Картотека логопеда постановка звука

Разработала: учитель — дефектолог Масалович Татьяна Сергеевна

ГУО «Ясли-сад № 35 г. Орши»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 1

1. Артикуляционная гимнастика:

иголочка, парус, часики, маляр, вкусное варенье, почистим зубки, качели.

2. Звукоподражание:

Самолет летит: л-л-л-л (язычок между зубами).

3. Повторять слоги за взрослым, протягивая звук Л, много раз:

ЛА-ЛА-ЛА ЛА-ЛО ЛО-ЛА ЛУ-ЛА ЛЫ-ЛА

ЛО-ЛО-ЛО ЛА-ЛУ ЛО-ЛУ ЛУ-ЛО ЛЫ-ЛО

ЛУ-ЛУ-ЛУ ЛА-ЛЫ ЛО-ЛЫ ЛУ-ЛЫ ЛЫ-ЛУ

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ

4. Повторять слоги, при этом соединять большой пальчик, по очереди, с указательным, со средним, с безымянным, с мизинцем, повторяя слоги:

Ла-ла-ла-ла

Ло-ло-ло-ло

Лу-лу-лу-лу

Лы-лы-лы-лы

_________________________________________________________________________________________

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 2

1. Артикуляционная гимнастика:

иголочка, парус, часики, маляр, вкусное варенье, почистим зубки, качели.

2. Звукоподражание:

Самолет летит: л-л-л-л (язычок между зубами).

3. Повторять за взрослым много раз:

ЛА-ЛА-ЛО ЛО-ЛО-ЛА ЛУ-ЛУ-ЛА ЛЫ-ЛЫ-ЛА

ЛА-ЛА-ЛУ ЛО-ЛО-ЛУ ЛУ-ЛУ-ЛО ЛЫ-ЛЫ-ЛО

ЛА-ЛА-ЛЫ ЛО-ЛО-ЛЫ ЛУ-ЛУ-ЛЫ ЛЫ-ЛЫ-ЛУ

ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ ЛУ-ЛЫ-ЛА-ЛО

ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛА ЛЫ-ЛА-ЛО-ЛУ

ЛА-ЛА-Лак ЛО-ЛО-Лом ЛУ-ЛУ-Лук ЛЫ-ЛЫ-Лыжи

ЛА-ЛА-Лаз ЛО-ЛО-Лось ЛУ-ЛУ-Луч ЛЫ-ЛЫ-Лыко

ЛА-ЛА-Лапа ЛО-ЛО-Лоб ЛУ-ЛУ-Лунка

ЛА-ЛА-Лама ЛО-ЛО-Локоть ЛУ-ЛУ-Лужа

ЛА-ЛА-Ландыш ЛО-ЛО-Лошадь

ЛА-ЛА-Лампа ЛО-ЛО-Ложка

__________________________________________________________________________________________

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 3

1. Артикуляционная гимнастика:

иголочка, парус. часики ,маляр, вкусное варенье, почистим зубки, качели.

2. Звукоподражание.

Самолет летит: л-л-л-л (язычок между зубами).

3. Повтори слова за взрослым (много раз):

«ЛА»: юла, дела, пила, мала, салат, халат, палатка.

«ЛО»: болото, чулок, село, голодный, холодный.

«ЛУ»: тулуп, белуга, шалун, колун, валун.

«ЛЫ»: валы, столы, малыш, улыбка.

4. Выучить наизусть:

ЛА-ЛА-ЛА-у меня была юла.

ЛО-ЛО-ЛО- с ней мне было весело.

ЛУ-ЛУ-ЛУ- поломала я юлу.

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ- и осталась без юлы.

________________________________________________________________________________________

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 4

1. Артикуляционная гимнастика:

иголочка, парус, часики, маляр, вкусное варенье, почистим зубки, качели.

2. Звукоподражание:

Самолет летит: л-л-л-л (язычок между зубами).

3. Повтори за взрослым слова (много раз):

«ЛЫ»: белый, алый, милый, смелый, бокалы, вокзалы, обвалы, малыши,

каникулы.

«ЛА»: лапша, жила, пела, вела, видела, обидела, читала, кидала, бросала,

возила, акула.

«ЛО»: лото, мыло, весело, одеяло, сало.

«ЛУ»: луна, голубь, лукошко, голубцы, палуба.

4. Выучить наизусть:

Все бело, бело, бело.

Много снега намело.

Вот веселые деньки-

Все на лыжи и коньки!

5. Повтори предложения за взрослым:

Моя сестренка мала. У мамы есть халат. На столе салат из лука. Ласточка свила гнездо. У нас есть лошадь. Таня ушибла локоть. Во дворе – лужа. Мой котенок – шалун.

_____________________________________________________________________________________

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 5

1. Артикуляционная гимнастика:

иголочка, парус, часики, маляр, вкусное варенье, почистим зубки, качели.

2. Звукоподражание:

Самолет летит: л-л-л-л.

3. Повтори за взрослым ( много раз):

4. Выучить наизусть ( Л — четко в каждом слове):

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой белка не была.

5. Повтори предложения за взрослым:

Мама приготовила молочный суп. Володя полол на огороде лук и свеклу. В зоопарке мы видели слона, Слава и Луша плывут на лодке. У Клавы на голове белый платок. Мила играет с куклой. Клава моет ладони с мылом.

____________________________________________________________________________________________

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 6

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Повтори за взрослым (много раз):

АЛ-АЛ-АЛ АЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ

ОЛ-ОЛ-ОЛ ОЛ-УЛ-ЫЛ-АЛ

УЛ-УЛ-УЛ УЛ-ЫЛ-АЛ-ОЛ

ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ ЫЛ-АЛ-ОЛ-УЛ

АЛ-АЛ-АЛ-Павел днем не спал.

УЛ-УЛ-УЛ-Павел сел на стул.

ОЛ-ОЛ-ОЛ-Он играл в футбол.

ИЛ-ИЛ-ИЛ-Павел гол забил.

4. Выучить наизусть:

Молоток стучал, стучал. Лопата копала,

Гвозди в доску загонял. Копала, копала,

Колотил он с толком, Потом улеглась,

Получилась полка. Видно очень устала.

5. Составь предложение из слов:

Лук Мила полоть. Таня белое надеть платье. Надя халат надеть. На голубой платок Таня. Нина мыть полы. Мила клоуна видеть веселым. Блокнот Мила купить новый. Кот галка поймать. Облака по плыть небо белые.

__________________________________________________________________________________________

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 7

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Повтори за взрослым:

АЛ-АЛ-АЛ-слишком мал.

ОЛ-ОЛ-ОЛ-вымой пол.

УЛ-УЛ-УЛ-ветер дул.

ИЛ-ИЛ-ИЛ-траву косил.

ЕЛ-ЕЛ-ЕЛ-белый мел.

4. Выучить наизусть:

Есть у Аллы юла,

Юлу Алла завела.

Юла пела, танцевала,

На одной ноге стояла.

А потом устала

И на бок упала.

5. Повтори предложения:

У лайки белые лапки. Мила катается на лыжах. Брат Володи уехал на футбол. Папа купил зеленую елку. Стул стоял около стола. Лариса надела новое платье. Павел сел за свою парту. Бабушка посадила цветы на клумбе.

________________________________________________________________________________________

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 8

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Выучить наизусть:

Варежка.

Маша варежку надела:

— Ой! Куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла:

— Поглядите-ка, нашла.

4. Повтори чистоговорку:

ЛА-ЛА-ЛА- Мила в лодочке плыла.

ЛО-ЛО-ЛО- светит солнышко тепло.

ЛУ-ЛУ-ЛУ- рада Милочка теплу.

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ- песни Милочке слышны.

Клава в лодочке сидела,

Вместе с Милой песни пела.

5. Пересказ:

МИЛА И ПЧЕЛА.

Было тепло. Мила сидела у окна и смотрела в сад. Она увидела, как над цветком летали пчелы, они ползали по нему и жужжали. Вдруг одна пчела влетела в комнату. Мила испугалась и убежала к маме на кухню. Она об этом рассказала маме. Мама готовила обед. Мама сказала Миле: «Не бойся, дочка. Сейчас мы ее прогоним». Они вошли в комнату, но пчелы там уже не было.

______________________________________________________________________________________

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 9

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Выучить наизусть:

Мышка весело жила,

На пуху в углу спала.

Ела мышка хлеб и сало,

Но все мышке было мало.

4. Я начну, а ты продолжи (записать ответы в тетрадь):

Я встаю — а ты встал Я сажусь – а ты …

Я рисую – а ты … Я падаю – а ты…

Я пишу – а ты … Я ставлю – а ты…

Я поднимаю – а ты … Я покупаю – а ты …

5. Пересказ:

Лиза с мамой ходили в зоопарк. Там они увидели много разных животных. Когда Лиза с мамой пришли домой ,то старший брат Володя спросил Лизу: «А каких животных ты видела в зоопарке?» А Лиза сказала: «Я видела там много животных, но больше всего мне понравились животные, в названии которых встречается звук «Л»: лошадь, лев, осел, козел, лиса, слон, крокодил, волк».

_________________________________________________________________________________________

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 10

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Выучить наизусть:

Елка.

Елка плакала сначала

От домашнего тепла.

Утром плакать перестала,

Задышала, ожила.

4. Повтори за взрослым:

5. Исправь предложения (записать). Повтори их:

Голубь ловил Павла. Стол сел за Михаила. Кукла унесла собаку в чулан. Полка поставила бутылку на Володю. Велосипед сел за Михаила и поехал на футбол. Жук долбил кору и искал дятла. Гол играл в ворота и забил в футбол Володю.

_____________________________________________________________________________________________ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 11

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Повтори за взрослым:

4. Выучить наизусть:

Клава, Клава, глянь в окно,

Сколько снега намело.

И в лесу, и в саду

Сосны елки все в снегу.

5. Повтори предложения:

На балконе лопнуло стекло. Элла сломала лыжную палку. Мила гладила платье для куклы. В лесу за болотом плакала иволга. Светлана слушала звон колоколов. Павел ловил плотву с лодки. Котенок лакал молоко. Володя запивал клубнику холодным молоком. Алла ела булку с маслом.

__________________________________________________________________________________________

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 12

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Повтори много раз:

Я долго мыл полы.

МЫ долго мыли полы. ОН долго мыл полы.

ТЫ долго мыл полы. ОНА долго мыла полы.

ВЫ долго мыли полы. ОНИ долго мыли полы.

4. Повтори предложения:

Алла заколола волосы заколкой. Стеклянная бутылка лопнула от холода. Клава слушала, как весело заливался соловей. Мила гладила и складывала халаты на полку. Павел заблудился в глухом лесу.

5. Повтори за взрослым:

6. Выучить наизусть:

Мама купала в лохани малышку, мылом, мочалкой мыла голышку.

Около мамы Мила стояла, теплой водой малыша обливала.

Аллочка ласково вытрет младенца теплым, лохматым, большим полотенцем.

__________________________________________________________________________________________

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 13

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Выучить наизусть:

Клава ловко лук полола, мыла пол и полки Лола,

Пыль Володя выбивал, гвозди Валя забивал.

Коля весело пилил, Анатолий вилки мыл,

Ну а маленькая Светка ела сладкие конфетки.

4. Повтори за взрослым:

На дороге мелкая лужа. У нас плаксивый малыш. Мы купили полотняное платье. На дороге растет толстый лопух. Лара уронила шелковый платок. У Павла голубые глаза.

5. Повтори за взрослым:

6. Придумай родственное слово (записать в тетрадь):

Волк — волчиха, волчий Голубь-…

Слон-… Колос-…

Лось-… Колокол-…

__________________________________________________________________________________________

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 14

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Выучить наизусть:

Галка.

Задумала галка иголку купить,

Чтоб голым галчатам штанишек нашить.

Иголку и лучшего желтого шелку купила
И тут же уселась на елку.

Уселась на елку и хвост положила,

Очки нацепила – и шила, и шила…

Летела синица и вниз поглядела:

— Эй, галка, ты нитку в иголку не вдела!

4. Повтори предложения, ответь на вопросы:

Володя копает клумбу лопатой.(Кто копает клумбу? Чем копает Володя? Что копает?)

Слава и Володя плывут на лодке.(Кто плывет? На чем плывут? Что делают ребята?)

Клава мыла ладони с мылом.(Кто мыл ладони? Чем мыла ладони Клава? Что мыла?)

Михаил посмотрел на глобус.(Кто посмотрел? Что сделал Михаил? Куда посмотрел?)

На елке Павел увидел белку.(Кто увидел белку? Кого увидел Павел? Где Павел увидел белку? Что Павел сделал?)

_____________________________________________________________________________________

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 15

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Выучить наизусть:

Клоун – чудак.

Клоун – чудак, делал все не так:

Ломом копал, лопатой ломал,

Долотом шил, иглой долбил,

Колуном пилил, пилой колол,

Метлой белил, а кистью мел!

3.Пересказ текста:

Белка и волк.

Бела прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

— Пусти меня.

Волк сказал:

— Я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас посмотришь, вы на елках все прыгаете.

Белка сказала:

— Пусти меня на елку, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на елку и оттуда сказала:

— Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебя злость жжет. А мы веселы оттого, что добры и никому зла не делаем. (По Л.Толстому)

____________________________________________________________________________________

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 16

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Выучить наизусть:

Помощница.

Мила маме, как могла, хоть мала, а помогла.

Долго дела не искала: полотенца полоскала,

Вилки вымыла и ложки, молоком поила кошку,

Пол метелкой подмела от угла и до угла…

3. Составь предложения из словосочетаний, повтори и запиши их в тетрадь:

Голубые глаза, гладкий пол, большой класс, сладкая клубника, шелковый платок, полотняное платье, желтый флаг, слушать колокол, огромные клыки, голубой клубок, красивая блузка.

4. Повтори за взрослым много раз:

Одна гладкая оловянная ложка.

Две гладких оловянных ложки.

Три гладких оловянных ложки.

Четыре гладких оловянных ложки.

Пять гладких оловянных ложек.

_________________________________________________________________________________________

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 17

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Выучить наизусть:

Маляр

Вот как потолок я белил: белила в ведро я налил,

Поставил на стол я стул, в белила я кисть макнул.

На стул забираться стал, на стуле не устоял.

Неловко кистью махнул, белилами стены мазнул.

3. Повтори чистоговорку:

ЛА-ЛА-ЛА — такие вот дела.

ЛУ-ЛУ-ЛУ — иголка на полу.

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ — вымою полы.

ЛО-ЛО-ЛО — лопнуло стекло.

4. Составь, и запиши в тетрадь рассказ, используя слова:

Солнышко, облака, колокольчики, голубое, плывут, тепло, лето, лужок, желтые, сладкие, клумба, гладиолус, ландыш, фиалка.

5. Повтори скороговорки:

Лежебока рыжий кот, отлежал себе живот.

Маленькая болонка пила воду около колонки.

_________________________________________________________________________________________

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 18

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Повтори стихи о слонах:

Головой кивает слон — он слонихе шлет поклон.

Слоны умны, слоны сильны, слоны спокойны, веселы.

Двое маленьких слонят спать давным- давно хотят.

3. Выучить наизусть:

Вот плывет Володин флот: лодки, яхты, ялик, плот.

Капитан флажок поднял, теплоход сигнал подал.

Весла весело взлетают, слон зашел на пароход,

Лодка лодку догоняет, Клоуны идут на плот.

Взять Володя всех готов- кукол, колобка, котов,

Он бы взял еще осла- жаль, что ванная мала.

4. Пересказ текста:

Ласточки в гостях.

Наша палатка стояла около бора. Весна была холодная. В середине мая шел плотный снег. Но весна была весной. Холод, не холод, а птицы прибывали. Как-то подходя к палатке, я увидел стайку ласточек.

«А у нас гости!»- сказал мой товарищ. Какие гости в такие холода? Я открыл палатку, а от туда выпорхнули ласточки. Стайка уселась около палатки. Пока было светло, я сделал им около лампочки насест. Ласточкам в палатке показалось удобно. Стайка уселась, и птички плотно прижались друг к другу.

Ночью ласточки иногда подавали голос. Это стало понятно утром. Когда стало светло, оказалась, что на палатке сидит еще одна ласточка. Это с нею ночью была беседа у ласточек .Когда стало тепло, стайка ласточек покинула нас.

________________________________________________________________________________________

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 19

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Выучить наизусть:

Пирожок в печи пекла

Хлопотливая пчела.

Положила в пирожки

Пол наперсточка муки.

Каплю патоки взяла,

Всех подружек позвала.

На пиру у пчел я был,

Крепкий мед пчелиный пил.

3. Измени по образцу, ответы записать в тетрадь:

плавать – плавательный бассейн облако-…

яблоко – яблочное повидло колокол-…

пластик — … елка-…

пластмасса-… клубника-…

солдат-…

4. Придумай и запиши в тетрадь 10 слов, которые начинаются на звук «Л» и 5 слов, которые заканчиваются на звук «Л».

____________________________________________________________________________________________

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 20

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Выучить наизусть:

Лиса и волк.

— Лизавета, здравствуй!

— Как дела, зубастый?

— Хороши мои дела,

Голова еще цела!

Как, кума, твои дела?

— На базаре я была!

— Что ты так устала?

— Уток я считала.

— Сколько было?

— Семь с одной.

— Сколько стало?

— Ни одной!

— Где же эти утки?

— У меня в желудке

3. Подумай и ответь, какие из этих слов обозначают животных, какие – птиц, какие – растения?

Лапа, лак, лама, лампа, лавка, лайка, лань, ландыш, ласка, ластик, ласты, ласточка, лапша, ладья, лось, лотос, лов, лошадь, лоза.

4. Послушать и пересказать сказку «Колобок».

__________________________________________________________________________________________

Статья «Постановка звуков с помощью зондов»

Зонд № 1

Предназначен для постановки свистящих звуков в случае, когда ребенок не может самостоятельно образовать желобок вдоль средней линии языка (при боковом, носовом и губно-зубном произношении свистящих звуков).

В некоторых случаях зонд № 1 можно использовать для вызывания звука «Р».

Зонд № 2

Используют для постановки свистящих звуков при их боковом или призубном произношении, осложненном аномалиями прикуса.

Зонд № 3

Его используют для постановки шипящих звуков при их носовом, губно-зубном или свистящем произношении. Особенно эффективна работа с ним в случае, когда у ребенка большой (массивный) и неповоротливый язык.

Зонд № 4

Применяется для постановки свистящих звуков при призубном сигматизме и для постановки звуков «Л», «ЛЬ».

Зонд № 5

С его помощью осуществляют постановку шипящих звуков.

Зонд № 6

Шариковый зонд. Используется для постановки звуков «Р», «РЬ».

Постановка свистящих звуков зондами № 1, № 2 и № 4

При боковом и носовом произнесении свистящих звуков, когда не удается получить желобок вдоль средней линии языка, используют зонд № 1.

Сначала с помощью зонда добиваются образования желобка при высунутом изо рта языке. Ребенку предлагают подуть в образовавшийся на языке желобок и затем закрепляют это умение, постепенно устраняя механическую помощь.

Для постановки звука «С» логопед предлагает ребенку, не высовывая язык, приоткрыть рот и улыбнуться. Затем помещает зонд на переднюю часть языка посредине, удерживая кончик языка основанием петельки зонда у нижних зубов. В таком положении ребенку предлагается подуть на кончик языка. Одновременно с этим логопед слегка нажимает зондом на язык, образуя желобок для выходящего воздуха и добиваясь нужного акустического эффекта. После ряда тренировок в произнесении звука «С» с зондом № 1 ребенок в состоянии уже без механической помощи воспроизвести необходимый артикуляционный уклад и правильно произнести звук. Затем звук автоматизируется на базе подобранного логопедом речевого материала.

Звук «3» ставится аналогичным способом, но с подключением работы голосовых связок.

Для устранения межзубного и призубного сигматизма, особенно осложненного аномалиями прикуса, используются зонды № 2 и № 4. Звук ставится от дефектного произношения. Ребенка просят длительно произносить звук с-с-с… В это время логопед, нажимая на кончик языка петелькой зонда № 2 или уложенным поперек рта перед нижними клыками зондом № 4, слегка отодвигает язык от нижних зубов в глубь рта. Образуется щель, необходимая для воспроизведения свистящего шума. Постепенно механическая помощь устраняется и ребенок может самостоятельно произносить звук.

Звук «Ц» можно получить при помощи зондов№ 1 и № 2 двумя способами.

Ребенку предлагают произнести звукосочетания тс-тс-тс… Одновременно с произнесением логопед удерживает кончик языка зондом № 1или № 2у нижних резцов (по Ф.Ф. Pay).

Упирая кончик языка в нижние зубы, длительно на мягкой атаке ребенку предлагают произнести звук с-с-с… Одновременно с этим логопед нажимает на кончик языка зондом № 1 или № 2, слегка отодвигая его в глубь рта (по О.В. Правдиной). Управляя зондом, логопед добивается четкого произношения звука.

Мягкие звуки ставятся от твердых базовых звуков. Поставленные с помощью зондов № 1, № 2 и № 4свистящие звуки автоматизируются и дифференцируются.

Постановка шипящих звуков зондами № 3 и № 5

Для постановки шипящих звуков используют зонд № 5. Постановку начинают со звука «Ш», который является базовым для звуков этой фонетической группы.

Если ребенок правильно произносит звук «С», логопед предлагает ему открыть рот и вводит зонд № 5широкой торцевой частью под язык. Затем ребенку предлагается сблизить зубы и произнести звук с-с-с… В момент произнесения звука с помощью зонда кончик языка переводится в верхнее положение. Управляя зондом, логопед регулирует степень подъема языка, добиваясь четкого шипения. Внимание ребенка фиксируется на положении языка. Однако, пока новая артикуляция не закрепится, нельзя говорить ребенку о том, какой звук у него получается. Постепенно малыш привыкает к новой артикуляции и произносит звук «Ш» самостоятельно и длительно. Только после этого сообщить ребенку о том, что он научился правильно произносить звук «Ш» и проводить автоматизацию данной фонемы в слогах и словах.

Звук «Ж» ставится от звука «Ш» с помощью включения голоса или при помощи зонда № 5аналогично, но от звука «3».

Если ребенок правильно произносит звук «Р», можно поставить звуки «Ш» и «Ж» от этого звука. Ребенку предлагается длительно произносить звук «Р». В момент произнесения звука логопед подводит зонд № 5к нижней поверхности передней части языка и затормаживает его вибрацию. При шепотном произнесении звука «Р» слышится звук «Ш», при громком — «Ж».

Звук «Ч» можно получить от мягкого звука «ТЬ», попросив ребенка произнести с усилением выдоха обратный слог ать. В момент произнесения логопед зондом № 5 слегка приподнимает и отодвигает чуть назад кончик языка, добиваясь нужного акустического эффекта. Как все аффрикаты, звук «Ч» легче автоматизируется в обратных слогах.

Для постановки звука «Щ» ребенка просят несколько раз протяжно произнести слог ась. Затем логопед вводит зонд № 5 под язык и в момент произнесения слога слегка приподнимает язык и немного отодвигает его назад. Иногда для вызывания звука «Щ» просто бывает достаточно попросить ребенка длительно произнести звук «Ч».

Зонд № 3 также предназначен для постановки шипящих звуков в некоторых случаях, когда у ребенка достаточно массивный, большой язык. Постановка звуков этим зондом существенно облегчает работу логопеда. Управляя зондом, логопед осуществляет подъем языка ребенка и быстрее вырабатывает необходимые для произнесения шипящих звуков артикуляционные уклады.

Приемы постановки звуков зондом № 3 аналогичны приемам, выполняемым зондом № 5.

Можно работать как торцевой частью зонда, меняя угол его наклона, так и его поперечной частью с волнистыми зубцами.

Затем поставленные с помощью зонда № 5 или зонда № 3 шипящие звуки автоматизируются и дифференцируются.

Постановка сонорных звуков зондами № 1, № 4 и № 6

Для постановки звука «Л» в случаях, когда ребенок затрудняется в образовании боковых щелей между языком и зубами (например, при параламбдацизме — замене звука «Л» звуком «Н»), используют зонд № 4. Ребенка просят приоткрыть рот. Логопед вводит зонд, укладывает его торцевой частью поперек языка и прижимает боковые края языка. Затем просит ребенка приподнять и прижать кончик языка у бугорка за верхними зубами (у альвеол). Улыбнуться и в таком положении произносить звук а, ы, или сочетание ыа. В момент произнесения будет слышен звук, близкий к «Л», т.к. струя выдыхаемого воздуха проходит в образуемые с помощью зонда щели между боковыми краями языка и верхними коренными зубами, а губы, особенно при постановке от звука «Ы», занимают положение, полностью соответствующее артикуляционной позе звука «Л». Однако, до полного закрепления артикуляционной позы звука «Л» внимание ребенка фиксируется только на положении губ и языка, а не на произносимом звуке.

Если ребенок правильно произносит звук «ЛЬ», можно попросить его несколько раз произнести слог ля, затем ввести зонд № 4 и зафиксировать его таким образом, чтобы он находился между твердым небом и средней частью спинки языка. Логопед снова просит ребенка произносить слог ля и одновременно нажимает зондом на среднюю часть языка, добиваясь получения акустического эффекта твердого звука «Л» в слоге ла.

Этим же зондом можно поставить звук «ЛЬ» от звука «Л». При протяжном произнесении звука «Л», чуть выгибая вверх зондом, установленным на средней части, спинку языка.

Для постановки звука «Р» используют шариковый зонд № 6. Традиционно постановка звука «Р» проводится в два этапа. Сначала ставится фрикативный звук «Р» без вибрации от протяжно произносимого звука «Ж» без округления губ и с перемещением кончика языка максимально близко к верхним зубам (альвеолам). При этом сохраняется минимальная щель между кончиком языка и деснами. Звук должен произноситься с сильным напором воздуха. Затем переходят ко второму этапу постановки. Ребенку предлагают с силой произносить полученный фрикативный звук. Одновременно с этим логопед вводит под нижнюю поверхность передней части языка зонд № 6 и производит быстрые ритмичные движения из стороны в сторону, раскачивая язык.

В некоторых случаях для вызывания звука «Р» можно использовать зонд № 1. После постановки фрикативного (без вибрации) звука «Р» от звука «Ж», при его длительном произнесении с сильным напором воздуха зонд № 1 вводят под нижнюю поверхность передней части языка и, производя быстрые движения из стороны в сторону, вызывают колебания языка. Домашние тренировки ребенок может проводить самостоятельно с помощью черенка чайной ложки или чистого указательного пальца.

Постановку звука «Р» может быть произведена с механической помощью и при произнесении на одном выдохе многократно повторяющегося звука «Д»: ддддд… или сочетания звуков дж-дж-дж… При этом необходимо следить за тем, чтобы выдыхаемая струя воздуха была сильной.

Звуки других фонетических групп также можно вызывать, используя в работе данные зонды. Эффективность работы того или иного зонда определяет логопед для каждого индивидуального случая нарушения произношения.

Процесс постановки звука будет более эффективным, если логопед будет использовать в работе такие вспомогательные игровые приемы, как подражание окружающим шумам (мотору автомобиля, двигателю самолета, рычанию тигра и т.п.).

Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения

Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов дошкольных, школьных и медицинских учреждений.

Н. Е Ильякова

Издательство: Гном и Д

Москва 2006

Isbn 5-296-00563-5

Введение

Одним из основных направлений логопедии является работа по коррекции звукопроизношения.

Постановка звука при любой природе речевых нарушений достигается применением ряда специальных приемов, подробно описанных в специальной литературе. Традиционно выделяется три способа:

— по подражанию (так называемый имитативный способ, когда ребенок, опираясь на словесные инструкции, показ логопеда и собственные акустические, зрительные, тактильные и мышечные ощущения сознательно пытается воспроизвести артикуляцию, необходимую для правильного произнесения того или иного звука);

— с механической помощью (основывается на внешнем механическом воздействии на органы артикуляции пальцами, шпателями или специально сконструированными зондами; на базе некоторой исходной артикуляции с механической помощью речевые органы ребенка пассивно приводятся в требуемое положение);

— смешанный (основывается на совмещении двух предыдущих способов; в данном случае постановочные логопедические зонды выполняют вспомогательную функцию для выработки более точных и полных артикуляционных движений). Вниманию логопедов предлагается набор постановочных проволочных зондов. Механическое воздействие значительно ускоряет процесс постановки звуков. Особенно у детей, которые не могут воспроизвести за логопедом некоторые точные движения (например: ребенок не может самостоятельно удерживать язык у нижних резцов; поднять переднюю часть языка к верхним зубам или на верхнюю губу). Постепенно полученный с механической помощью артикуляционный уклад закрепляется и ребенок воспроизводит его самостоятельно.

Перед проведением коррекционной работы необходимо провести тщательное логопедическое обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата ребенка, оценить состояние фонематического слуха.

В случаях тяжелого нарушения звукопроизношения логопеду бывает необходимо провести курс массажа органов артикуляционного аппарата пальцами (. Логопедический массаж). И только после этого проводить работу по постановке звуков с механической помощью.

Описание постановочных зондов

Предлагаемый набор состоит из 6 специально сконструированных проволочных зондов, каждый из которых предназначен для осуществления механического воздействия на органы артикуляции с целью получения правильного артикуляционного уклада для произнесения звука из той или иной фонетической группы.

Зонды выполнены из нержавеющей медицинской стали. После соответствующей дезинфицирующей обработки (прокипятить в автоклаве или подвергнуть тепловой обработке в жарочном шкафу) зонды готовы для работы.

Используют для постановки свистящих звуков при их боковом или призубном произношении, осложненном аномалиями прикуса.

Применяется для постановки свистящих звуков при призубном сигматизме и для постановки звуков «Л», «ЛЬ».

С его помощью осуществляют постановку шипящих звуков.

Шариковый зонд. Используется для постановки звуков «Р», «РЬ».

Этапы коррекции звукопроизношения

Основная цель логопедического воздействия при различных речевых нарушениях (дислалия, дизартрия, ринолалия и др.) — это формирование различных умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Для этого ребенка необходимо научить:

узнавать и различать между собой звуки речи (фонемы);

отличать правильное и дефектное произнесение звука;

осуществлять слуховой и речедвигательный контроль за собственным произношением звуков;

принимать правильные артикуляционные позиции, необходимые для нормального воспроизведения звуков в речи;

безошибочно использовать поставленные звуки в самостоятельной связной речи.

Залогом успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения: тесного эмоционального контакта между логопедом и ребенком, интересной формы организации занятий и разнообразного сочетания специальных приемов работы, позволяющих избежать утомления.

Логопедическое воздействие при коррекции произношения осуществляется поэтапно. На каждом этапе решается определенная педагогическая задача. Традиционно в логопедии выделяют три основных этапа:

1. Подготовительный этап

Основные задачи данного этапа:

а) общепедагогическая: установление доверительных отношений между логопедом и ребенком и целенаправленная подготовка к занятиям (развитие произвольного внимания, памяти, мышления);

б) коррекционная: развитие фонематического слуха, речевого дыхания, тонкой и артикуляционной моторики. На данном этапе особенно важно формирование устойчивых артикуляционных умений и навыков: овладение основными артикуляционными движениями достаточной силы, плавным, точным и четким их выполнением, способностью к удержанию положения и плавной переключаемостью движений. Необходимые артикуляционные движения у ребенка логопед отрабатывает на индивидуальных занятиях (не более 1-2 движений за одно занятие). Затем отработанные упражнения включаются в систематическую артикуляционную гимнастику, проводимую логопедом, воспитателями и родителями (по времени не более 3 — 5 минут). Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики желательно сочетать с дыхательно-голосовыми упражнениями, а также с упражнениями на развитие тонкой моторики и фонематического восприятия. На подготовительном этапе важно также отработать четкое произношение опорного (для каждой фонетической группы) звука, сходного с нарушенным по месту или способу образования. Для свистящих звуков это звуки и, ф. Для шипящих — это звуки т и с. Для звука «Л» — т, ы; для «Р» — д и ж.

2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

На этом этапе происходит постановка, автоматизация и дифференциация дефектно произносимых звуков на специально подобранном логопедом речевом материале (слоги, слова, фразы, простые стихотворные и прозаические тексты).

3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков

Цель данного этапа — правильное употребление звуков в свободном речевом общении, в различных внешних ситуациях, а также в спонтанной речи.

На этом этапе происходит дальнейшее закрепление правильного произношения всех поставленных звуков в связной речи ребенка на более сложном текстовом материале, включая произведения устного народного творчества и художественной литературы.

Таким образом, использование постановочных зондов в коррекции дефектного произношения требует серьезной подготовительной работы, предшествующей механическому воздействию. Прежде всего это развитие речевого дыхания (медленный глубокий вдох и продолжительный выдох) и отработка достаточной подвижности мышц артикуляционного аппарата в целом. Все это является базовой основой, подготавливающей речевой аппарат ребенка к произнесению звука из любой фонетической группы.

Упражнения на развитие речевого дыхания

Выполняются упражнения в свободной позе в положении стоя, сидя или лежа. Логопед должен следить за тем, чтобы ребенок был расслаблен, не поднимал плечи и излишне не напрягал мышцы дыхательного аппарата. При выполнении дыхательных упражнений рот должен быть приоткрыт, сопутствующие движения органов артикуляционного аппарата недопустимы. Вдох глубокий и медленный, а выдох плавный и продолжительный. Все дыхательные упражнения направлены на выработку длительной, направленной воздушной струи, идущей по средней линии языка. Выполняется каждое упражнение по 5 раз.

Упражнения, направленные на развитие речевого дыхания по своему назначению подразделяются на упражнения, вырабатывающие:

а) холодную воздушную струю, направленную вниз;

б) теплую воздушную струю, направленную вверх.

Упражнения, вырабатывающие холодную воздушную струю,выполняются со слегка приоткрытым ртом и высунутым широким мягким языком — «лопаткой», лежащим на нижней губе. В этом положении длительно на одном выдохе произносится звук ф-ф-ф…

1. «Подуем на султанчики».По сигналу логопеда с силой дуть на султанчики (мелкие фигурки из тонкой бумаги, прикрепленные нитками к палочкам или полоскам картона, например: «листики на веточке», «бабочки» и т. п.) таким образом, чтобы они двигались и шелестели.

2. «Задуем свечу». По сигналу «Тихий ветерок» медленно дуть на пламя, чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» стараться на одном выдохе задуть свечу.

3. «Быстрый мяч». Ребенку предлагается сильно дунуть (на одном выдохе) вперед на ватный шарик, лежащий на столе.

4. «Загоним мяч в ворота».Упражнение выполняется аналогично, но ребенок должен «забить гол» в ворота, по строенные на столе из двух предметов (кубиков и т. п.). Расстояние между «штангами» логопед постепенно уменьшает.

По мере овладения ребенком данными упражнениями язык убирается за нижние зубы, а затем упражнения отрабатываются с растянутыми в улыбку неплотно сомкнутыми губами.

Выработка направленной вверх теплой воздушной струи проводится с широко раскрытым ртом. Язык в форме «чашечки» поднят вверх, боковые края «чашечки»прижаты к верхним коренным зубам, а передняя часть языка образует щель с верхней губой (в упражнении «Фокус»)или с верхними зубами (в упражнении «Погреем ладошки»). Длительный, сильный выдох дает теплую, направленную воздушную струю.

1. «Фокус».На кончик носа укладывают маленький кусочек ватки. Ребенок должен поднять язык к верхней губе и с силой выдохнуть на ватку. Она должна взлететь вертикально вверх.

2. «Погреем ладошки». Ребенок свободно, не напрягаясь, держит перед собой руки, согнутые в локтях, повернув ладони к себе. Язык в виде «чашечки» во рту у верхних
зубов. Рот открыт. В таком положении ребенок на сильном выдохе «греет ладошки» (х-х-х…).

Упражнения, развивающие артикуляционную моторику

Четкое и правильное выполнение артикуляционных упражнений, отработанных последовательно с ребенком, а затем включенных в ежедневную 3-5 минутную артикуляционную гимнастику, является непременным условием формирования качественной артикуляционной моторики, а следовательно фонетически чистого, правильного произношения звуков.

Логопед подбирает упражнения для каждого ребенка индивидуально, учитывая речевой дефект и особенности строения органов артикуляции.

Артикуляционные упражнения показываются и выполняются вначале со зрительным контролем (перед зеркалом) по показу логопеда, а по мере усвоения — по словесной инструкции без зрительного контроля, с опорой на кинестетические ощущения самого ребенка. (Зрительный контроль для дизартриков не используется).

Упражнения для губ

Выполняются упражнения медленно и четко. Губы удерживаются в заданном положении под счет до десяти.

1. «Клоун гримасничает». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. «Улыбка» («Заборчик»). Удерживание губ в улыбке. Верхние и нижние передние зубы сомкнуты и обнажены.

3. «Трубочка». Вытягивание губ вперед трубочкой. Зубы разомкнуты.

4. «Бублик». Губы округлены и чуть выдвинуты вперед. Зубы сомкнуты.

Для хорошей переключаемости движений чередовать выполнение упражнений для губ («Улыбка» — «Трубочка», «Улыбка» — «Бублик»), меняя порядок.

Артикуляционные упражнения для языка условно делятся на статические и динамические.

Динамические упражнения для языка

Отрабатывая представленные ниже динамические упражнения, логопед добивается от ребенка точного, плавного, полного по объему, ритмичного выполнения движений.

Упражнения выполняются с широко раскрытым ртом и неподвижной нижней челюстью. Сопутствующие движения нижней челюсти и губ не допускаются. Каждое упражнение выполняется четко, медленно под счет логопеда 10 -15 раз.

Для выработки хорошей переключаемости движений сначала проводят чередование упражнения «Лопатка» с другими статическими упражнениями («Лопатка» — «Иголочка»; «Лопатка» — «Чашечка» и т. д.). Затем выполняют следующие ниже упражнения.

1. «Накажем непослушнный язычок». Высунуть широкий язык изо рта, положить на нижнюю губу. Пошлепывая его губами, произносить сочетания пя-пя-пя… Остановиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.

2. «Почистим зубки». Кончиком языка «почистить» верхние или нижние зубки изнутри, делая сначала движении языком из стороны в сторону; затем — вверх-вниз.

3. «Часики». Высунуть узкий язык изо рта и тянуться им попеременно то к правому, то к левому уху. Ритмично чередовать движения.

4. «Качели».Высунуть узкий язык изо рта. Попеременно тянуться им то к носу, то к подбородку.

5. «Лошадка». Присасывать язык к небу, растягивая подъязычную связку. Щелкать языком, медленно и сильно.

6. «Гармошка». Выполняется, как предыдущее упражнение, но язык не отрывается от нёба, поднимается и опускается только нижняя челюсть («играть на гармошке»).

7. «Змейка». Язык сделать узким (напрячь). Узкий язык максимально выдвигать вперед, а затем убирать в глубь рта.

8. «Вкусное варенье». Широкий язык поднять вверх. Облизывать верхнюю губу, делая движения вперед-назад.

9. «Индюки».Широким передним краем языка производить ритмичные движения вперед-назад по верхней губе, произнося с голосом звукосочетания бл-бл-бл… Постепенно убыстрять темп.

10.»Маляр». Широким кончиком языка, как кисточкой, «красить» твердое и мягкое небо, производя движения вперед-назад (от бугорка за верхними зубами к горлышку).

Приемы постановки отдельных звуков

Звуки любой фонетической группы принято ставить и автоматизировать последовательно. В группе свистящих сначала ставятся глухой звук «С», а на его базе — звонкий звук «3». Последовательно отрабатываются твердые, затем мягкие звуки и звук «Ц». При постановке шипящих звуков сначала ставится звук «Ш» , затем звуки «Ж», «Ч» и «Щ». При постановке звуков из группы соноров («Р» — «РЬ», «Л» — «ЛЬ») сначала ставится твердый звук каждой пары, а затем мягкий. Однако такая последовательность не является жесткой. Логопед определяет последовательность постановки каждой группы звуков исходя как от характера речевого нарушения, так и от индивидуальных особенностей ребенка.

Постановка звука с помощью того или иного зонда осуществляется следующим образом. Логопед усаживает ребенка на стульчик лицом к себе. Показывает ему зонды, дает их подержать в руках и объясняет, для чего они предназначены. У ребенка не должно возникнуть чувство страха. Можно даже придумать и рассказать историю об этих «волшебных помощниках». И только после этого производится постановка звуков.

Иногда постановку звуков с помощью зондов проводят в положении ребенка лежа (для дополнительного расслабления мышц артикуляционного аппарата).

Использование зондов для постановки звуков строго индивидуально. Перед постановкой звука обязательно производится соответствующая санитарно-гигиеническая обработка зондов.

Литература

Богомолова пособие для занятий с детьми. – Санкт-Петербург: Библиополис, 1994.

и др. Логопедия. — М.: Просвещение, Владос, 1995.

Дьякова массаж. — М.: Изд-ки центр «Академия», 2003.

Ефименкова звуков речи у детей. — М.: Просвещение, 1987.

, Коноваленко СВ. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.-М.: «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998.

Лалаева работа в коррекционных классах. — М.: Владос, 1999.

Левина теории и практики логопедии. — М.: Просвещение, 1968.

Новикова массаж: коррекция звукопроизношения. — М.: ГНОМ и Д, 2004.

Pay Ф. Ф. приемы исправления недостатков произношения фонем. / Основы теории и практики логопедии. — М.: Просвещение, 1968.

Фомичева у детей правильного произношения. — М.: Просвещение, 1989.

Хватцев . — М.: Просвещение, 1951.

Лекция № 8. Особенности постановок зубов при различных видах прикуса

Лекция № 8.ОСОБЕННОСТИ ПОСТАНОВОК ЗУБОВ ПРИ

РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ПРИКУСА

Постановка зубов при прогении. Постановка зубов при прогнатии. Постановка зубов при ортогении. При смешанном соотношении челюстей.

Постановка зубов при прогении.

При ортогнатии, встречающейся у нас чаще других видов окклюзии, зубы и альвеолярный отросток н/ч бывают наклонены в сторону дна полости рта, зубы же и альвеолярный отросток в/ч, наоборот, отклоненяются в сторону щёк и губ. После потери зубов и последующей атрофии альвеолярных отростков взаимное расположение челюстей нередко изменяется таким образом, что альвеолярный гребень н/ч оказывается впереди верхнего, в результате чего становится невозможным поставить зубы по правилам ортогнатии. Такое явление называют вторичной, или старческой, прогенией. Прогения может встретиться не только как результат старческой атрофии, но и как индивидуальная особенность, свойственная данному человеку.

Постановку зубов при прогении называют обратной. Её называют ещё перекрёстной, потому что верхние боковые правые зубы ставят на левой стороне протеза для н/ч и наоборот. Для достижения артикуляционного равновесия верхнюю зубную дугу укорачивают на два зуба (не ставят вторых премоляров на обеих сторонах).

Постановку зубов начинают так же, как и при ортогнатии (с верхнего протеза). Разница состоит в том, что компенсационные кривые при прогении менее выражены и, следовательно, расположение жевательных бугров по отношению к стеклу (горизонтальной плоскости) отличается от такового при ортогнатии, а именно: первый моляр касается стекла обоими передними буграми — щёчным и нёбным, а второй моляр — только переднещёчным бугром, остальные же бугры его приподняты (задние выше, чем передние). Вследствие слабой выраженности боковых компенсационных кривых язычные бугры нижних жевательных зубов приподнимаются выше щёчных и выше всех оказывается заднеязычный бугор второго моляра. Такая постановка зубов обеспечивает получение контактов с антогонистами при движениях н/ч.

В отношении выточек на жевательных поверхностях зубов при прогении надо указать на следующие особенности. На жевательной поверхности первых моляров верхнего протеза углубляют выемку между передними щёчными и язычным буграми, а на жевательной поверхности вторых 2 нижних моляров сошлифовывают задний скат заднеязычных бугров.

В тех случаях, когда прогения свойственна данному человеку, она не изменяет конфигураций его лица. Если же приходится ставить искусственные зубы по правилам прогении в результате старческой атрофии, то нередко такая постановка совершенно не гармонирует с чертами лица протезируемого. Тогда можно поставить фронтальные зубы в ортогнатическом или ортогеническом прикусе (за счёт расширения верхней зубной дуги и сужения нижней во фронтальной области), сохранив на боковых зубах обратную постановку. При этом в нижнем протезе вместо первых верхних премоляров надо поставить вторые нижние, чтобы сделать менее резким переход от фронтальных зубов к боковым.

Постановка зубов при прогнатии.

Если альвеолярный край в/ч во фронтальной области резко выступает над нижним, приходится ставить зубы по правилам прогнатии. Следует отметить, что такая постановка очень невыгодна в косметическом отношении, а также менее эффективна и в функциональном. Поэтому иногда можно отступать в этих случаях от линии середины альвеолярного гребня и сдвигать верхние зубы несколько внутрь, а нижние-наружу, приближаясь таким образом к ортогнатической окклюзии. Это допустимо тогда, когда атрофия челюстей не слишком значительна и можно рассчитывать на стабилизацию протеза за счёт хороших анатомических условий.

Особенности постановки при прогнатии заключаются в том, что нижняя дуга сокращается на два зуба (по одному первому премоляру с каждой стороны), и таким образом режущие бугры нижних клыков располагаются между буграми верхних клыков и первых премоляров. В остальном постановка зубов не отличается от таковой при ортогнатии.

Постановка зубов при ортогении.

Если альвеолярные гребни расположены друг над другом так, что межальвеолярные линии пересекают горизонтальную плоскость под прямым углом, то зубы надо ставить по правилам ортогении. Функциональная ценность такого протеза ниже, чем при ортогнатической окклюзии, так как приходится сошлифовывать бугры. Поэтому при наличии благоприятных анатомических условий допустимо и в этих случаях несколько отступать от вершины альвеолярного гребня, расширяя верхнюю зубную дугу. Особенности постановки заключаются в том, что фронтальное перекрытие отсутствует. Режущие края нижних фронтальных зубов несколько сошлифовывают с губной стороны, создавая на них площадку для смыкания с режущими краями верхних фронтальных зубов.

На жевательных поверхностях нижних моляров расширяют бороздки между щёчными буграми за счёт их сошлифовки. Остальные выточки делают так же, как при ортогнатии, так что весь ход работы не отличается от описанного выше.

При смешанном соотношении челюстей.

Встречается иногда такое положение, когда вследствие неравномерной атрофии альвеолярный гребень в/ч на одной стороне выступает над нижним, а на другой — наоборот, или в области фронтальных зубов верхний альвеолярный гребень выступает над нижним, а в области боковых зубов — наоборот и т. д. Тогда приходяится прибегать к комбинированной или смешанной постановке. Примером может служить упомянутый выше случай, когда при обратной постановке фронтальные зубы ставят по правилам ортогнатии.

Можно перейти на смешанную постановку, начиная с моляров, или поставить зубы в разной окклюзии на правой и левой стороне. При таких комбинированных постановках руководствуются правилами, описанными для каждой из них в отдельности, проверяя в артикуляторе наличие контактов при всех движениях.

б. Пришлифовка зубов в артикуляторе.

Жевательные поверхности фабричных искусственных зубов не всегда отвечают функциональным требованиям, так как они не обеспечивают множественных артикуляционных контактов при жевательных движениях н/ч. для того чтобы достичь этого, выработал правила пришлифовки жевательных поверхностей зубов анатомической формы, т. е. установил определённый стандарт. Выточки делают на жевательных поверхностях премоляров и моляров раньше верхних, а затем нижних, т. е. по ходу постановки.

У первого премоляра сглаживают задний скат щёчного бугра, у второго премоляра снимают выпуклости с обоих скатов щёчного бугра. У первого моляра вышлифовывают углубление на переднем скате переднещёчного бугра и, кроме того, делают выемку на валике, соединяющем заднещёчный бугор с переднеязычным. На жевательной поверхности второго моляра сошлифовывают передний скат переднещёчного бугра.

На нижних зубах пришлифовку начинают со второго премоляра, создавая на заднем скате язычного бугра место для нёбного бугра верхнего второго премоляра. У обоих нижних моляров делают выемки на задних скатах заднеязычных бугров (для передненёбного бугра первого моляра и нёбного бугра второго моляра) и углубляют бороздки между первыми и вторыми щёчными буграми.

Окончательная пришлифовка в артикуляторе жевательных поверхностей зубов делается для того, чтобы облегчить их взаимное скольжение во время функции. Не надо расчитывать на то, что пришлифовкой можно устранить грубые неточности, допущенные при постановке зубов. Напротив, если оставлен какой-либо резко выраженный бугор, препятствующий плавному скольжению зубов, то во время пришлифовки вместо количества множественных контактов увеличится количество просветов между зубами антагонистами.

Пришлифовывать зубы в артикуляторе можно до вулканизации или полимеризации протезов или после неё. Если решено сделать это до вулканизации, то поступают следующим образом. После проверки центральной окклюзии и окончательной моделировки воскового базиса покрывают все зубы с вестибулярной стороны гипсом так, чтобы образовался гипсовый валик (ложе), удерживающий зубы на месте. Жевательные поверхности и режущие края зубов остаются свободными от гипса.

На зубы наносят слой карборундового порошка, смешанного с вазелиновым маслом, и воспроизводят в артикуляторе жевательные движения в указанных ранее переделах до встерчи одноимённых бугров на рабочей стороне при боковых движениях челюсти и режущих краёв фронтальных зубов при выдвижении челюсти вперёд. Вертикальный штифт артикулятора, который во время постановки был выдвинут из втулки на 0,5мм, снова устанавливают в правильном положении и продолжают пришлифовку до тех пор, пока конец штифта не начнёт скользить по резцовой площадке (обычно для этого требуется 5-10 минут).

Для пришлифовки зубов на готовых протезах надо вновь установить протезы в артикуляторе в таком положении, в каком они находились на моделях. С этой целью, окончив постановку зубов, удаляют из артикулятора нижнюю модель и наливают на нижнюю рамку такое количество гипса, какое требуется для того, чтобы на нём получился отпечаток жевательных поверхностей и режущих краёв зубов верхнего протеза. Это гипсовое ложе сохраняют до окончательной отделки протезов; с помощью ложа верхний протез устанавливают в артикуляторе и закрепляют его жидким гипсом. Удалив ложе, присоединяют к верхнему протезу нижний и, скрепив их вместе воском, загипсовывают в артикуляторе. Для пришлифовки зубов в готовых протезах удерживающие гипсовые валики не нужны.

ТРЕУГОЛЬНИК ПАУНДА

На передней поверхности восходящей ветви между гребнями, к которым прикрепляются волокна височной мышцы, непосредственно сзади нижнего зуба мудрости, имеется треугольной формы площадка. В пределах позадимолярного треугольника и кпереди от него после потери последнего моляра располагается так называемый слизистый нижнечелюстной бугорок. Дно ретромолярной зоны соответственно позадимолярному бугорку представляет собой компактную костную пластинку толщиной до 8 мм., устойчивую к атрофическим процессам. По этой причине ретромолярный бугорок может быть использован как относительно постоянный анатомический ориентир. Указывает, что уровень окклюзионной плоскости в дистальных отделах располагается на 2-4мм. выше слизистого бугорка. Измерения и сопоставления, сделанные на моделях и челюстях людей, имеющих все зубы, позволили установить некоторые анатомо­топографические закономерности, которые могут быть использованы при постановке искусственных зубов:

челюстно-подъязычная линия, соответствующая внутренней границе позадимолрного треугольника, находится в одной плоскости со щёчной поверхностью третьих моляров н/ч; линия, проведённая между дистальной поверхностью клыка и серединой верхнего полюса слизистого бугорка, соответствует вершине альвеолярного отростка н/ч. две линии, проведённые из точки, соответствующей медиальному краю клыка, к щёчной и язычной поверхностям ретромолярного бугорка, образуют треугольник, в пределах которого располагаются жевательные зубы.

Треугольник, известный в литературе под названием «треугольник Паунда», может быть использован при их постановке для определения щечно-язычного положения боковых зубов в тех случаях, когда альвеолярный отросток значительно или полностью атрофирован.

Постановка искусственных зубов с использованием относительно стабильных анатомических ориентиров отражает индивидуальные особенности зубо-челюстной системы лишь морфологического характера. По этой причине анатомическую постановку зубов следует дополнять функциональными методами оформления зубных рядов. К ним относятся специальные фонетические пробы и др

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *