Кому принадлежит ведущая роль в воспитании детей

Родительское собрание на тему:«Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье»

Родительское собрание на тему:

«Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье»

Цель:

  1. Выявление особенностей взаимоотношений в семье.
  2. Изучение основных тактик семейного воспитания.

Форма проведения: встреча.

Подготовка.

  1. Подготовить плакат с названием темы собрания.
  2. Подготовить тексты с афоризмами.

«Поверьте нестареющей примете: век плачут избалованные дети».

«Дурные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил» (Д. Локк)

«Не от еды дитя растет, а от радости».

«Долог путь наставлений, краток и убедителен путь примеров. (Сенека)

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители — пример тому». (Себастьян Брант).

«Очень важно с малых лет учить ребенка соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином» (В. А. Сухомлинский).

  1. Подобрать пословицы и поговорки о семье.

— В гостях хорошо, а… (дома лучше).

— Каково на дому, таково и… (самому).

— Дети не в тягость, а… (в радость).

— Когда семья вместе. и… (сердце на месте).

— Всякой матери свое… (дитя малое).

— На свете все найдешь, кроме… (отца и матери).

Семья — это… (семь я).

— Дома стены…(помогают)

— Лучше матери друга… (не сыщешь).

Добрый пример лучше…(ста слов)

  1. Приготовить лепестки для цветов с высказываниями для игры «Собери цветок». На черных лепестках надписи: (ненавидеть), (быть агрессивным), (жить с чувством вины), (быть замкнутым).
  1. Подготовить презентацию «ПЯТЬ ТАКТИК СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»
  2. Подборка различных мелодий, музыкальный центр..
  3. Литература для родителей; А.С. Макаренко «Книга для родителей».

Подготовительный этап:

— Расставить столы и стулья полукругом.

— Подготовить выставку литературы для родителей.

Ход собрания:

Звучит спокойная, приятная музыка.

— Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас.

Давайте сегодня поговорим о Ваших детях, о том, какую тактику необходимо выбрать для их воспитании. Тактика в нашем случае, термин отнюдь не военный — это умение располагать имеющимися силами.

Воспитатель. Как вы думаете, что означает слово «семья»? (Ответы)

По определению Владимира Ивановича Даля, «семья — это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми».

Но семья — для ребёнка — это и место его рождения, становления. В ней закладываются основы его личности. Семья – это школа воспитания чувств. В семье воспитываются чувства любви, сопереживания, радости. Добрые чувства побуждают ребенка к действию, развивают в нем активность, отзывчивость. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение значительной части своей жизни.

С давних пор о доме, о семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье.

Давайте попробуем их вспомнить. Я начинаю, а вы заканчиваете.

— Дети не в тягость, а… (в радость).

— Когда семья вместе. и… (сердце на месте).

— Всякой матери свое… (дитя малое).

— На свете все найдешь, кроме… (отца и матери).

— Семья — это… (семь я).

— Дома стены…(помогают)

— Лучше матери друга… (не сыщешь).

— Добрый пример лучше…(ста слов)

— В гостях хорошо, а… (дома лучше).

— Каково на дому, таково и… (самому).

В книге «Нестандартный ребенок» психолог Владимир Леви пишет:

«Дом был для меня раем, и за это я поплатился. К реальной жизни оказался неприспособленным — сплошные разочарования. Тоска по несбыточному. Поиск невозможного, в конце концов атрофия воли».

Ни адом и не раем должна быть семья для ребенка — не местом, где можно жить, а местом, где жить хочется.

Безусловно, психологическую обстановку в доме определяют взрослые. От их умения, такта, терпения зависит характер отношений с детьми.

А как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка -семье или детскому саду? (Ответы родителей)

Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. «Детские сады являются помощниками семьи в воспитании ребенка. (Закон РФ «Об образовании»)

Уважаемые родители! Вы — первые и самые важные воспитатели своего ребенка.

Каждому ребенку для полного и гармоничного развития личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. В атмосфере признанного родительского авторитета, который принимается ребенком как должное. Все мы много раз слышали от детей уверенное: «А моя мама сказала!» или «А мой папа делает так!». Очень важно не потерять такое абсолютное доверие со стороны ребенка. А для этого родители должны серьезно относиться к своим словам и поступкам, не допускать расхождения слов с делом. Важно создать эмоционально положительную атмосферу в семье, соблюдать педагогический такт в отношениях с детьми.

А сейчас предлагаю вам поиграть.

ИГРА «СОБЕРИ ЦВЕТОК»

На доске помещены серединки цветов и лепестки со словами. Родителям предлагается дополнить предложения и собрать цветы. Получится цветок с черными лепестками и с разноцветными.

Пусть в ваших семьях всегда будут только яркие, теплые отношения, такими, как получился вот этот наш цветок.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ПЯТЬ ТАКТИК СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»

Ведь родители борются за то, чтобы их дети выросли такими, какими они хотят их видеть, и эта борьба не против детей, а за них. Тактика такой борьбы может быть весьма и весьма различная: удачная или неудачная, правильная или ошибочная, умелая или неумелая, научно обоснованная или антинаучная.

Давайте рассмотрим 5 тактик семейного воспитания.

1.Диктат.

Максимальная требовательность старших должна сочетаться с максимальным доверием и уважением к нему — в противном случае требовательность оборачивается грубым давлением, принуждением. Родители, предпочитающие всем видам воздействия приказ и насилие, неизбежно сталкиваются с сопротивлением ребенка, а именно: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. . Вместе со сломленным детским упорством оказываются сломленными, растоптанными многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и свои возможности.

2.Опека.

Забота, ограждение от трудностей, ласковое участие. Однако результат во многом совпадает с диктатом: у детей отсутствуют самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, их касающихся, тем более, общих проблем семьи. Возникающий еще в раннем детстве импульс, почти инстинкт «Я сам», уступает место вялому безразличию. Родители , фактически делают всю работу за ребенка. Они, по существу, отказываются подумать о серьезной подготовке родного дитя к столкновению с реальностью за порогом родного дома. А, следовательно, оказывают ему дурную услугу.

  1. Конфронтация. Многолетняя позиционная война.

Вся жизнь человека состоит из побед и поражений, но если люди близки между собой, победа одного — это победа всех, поражение переживается всеми на равных. Здесь все по-другому. Все воюют между собой.Мать не понимает дочь, когда у матери случатся неприятности, она не найдет сочувствия у дочери — счет будет оплачен той же монетой. Здесь в проигрыше обе стороны — победы быть не может. . Окончательно расплата приходит только через много лет, когда беспомощные родители в свою очередь будут вынуждены подчиниться морали послушания, которую сумеют преподнести им вошедшие в силу и сохранившие бойцовские качества дети.

  1. Мирное сосуществование. Мирное сосуществование с позиции невмешательства.

У каждого свои дела, свои проблемы, свои трудности и успехи. Родители работают, дети учатся, у каждого своя сфера, своя отрасль деятельности. Никто не переходит демаркационную линию, могут быть лишь недоразумения. Но рано или поздно наступит критический момент — беда, болезнь, трудности, — когда от ребенка потребуют и участия, и включения в общесемейные проблемы, и добрых чувств, и убедятся в его полной неспособности ко всему этому.

5.Сотрудничество. Взаимность в проявлении соучаствования.

Если мы хотим, чтобы наш сын или наша дочь стали ближе, роднее (заметьте, речь идет о том, чтобы именно они ближе придвинулись к нам, так как родителей побуждать к сближению излишне), то первое правило — не ограждать их от горестей и радостей взрослого человека, и делать их не только свидетелями, но и прямыми их участниками. Причем идти на это как можно раньше, прямо и смело, давая доступные (с учетом возраста) разъяснения.

Тест, который мы хотим вам представить далее, поможет сделать выводы о характере взаимоотношений между вами и вашими детьми.

Тест «Я и мой ребенок»

Можете ли вы:

1.В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

  1. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

3.Признаться, ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

4.Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

5.Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?

6.Поставить себя на место ребенка?

7.Поверить, хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)?

8.Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

9.Воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

10.Пообещать ребенку исполнить его желания за хорошее поведение?

11.Выделить ребенку один день, когда он может делать, все, что желает, вести себя, как он хочет?

12.Устоять против детских слез и просьб, если уверены, что это каприз, мнимая прихоть?

Ключ к тесту.

Ответ «а» оценивается в 3 очка.

Ответ «б» оценивается в 2 очка.

Ответ «в» оценивается в 1 очко»

27 — 36 очков. Ребенок самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и поставленной линией поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

13 — 27 очков. Забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях — излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Менее 13 очков. У вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знания, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а, возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов — психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ СОБРАНИЯ

Уважаемые родители, в конце собрания хочется сказать, что для ребенка семья – это оберег, кладовая знаний и трамплин во взрослую жизнь. А для нас с вами, для взрослых – это маленький, тихий и уютный островок, где можно затаиться на время, набраться сил и зарядится положительной энергией. Хотите снова на время вернуться в детство, и почувствовать на голове теплую мамину ладонь? Именно в кругу родных людей мы находим понимание и поддержку, любовь и заботу, чувствуем себя раскрепощенными и защищенными. Семья – это наш с вами очаг, в котором горит огонек надежды. И чтобы он не погас, и нам всегда было где отогреться, нужно его поддерживать. И делать свой личный вклад в виде безусловной любви, терпения, уважения и понимания. Ведь хорошая и крепкая семья – это наше с вами истинное богатство.
Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая эта семья! (М. Лангер)

Кому принадлежит ведущая роль в воспитании детей?

Вариант 1
Указания: все задания имеют пять вариантов ответа. Об­ведите кружком тот, который Вы считаете правильным.
Семья — социальный институт становления личности
1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании детей?
Варианты ответа:
а) семье;
б) детскому саду;
в) школе;
г) детской площадке;
д) родственникам.
2. Укажите, из какого документа следующая выдержка:
«Родители — первые педагоги ребенка. Они обязаны заложить
основы физического, нравственного и интеллектуального развития его личности в младенческом возрасте».
Варианты ответа:
а) из Типового положения о ДОУ;
б) из учебника по педагогике;
в) из Конституции РФ;
г) из Гражданского кодекса РФ;
д) из закона РФ «Об образовании».
3. Установите истинность высказывания: «Семейному вос­питанию необходима научная основа».
Варианты ответа:
а) верно;
б) скорее верно, чем ложно;
в) верно для семей, дети которых посещают детский сад;
г) скорее ложно, чем верно;
д) ложно.
4. Исключите лишнее понятие: Функции семьи делятся на…
Варианты ответа:
а) специфические и неспецифические;
б) продуктивные и непродуктивные;
в) воспитательные и социального контроля;
г) типологические и индивидуальные;
д) хозяйственно-бытовые и экономические.
5. Семья — это…
Варианты ответа:
а) важнейший институт социализации ребенка, исторически конкретная система взаимоотношений между супругами,
родителями и детьми;
б) люди, состоящие в браке;
в) дети и их родители;
г) сообщество взрослых, предполагающее защиту и удовлетворение элементарных потребностей детей;
д) биосоциальная структура, ограждающая от голода и психической депривации детей.
Зависимость воспитания детей от социальных условий
6. Верно ли утверждение, что после революции 1917 г.
изменилось отношение государства к семье?
Варианты ответа:
а) да;
б) скорее да, чем нет;
в) только в отношении многодетных семей;
г) скорее нет, чем да;
д) нет.
7. Исследованиями ученых доказано, что ведущими факторами формирования личности ребенка в семье являются …
Варианты ответа:
а) забота родителей о здоровье ребенка;
б) материальное благополучие семьи;
в) единство требований к детям;
г) вмешательство сотрудников детского сада;
д) отсутствие обязанностей у ребенка в семье.
8. Исключите понятие, которое не относится к культурно-
историческим механизмам социализации детей в семье и обществе.
Варианты ответа:
а) подкрепление;
б) идентификация;
в) нуклеаризация;
г) понимание;
д) эмпатия.
9. Закончите предложение: Социально-педагогическое явление на Руси, сходное с наставничеством, при котором воспитатель нес ответственность за нравственное и духовное воспитание княжичей, называлось…
Варианты ответа:
а) духовное руководство;
б) кормильство;
в) опекунство;
г) надзор;
д) внимательство.
10. Типичной ошибкой в современной теории семейного
воспитания детей считается…
Варианты ответа:
а) социальный пример;
б) использование поощрений и наказаний;
в) совместное проживание с бабушками и дедушками;
г) неправильный режим дня;
д) появление второго ребенка.

Воспитательный потенциал семьи
11. Особенностью формирования у детей дошкольного возраста представлений о семье выступает наличие сразу трех
связующих категорий единства…
Варианты, ответа:
а) единства требований к условиям воспитания;
б) единство жилища, единство хозяйственное и единство
происхождения, т. е. собственно родственная связь;
в) единства происхождения;
г) единства интеллекта и аффекта;
д) единства матери и ребенка.
12. Продолжите определение позиций положения ребенка
в семье (по Г. Хоментаускасу): «Я не нужен и не любим…»
Варианты ответа:
а) мне себя жалко;
б) оставьте меня в покое;
в) я вас не люблю;
г) вы мне не нужны;
д) я все равно вас люблю.
13. Вычеркните один из признаков гармоничной семьи,
который ей не соответствует…
Варианты ответа:
а) все члены семьи общаются между собой;
б) все члены семьи умеют слушать друг друга, в спорах
учитывается мнение каждого;
в) члены семьи умеют распределить и выполнить обязанности другого члена в случае необходимости;
г) постоянные ссоры и конфликты между членами семьи;
д) сочетание любви, дружбы и ответственности в отношениях между родителями.
14. Показатель кризиса семьи в современном обществе —
это…
Варианты ответа:
а) ранний возраст вступления в брак;
б) эмоциональный характер отношений между супругами;
в) раздельное проживание молодой семьи от бабушек и
дедушек;
г) увеличение хозяйственно-бытовых проблем;
д) снижение рождаемости.
15. Назовите метод, который не относится к методам изучения семьи.
Варианты ответа:
а) наблюдение за общением детей и родителей;
б) анкетирование;
в) беседа;
г) запрос в правоохранительные органы;
д) изучение семейной истории.
16. Укажите книгу по проблемам семейной педагогики.
Варианты ответа:
а) Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина «Они ждут нашей
помощи»;
б) И. П. Подласый «Общие основы педагогики. Процесс
обучения»;
в) Л. Г. Семушина, Б. Р. Борщанская, Г. И. Красницкая
«Практикум по дошкольной педагогике»;
г) И. М. Майдиков «Основы социологии»;
д) Е. П. Арнаутова «Педагог и семья».
17. Кто из авторов занимался исследованием эмоциональ-
ных потенциалов семьи?
Варианты ответа:
а) С. А. Козлова;
б) С. Н. Николаева;
в) Ю. Б. Гиппенрейтер;
г) Т. Г. Казакова;
д) М. И. Лисина.
Взаимодействие общественного и семейного воспитания на современном этапе
18. Выберите правильный ответ.
Варианты ответа:
а) общение педагога с родителями должно быть назидательным, категоричным;
б) общение с родителями строится на основе диалога;
в) педагог общается с родителями на основе предписаний
«свыше»;
г) педагог отмечает недостатки воспитания ребенка;
д) педагог говорит о недостатках воспитания в присутствии
других родителей.
19. Вычлените этап, который не входит в методическую работу с кадрами по проблеме общения воспитателей с родителями.
Варианты ответа:
а) консультирование;
б) педагогический совет;
в) контроль;
г) диагностика;
д) планирование.
20. К традиционным формам общения педагога с семьей
относится…
Варианты ответа: а) конференция;
б) телефон доверия;
в) КВН;
г) родительское собрание;
д) «круглый стол».
21. Новый подход в работе педагога с родителями — это…

Варианты ответа:
а) общение на основе диалога;
б) предоставление права решающего голоса в определении
эффективных методов и приемов воспитания;
в) указание на просчеты и ошибки в воспитании;
г) назидательный стиль общения;
д) отказ от критики собеседника.
22. К нетрадиционным формам общения педагога с родителями относится…
Варианты ответа:
а) информационный стенд;
б) беседа;
в) консультация;
г) открытое занятие с детьми;
д) «Устный журнал».
23. Наглядные формы работы с родителями в ДОУ включают в себя…
Варианты ответа:
а) подготовку папок-передвижек;
б) доклад;
в) заседание;
г) дискуссию;
д) переписку.
24. Охарактеризуйте принцип доступности в домашнем
обучении ребенка.
Варианты ответа:
а) содержание домашнего обучения строится так, чтобы отражать актуальный уровень развития ребенка, т. е. тот уровень, на котором познавательные задачи являются доступны­ми для него;
б) ребенок учится только тому, что ему интересно;
в) обучение осуществляется дома, а не в детском саду;
г) обучение осуществляется последовательно;
д) все игрушки и предметы должны находиться в зоне досягаемости для ребенка.
25. Назначение досуговых методов работы с родителями заключается в том, чтобы…
Варианты ответа:
а) охарактеризовать ребенка;
б) дать рекомендации родителям;
в) установить эмоциональный контакт между родителями
и воспитателями ДОУ, поддержать его между детьми и родителями;
г) проанализировать положительный опыт домашнего воспитания и обучения ребенка;
д) проанализировать ситуации.
Вариант 2
Указания: все задания имеют пять вариантов ответа. Об­ведите кружком тот, который Вы считаете правильным.
Семья — социальный институт становления личности
1. «Родители являются первыми педагогами» — это вы­держка из…
Варианты ответа:
а) закона РФ «Об образовании»;
б) Семейного кодекса РФ;
в) Конституции России;
г) «Домостроя»;
д) Договора ДОУ с родителями.
2. Вычеркните лишнее: Семья выполняет следующие функции…
Варианты ответа:
а) репродуктивную;
б) хозяйственно-бытовую;
в) воспитательную;
г) поощрительную;
д) социального контроля.
3. Вычлените понятие, которое не характеризует формы
семьи.
Варианты ответа:
а) нуклеарная;
б) полная;
в) расширенная;
г) неполная;
д) неадекватная.
4. Семейные отношения — это система отношений между
социумом, супругами, родителями и детьми, в которую входят…
Варианты ответа:
а) супружеские отношения;
б) детско-родительские отношения;
в) сибсовые (между братьями и сестрами) отношения;
г) родительские (взаимоотношения между супругами как
родителями) отношения;
д) все ответы верны.
5. Семейное законодательство — это законодательные и
иные нормативные акты, которые регулируют…
Варианты ответа:
а) установление порядка и условий вступления в брак;
б) прекращение брака и признание его недействительным;
в) личные неимущественные отношения, возникающие
между членами семьи или другими родственниками и иными
лицами;
г) формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей;
д) все ответы верны.
Зависимость воспитания детей от социальных условий
6. Осуществлять воспитательную функцию семья начала…
Варианты ответа:

а) с середины XVIII в.;
б) с конца XX в.;
в) с VIII в.;
г) с начала XV в.;
д) с конца XVI в.
7. Найдите понятие, которое не характеризует приемы народной педагогики в области семейного воспитания детей.
Варианты, ответа:
а) потешки;
б) колыбельные песни;
в) загадки;
г) капризки;
д) пестушки.
8. Назовите фактор воспитания ребенка в современной
семье.
Варианты ответа:
а) социально-культурный;
б) социально-экономический;
в) технико-гигиенический;
г) демографический;
д) педагогический.
9. Назовите фактор, способствующий возникновению неврозов у детей.
Варианты ответа:
а) развод родителей;
б) частные поощрения;
в) длительные прогулки;
г) замечания;
д) посещение бабушек и дедушек.
10. Что такое социально незащищенная семья?
Варианты ответа:
а) семья социального риска;
б) семья, не получающая от государства и общества необходимой помощи для выполнения ее функций;
в) семья в состоянии развода;
г) неполная семья;
д) малоимущая семья.
Воспитательный потенциал семьи
11. Семейная педагогика — это наука о…
Варианты ответа:
а) воспитании детей в семье;
б) взаимоотношениях между детьми и родителями;
в) взаимодействии между супругами в семье;
г) межличностных отношениях между поколениями в семье;
д) социальном предназначении семьи.
12. Действенность, силу, устойчивость результатов семейного воспитания обеспечивают…
Варианты ответа:
а) глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания;
б) постоянство и длительность воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в разнообразных жизненных ситуациях;
в) повторяемость воспитательных воздействий изо дня в
день;
г) наличие объективных возможностей для включения
детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи;
д) все ответы верны.
13. Основой семейного воспитания является…
Варианты ответа:
а) народная педагогика;
б) СМИ;
в) дистанционное обучение;
г) специальное образование взрослых;
д) просвещение сотрудников ДОУ.
14. Назовите метод исследования представлений о структуре семьи у детей.
Варианты ответа:
а) рисунок себя;
б) рисунок семьи;
в) наблюдение за тем, кто забирает ребенка из детского
сада;
г) наблюдение за родителями;
д) беседа с воспитателем.
15. Семейная интеграция — подход, который изучает…
Варианты ответа:
а) социально-психологический портрет семьи;
б) социально-психологические механизмы и процессы,
возникающие после создания семьи и связанные с формированием коллективистической идентификации у ее членов;
в) методы семейного воспитания;
г) методы домашнего обучения;
д) особенности коммуникации в семье.
16. Семейная гибкость (адаптативность) — это…
Варианты ответа:
а) диагностический параметр модели семейных взаимодействий, характеризующий количество изменений в ее руководстве, ролях и правилах, определяющих взаимоотношения;
б) диагностический параметр оценки стиля взаимодействия между тещей и мужем;
в) диагностический параметр оценки стиля взаимодействия между женой и мужем;
г) параметр контроля уровня стрессоустойчивости семьи;
д) параметр оценки социально незащищенной семьи в современном обществе.
17. Проект «Положения о семейном (домашнем) образовании» в России издан в…
Варианты ответа:
а) 2004 г;
б) 1994 г;
в) 1960 г;
г) 1917 г;
д) 1888 г.
Взаимодействие общественного и семейного воспитания на современном этапе
18. Каковы причины трудностей в работе педагога с родителями в современном ДОУ?
Варианты ответа:
а) политические»
б) экономические;
и) демографические;
г) профессионально-личностные;
д) аналитические.
19. Найдите принцип, не соответствующий современным
принципам установления контактов с родителями.
Варианты ответа:
а) партнерство;
б) общение на основе диалога;
в) развивающая направленность общения;
г) открытость ДОУ;
д) общение «сверху вниз».
20. Охарактеризуйте принцип концентричности в домашнем обучении ребенка.
Варианты ответа:
а) знания даются небольшими порциями;
б) знания даются в соответствии с уровнем философского
восприятия и осмысления жизни родителями
в) содержание домашнего обучения строится по принципу
усложнения: от простого к сложному;
г) содержание домашнего обучения строится от сложного к более простому;
д) темы для обучения подбираются в соответствии с содержанием детской энциклопедии.
21. Длительность заседания «круглого стола» с родителями в ДОУ составляет…
Варианты ответа:
а) не более 40 мин;
б) до 20 мин;
в) не менее часа;
г) около двух часов;
д) 10 мин.
22. Методические рекомендации для дифференцированных групп родителей составляются исходя из особенностей
Варианты ответа:
а) их стиля семейного воспитания;
б) их темперамента;
в) их интеллектуального развития;
г) их эмоционального развития;
д) уровня материальной обеспеченности семьи.
23. Составление программы педагогического просвещения
родителей опирается на учет…
Варианты ответа:
а) интересов детей;
б) интересов воспитателей;
в) потребностей родителей в педагогических занятиях;
г) требований государственного образовательного стандарта;
д) типов семей.
24. Что из перечисленного относится к методам активизации родителей?
Варианты ответа:
а) приведение примеров из опыта воспитания детей;
б) использование наглядности;
в) подбор литературы и решение педагогических задач;
г) организация выставок для родителей;
д) все ответы верны.
25. Назвать основные нормативно-правовые документы, регулирующие взаимодействие ДОУ с семьей.
Варианты ответа:
а) закон РФ «Об образовании», «Типовое положение о ДОУ»,
Устав ДОУ, Родительский договор;
б) Родительский договор;
в) Устав ДОУ;
г) «Типовое положение о ДОУ»;
д) закон РФ «Об образовании» с комментариями.
Вариант 3
Указания: все задания имеют пять вариантов ответа. Об­ведите кружком тот, который Вы считаете правильным.
Семья — социальный институт становления личности
1. Укажите, из какого документа следующая выдержка:
«Родители — первые педагоги ребенка. Они обязаны заложить
основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте».
Варианты ответа:
а) закон РФ «Об образовании»;
б) «Декларация прав ребенка»;
в) Конституция РФ;
г) учебник по педагогике;
д) Уголовный кодекс.
2. Семейное право — отрасль права, регулирующая условия…
Варианты ответа:
а) и порядок вступления в брак, его прекращение и признание не действительным;
б) вступления в брак;

в) расторжения брака;
г) домашнего образования;
д) воспитания детей в семье.
3. Основным актом, регулирующим отношения семейного
права, является…
Варианты ответа:
а) Конституция РФ;
б) Семейный кодекс;
в) Конвенция прав ребенка;
г) Декларация прав ребенка;
д) договор между детьми и родителями.
4. Семейные отношения — это система взаимоотношений
между…
Варианты ответа:
а) супругами как родителями;
б) супругами;
в) детьми и родителями;
г) братьями и сестрами;
д) социумом, супругами, родителями и детьми.
5. Семейное образование (домашнее образование) — это…
Варианты ответа:
а) цель общеобразовательной подготовки в семье;
б) задача общеобразовательной подготовки в семье;
в) метод общеобразовательной подготовки в семье;
г) форма общеобразовательной подготовки в семье;
д) принцип общеобразовательной подготовки в семье.
Зависимость воспитания детей от социальных условий
6. Назовите основные проблемы, стоящие перед государством в области социальной защиты семьи.
Варианты ответа:
а) необходимость возрождения духовно-нравственных основ семьи;
б) охрана материнства и детства;
в) усиление ответственности семьи за воспитание детей;
г) социальная поддержка малоимущих семей;
д) все ответы верны.
7. Законы семейного воспитания раньше всего были изложены в…
Варианты ответа:
а) «Домострое»;
б) законе «Об образовании»;
в) Кодексе о браке и семье;.
г) Педагогической энциклопедии;
д) учебнике по семейной педагогике.
8. Выберите правильное высказывание, касающееся особенностей домашнего воспитания в России в конце XVII — начале XVIII в.
Варианты ответа:
а) в то время еще не было специальных учебных заведений по подготовке воспитателей-гувернеров и их выписывали
из-за границы;
б) в то время воспитателей-гувернеров готовили высшие учебные заведения;
в) в то время воспитателей-гувернеров готовили монастыри;
г) в то время воспитателей-гувернеров готовили женские гимназии;
д) в то время еще не было специальных учебных заведений по подготовке воспитателей-гувернеров и поэтому домашним воспитанием детей не занимались.
9. Продолжите предложение: «На современном этапе гувернерство — это…»
Варианты ответа:
а) дань моде;
б) средство вытеснения детских садов из системы общественных институтов;
в) средство возрождения общества;
г) принцип классификации семей;
д) новое социально-педагогическое явление.
10. Что такое семья «социального риска»?
Варианты ответа:
а) семья, имеющая детей подросткового возраста;
б) криминальная семья;
в) семья, имеющая трудноразрешимые проблемы в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития ее членов;
г) семья беженцев из горячих точек;
д) семья после развода.
Воспитательный потенциал семьи
11. Какие уровни гибкости семейных взаимоотношений
выделяют современные исследователи?
Варианты ответа:
а) ригидный — очень низкий;
б) структурный — низкий ближе к умеренному;
в) гибкий — умеренный;
г) хаотичный — чрезмерно высокий;
д) все ответы верны.
12. Какой компонент не входит в модель воспитательного
процесса в семье?
Варианты ответа:
а) дидактический;
б) гносеологический;
в) психологический;
г) биологический;

д) организационный.
13. Назвать метод, не относящийся к методам изучения
семейной истории.
Варианты ответа:
а) наблюдение;
б) беседа;
в) анкетирование;
г) интервью с родителями;
д) лабораторный эксперимент.
14. Какие вопросы выясняются в ходе изучения семейной истории?
Варианты ответа:
а) состав семьи и значимые для семьи люди;
б) проблемы семейного воспитания;
в) крупные события в жизни семьи;
г) семейные взаимоотношения и роли;
д) все ответы верны.
15. Найдите наиболее точный ответ: Семейное воспитание — это…
Варианты ответа:
а) воспитание детей в условиях семьи;
б) более или менее осознанные усилия по взращиванию ребенка;
в) управляемая система взаимоотношений и взаимодействий родителей с детьми, направленная на достижение желаемых результатов;
г) средство семейного образования;
д) форма общеобразовательной подготовки в семье.
16. Семейные собрания (советы) — это…
Варианты ответа:
а) цель семейного воспитания;
б) метод семейного воспитания;
в) средство семейного воспитания;
г) форма семейного воспитания;
д) результат семейного воспитания.
17. Домашнее воспитание — это…
Варианты ответа:
а) домашнее образование;
б) синоним семейного воспитания;
в) синоним домашнего обучения;
г) семейная педагогика;
д) все ответы неверны.
Взаимодействие общественного и семейного воспитания на современном этапе
18. Что относится к нетрадиционным формам общения педагога с родителями?
Варианты ответа:
а) собрания;
в) конкурсы;
г) информационные стенды;
д) беседы.
19. Что относится к традиционным формам общения педагога с родителями?
Варианты ответа:
а) телефоны доверия;
б) ток-шоу;
в) конкурсы;
г) викторины;
д) консультации.
20. Выберите правильный ответ.
Варианты ответа:
а) отношения педагога с родителями строятся по типу партнерских;
б) педагог должен использовать авторитарные методы;
в) педагог должен использовать либеральные методы;
г) педагог должен использовать традиционные методы общения с родителями;
д) педагог должен использовать нетрадиционные методы
общения с родителями.
21. Охарактеризуйте принцип деятельностного подхода в
| домашнем обучении ребенка.
Варианты ответа:
а) подход к ребенку в процессе предметно-развивающего
|взаимодействия с ним;
б) подход к ребенку в процессе игрового взаимодействия с ним;
в) подход к обучению ребенка, заключающийся в учете
дидактических принципов при построении индивидуального занятия с ним;
г) не только подход к ребенку, но и к взрослому, т. к. построение занятия с сыном или дочерью подразумевает деятельность взрослых, требующую осмысленного отношения взаимодействию с ребенком;
д) подход к взрослому, требующий постоянного самообразования.
22. К методам активизации родителей относится…
Варианты ответа:
а) доклад педагога;
б) вопросы и приведение примеров;
в) игнорирование ребенка;
г) диагностика;
д) контроль.
23. Какие формы работы выделяются во взаимодействии
педагогов с семьей?
Варианты ответа:
а) индивидуальные;
б) подгрупповые;
в) коллективные;
г) традиционные и нетрадиционные;
д) все вышеперечисленные.
24. К познавательным формам общения с родителями
относятся…
Варианты ответа:
а) собрания;
б) консультации;

в) «Устные журналы»;
г) фольклорные праздники;
д) брейн-ринг.
25. Назовите автора книги «Педагог и семья» по проблемам семейной педагогики и налаживания сотрудничества педагогов ДОУ с родителями.
Варианты ответа:
а) Е. М. Мастюкова;
б) И. П. Подласый;
в) Б. Р. Борщанская;
г) И. М. Майдиков;
д) Е. П. Арнаутова.
Ключи правильных ответов к «Семейной педагогике и домашнему воспитанию детей раннего и дошкольного возраста»

Номер задания в тесте Ключ
правильных ответов
Номер задания в тесте Ключ правильных ответов
Вариант тестового задания Вариант тестового задания
1 2 3 1 2 3
1 а а а 14 д б д
2 д г а 15 г б t
в
3 а д б 16 д а в
4 б д д 17 в б б
5 а д г 18 б г в
6 а в д 19 б д д
7 в г а 20 г в а
8 в д а 21 а а г
9 б а д 22 д а б
10 г б в 23 а в д
11 б а д 24 а д г
12 б д г 25 в а д
13 г а д

Признаки гармоничной семьи

Данная статья относится к циклу статей «Психологический ликбез»

Признаки гармоничной семьи.

1. Все члены общаются между собой, умеют слушать друг друга. В спорах учитывается мнение каждого члена семьи. Здоровая семья — это место проявления близости, любви, так же как и отрицательных эмоций.

2. Разделяется ответственность и обязанности между всеми ее членами.

3. Ее члены поддерживают друг друга, умеют распределить и выполнять обязанности другого члена в случае изменения ситуации (командировка, болезнь).

4. Каждый ее член верит в себя, имеет адекватную самооценку, доверяет другим.

5. В семье учат уважать других людей, их различия во вкусах; уважают вкусы, выбор друзей, времяпровождение подростка.

6. Ее члены обладают общей системой ценностей, знают свои права.

7. Существуют семейные традиции, дети знают своих предков, свои корни.

8. Коалиции между ее членами динамичны и изменчивы. Допускается смена одних внутрисемейных треугольников другими без возникновения при этом у членов семьи чувства ревности или ненадежности, что жизненно необходимо для установления личностно-социальных границ.

9. Ценится чувство юмора, воспитывается позитивное отношение к жизни.

10. Уделяется внимание духовной жизни.

11. Уделяется время развлечениям.

12. Поощряется совместный прием пищи.

13. Поощряется альтруизм (сделать что-либо безвозмездно для другого человека, школы).

14. Ее члены создают условия для своего личностного роста.

15. Ее члены не стесняются обращаться за помощью и поддержкой к специалистам в случае кризиса или появления проблем.

семейный психолог новосибирск

данная статья написана по материалам учебника для студентов медицинских ВУЗов «Психотерапия», автор Борис Дмитриевич Карвасарский

Возможно, Вам также будет интересно

«Школа счастливой супружеской жизни»

  • Все члены общаются между собой, умеют слушать друг друга.
  • В спорах учитывается мнение каждого члена семьи.
  • Разделяется ответственность и обязанности между всеми ее членами.
  • Члены семьи поддерживают друг друга, умеют распределить и выполнять обязанности другого члена в случае изменения ситуации (командировка, болезнь).
  • Каждый ее член верит в себя, имеет адекватную самооценку, доверяет другим.
  • В семье учат уважать других людей, их различия во вкусах; не критикуют вкусы, выбор друзей, использование свободного времени.
  • В семье ее члены обладают общей системой ценностей, знают свои права.
  • Семья имеет свои традиции, дети знают своих предков, свои корни.
  • Коалиции между ее членами динамичны и изменчивы.
  • В гармоничной семье ценится чувство юмора, воспитывается позитивное отношение к жизни.
  • В гармоничной семье уделяется внимание духовной жизни.
  • Уделяется время развлечениям.
  • Поощряется совместный прием пищи.
  • Поощряется альтруизм (сделать что-либо безвозмездно для другого человека, школы).
  • Члены семьи создают условия для своего личностного роста.
  • Члены семьи не стесняются обращаться за помощью и поддержкой к специалистам в случае кризиса или появления проблем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *