачи экологического воспитания:

1. Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка.

2. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

3. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Цель экологического воспитания в ДОУ — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.

Экологическое воспитание детей в ДОУ включает в себя:

• Подготовку педагогов

• Создание развивающей среды в ДОУ

• Экологическое просвещение

• Различные виды деятельности.

Таким образом, основными направлениями работы ДОУ по экологическому воспитанию являются:

• НОД;

• Совместная деятельность взрослого и ребенка;

• Самостоятельная деятельность ребенка;

• Экскурсии и наблюдении;

• Ознакомление с окружающим;

• Изобразительная деятельность;

• Игра;

В помощь педагогам имеется:

​природоведческая литература;

​дидактические пособия;

​игры экологического содержания.

При правильном воспитании в экологическом направлении результатом становятся:

– сформированы первоначальные основы экологической культуры у детей;
– сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

– дети учатся практическим действиям по охране природы;
– развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
– у детей появляется желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Организация экологического образования детей в детском саду

Анжела Суханова
Организация экологического образования детей в детском саду

Организация экологического образования детей в детском саду

А. А. Суханова,

воспитатель МБДОУ №28

г. Кемерово

«Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

В. А. Сухомлинский

В условиях перехода на федеральный образовательный стандарт становится актуально проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Социально-технический прогресс сопровождается преобразующим влиянием человека на природу со многими негативными последствиями социально-экологического характера. В соответствии с этим становится актуально экологическое образование дошкольников.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

В нашем детском саду реализуется образовательная область: «Экология родного края». В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. Содержание образовательной работы должно обеспечивать развитие первичных представлений:

– о себе, других людях, социальных нормах и культурных традициях общения, объектах окружающего мира (предметах, явлениях, отношениях);

– о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

– о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии культур стран и народов мира.

На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные.

Целью экологического образования, является ознакомление детей дошкольного возраста с объектами природы Кузбасса, особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование экологической культуры.

Экологическое образование предусматривает понимание взаимосвязи между человеком и окружающей средой, развитие эмоционально-положительного отношения к природе, формирование правильных форм взаимодействия с ней.

В ходе работы решаются следующие задачи:

формировать у ребенка целостную картину окружающего мира;

расширять представление о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе о существующих в ней взаимосвязях;

развивать познавательный интерес и наблюдательность, любовь к природе, бережное отношения к ней;

воспитывать эмоциональное восприятие окружающей природы через художественную литературу.

Поставленные задачи реализуются:

на специальных занятиях в группе и на природе;

в свободное время от занятий (беседы, чтение художественной литературы, рассматривание фото, иллюстрации о родном крае, просмотр видео фильмов.);

при проведении дидактических игр и упражнений;

при проведении опытов и экспериментов;

тематические выставки;

С точки зрения экологического образования наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака, когда дети приходят из дома, — это самое подходящие время для проведения мероприятий в уголке природы. Промежуток между занятиями и обедом, отводятся под прогулку на участке, во время которых организуется наблюдений за явлениями живой и неживой, организуются подвижные и дидактические игры, труд в природе. Вечернее время после полдника используется педагогами для организации экспериментальной деятельности детей. Для успешного обучения нужно задействовать все органы чувств ребенка.

В каждой возрастной группе работа на экологической тропе предусматривает определенное содержание и методические программы.

В начале апреля запланирован праздник «День птиц» с участием родителей. Готовятся стихи, конкурсы, песни, игры. Дано домашнее задание смастерить скворечники.

Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводилась она не зря! Наблюдая за растениями и животными, работая в цветнике, дети стали замечать то, на что раньше даже не обращали внимания. Теперь они внимательно относятся к обитателям природного уголка, любят дежурить, с удовольствием ухаживают за растениями, видят их красоту.

Целевыми ориентирами экологического образования дошкольников можно считать, что ребенок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.

Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы. Уже виден результат работы.

Из опыта работы, видно, что дети не ломают веток, не срывают цветы, возмущаются когда не только их ровесники, но и взрослые ведут себя в этом смысле не подобающе.

А главное – земля стала ближе.

«Какие принципы отбора содержания экологического образования дошкольников» презентация к уроку (средняя группа) на тему

«Какие принципы отбора содержания экологического образования дошкольников»

Вопрос «Чему учить?» всегда является очень важным, а для дошкольного возраста — особенно важным. Этот вопрос встает перед каждым воспитателем, который начинает работать в области экологического образования. Ведь информации сейчас огромное количество! Принципы отбора содержания как раз и помогают отобрать нужное содержание. Во-первых, мы должны помнить, что речь идет о первой ступени системы непрерывного экологического образования. Общепедагогические принципы (гуманизма, научности, систематичности и др.), принципы, специфические для экологического образования (прогностичности, интеграции, деятельности и др).

Научность.

Педагог в своей работе применяет только научно обоснованные формы и методы работы, соответствующие конкретному возрасту детей, учитывающие их психофизиологические особенности.

Опыт показывает, что большинство детей дошкольного возраста с огромным интересом относятся к знаниям о природе.

Доступность.

Принцип доступности позволяет не только отобрать доступное для дошкольников содержание, но и использовать различные средства для усвоения сложного содержания в доступной для детей дошкольного возраста форме.

Гуманистичность.

С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. Целью экологического образования является сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной среде. Содержание экологического образования должно способствовать также формированию у ребенка представлений о человеке как части природы, воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни на планете.

Прогностичность.

В дошкольном образовании в силу возрастных особенностей ребенка прогностичность ограничивается воспитанием у детей привычки и умения оценивать некоторые каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если они могут нанести вред природе.

Деятельностность.

В процессе ознакомления ребенка с природой традиционно большое внимание уделяется уходу за комнатными растениями, животными уголка природы, труду на огороде. Однако с позиции экологического образования необходимо расширить рамки такой деятельности за счет участия детей совместно со взрослыми (особенно родителями) или детьми более старшего возраста в различных природоохранных акциях, оценке состояния своего дома, двора, территории детского сада, группы (например, какие растения растут вокруг нас, достаточно ли их, как дома используется вода и т.п.). Такой подход позволяет сделать деятельность ребенка более осмысленной и необходимой для него лично.

Интеграция.

Принцип интеграции позволяет совершенствовать процесс сохранения и развития здоровья, субъектных качеств личности у детей за счет предоставления возможности выбора вида и способа познавательной и творческой деятельности каждому ребенку и развивать у них основы экологического мировоззрения

В настоящее время данный принцип все более активно реализуется в дошкольном экологическом образовании.

Важность его применения обусловлена несколькими причинами:

1. интегрированным характером экологических знаний как таковых;

2. рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка;

3. особенностями организации и методики всей работы в дошкольном учреждении. На дошкольном уровне это отражается в необходимости экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка.

Целостность.

Отражает прежде всего целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы. Сам процесс работы с детьми в дошкольном учреждении также должен строиться с учетом целостного подхода.

Целостное восприятие ребенком окружающего мира проявляется, на наш взгляд, в его нежелании делить природу на живую и неживую.

Конструктивизм.

В качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Т. Е. приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из обсуждаемой ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, привести примеры успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения.

Регионализм.

Принцип регионализации осуществляется через воспитание экологической культуры дошкольника на основе знакомства его с природными, культурными традициями, особенностями материальных и духовных ценностей родного края. В связи с возрастными особенностями детей и необходимостью использования ближайшего природного и социокультурного окружения как ресурса воспитания и развития детей данный принцип является основой организации процесса экологического образования в детском саду. Характерные особенности народонаселения, времён года, видового состава животных и растений региона находятся в основе отбора содержания и планирования работы по экологическому образованию.

Системность.

Принцип системности позволяет подойти системно к организации педагогического процесса и определить функцию для каждой формы организации жизни детей.

Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом.

Преемственность.

Проблема преемственности в содержании экологического образования дошкольников и учеников начальной школы заключается в упорядоченности , отборе основных компонентов этого содержания, соответствии их друг другу, реализации принципа системности на обеих ступенях, отработке системы усложнения знаний по нарастающей, в зависимости от возраста ребенка.

Виды деятельности:

Игра – ведущая деятельность детей в период дошкольного возраста, она обогащает, развивает личность, поэтому она так широко используется в экологическом воспитании. Творческие игры: сюжетно – ролевые, театрализованные, строительные. Игры с правилами: дидактические, подвижные.

Здоровье (экологовалеологическое направление ) — взаимоотношения человека с обществом, природой имеют глубокую экологическую сущность и проникают в область знания, называемого валеологией, предметом изучения которой является здоровье. Валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления.

Наблюдение – основной метод познания в экологическом образовании дошкольников. Чтобы увиденное в природе не стерлось в памяти ребенка, необходимо полученные знания закреплять в различных видах деятельности: изобразительной, театрализованной, музыкальной, художественном слове, опытно – экспериментальной. Если у ребенка затронет эмоции, чувства — значит отложится у ребенка на долго.

Опытно – экспериментальная – в процессе опытно — экспериментальной деятельности учим детей размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.

Музыка – воздействует на всестороннее развитие ребенка. Общение с музыкой приводит детей к более эмоциональному и бережному восприятию природы и окружающего мира через: пение, музыкально – ритмичные движения, хороводы, музыкальные игры, музыкальные инструменты, праздники, досуги.

Физкультура – в данной деятельности особое внимание уделяется вопросу формирования поведенческих навыков здорового образа жизни через организацию двигательной активности ребенка: различные виды гимнастик (пальчиковой, дыхательной, коррегирующей), элементы самомассажа, общеразвивающие упражнения, подвижные игры, дни здоровья ( экологической направленности), праздники, досуги.

Труд – в процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, создаются благополучные условия для сенсорного воспитания дошкольников, решаются и образовательные задачи.

Изобразительная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей. Изобразительная деятельность предполагает знакомство с различной техникой рисования: оттенками цветов, пейзажи, репродукции картин известных художников.

Вывод:

Все хорошее в детях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцвела.

Росли как цветы, малыши

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *