Конспект урока имя числительное

Конспект урока по теме «Имя числительное» план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Тема урока: «Путешествие в Страну выученных уроков». (Имя числительное как часть речи.)

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма проведения: урок – игра.

Технологии: модульная, групповая, проблемная, дифференцированного обучения

Цели:

  • Актуализация знаний, полученных об имени числительном в начальных классах; углубление сведений о числительном,
  • Развитие умений отличать числительные от других частей речи, использовать их в своей речи (устной и письменной); развитие творческих способностей обучающихся; развивать орфографическую зоркость, устную связную речь, операции мышления: анализ, сравнение, классификация.
  • воспитание интереса к изучению русского языка, воспитывать коммуникативные качества личности, умение работать в группе, вести конструктивный учебный диалог.

Виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный контроль

Оборудование: карточки с заданиями, рисунки, иллюстрации к сказкам, детские книги сказок, колокольчик-звонок, mp3 файл с записью урока «Радионяни», мультимедийное оборудование, житоны.

Ход урока:

I. ВСТУПЛЕНИЕ. Слово учителя.

– Здравствуйте, ребята. Все вы, наверное, читали книгу Л.Гераскиной «В стране невыученных уроков». А наш урок называется «В стране выученных уроков». Что это за страна? Ну, конечно, это школьная страна, в которой мы бываем каждый день, куда приходим рано утром, а уходим нередко уже к вечеру. Но сегодняшний урок – мечта некоторых школьников: за 45 минут мы побываем на 7 уроках. Помогать же нам будет часть речи, которую вы сами сейчас назовёте.

Для этого мы поиграем в «Третий лишний»:

1) один, одиночка, одиночество;

2) пятёрка, пятерня, пять;

3) четырёхугольник, четыре, четвёрка.

Ответ: один, пять, четыре.

– Почему вы назвали лишними именно эти слова? (Это числительные.)

– А остальные слова какой частью речи являются? (Имена существительные.)

– На каких уроках вам помогают числительные? (Русский язык, математика.)

– А я хочу вам показать, что не только на этих уроках вы встречаетесь с числительными, но и на других. Итак, отправляемся на уроки. Числительные идут с нами. А возвещать начало и конец урока будет колокольчик-звонок.

II. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА.

1. Опрос: что вы знаете об имени числительном как части речи? (Ответы детей)

— Ребята, обратимся к учебнику. Как же звучит правило, определяющее имя числительное как часть речи? (Имя числительное- это часть речи, обозначающая число, количество, порядок)

2. Индивидуальная работа у доски:

1) синтаксический разбор предложений

Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

Доброе дело три века живет.

3. Коллективная работа: склонение числительных. I вариант: 93 года, II вариант: 93 год

– В чём отличие? (I вариант – количественное числительное, II вариант – порядковое. У количественных числительных при склонении изменяются все слова, а у порядковых – только последнее.)

III. ПЕРЕМЕНА.

Решите ребус: Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку.

IV. УРОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Назовите литературные произведения, в заголовке которых есть числительные, и их авторов. Назовите сказки или сказочных героев, где встречается число 3

2. Переписать отрывок из поэмы «Руслан и Людмила», вставить орфограммы, найти числительные.

Там лес и дол в..дений полны;

Там о з..ре пр..хлынут волны

На брег песча(н,нн)ый и пустой,

И тридцать витязей пр..красных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской…

V. ПЕРЕМЕНА.

– Найдите продолжение пословиц:

Семеро …

Заблудиться …

Знать …

Идти …

Семь раз отмерь …

Один ум хорошо …

Один в поле…

Не имей сто рублей…

…а имей сто друзей

…не воин

…а два лучше.

…как свои пять пальцев.

…один раз отрежь.

…одного не ждут.

…на все четыре стороны.

…в трёх соснах.

VI. УРОК МАТЕМАТИКИ.

1. Подсчитайте результат и запишите примеры словами:

47 + 15 = 62

189 – 33 =156

72 : 12 = 6

18 Х 10 =180

Ответ: К сорока семи прибавить пятнадцать – получится шестьдесят два. От ста восьмидесяти девяти отнять тридцать три – получится сто пятьдесят шесть. Семьдесят два разделить на двенадцать – будет шесть. Восемнадцать умножить на десять – будет сто восемьдесят.

2. Используя имена числительные, составьте задачи на сказочные темы по иллюстрациям к сказкам. (Обращается внимание на выставку книг.) Задачи могут начинаться так: «Красная Шапочка шла к больной бабушке и несла в корзине двадцать пирожков…» или «На опушке леса жили Коза и семеро её козлят…»

VII. ПЕРЕМЕНА.

– Отгадайте загадки, в которых есть числительные:

1). У двух матерей по пяти сыновей, а имя одно всем. (Руки, пальцы.)

2). Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колёса.)

3). Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста.)

4). Тридцать два молотят, один поворачивает. (Зубы и язык.)

VIII. УРОК ИСТОРИИ.

– В древних летописях, сказаниях, легендах часто встречаются числительные. Постарайтесь услышать их и выписать вместе с теми существительными, к которым они относятся.

1). «Когда прошло четыре лета, пришёл Олег от Царьграда в Киев». (Четыре лета.)

2). «И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей». (Две тысячи кораблей, двенадцать гривен, сорок мужей.)

– Все ли слова были понятны?

Словарная работа:

Лето – 1) время года между весной и осенью; 2) год (устар.).

Муж – 1) женатый мужчина; 2) деятель на к.-н. общественном поприще (устар.).

Гривна – 1) монета достоинством в 10 копеек; 2) медная монета достоинством в 3 копейки (устар.); 3) первоначально – ожерелье или цепь, носившиеся на «гриве», т.е. на шее; основная денежная и весовая единица в Древней Руси, представляющая собой серебряный слиток весом около 200 граммов.

В каких значениях употреблены эти слова в представленных примерах?

IX. ПЕРЕМЕНА.

Гимнастика для глаз

X. УРОК ФИЗКУЛЬТУРЫ.

– На этом уроке вы можете расслабиться, подвигаться, сделать зарядку.

XI. УРОК МУЗЫКИ.

– На этот урок к нам пришла «Радионяня». Она споёт вам песенку об интересных числительных. (Прослушивается песня из урока о числительных ПОЛТОРА – ПОЛТОРЫ.)

– Чему же научила вас «Радионяня»?

XII. УРОК БИОЛОГИИ.

– На уроке биологии вы изучаете растения. Перед вами на столах тоже лежат «растения» – «ромашки» (карточки с рисунками для проведения тестовой работы в занимательной форме). Эти «ромашки» помогут вам проверить, хорошо ли вы знаете разряды числительных.

На лепестках написаны числительные; перенесите номер лепестка в одну из групп. (Тест с

последующей самопроверкой.)

XIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: подобрать пословицы с числительными

XIV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

Конспект урока на тему «Имя числительное»

Урок русского языка по теме «Имя числительное».

Тип урока: Урок сообщения новых знаний.

Цель урока: Познакомить уч-ся с именем числительным, как частью речи.

Задачи урока:

1. Научить ставить разные вопросы к количественным и порядковым числительным.
2. Способствовать формированию умений анализировать, использовать порядковые и количественные числительные в речи, делать обобщение.
3. Развивать память, логическое мышление, орфографическую зоркость, коммуникативные навыки.
4. Содействовать воспитанию самостоятельности, уважению друг к другу, тактичности; воспитывать любовь и уважение к родному языку и его истории.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.

Вступительное слово учителя:

– Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, урок-путешествие. Мы оправимся в волшебную страну, чтобы попасть в столицу этой страны пригодятся ваши знания по русскому языку и, даже, математике. Смекалка и находчивость помогут преодолеть все препятствия, которые встретятся нам на пути.

А поможет нам волшебный цветок Цветик-Семицветик! (Презентация. Слайд 1)

Работа с эпиграфом. Слайд 2

II. Активизация знаний учащихся.

1. Минутка каллиграфии.

Уч. И мы с вами прибываем на границу страны в город Каллиграфию! (Слайд 3)

– Сядьте правильно, пишите аккуратно.
– Написание каких букв будем повторять?
– Из каких элементов они состоят, на что обратить внимание?

Лл Ле ле Ля ля Лю лю

Лети, лети лепесток…

– Что напоминают вам эти слова? Продолжите волшебное заклинание.

Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север через юг,
Возвращайся, сделав круг.

Первый лепесток сорвем,
В Повторяйкино свернем!
Прежде чем поедем дальше,
Вспомним все, что знали раньше! (Слайд 4)

III. Работа над новой темой.

1. Постановка проблемного вопроса.

Уч. Запишите слова по группам: имена существительные, имена прилагательные, глаголы; местоимения, наречия.

– Сверьте свою запись ,с записью на доске. (Слайд 5)

-Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи.

-Давайте проведем исследование и откроем еще одну тайну русского языка. Если эти слова мы не смогли уверенно отнести ни к одной из изученных частей речи, значит, они чем-то существенно отличаются.

-На что, прежде всего, обращаем внимание при изучении новой части речи?

-На какие вопросы отвечает, что обозначает.

-Задайте вопросы к словам девять, шесть, второй.

-Девять (сколько?), шесть (сколько?), второй (какой?).

-А что обозначают (называют) эти слова?

-Количество предметов, порядок предметов при счете.

— Давайте попытаемся определить тему нашего сегодняшнего урока и запишем ее в тетрадь.

— Имя числительное.
(Слайд 6)

Отрываем лепесток и говорим волшебные слова:

Ты лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Вокруг света облети,
Нас с собою захвати.
За край света улетай
Не в Египет, не в Китай,
Не в страну Финляндию,
А в страну Числяндию!

(Слайд 7)

– Какие же жители живут в этой стране? Почему они живут на разных улицах, вы узнаете, открыв рубрику “ Тайны языка” в учебнике (с 76).

– А вы знаете, как появилось имя числительное? Послушайте любопытную историю.

(Чтение сказки.)

Грамматическая сказка.

Кто подсчитает?

Числительные счет любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи эта – самая молодая.
А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи? К сожалению, мы попали к концу их разговора.
– Кто за это предложение, прошу поднять руку,– сказал Председатель.
– Существительное, подсчитайте количество голосов.
Кто-то крикнул: “Много!”, и Существительное подхватило:
– Много!
Вы же не считали! Или вы не хотите считать?
Товарищ Председатель, – вступился Глагол. – Существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества.
Но кто же тогда подсчитает нам голоса? – расстроился Председатель.
Числительное!!! – хором выдохнул зал.
Вот оказывается, какая важная часть речи это Числительное. Слайд 8

Отрываем следующий лепесток.

– Мы попадаем в город Объясняйкино. (Слайд 9)

Нам навстречу идут жители этого города. Прочитайте о них стихотворение.

2 гнома .

Ночью шум стоял в по2ле,
Там 2 гнома побывали.
Залезали на весы,
Часто морщили носы,
Но без гирь они е2ли
На весах свой вес узнали!

– Почему трудно читать это стихотворение?
– Когда удобно пользоваться записью числа цифрами, а когда буквами?
– Какая запись числа принята?
– Объясните разницу между понятиями “число” и “имя числительное”?

(Ученики самостоятельно делают вывод о значении имени числительного, как части речи, об употреблении его в научном и художественном текстах.)

Везде и во всем человека окружают числа. Без них невозможна наука и сама жизнь. От чисел первого десятка фактически и возникло все многообразие числительных, позволяющих вести счет. Название “числительное” произошло от слова “число”.

Следующий лепесток:

Лепесток лети, лети!
Подустали мы в пути.
Отнеси куда-нибудь,
Где мы сможем отдохнуть!

– Мы переносимся в город Отдыхайка! (Слайд 10)

IV. Физкультминутка. (Пальчиковая гимнастика.)

Чтобы чистенькими быть,
Надо руки нам помыть!
Мы потрем, потрем ладошки
И похлопаем немножко.
Руки вымыли – посушим.
Что для этого нам нужно?
Кулачками постучали,
Потрясли и ручки взяли!

V . Отрываем следующий лепесток:

Унеси-ка лепесток
Нас в волшебный городок.
Все ученые страны
В городок тот свезены!
Город этот уважают
Словознайкой называют! Слайд 11

Знакомство с разрядами числительных.

-Обратите внимание на записанные числительные. Можно ли их поделить на группы?

-Да.

-По какому признаку будете делить?

-По вопросам.

-Какие числительные будут в первой группе?

-Два, три.

-Во второй группе?

— Третий.

-Что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос сколько?

— Количество предметов.

— Что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос какой?

— Порядок предметов при счете.

-Сформулируйте правило, какие имена числительные называются количественными, а какие порядковыми?

-Итак, числительные, которые отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов, называются количественные.

-Числительные, которые отвечают на вопрос какой? и обозначают порядок предметов при счете, называются порядковые.

-Сравним наше открытие с выводом в учебнике на с.76 (Читает правило ученик)

Выполните упражнение 1 с 77 по вариантам.

Выпишет количественные

Порядковые числительные. (Устная поверка.)

Следующий лепесток:

Лепесток берем шестой –
В город едем непростой!
Нас уже давно там ждут,
Сказки в городе живут! (Слайд 12)

Словарная работа.

И на пир весёлый тот
Царь одиннадцать зовёт
Чародеек молодых;
Было ж всех двенадцать их;
Но двенадцатой одной,
Хромоногой, старой, злой,
Царь на праздник не позвал…

Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской…

Вопросы: из каких произведений эти строки?

– Отрывок из сказки В.А. Жуковского “Спящая царевна” Из поэмы А.С.Пушкина “Руслан и Людмила”:

Уч. Выпишите имена числительные. Назовите количественные и порядковые числительные.

Уч. Где ещё очень часто встречаются числительные, в устном народном творчестве?

(В пословицах и поговорках.)

VI. Закрепление.

Путешествовать приятно,
Но пора и в путь обратный!
А пока назад летим,
Все, что знаем, закрепим!

Работа по группам Слайд 13

Приведите примеры:

Один в поле не воин.
Убить двух зайцев.
Плакать в три ручья.
Обещанного три года ждут.
Как свои пять пальцев.
Пятое колесо.
Два сапога – пара.
Семь верст до небес….

VII. Подведение итогов.

Много мы чего узнали,
Где мы только не бывали!
Вот последний лепесток –
Подведем итог, друзья!

Уч. Что такое имя числительное?

С какими видами числительных вы познакомились? На какие вопросы они отвечают? Слайд 14

Имя числительное.
Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчет во всяком деле нужен,
Ты и с числительным будь дружен.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ » ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ» 4 КЛАСС

Тест

Выбери правильный ответ.

1.Что такое имя числительное?

а) член предложения; б) часть речи; в) слово.

2.Что обозначает числительное?

а) цифру; б) число; в) число, количество, порядок предметов при счёте.

3.На какие вопросы отвечает числительные?

а) какой? чей? б) что? кто? в) какой? который? сколько?

VIII. Рефлексия. Слайд 15

Уч. Почему появилась эта ваза? Какой праздник мы недавно отмечали?

Прочитайте стихотворение.

Восьмое марта – день чудесный,
Пришел с весенним солнцем к нам.
Звените радостные песни!
Сегодня праздник наших мам!

У каждого ученика на парте лежат цветочки двух цветов –красный и синий. В конце урока на доске появляется плакат с изображением вазы.

– Если вам урок понравился, все понятно, берете красный цветочек и крепите его на доску, а если вам нужно еще поработать над чем-то, приклеиваете синий цветочек.

IX. Домашнее задание. Упр. 2 с. 77, прочитать рубрику “Путешествие в прошлое”.

Самостоятельная работа.

Уч. В карточках запишите предложения, сделайте синтаксический разбор второго предложения.

У про100го 100рожа есть про100рный дом.

Ча100 в нем 100ножка бродит под 100лом.

Задания

1.Прочитай и запиши всё предложение только словами.

Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеёнку.

2. Запиши словами:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *