Конспект урока тематические группы слов 5 класс

Открытый урок в 5 классе на тему «Тематические группы слов»

Открытый урок в 5 «Б» классе «Тематические группы слов»

Урок в 5 классе.

Тема урока – тематические группы слов.

Тип урока – комбинированный.

Цели урока:

1. Дать понятие о тематических группах слов; учить находить в тексте слова одной тематической группы и определять их общее лексическое значение.

2. Развивать устную связную речь учащихся, навыки работы с учебником, развивать орфографическую зоркость.

3. Прививать интерес к изучению русского языка.

До урока

Учитель выписывает на доску число, тему урока и стихотворение В. Берестова «Гербарий»:

С удивлением гляжу на гербарий:

Медуница с иваном-да-марьей,

Грустный ландыш с веселою кашкой

И фиалка с высокой ромашкой.

Мать-и-мачеха с чертополохом,

Лук гусиный с мышиным горохом

На одной расцветали опушке,

И не знали они друг о дружке.

Дождь осенний за окнами хлынул –

Я сухие растения вынул,

Положил на листы полукругом –

И цветы познакомил друг с другом.

Орг. Момент. 1 мин.

Учитель: Здравствуйте! (устанавливает тишину, по мере необходимости).

Ученики: Здравствуйте!

Ход урока.

Речевая разминка.5 мин.

Учитель: Разучивание скороговорок. (Произносим хором, постоянно ускоряя темп).

 Нитки иволга несет –

Сарафан себе сошьет.

 Федя филина боится – Филин может рассердиться.

 Говорил попугай попугаю:

«Я тебя, попугай, попугаю».

Отвечает ему попугай:

«Попугай, попугай, попугай!»

Ученики: Ученики хором произносят скороговорки.

Актуализация опорных знаний, (беседа с классом) 7мин.

Учитель: Ну, а сейчас мы с вами повторим материал, изученный на прошлых уроках. Что такое лексика? (если ученики не помнят формулировки, учитель вместе с ними зачитывает определение из учебника).

Ученики: 1) Вся совокупность слов, словарный состав языка. 2) Совокупность слов, характерных для данного варианта речи.

Учитель: 2. Что такое лексическое значение слова?

Ученики: Лексическое значение слова – это его содержание, т.е. исторически закрепленная в сознании говорящих соотнесенность между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности, «оформленное по грамматическим законам данного языка и являющееся элементом общей семантической системы словаря.

Учитель: 3. Что такое синонимы? Приведите примеры.

Ученики: Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Бегемот-гиппопотам.

Учитель: 4. Что такое антонимы? Приведите примеры.

Ученики: Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

Зло – добро

Учитель: 5.Что такое омонимы? Приведите примеры.

Ученики: Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются омонимами.

Наряд – документ или одежда.

Мотивация учебной деятельности, объявление темы и задач (целей) урока. 1мин. (Тему записываем в тетради)

Учитель: Все верно. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с понятием Тематическая группа слов. Научимся вычленять слова этой группы их текста, составлять тематические группы самостоятельно.

Объяснение нового материала. 7мин.

Учитель: Если лексические значения слов что-то объединяет, есть в них что-то общее, такие слова образуют ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ. Птицы — голуби, перепела, вороны, снегири. Во всех этих словах есть одно общее понятие — птицы. Но в то же время каждая из птиц имеет свои отличительные особенности.

Найдите в наших скороговорках тематическую группу слов и запишите их в тетради. Определите, какое общее понятие они называют

Ученики: Иволга, филин, попугай – птицы.

Закрепление полученных знаний.20 мин.

Учитель: Всё правильно. А сейчас давайте с вами поработаем над закреплением наших знаний о тематической группе слов. Нужно записать ряд слов и подчеркнуть слова, которые относятся к спорту. Борода, хоккей, сирень, футбол, стадион, промокашка, пловец, гитара, пятиборье, троллейбус, теннис, суматоха (для спора), кукушка, тренер, спартакиада, одеяло.

Учитель: Хорошо, а теперь выделите цветной ручкой слова хоккей, пловец, троллейбус, спартакиада. Запомните написание этих слов! Выполним следующее задание. Река, озеро, ручей, родник. Это тематическая группа слов. Входит ли в этот ряд водопровод?

Ученики: Ученики сидят, думают.

Учитель: Учитель начинает рассказывать сам: мы продолжим этот ряд: река, озеро, ручей, родник… ак-ве-дук – мост, по которому течет вода для жителей города (обогащаем словарь учеников!), канал, арык (местное название канала оросительной сети в Средней Азии, Казахстане, Закавказье.), – значит, этот ряд включает искусственные источники воды, – тогда, наверное, в него войдет и водопровод. А если таких слов нет, то все источники естественные – и водопровод не входит. А что это означает? Это означает, что слова относятся друг к другу. Задано одно отношение между словами – и водопровод вошло в эту группу. Задан другой ряд слов, с другими отношениями, – и слово водопровод не входит в этот ряд. Например, арбуз. В какие тематические группы входит, если стоит в одном ряду с такими словами, как дыня, тыква, баклажан, кабачок

Ученики: Названия растений и их плодов.

Учитель: Верно. А если мы поставим слово арбуз в другой ряд Арбуз, мяч, Земля (с большой буквы), апельсин, глобус, горошина…

Ученики: Слова, обозначающие круглы предметы.

Учитель: Вот видите, значит, этот ряд оживляет другую сторону этого слова.

Значит, тематические группы не совсем бесполезные для того, чтобы понять, что язык – это отношение. Вставили в один ряд данное слово – и оживили в нем одно значение, вставили в другой ряд – и оживили в нем другое значение.

А сейчас посмотрите на доску. Здесь написано стихотворение Берестова «Гербарий»:

С удивлением гляжу на гербарий:

Медуница с иваном-да-марьей,

Грустный ландыш с веселою кашкой

И фиалка с высокой ромашкой.

Мать-и-мачеха с чертополохом,

Лук гусиный с мышиным горохом

На одной расцветали опушке,

И не знали они друг о дружке.

Дождь осенний за окнами хлынул –

Я сухие растения вынул,

Положил на листы полукругом –

И цветы познакомил друг с другом.

Задание такое: найдите слова одной тематической группы, назовите, что это за группа.

Ученики: Растения – медуница, иван-да-марья, ландыш, кашка, фиалка, ромашка, мать-и-мачеха, чертополох, лук, горох.

Учитель: Ребята, а кто знает, почему мать-и-мачеха, называется именно так?

Ученики: Растения с листом, с одной стороны гладким, с другой – шероховатым.

Учитель: Верно, объясним написание. Пишутся через дефис сложные названия растений, имеющие в своем составе глагол в личной форме или союз: любишь-не-любишь, не-тронь-меня, иван-да-марья, мать-и-мачеха. А посмотрите на такие интересные слова ромашка, медуница, кашка, вы знаете, почему они так названы? Давайте обратимся к этимологическому словарю.

Ученики: РОМАШКА, искон. Суф. Производное (ср. Степан Ч Степашка, баран Ч барашек) от роман ромашка¬, в диалектах и других слав. Яз., еще известного заимств. Из ботанической латыни anthemus romana (буквально ромашка – римская).

Учитель: Правильно. Цветок кашка так назван, вероятно потому, что похож на кашу. А теперь посмотрим на слово медуница. Найдите в нем корень.

Ученики: мед-

Учитель: От какого слова образовано название цветка?

Ученики: От слова мед.

Учитель: Правильно, цветок так назван, потому что пахнет медом. Поэтому запомните, медуница пишется с Е в корне слова.

Учитель: Молодцы! Вы справились с заданием. Открываем учебник на стр. 251. и устно выполним упражнении под номером 38. Работаем в парах. У нас соревнование. Какая команда назовёт больше слов одной тематической группы.

Подведение итогов урока (методом микрофона: «Сегодня на уроке я…») 3мин.

Учитель: Правильно! Итак, давайте подведем итоги нашего урока. Мы сделаем это при помощи метода микрофона. Сейчас некоторые из вас сделают выводы, начав свой ответ так, «Сегодня на уроке я…»

Ученики: Сегодня на уроке я узнал о тематической группе.

Сегодня на уроке я повторил такие понятия, как синонимы, омонимы, антонимы.

Сегодня на уроке я научился вычленять из текста слова, относящиеся к одной тематической группе.

Конспект по весёлой грамматике.В страну говорящих скал.

Тема занятия: «В страну говорящих скал»

Цель: Знакомство детей с историей возникновения письменности, о способах хранения информации в древности

Задачи: дать знания о первобытных настенных рисунках, которые археологи нашли в пещерах по всему свету.

Оборудование: электронная презентация к уроку, цветные карандаши, бумага

Информация для учителя:

Возникновение письменности относится к глубокой древности. Способов делать записи или передавать известия было много. Например, для счета овец в стаде или мешков с мукой люди делали зарубки на палке. До сих пор крестьяне пользуются палками вместо записных книжек и расписок. Положим, крестьянин взял в долг у купца четыре с половиной мешка муки. Вместо того, чтобы написать расписку, он обстругивает небольшую палочку и делает на ней зарубки – четыре больших и одну поменьше. Потом он раскалывал палочку по длине на две половинки, одну отдает купцу, а другую оставляет у себя.

Когда приходит время платить долг, обе половинки складываются. Тут уж не может быть обмана – по черточкам сразу видно, какой был долг.

А еще делали зарубки на палке для счета дней. Такой календарь был, например, у Робинзона Крузо на необитаемом острове.

От старинного счета по зарубкам и пошло, верно, наше выражение: заруби на носу. При этом носом называли не нос, а палку, которую носили с собой.

Разбираться в узелках и раковинах было делом мудреным. Существовали гораздо более простые способы записывать события или передавать известия. Если племя хотело объявить другому войну, оно посылало ему копье, стрелу или томагавк. Всякому было ясно, что этот подарок пахнет кровью. А если речь шла о мире, посылали табак и трубку в придачу.

Трубка у индейцев всегда обозначала мир. Собравшись на совет, вожди союзных племен усаживались вокруг стола. Один из них закуривал трубку и передавал ее соседу. В торжественной тишине трубка мира обходила весь круг.

Когда люди еще не умели писать на бумаге, они составляли из вещей целые письма. Скифы, населявшие в древности южную Россию, послали однажды своим соседям вместо письма птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Смысл этой странной коллекции был такой:»Умеете ли вы летать, как птицы, прятаться в землю, как мыши, прыгать по болотам, как лягушки? Если не умеете, то не пробуйте воевать с нами. Мы осыплем вас стрелами, лишь только вы вступите в нашу страну.». До настоящих писем, до настоящей бумаги люди додумались не так скоро. Прошло много тысяч лет, прежде чем люди от говорящей вещи дошли до говорящей бумаги. Но победил тот, которым мы пользуемся сейчас, — способ писать буквами. Собственно письмо и началось с рисунков. В пиктографии рисунки и письмо нерасчленимы, поэтому наскальными рисунками занимаются археологи, этнографы, искусствоведы, историки письменности.

ПРИМЕР, Эскимосы Аляски оставили рисунок, предупреждающий случайного гостя, что в доме нет еды. Был нарисован человек, который поднес руки ко рту – это означало «еда». Человек развел руки в стороны –знак отрицания: «нет еды».

На скалах и в пещерах сохранились рисунки первобытных людей. В «темных подземных залах»на стенах тянутся изображения оленей, кабанов, бизонов, буйволов. Животные бегут, стоят, лежат. Первобытные художники выразительно рисовали животных. Они были очень наблюдательны.

Охотники подробно изучали поведение стада. Для чего они следили за поведением животных? Зачем человек рисовал зверей? Возможно, для пещерного человека эти картины имели какое – то практическое значение. Может быть, через эти рисунки человек общался с богами. Возможно, убивая нарисованного зверя, он верил, что это поможет ему на предстоящей охоте.

Пещерные люди были охотниками. Рисовали они зверей и сцены охоты. Они очень заботились о сходстве, и поэтому звери у них получались как живые. Так же, как теперешние охотники – индейцы, первобытные люди считали себя, вероятно, родичами зверей. Индеец называет себя Бизоном, потому что считает, что его род произошел от бизона; называет себя Волком, когда считает, что его родоначальником был волк. И если первобытные охотники Европы тоже считали себя родичами зверей, тогда рисунки в глубине пещер – это изображение предков, покровителей племени.

Но есть и другие рисунки, которые говорят другое. На стене изображен бизон, пронзенный дротиками, рядом – олень, пораженный стрелой. Для чего они нарисованы в пещере? Не для того ли, чтобы околдовать зверя, приманить его заклинаниями к стоянке? Так и сейчас еще поступают колдуны – шаманы многих племен: чтобы одолеть врага, делают из глины его изображение и над ним колдуют, ранят изображение копьем или поражают стрелами.

Настенные рисунки сохранили свои краски: красную, белую, черную и желтую. Черную краску добывали из угля, белую – из известняка, желтую и красную – из глины.

ЗАПИСАТЬ: Пиктография – вид письма, при котором предметы, события и действия изображаются с помощью условных знаков ( рисунков). Возникла в 3 в. До н. эры.

Как давно обнаружили «пещерные галереи»? Все началось с Альтамиры, горного местечка в Испании. МарселиноСутуола с дочкой на плечах и несколькими местными жителями отправились смотреть пещеру, недалеко от поместья. Когда они вошли в самый большой зал пещеры и подняли вверх зажженные факелы, то маленькая девочка испугалась и закричала :» Папа! Смотри…быки…быки…Я боюсь!». Дочка Сутуолы показала на стены. На темном фоне древнего камня четко были видны бизоны. Один бизон поднял голову и ревел, другой бежал. С одной стороны виднелись фигуры двух коней, с другой — на бизонов смотрел кабан.

В 1879 году пещеру приехали смотреть ученые. И не поверили, что все это нарисовано древними художниками. Кто – то узнал, что за несколько месяцев до находки в поместье сутуолы гостил художник из Франции. И участники Международного конгресса археологов обвинили Сутуолу в мистификации.

Но через несколько лет на юге Франции , в провинции Дордонь , нашли новые наскальные рисунки. Долгое время считали, что наскальные рисунки существуют только в Западной Европе: в Испании и Южной Франции. Однако наскальные рисунки встречаются в Сахаре, Башкирии, Узбекистане, по всей Сибири.

Рисунки в пещерах – это еще не запись событий, это еще не настоящий рассказ в картинках. Но до рассказов в картинках от них недалеко.

Вот такой рассказ, найденный на скале у Верхнего озера в Америке.

Известно, что люди сначала научились рисовать, а уже потом писать буквами. Если нужно было написать «тигр», то люди рисовали тигра, нужно было написать»охота», люди рисовали охотника и зверя. Получалось, что древние люди оставили для потомков письма – рассказы, хотя и не умели писать.

А вот могильная плита, на которой нарисован перевернутый вверх ногами олень. По рисункам, которые высечены на этом камне, можно многое узнать про человека, погребенного под ним.

Звали его, вероятно, Быстроногий Олень. Он прославился как охотник на лосей – об этом говорит нарисованная ниже голова лося. Он учавствовал во многих походах и сражениях, число которых обозначено черточками. Последняя война продолжалась два месяца – изображены две луны и топорик – томагавк. В этой войне он и погиб , о чем рассказывает нам перевернутый олень, нарисованный под двумя лунами.

Всю биографию человека можно прочесть иногда на нем самом: у очень многих народов существует обычай украшать свое тело рисунками и узорами. У полинезийцев каждый рисунок татуировки имеет свое значение. Страшная рожа на груди – это изображение какого – то божества. На такой знак имеет право только вождь. Узор из черточек и квадратиков говорит о походах, в которых учавствовал воин. Узор из белых дужек и черных кружочков – это память о победах, одержанных вождем над врагами.

ЗАДАНИЕ ПОПРОБУЙТЕ НАРИСОВАТЬ КАРТИНКИ О ТОМ, КАК ВЫ ПРОВЕЛИ СЕГОДНЯШНИЙ ДЕН, ИСПОЛЬЗУЯ ПРИ ЭТОМ ТЕ ЦВЕТА, О КОТОРЫХ МЫ ГОВОРИЛИ ( КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, ЧЕРНЫЙ)

цикл занятий «Путешествие в русский язык» план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

«Путешествие в русский язык»

Занятие 1

Тема. Посвящение в следопыты.

Цель. Закреплять навыки чтения печатания, правила написания жи – ши, поиска анонимов. Формировать сообразительность, смекалку, находчивость. Расширять словарный запас (следопыт, талисман). Вызвать интерес к обучению грамоте.

Оборудование. Два письма в конвертах; план группы на большом листе бумаги, рисунки (или аппликации) «Два колодца», «Волшебное колесо», «Загадочный кроссворд», «Волшебные вёдра»; сердечки-талисманы (на каждого ребёнка); карандаши, мяч.

Ход занятия

1. «Письмо от следопытов»

– Ребята, в детский сад пришло письмо от следопытов из Волшебной Страны Слов. Вот оно.

«Дорогие друзья! Мы следопыты из сказочной Страны Слов. Следопыты первыми ступают на новые земли, разгадывают тайны. Мы хотим, чтобы вы тоже стали следопытами. Для этого посылаем план вашей группы. Если вы ответите на все вопросы и выполните все задания по плану. В конце занятия вас ждёт сюрприз».

(Воспитатель показывает план группы.)

2. «Два колодца»

– С чего мы начнём выполнять задания? Правильно, первая стрелка ведёт к цифре 1. Итак, первое задание. Его вы найдёте на книжном стеллаже. Перед вами два колодца, рядом – два ведра, которыми из колодцев можно достать чудесный напиток. Но утолить жажду сможет лишь тот, кто разгадает тайну этих колодцев. Внимательно рассмотрите рисунок. На колодцах нарисованы буквы, которые указывают на начало и конец слова. Пропущенные буквы спрятались в вёдрах. Чтобы набрать из колодца волшебной влаги, нужно опустить в него ведро с недостающей буквой. За работу, друзья!

  1. Какие буквы вы видите в левом столбике первого колодца? В правом столбике?
  2. Какой буквы не хватает, чтобы получились разные слова?

(Дети печатают недостающие буквы и называют слова. Аналогично проводится работа со вторым колодцем.)

3. «Волшебное колесо»

– Молодцы! Приступаем к выполнению второго задания. Для нашего путешествия нужны сказочные колёса. Одно из них я хочу вам сейчас показать. Как вы думаете, почему в центре волшебного колеса стоит вопросительный знак? Чудесное колесо состоит из букв, которые надо уметь складывать в слова. Смотрите на чудесное колесо, мысленно поворачивайте его как угодно и читайте слова по

часовой стрелке и против часовой стрелки. (Колесо, сок, лес, село, сокол, сел и др.)

4. «Игра с мячом»

– Снова обратимся к карте, она подскажет нам, где находится задание 3. Оно называется «Игра с мячом». Я бросаю мяч, называю слово, а вы называете слово с противоположным значением.

Умный — … сухой — … печаль — … быстро — …

Сладкий — … плохой — … утро — … большой — …

Светло — … смелый — … ночь — … тихо — …

День — … молодой — … весело — … начало — …

Жадный — … сытый — … больной — … старый — …

Сильный — … жарко — … чёрствый — … и др.

5. «Загадочный кроссворд»

– А наше путешествие ещё не закончилось, идём дальше, карта нам поможет. Это загадочный кроссворд. Сейчас я буду загадывать загадки, а вы вписывать в клетки по горизонтали слова-отгадки. Если все загадки отгадаете правильно, то в цветных клетках по вертикали прочитаете отгадку к последней загадке.

5. «Волшебные вёдра»

– Продолжим путешествие по плану, присланному следопытами. Нас ждёт следующие задание «Волшебные вёдра». Каким ведром нужно зачерпнуть воду из колодца, чтобы вставить пропущенную букву в первом слове? (Вспоминаем правило: «ЖИ – ШИ пиши с буквой И».) Во втором? И т. д.

6. «Второе письмо»

– Ребята, я нашла письмо, предлагаю его прочитать.

«Дорогие ребята! Вот вы и ответили на все вопросы, выполнили все задания. Мы посылаем вам в подарок талисманы, т. е. предметы, которые приносят счастье и удачу. Но получить талисман сможет лишь тот, кто выполнит задание, указанное на обратной стороне талисмана. Кто выполнит задание, тот будет носить почётное звание «следопыт».

Итак, первое слово – предмет мебели, за которым сидят (стол).

Второе слово – предмет мебели, на котором сидят (стул).

Третье слово – группа птиц (стая).

Четвёртое слово – команда «Остановись!» (стой).

(Выполнившие задание подходят к воспитателю, который проверяет правильность выполнения, надевает на шею талисманы.)

«Путешествие в русский язык»

Занятие 2

Тема. Путешествие в каменный век.

Цель. Познакомить с тем, как люди общались с помощью знаков, жестов, мимики, как они научились говорить. Закреплять знания о звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Воспитывать любознательность.

Оборудование. Таблицы «Добавки», «Волшебные превращения»; мяч.

Ход занятия

1. Рассказ воспитателя «Происхождение речи – версии и догадки».

– Наверно, многие из вас задавали себе вопросы: «Как люди начали говорить? Как они придумали слова?» Ответить на них не просто. Да и однозначных ответов на эти вопросы нет, потому что от самых древних людей до нас не дошли никакие письменные памятники (книги или рукописи). А слова только тогда могут передаваться от поколения к поколению и сохраняться в неизменном виде, когда их записывают.

О происхождении речи существуют разные версии-догадки. Чтобы легче было представить мир безмолвия, давайте перенесёмся в древние времена. Как общались первобытные люди? (С помощью знаков, жестов, мимики.) Но им было не всегда легко понять друг друга, а понимать надо было, чтобы действовать согласованно в борьбе за жизнь. Постепенно они научились общаться с помощью выкриков типа «Эй!», «Стой!», «Дай!», «Брось!» и т. д. Некоторые учёные считают, что первыми словами как раз и были такие слова-команды, обозначающие действия. Позже люди начали использовать слова, называющие различные действия, предметы. Так возник язык, возникла речь.

Итак, люди научились говорить, потому что им необходимо было общаться. Речь помогала людям обсуждать свои дела, строить планы, вспоминать то, что было; решать, что делать дальше. Люди стали обмениваться мыслями, и это развивало их мышление.

Очевидно, речь появилась в каменном веке, когда первобытные люди стали делать первые каменные орудия. А теперь обсудим некоторые вопросы, имеющие отношение к теме нашего занятия.

2. «Язык жестов»

– Современные люди умеют говорить. Значит ли это, что язык жестов им уже не нужен? Нет, язык жестов сохранился и в наше время. Иногда он нам помогает, делает наше общение более выразительным.

Давайте выясним, как мы с вами владеем языком жестов.

Как принято приветствовать друг друга? (Протягивать руку. Махать рукой.)

Предупреждать, что чего-то делать нельзя? (Грозить пальцем.)

Как одним знаком установить тишину? (Приложить палец к губам и сомкнуть их.)

Показать, что правильно понимаем друг друга? (Кивнуть головой.)

Однако нужно помнить: привычка размахивать руками, наскакивать на собеседника, толкать его, хватать за одежду во время разговора – это признак невоспитанности, неумения вести себя в обществе.

3. Игра «Полслова за вами»

– Давайте покажем, как мы владеем речью. Встаньте в круг. Я буду стоять в центре с мячом. Внимательно слушайте меня. Я произношу начало слова, бросая мяч кому-нибудь из вас. Тот, кто ловит мяч, должен это слово закончить.

Например: ло-шадь, ло-пата, иг-ра, мо-ре, по-ле, зи-ма, вес-на, ко-мар, ко-за, тет-радь и т. д.

Кто не сумеет закончить слово или уронит мяч, выходит из круга.

  1. Игра «Добавки»

– Я буду показывать вам таблички со словами. Вы должны к каждому слову добавить по одной букве в начале (слева) так, чтобы получилось новое слово.

Например: к-рот, м-ель, о-вал, т-игры, о-лень, к-лён, у-кол, и др.

  1. Скороговорки

– А хотите поупражняться в произношении скороговорок?

●Чищу щуке чешую.

●Желтый, жирный, жадный жук прятал денежки в сундук.

●Ехал Грека через реку, видит Грека в речке рак, сунул Грека руку в реку, рак за

руку Грека – цап!

●Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои!

6. Игра «Волшебные превращения»

– Следующая игра называется «Волшебные превращения». Образуйте новые слова, заменив подчёркнутую букву на её звонкую или глухую пару.

точка — …очка (дочка) жар – …ар (шар)

уточка – у…очка (удочка) коза – ко…а (коса)

прутик – пру…ик (прудик) катушка – ка…ушка (кадушка)

плоты – пло…ы (плоды)

Выполняя задание, дети называют пары согласных звуков по звонкости – глухости.

7. Устное задание на различение звуков.

– Определите, какими звуками различаются следующие слова:

Дал – даль мишка – мышка вол – вёл был — бил

Лук – люк кит – кот дом – дым

Флаги – фляги усы – осы ком – сом

8. Итог занятия

– Друзья, наше путешествие подходит к концу. Сегодня мы заглянули в каменный век и задумались над тем, как люди научились говорить. Вы поняли, как наши предки вырвались из мира безмолвия? Труд создал язык, потому что людям без него трудно совместно работать. Язык – величайшее достижение в развитии человеческого общества. Сотни поколений старались сделать язык таким, чтобы он хорошо служил людям, чтобы в нём были все нужные слова, чтобы на нём легко было выразить любую мысль. Наш язык стал богатым, точным, выразительным. Давайте же и мы не растеряем его богатства! Овладеем его секретами, изучим его тайны! И тогда наша речь будет красивой и яркой!

«Путешествие в русский язык»

Занятие 3

Тема. Первые встречи в Стране Слов.

Цель. Закреплять навыки чтения и печатания; углублять представление о тематических группах слов; развивать мышление, сообразительность, смекалку; углублять интерес к занятиям по обучению грамоте.

Оборудование. Карточки с названиями тематических групп; головоломка «Кузовок с ягодами»; схема «Подберёзовик»; тетради, карандаши.

Ход занятия

1. Рассказ воспитателя

– Сегодня наш путь опять лежит в Страну Слов. В ней нет мест, где бы царило безмолвие или раздавались бы малопонятные возгласы людей, не владеющих речью. Каменный век остался в прошлом и теперь мы говорим на русском языке, хорошо всем известном.

Я поведу вас в страну, которая населена племенами «слов-братьев», иначе тематическими группами слов.

2. Игра «Слова-братья»

– Начнём с игры. Я буду называть общее название группы слов, а вы должны назвать «слова-братья».

Например: названия месяцев, дней недели, времён суток, времён года, деревьев, цветов, овощей, городов, ягод, одежды и т. д.

3. Загадки

– А сейчас я загадаю загадки, вы же определите, в какую группу слов можно отнести отгадки.

Можно ли дополнить тематическую группу? Какие ещё цветы вы знаете?

4. «Кузовок с ягодами»

– В этом кузовке (демонстрация рисунка) находятся ягоды. Чтобы не забыть, что это за ягоды, я записала их названия. Да вот беда, некоторые буквы стёрлись, от каждого слова остались только первая буква и три последние буквы. Попробуйте узнать, какие ягоды лежат в кузовке? (Дети печатают недостающие буквы.)

Какие ещё ягоды можно положить в кузовок? Можно ли в него положить орехи? В кузовок можно положить любые ягоды, потому что все они входят в одну тематическую группу слов. Но вот орехи будут лишними. Их можно было бы объединить с шишками, семечками, но не с ягодами.

5. «Цветные овощи»

– Представим, что у нас четыре корзины и в каждой – овощи одинакового цвета. Что в корзине красное? (Помидоры, редис, свекла, репец …)

Что жёлтое? (Дыня, репа, перец …)

Что зелёное? (Огурец, кабачок, капуста, лук, горох …)

Что синее? (Баклажаны.)

6. Схема «Подберёзовик»

– Ребята, посмотрите на эту схему. Что вы видите? (Гриб.) Как он называется? К какой тематической группе слов относится это слово? Назовите слова из этой группы? (Демонстрируются изображения грибов; делятся на две группы: съедобные и несъедобные.)

Напечатайте в своих тетрадях слово «подберёзовик», используя схему.

7. Итог занятия

– Сегодняшнее путешествие подошло к концу, но у нас с вами будет ещё не одна встреча в Стране Слов.

«Путешествие в русский язык»

Занятие 4

Тема. Выбор друзей в Стране Слов.

Цель. Закрепить умение правильно называть буквы, делить слова на слоги, объединять слоги в слова, соединять слова в предложения. Развивать воображение, мышление, внимание, используя игры, шарады. Воспитывать добрые чувства с помощью художественного слова.

Оборудование. Плакат «Берегите лес – наше богатство»; таблица с загадкой «Пчела»; карточки с добрыми словами (на каждого ребёнка); тетради, карандаши.

Ход занятия

1. Рассказ воспитателя.

– Сегодня мне приснился сон. Сначала я услышала звон хрустальных колокольчиков, потом неизвестно откуда появились маленькие озорные человечки в красных колпачках и мягких сапожках, которые не оставляли следов и не создавали шума. Как вы думаете, кто это? (Гномы.) Да, это гномы – маленькие человечки. Они очень быстро бегают и прыгают так высоко, что могут в один миг вскочить с пола на стол, со стола на шкаф. А где живут гномы? Они могут появляться, где им вздумается, и долго оставаться незамеченными, пока дети занимаются своими делами. Когда же наступает ночь, гномы начинают действовать.

2. Задание 1

– Посмотрите, что они натворили. Все буквы в словах перепутали. Один не очень добрый гном подбежал к доске и убрал у слов «олень» и «сложный» первые буквы. Олень превратился в … (лень). Сложный в … (ложный). (Слова записаны на доске.)

Гномы продолжали озорничать: они копались в разрезной азбуке, что-то там искали, выбирали буквы и обижали слова, записанные на доске.

К слову «плакат» добавили «ь». Что получилось? (Плакать.)

К слову «уметь» добавили в начале букву «ш». Что получилось? (Шуметь.)

К слову «лить» — в начале букву «з». Получилось … (злить).

«Рубить» — в начале букву «г». (Грубить.)

Вам нравятся получившиеся слова? Мне тоже не очень хочется их произносить.

3. Задание 2

– Затем гномы добрались до слогов и всё перепутали. (Демонстрация плаката.)

Давайте соберём слоги в слова. Ориентиром нам будут служить цифры, слова объединим в предложение и прочтем, что здесь написано. (Дети собирают слоги в слова, слова – в предложение «Береги лес – наше богатство».)

4. «Загадка»

– Посмотрите, гномы перепутали слова и в этой загадке. Если вы правильно соберёте их в предложения, то сможете прочесть загадку. Последовательность предложений обозначена цифрами. Они же указывают на начала предложений. Слова в каждом предложении надо читать по стрелке. Что у вас получилось?

Летом я летаю. Мёд я собираю. Но не смей меня дразнить. Я таких кусаю.

Кто догадался, о ком идёт речь? (О пчеле.)

5. «Добрые слова»

– А в этих добрых словах гномы спрятали буквы. Помогите их найти.

Ра…ость, добро…а, к…асота, дру…ба.

Напечатайте эти замечательные слова в своих тетрадях.

6. «Парад добрых слов»

Пока дети выполняют задание, воспитатель раздаёт карточки с добрыми словами (доброта, счастье, красота, честность, радость, дружба, мир и др.)

– Вам нравятся слова, которые вы записали? А вы хотите, чтобы они стали вашими друзьями? Мы можем устроить парад добрых слов, ставших нашими друзьями.

Дети читают каждый своё слово, поднимают вверх карточку и под музыку идут по группе (музыкальное сопровождение: песня «Вместе весело шагать по просторам» В. Шаинского).

– Парадом добрых слов и заканчивается наше очередное путешествие по Стране Слов.

«Путешествие в русский язык»

Занятие 5

Тема. К несметным сокровищам Страны Слов.

Цель. Формировать у детей представление о богатстве русского языка; закреплять знания о сложных и многозначных словах; познакомить с образованием слов с помощью приставок (не называя этой части слова); развивать интерес к обогащению своего словаря.

Оборудование. Конверт с «волшебными буквами»; таблица «Волшебная ромашка»; тетради, карандаши.

Ход занятия

1. Работа над лексическим значением слова «богатство».

– Друзья, сегодня мы опять отправимся в путешествие в Страну Слов. Но прежде я хочу выяснить, как вы понимаете слово «богатство»? (Предполагаемые ответы детей: богатыми называют людей, у которых много денег, кто владеет огромным капиталом и т. д.) Этим не исчерпывается значение слова «богатство». Богатства бывают невидимыми, скрытыми для глаз, но человека, владеющего ими, все любят и уважают. Вы помните сказку про Иванушку-дурака, который получает в дар полцарства? Что помогло ему понравиться царевне? Конечно его весёлость, смелость, ум, доброта, его способность быть скромным, незаметным до времени, но в нужную минуту показать и свой талант, и свою красоту. Такие человеческие качества всегда высоко ценились. О духовном богатстве люди складывали сказки и легенды. Какие же богатства ждут вас в Стране Слов?

2. Рассказ воспитателя о «Богатстве русского языка».

– Сегодня я расскажу вам о богатстве русского языка. Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Он считается одним из самых выразительных языков мира.

Очень верную характеристику родному языку дал великий русский учёный и поэт М. В. Ломоносов: он находил в нём «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

По мнению А. С. Пушкина, русский язык – «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах», «переимчивый и общительный в своих отношениях к чужим языкам».

И. С. Тургенев называл русский язык «великим, могучим, правдивым и свободным». Обращаясь к молодому поколению, Тургенев писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин».

Мы уже знаем немало о русском языке. Некоторые его тайны мы уже открыли: мы познакомились с добрыми словами, которые стали нашими верными друзьями, узнали о различных тематических группах. Но впереди нас ждут новые открытия.

3. Игра «Кто больше?»

– Я знаю игру, которая покажет, как мы с вами владеем богатством родного языка. Игра называется «Кто больше?». В этом конверте «Волшебные буквы», я раздам каждому из вас по одной. Вы должны вспомнить как можно больше слов, которые начинаются с этой буквы. Эти слова вы запишите в тетрадях. Затем мы назовём слова и выявим победителя, подобравшего наибольшее количество слов.

4. Задание «Составь слово: из двух – одно»

– А вот и ещё одна тайна. В русском языке есть слова, которые образуются из двух слов. Например: земля + трясти = землетрясение. А теперь вы.

Пар + ход = … (пароход) сам + летит = … (самолёт)

Лёд + колоть = … (ледокол) кино + театр = … (кинотеатр)

Луна + ходить = … (луноход) фото + аппарат = … (фотоаппарат)

Звезда + лететь = … (звездолёт) вода + провод = … (водопровод)

Пар + везёт = … (паровоз) пыль + сосёт = … (пылесос)

– Назовите все известные вам слова с такими частями:

5. Многозначные слова

– В русском языке есть и так называемые многозначные слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение. С некоторыми из них я вас сейчас познакомлю.

– Не жалейте пятачка, – Поросята тут как тут:

Говорит корова, – – Нам по целой кружке! –

Вы купите молочка – Пятачки свои суют

Вкусного, парного! Маленькие хрюшки. (А. Шибаев)

– О каком пятачке говорила корова? А какие пятачки хрюшки совали в кружки? Обратите внимание, слово одно, а значений два. В первом случае пятачок – это монета, во втором случае пятачок – это нос поросёнка.

А вот что произошло с мальчиком Мишей:

Бросил палку кверху Мишка;

Падай в шапку с ели, шишка! –

Шишка хлоп по голове –

Сразу шишек стало две! (Е. Петрищева)

– О каких двух шишках говорится в стихотворении?

6. «Волшебная ромашка»

7. Итог занятия

«Путешествие в русский язык»

Занятие 6

Тема. «Чудесные превращения слов»

Цель. Познакомить с различными превращениями слов; продолжать прививать интерес к русскому языку, развивать сообразительность, смекалку, внимание, мышление.

Оборудование. Конверт с карточками (слова: жар, пар, рот); головоломка «Плетёнка»; тетради, карандаши.

Ход занятия

1. «Буква заблудилась»

– Не приходилось ли вам наблюдать, как буквы в словах озорничают, покидая свои места в словах? Каждая буква – и вы это знаете – в слове должна стоять на определённом месте. Если порядок нарушается, могут произойти самые невероятные истории. Одну из них поведал нам писатель А. Шибаев в своём стихотворении «Буква заблудилась».

Я буду читать стихотворение, а обиженные слова, от которых убежали их родные буквы, запишу на доске. Ваша задача найти заблудившуюся букву и вернуть её на своё место. Итак, слушайте внимательно:

Неизвестно, как случилось, Врач напомнил дяде Мите:

Только буква заблудилась: – Не забудьте об одном:

Заскочила в чей-то дом Обязательно примите

И хозяйничает в нём! Десять цапель перед сном.

Но едва туда вошла Был доктор на движенья скуп,

Буква-озорница, Схватил щипцы и вырвал дуб.

Очень странные дела Закричал охотник: «Ой!

Начали твориться… Двери гонятся за мной!»

Куклу выронив из рук, Жучка будку не доела.

Маша мчится к маме: Неохота. Надоело.

– Там ползёт зелёный лук На болоте нет дорог,

С длинными усами!.. Я по кошкам скок да скок.

– Кто догадался, какие слова должны быть в стихотворении? (Жук, капель, зуб, звери, булку.)

2. «Волшебные слова»

– А сейчас в игру включается буква «А». У меня в конверте три волшебных слова, прочтите их: жар, пар, рот. Добавьте к ним букву А в конце и прочтите, какие слова у вас получатся. (Жара, пара, рота.)

3. «Спрятавшиеся слова»

– Вы любите играть в прятки? Оказывается, есть такие слова, которые могут прятаться. Предлагаю следопытам отправиться на поиски спрятавшихся слов. Игра так и называется «Спрятавшиеся слова».

Прочтите слова, написанные на доске.

Уточка укол зубр полк удочка

Столб щель коса мрак волк

4. Головоломка «Плетёнка»

– А вот в этой головоломке-плетёнке написаны названия одиннадцати домашних животных. Но некоторые буквы спрятались. Ели догадаетесь, какие буквы спрятались, то по вертикали прочтёте названия шести животных, а по горизонтали – пяти. (По вертикали: петух, индюк, баран, кошка, козёл, щенок. По горизонтали: курица, корова, лошадь, собака, кролик.)

5. Итог занятия

– Наше путешествие подошло к концу. И в заключении я хочу прочитать вам ещё одно стихотворение А. Шибаева, которые тоже не желают оставаться на своих местах.

Не жалел дошкольник Петя,

Что однажды от него

Убежали на рассвете

Буква Д и буква О.

Петя ходит в первый класс

Школьник в доме есть у нас!

«Путешествие в русский язык»

Занятие 7

Тема. «В гостях у радуги»

Цель. Учить согласовывать имена прилагательные с именами существительными; развивать звуковую культуру речи; обогащать словарь (трап, каюта, капитанская рубка).

Оборудование. Телеграмма от радуги, три карточки с отгадками, в которых пропущены некоторые буквы (на каждого ребёнка), таблица «Скажем красиво»; «Загадочный кроссворд»; конструктор.

Ход занятия

1. «Телеграмма»

– На прошлом занятии мы с вами познакомились с чудесными превращениями слов. Сегодня… Внимание! Радуга прислала телеграмму, в которой написано следующее:

«Всем следопытам! Югославский писатель Душан Родович ищет матросов для корабля «Санглбанглтинглтаг»».

Что это за корабль – мы узнаем, когда прочитаем стихотворение этого писателя.

Дети, вы слышали о корабле,

Самом прекрасном на всей земле?

Этот корабль называется так:

«Сангл-бангл-тингл-таг».

Спешите, спешите узнать поскорей

Строгий приказ министерства морей:

«Матросом на борт поднимается тот,

Кто быстро название произнесёт».

Ребята, внимание! Каждый из вас

Может попробовать прямо сейчас.

Только учтите: совсем не пустяк

Сказать без запинки

«Сангл-бангл-тингл-таг».

Воспитатель читает стихотворение, а дети по ходу чтения произносят название корабля.

– Вот мы и научились произносить это трудное слово. Значит, у нас есть шанс стать настоящими матросами на этом корабле.

Дети строят корабль из конструктора. Воспитатель уточняет названия: трап, каюта, капитанская рубка.

2. Загадки

– Чтобы отправиться в плавание, надо выполнить задания: разгадать загадки, чётко произнести отгадки и впечатать недостающие буквы на карточках.

Живёт спокойно, не спешит. По реке плывёт бревно –

На всякий случай носит щит. Ох, и злющее оно!

Под ним, не зная страха, Тем, кто в речку угодил,

Гуляет … (черепаха). Нос откусит … (крокодил).

И в море не купаются,

И нет у них щетинки,

И всё же называются

Они – морские … (свинки).

Е

Е

А

А

О

О

И

И

И

3. Сказка

– Молодцы! Вы достойны быть матросами на корабле. Кстати, как он называется? (Санглбанглтинглтаг.) Итак, отплываем, а пока плывём, полюбуемся прекрасными картинами природы и найдём нужные слова для описания их красоты. Я прочту вам сказку о словах, которые могут рисовать мир в красках.

Часто во время дождя ты стоишь у окна, смотришь, прислушиваешься, и тебе начинает казаться, что у всех вещей есть голос, что все они разговаривают. И твои карандаши, правда? Слышишь, говорит красный:

– Я – мак, я – огонь, я – знамя!

Вслед за ним откликается оранжевый:

– Я – морковь, я – апельсин, я – заря!

Жёлтый тоже не молчит:

– Я – пух утёнка, я – пшеница, я – солнце!

И зелёный шелестит:

– Я – трава, я – сады, я – леса!

И синий не отстаёт:

– Я – колокольчик, я – чернила, я – море!

И фиолетовый шепчет:

– Я – слива, я – сирень в цвету, я – сумерки!

Но дождь смолкает, и вместе с ним смолкают цветные карандаши.

– Глядите! – говорит красный, – радуга – это я!

– И я, – добавляет оранжевый.

– И я, – улыбается жёлтый.

– И я, – ликует зелёный.

– И я, – воскликнул голубой.

– И я, – веселится синий.

– И я, – смеётся фиолетовый.

(М. Стоян)

– И все рады: в радуге над горизонтом – и знамёна, и апельсины, и пшеница, и трава, и небо, и море, и сирень. Посмотрите на небо над лугом после дождя, и вы увидите там огромную разноцветную дугу. Это радуга. Она напоминает арку, ведущую в сказочную страну.

4. Задание «Скажи красиво»

Радуга предлагает вам выполнить задание, которое называется «Скажи красиво». (Вывешивается таблица.) Вам нужно подобрать как можно больше красивых слов к предложенным в таблице словам.

Какая?

Какой?

Какое?

Весна

Дорога

Ночь

Звезда

Конфета

Книга

Цветок

Дом

День

Арбуз

Камень

Слон

Солнце

Лето

Пальто

Ведро

Дерево

Кино

5. «Загадочный кроссворд»

– Следующее задание «Загадочный кроссворд». Впишите в горизонтальные клетки кроссворда слова-отгадки. Если вы сделаете это правильно, то в вертикальных клетках, выделенных цветом, вы прочитаете отгадку к последней загадке.

1. Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Река.)

2. В сенокос – горька,

А в мороз – сладка.

Что за ягода? (Рябина.)

3. Что красно снаружи, бело внутри,

С зелёным хохолком на голове? (Редиска.)

4. Деревянная река, деревянный катерок,

И над катером струится деревянный дымок. (Рубанок.)

5. Длинные сосульки вверх растут. (Рога.)

6. Входишь в одну дверь, а выходишь из трёх.

Думаешь, что вышел, а на самом деле вошёл. (Рубашка.)

7. Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга.)

6. Итог занятия.

– Мы побывали в гостях у Радуги. Радуга! Мы покидаем твои владения, но секреты твоих цветов и слов мы не забудем.

«Путешествие в русский язык»

Занятие 8

Тема. «Вглубь веков на Машине Времени»

Цель. Познакомить детей с историей письма. Учить детей разгадывать ребусы.

Оборудование. «Волшебная шкатулка» с ребусами (демонстрационные, раздаточные); «Волшебные колёса»; листы белой бумаги, карандаши.

Ход занятия

1. Рассказ воспитателя «Как люди научились писать?»

– Сегодня мы совершим необычное путешествие на Машине Времени. Мы перенесёмся вглубь веков и узнаем, как люди научились письму. Помните, мы с вами уже побывали в каменном веке и узнали, как наши далёкие предки общались друг с другом. (С помощью жестов, мимики.) Но со временем этого стало недостаточно, и люди начали разговаривать. Об этом мы уже знаем. А сегодня я расскажу вам о том, как люди научились писать.

Было это очень давно. Люди уже многому научились: собирать ягоды и орехи, охотиться, обрабатывать землю, разводить домашних животных. Но как посчитать, сколько в стаде овец, коз, коров? Как вы думаете? Первыми помощниками в счёте были…Правильно, пальцы. Удобно это или нет? Почему? На пальцах можно сосчитать только до 10. тогда наши предки стали ставить палочки. Так появились римские цифры. (Пишет мелом на доске.) Одновременно люди начали рисовать, стремясь таким образом выразить свои мысли. Постепенно рисунки упрощались, превращались в условные обозначения, символы – так был сделан ещё один шаг к особым значкам для письменного общения друг с другом – буквам.

Сегодня мы с вами тоже потренируемся в печатании слов и разгадывании ребусов.

2. «Волшебная шкатулка» с ребусами.

Затем воспитатель раздаёт по 2-3 ребуса каждому ребёнку. Выигрывает тот, кто быстрее всех запишет отгадки ребусов.

3. «Волшебные колёса»

– Можно продолжить наше путешествие. Но вот беда: у нашей Машины Времени сломались колёса. Нужно их отремонтировать. Как? На каждом колесе написано одно слово из пяти букв. Прочтите их, а затем расположите слова в таком порядке, чтобы из них получилась пословица. («Белые ручки чужие труды любят».)

Как понимать пословицу? О ком так говорят: «Белые ручки»? Так называют тех, кто боится работы, кто не хочет трудиться.

Но мы с вами – следопыты. Мы хотим как можно больше узнать, сделаем остановку, отремонтируем Машину Времени, а на следующем занятии продолжим наше путешествие.

Занятие по внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» «Первые встречи в стране слов». план-конспект занятия (1 класс) на тему

Внеклассное занятие по развитию речи в 1 классе.

Тема: «Путешествие в Страну Слов».

Цель: — дать учащимся понятие о системных связях слов в языке; показать богатство русского языка; совершенствовать навыки лингвистического анализа; повышать уровень языкового развития школьников;

-развивать речь, память, мышление, внимание, любознательность;

-прививать интерес к русскому языку;

— воспитывать любовь к словесности, к родной речи.

Оборудование: дидактические игры «Слова-братья», «Эстафета», «Отгадай-ка», «Что растет на нашей грядке?», кроссворд «Ягоды», карточки со словами, рисунки с изображением различных плодов и овощей, флажок.

Ход занятия.

1. Актуализация знаний, умений, навыков.

а) Приветствие.

б) Установление дисциплины.

в) Сообщение темы и цели занятия.

2. Повторительно-обучающая работа.

— Сегодня наш путь лежит в Страну Слов, где вы уже не встретите ни единого уголка, где бы царило безмолвие или раздавались бы непонятные первобытные звуки дикарей, не умеющих говорить. Каменный век остался в прошлом нашем путешествии, и теперь мы будем говорить на современном русском языке. Я поведу вас в Страну Слов, которая населена племенами «слов-братьев». Их объединяет не кровное родство (как братьев и сестер в человеческом обществе), а одинаковые интересы, вкусы, симпатии. «Слова-братья» стараются всегда быть вместе и не могут жить друг без друга.

Каждый житель страны знает свое место и никогда не захочет занять место другого; все выполняют свою работу, потому что ее нельзя поручить никому другому, и каждый понимает, как он нужен в большом общем деле.

Говоря языком науки – это тематические группы слов.

— Сегодня наше путешествие мы сразу же начнем с игры. Я предлагаю вам карточки со словами, а вы вспоминаете и называете все «слова-братья».

Задание №1.

Игра «Слова-братья».

Итак, начинаем перечислять названия:

  1. Месяцы: январь, февраль…
  2. Дни недели: понедельник…
  3. Времена года: лето…
  4. Время суток: утро…
  5. Деревья: сосна…
  6. Цветы: роза…
  7. Овощи: огурец…
  8. Населенные пункты: город…
  9. Мебель: шкаф…
  10. Одежда: пальто…

Задание №2.

Игра «Эстафета».

— Для игры надо стать в круг. Я назову слово и передам флажок одному из участников игры. Он должен быстро назвать слово из той же тематической группы и передать флажок следующему. Так эстафета будет продвигаться до тех пор, пока мы не сможем находить «слова-братья». Тот, кто, приняв эстафету, назовет слово из другого тематического ряда, выходит из игры.

Задание №3.

Игра «Отгадай-ка».

— Отгадайте загадки.

Именами разные. (Дни недели).

Друг друга не обходят. (Месяцы).

Что же это за 7 братьев. Назовите их.

Перечислите этих братьев.

— Можно ли дополнить эти группы новыми словами?

— А теперь отгадайте другие загадки и скажите, в какую группу можно объединить слова-отгадки. Объясните почему.

— Можно ли дополнить эту группу новыми словами? (Группу цветов можно дополнить словами: незабудки, розы, ландыши, гвоздики…).

Задание №4.

Кроссворд «Ягоды».

— Вот новая головоломка. В этой корзине находятся ягоды. Чтобы не забыть, что это за ягоды, я записала их названия. Да вот беда: первые буквы стерлись, остались от каждого слова только 3 последние буквы – ика. Попытайтесь узнать, какие ягоды лежат в корзине. (Земляника, клубника, черника, ежевика, брусника, костяника).

— А какие еще ягоды можно положить в корзину? А можно ли в нее положить орехи?

(В корзину можно положить любые ягоды, потому что все они входят в одну тематическую группу слов. Но вот орехи тут будут лишними. Их можно было бы объединить с шишками, то есть с различными семенами).

«Игра с мячом»

– Снова обратимся к карте, она подскажет нам, где находится задание 3. Оно называется «Игра с мячом». Я бросаю мяч, называю слово, а вы называете слово с противоположным значением.

Умный — … сухой — … печаль — … быстро — …

Сладкий — … плохой — … утро — … большой — …

Светло — … смелый — … ночь — … тихо — …

День — … молодой — … весело — … начало — …

Жадный — … сытый — … больной — … старый — …

Сильный — … жарко — … чёрствый — … и др.

Презентация » Тематическая группа слов»1 класс

Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации, как средство привлечения новых клиентов»
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»
Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»
Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»
Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»
Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»
Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *