Коррекционные занятия для дошкольников

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Развиваемся, играя» с детьми старшего дошкольного возраста план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Конспект коррекционно-развивающего занятия

«Развиваемся, играя» с детьми старшего дошкольного возраста

Карайван К.В., педагог — психолог

«Развиваемся, играя»

Цель: развитие познавательной сферы ребенка путем создания условий для его естественного психологического развития.

Задачи:

Образовательные – активизировать познавательные психические процессы: зрительную память и восприятие, слуховое внимание, творческое воображение, наглядно-образное мышление;

Развивающие – развивать речь и фонематический слух, быстроту реакции, мелкую моторику рук;

Воспитательные – воспитывать у детей чувство сопереживания, эмпатии, доброжелательного отношения к другим.

Оборудование и материалы: игрушка Утёнок, мольберт и карточки с фигурами, краски, разрезные картинки, бусинки и проволока.

Предварительная работа: игры и упражнения на развитие внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения и восприятия, тренинги поведения, упражнения на развитие мелкой моторики рук, речевые игры на определение места звука в слове.

Ход занятия

Вводная часть

Цель. Создавать положительный эмоциональный настрой,способствовать мышечному раскрепощению.

Ритуал приветствия.

Дети в кругу здороваются. «Хорошее настроение». Психолог пожимает руку в кругу первому и передает хорошее настроение по кругу.

Психолог (выставляет игрушечного утенка). — К нам в гости пришел утенок, давайте с ним поздороваемся.

— Здравствуй, утенок!

— Он, кажется, плачет. Давайте спросим, что у него случилось.

— Что с тобой, утенок?

Утенок (за него говорит психолог). Дело в том, что злая волшебница заколдовала меня, и я теперь ничего не помню: как меня зовут, где я живу, сколько мне лет, есть ли у меня друзья. Но волшебница сказала, что вы поможете мне, если выполните ее задания. Она сказала, что мне могут помочь дети из детского сада «Чебурашка».

Психолог. Поможем утенку? Давайте прочитаем письмо. Волшебница пишет: «Если вы выполните мое первое задание, утенок вспомнит, как его зовут». Попробуем выполнить задание? (Да).

Основная часть

Цель: Активизировать познавательные психические процессы: память, внимание, воображение, мышление, развивать речь, мелкую моторику рук.

Игровые упражнения.

1.»Запомни узор»

Цель: развивать зрительную память.

Материал: листы белой бумаги, карандаши.

Психолог рисует на листе бумаги ломаную линию, демонстрирует в течение 1 – 2 минут и предлагает детям запомнить его. Затем переворачивает лист бумаги. Дети воспроизводят узор по памяти. Постепенно узоры усложняются.

Проверка: 1. Ребенок сам проверяет правильность выполнения задания

2. Взаимопроверка

3. Психолог показывает : «У всех, ребята, получился такой рисунок?»

4. «Из каких фигур состоит наш узор? Сколько их?»

Утенок. Я вспомнил, меня зовут Кряка!

Психолог (читает письмо дальше). «Если вы выполните второе задание, утенок вспомнит, где он живет».

2.»Исправь ошибку»

Цель: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Психолог читает стихотворение, намеренно изменяя слова. Дети называют правильные слова. Называют, чего не бывает.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

«Там ползет зеленый лук (жук)

С длинными усами».

Закричал охотник: «Ой!

Двери (звери) гонятся за мной!»

Эй! Не стойте слишком близко –

Я тигренок, а не миска (киска)!

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Теплая весна сейчас –

Виноград созрел у нас.

Утенок. Вспомнил: я живу в чудесном и красивом месте у острова Фантазий.

Двигательно-речевая разминка «Мы не будем торопиться».

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись,

На соседа оглянись. (повороты туловища в стороны)

Чтобы стать еще умнее,

Мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два,

Закружилась голова (вращение головой в стороны).

Раз – два –три – четыре — пять,

Ноги нам пора размять (приседания).

Напоследок, всем известно,

Как всегда ходьба на месте (ходьба на месте).

От разминки польза есть?

Что ж пора на место сесть. (дети садятся).

Психолог (читает письмо дальше). «Если вы немного пофантазируете, выполняя следующее задание, утенок вспомнит свой возраст».

3.»Кляксы»

Цель: развивать воображение.

Материал: листы белой бумаги, кисточки, краски.

— Ребята, возьмите краски, кисти и воду для рисования и поставьте на столы.

Психолог просит каждого ребенка взять на кисточку немного краски того цвета, который ему нравится. Затем предлагает стряхнуть с кисти на бумагу краску, сложить лист, вдвое и пригладить его. Далее дети разворачивают свои листы и рассказывают, на что или на кого похож получившийся рисунок.

Утенок. Ребята, мне столько же лет, сколько и вам, -шесть!

Психолог (читает письмо дальше). «Вы поможете утенку вспомнить его друзей, если соберете из разных частей их портреты».

4.»Разрезные картинки»

Цель: развивать мышление, восприятие.

Материал: разрезные картинки из 6-ти частей.

Раз – два! Делимся по два! Каждая пара получает конверт с разрезными картинками.

Дети составляют картинки. У них получаются портреты разных животных.

Называют полным предложением: У Утенка друг – зайчик.

Утенок. Это мои друзья: мишка, зайка и ежик.

Психолог (читает письмо дальше), «Если вы будете внимательны, Кряка вспомнит, что он любит».

5.»Будь внимателен»

Цель: развивать переключение внимания, быстроту реакции, расширение кругозора.

Звери – хлопок в ладоши (белка, лошадь, волк, лев, баран, еж)

Птицы – поднимаю руки вверх (грач, голубь, орел, синица, аист, снегирь)

Рыбы – приседают (карась, щука, сом, окунь, налим)

Утенок. Я вспомнил, что люблю конфеты и мороженое, и еще мне нравится заниматься спортом и играть. Но больше всего я люблю украшения!

Психолог (шепотом). Давайте сделаем бусы и подарим их Кряке. Я думаю, он будет очень рад.

6.»Бусы для утенка»

Цель: развивать мелкую моторику рук

Материал: бусины, проволока.

Каждый ребенок собирает бусы и одевает их Утенку на шею, произносит своё пожелание. «Кряка, эти бусы я хочу тебе подарить, чтобы ты всегда помнил о нас – твоих друзьях».

Дети нанизывают бусины на проволоку и надевают бусы на игрушку.

Утенок. Спасибо большое за помощь и за подарки! Мне пора домой к озеру Фантазий. До новых встреч.

Психолог убирает игрушку.

Заключительная часть

Цель: учить анализировать полученный опыт, поддерживать положительный эмоциональный настрой.

Рефлексия. Дети называют имя нового друга, с которым познакомились на занятии, и рассказывают, как удалось его расколдовать.

Ритуал прощания «Солнечные лучики»

Дети встают вкруг, протягивают руки вперед и соединяют их в центре круга. Тихо стоят, представляя себя теплым солнечным лучиком.

Молодцы, ребята. На этом занятие окончено. До свидания.

Самоанализ коррекционно-развивающего занятия «Развиваемся, играя»

Коррекционно-развивающее занятие предназначено для детей, имеющих трудности в познавательном развитии: недостаточно развитые для данной возрастной категории мыслительные операции, внимание, память, воображение; слабо развита мелкая моторика рук, высокая отвлекаемость и повышенная утомляемость.

Цель: развитие познавательной сферы ребенка путем создания условий для его естественного развития.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Образовательные:

— активизировать познавательные психические процессы: зрительная память и восприятие, внимание, наглядно-образное мышление, творческое воображение;

Развивающие:

— развивать быстроту реакции и мелкую моторику рук ребенка;

— развивать речь и фонематический слух;

Воспитательные:

-воспитывать у детей чувство сопереживания, эмпатии, доброжелательного отношения к другим.

Содержание занятия строится на идеях развивающего обучения с учетом возрастных особенностей и зоны ближайшего развития детей (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). При планировании занятия учитывала возрастные особенности детей, выстраивая его с опорой на имеющиеся у детей знания.

Занятие включает в себя несколько этапов, логически выстроенных и объединенных одним сюжетом. Считаю, что занятие соответствовало интересам детей и уровню их подготовки. Старалась подходить к работе творчески, подбирая задания, требующие от детей умения мыслить.

В начале занятия как организационный момент использовала ритуал начала занятия «Хорошее настроение», чем создала у детей положительный эмоциональный настрой. Для привлечения интереса к занятию был предложен сюрпризный момент – появление игрушечного героя Утенка.

Упражнение «Запомни узор» способствовало развитию у детей зрительной памяти и зрительного внимания, умения правильно оценить свою работу, работу друга.

Выполнение следующего задания «Исправь ошибку» способствовало развитию слухового внимания и фонематического слуха.

Для развития речи и в качестве смены вида деятельности была проведена двигательно-речевая разминка «Мы не будем торопиться». Подвижная игра «Земля – воздух – вода» также способствовала оптимизации двигательной активности детей, развитию переключения внимания, быстроте реакции, расширению кругозора.

Упражнение «Кляксы» способствовало у детей развитию воображения, снятию скованности и эмоционального напряжения.

Использовала приём социо-игровой технологии: в упражнении «Разрезные картинки» дети делились на пары, показывая своё умение работать в микрогруппах. Данное упражнение было направлено на развитие наглядно-образного мышления, целостного восприятия.

В качестве продуктивной деятельности дети приготовили своему другу Утенку подарок – бусы. Данное упражнение было направлено на развитие мелкой моторики рук.

В заключительной части занятия была проведена рефлексия: дети рассказали, с кем они сегодня подружились и как помогли своему новому другу.

В качестве ритуал окончания занятия использовала ритуал «Солнечные лучики», чем поддержала и сохранила атмосферу сотрудничества и хорошего настроя детей.

На протяжении всего занятия дети были увлечены процессом, заинтересованы. К тем, кто затруднялся, применялся приём индивидуальной беседы, оказывалась помощь практически. Использовала словесные, наглядные и практические методы, учитывала здоровье-сберегающие технологии: дети находились в движении, работали за столами, на ковре. Считаю, что темп занятия был оптимальным, дети с поставленными задачами справились. Эмоциональное состояние детей оставалось положительным на протяжении всего занятия.

Требования к уроку в специальной (коррекционной) школе

1. Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.

2. Урок должен быть воспитывающим и развивающим.

3. На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.

4. Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.

5. На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.

6. На уроке должны осуществляться межпредметные связи.

7. Урок должен быть оснащен:

· техническими средствами обучения;

· весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.

8. На уроке должны осуществляться инновационные процессы.

9. Необходимо введение в обучение компьютеров.

10. На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:

· проведение физминуток (начальная школа – 2-3 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);

· соответствие мебели возрасту детей;

· соответствие дидактического материала по размеру и цвету;

· соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;

· соблюдение санитарно-гигиенических требований.

11. Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:

· оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку;

· способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.

При подготовке к уроку следует помнить:

1. Тема урока.

2. Тип урока.

3. Основная цель урока.

4. Задачи урока (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные).

5. Как все этапы урока будут работать на достижение главной цели урока.

6. Формы и методы обучения.

7. Оценка учащихся.

8. Анализ урока.

Типы уроков

1. Урок изучения нового материала.

2. Урок закрепления знаний.

3. Урок обобщения и систематизации знаний.

4. Урок проверки и оценки знаний.

5. Комбинированный урок.

6. Урок-игра.

7. Урок-экскурсия.

8. Урок-диалог.

Этапы урока

1. Организация начала урока.

2. Проверка домашнего задания.

3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

4. Изучение нового материала.

5. Первичная проверка усвоения знаний.

6. Закрепление знаний.

7. Обобщение и систематизация знаний.

8. Контроль и проверка знаний.

9. Подведение итогов урока.

10. Информация о домашнем задании и выставление оценок.

Наличие того или иного этапа урока зависит от типа урока.

Образовательные задачи:

· формировать (формирование) у учащихся представления о …;

· выявить (выявлять)…;

· знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;

· уточнить…;

· расширить…;

· обобщить…;

· систематизировать…;

· дифференцировать…;

· учить применять на практике…;

· учить пользоваться…;

· тренировать…;

· проверить….

Коррекционно-развивающие задачи:

· корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;

· коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…;

· коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом)…;

· коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;

· коррекция и развитие зрительных восприятий…;

· развитие слухового восприятия…;

· коррекция и развитие тактильного восприятия…;

· коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;

· коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;

· коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…;

Воспитательные задачи:

· воспитывать интерес к учебе, предмету;

· воспитывать умение работать в парах, в команде;

· воспитывать самостоятельность;

· воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)

Формулировка задач на урок зависит от темы урока, подобранных заданий и типа урока. Например, на уроке изучения нового материала – дать понятия, познакомить, на уроке закрепления знаний – закрепить, повторить и т.п.

Методы обучения:

· объяснение;

· рассказ;

· демонстрация;

· наблюдение;

· работа с книгой;

· игра;

· упражнение;

· лабораторно-практическая работа;

· практическая работа;

· самостоятельная работа;

· применение технических средств обучения;

· программированное обучение;

· проблемное обучение.

Прием – это часть метода. Например, при использовании метода упражнений применяются следующие приемы: сообщение условий задания, запись условий, выполнение задания, анализ результатов выполнения задания, контроль за правильностью выполнения задания.

Примерный план урока

Тип урока – комбинированный

Тема урока

Задачи урока:

· образовательная;

· коррекционно-развивающая;

· воспитывающая.

Оборудование урока

1) Организационный этап

Цель – подготовка учащихся к работе на уроке. Содержание этапа (возможные ва-рианты):

· по звонку найти свое место;

· взаимное приветствие;

· рапорт дежурного, определение отсутствующих;

· запись числа;

· настрой учащихся на работу, организация внимания;

· проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид);

· сообщение темы и цели урока.

2) Проверка домашнего задания

Цель – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить прой-денный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. Воз-можные варианты проверки домашнего задания:

· фронтальный опрос;

· индивидуальный опрос с вызовом к доске;

· фронтальный письменный опрос (у доски, по карточкам);

· индивидуальный письменный опрос;

· уплотненный опрос (сочетание фронтального и индивидуального, устного и письменного);

· практическая работа;

· программированный контроль;

· проверка тетрадей;

· технические средства обучения.

3) Подготовка учащихся к усвоению нового материала

Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, це-ли и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы. Ввод нового понятия возможен разными способами:

· загадка;

· ребус;

· кроссворд;

· игра «Четвертый лишний»;

· словарная работа (связь с новым материалом);

· проблемный вопрос.

4) Сообщение нового материала

Цель – дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе, правиле, явлении и т.п. Сообщение нового материала возможно:

· в виде рассказа учителя (научный, доступный, в меру эмоциональный, по-следовательный, с опорой на наглядность, с проведением словарной работы, с выводами);

· самостоятельное знакомство с новым материалом путем наблюдения и ис-пользования учебника;

· вводной беседы (если у учащихся есть запас сведений по данной теме);

· чередование беседы и рассказа;

· применение ТСО.

5) Закрепление полученных знаний

Цель – закрепит знания и умения, необходимые для самостоятельной работы уча-щихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации. Используе-мые методы:

· беседа;

· работа с учебником;

· работа с тетрадью;

· практическая работа;

· программированные задания;

· дидактические игры;

· ТСО;

· таблицы, схемы, тесты;

· самостоятельная работа.

6) Подведение итогов

Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.

· выводы;

· вопросы на понимание изученного материала;

· разбор и запись домашнего задания;

· оценка работы учащихся.

Показатели степени обученности (по В.П. Симонову)

1. «Различение» (распознавание), или уровень знакомства. Характеризует низшую степень обученности. Ученик отличает данный объект, процесс, явление и т.п. от их аналогов, только тогда, когда их предъявляют ему в готовом виде, демонстрируя только лишь способность узнавания. Написать, объяснить, решить, применить на практике не может. На вопросы дает односложные ответы, наблюдается попытка «угадать» правильный ответ.

2. «Запоминание». Учащийся может пересказать содержание текста, правила и т.п. без глубокого осознания. Учащийся отвечает на вопросы только репродуктивного плана и часто при их определенной последовательности.

3. «Понимание». Учащийся не только воспроизводит формулировку, но может объяснить, привести пример. Сущность вопроса им понята, а не просто формально закреплена в сознании.

4. «Применение» (репродуктивный уровень). Ученик может применить на практике теоретические знания в простейших заданиях. Простейшие умения в процессе их применения переходят в простейшие навыки.

5. «Перенос». Ученик умеет творчески применить полученные теоретические знания на практике, в новой нестандартной ситуации.

Анализ и оценка открытого урока (по В.П. Симонову)

Оценивая эффективность проводимого занятия, следует учитывать ряд показателей:

I Оценка основных личностных качеств педагога

1. Знание преподавателем учебного предмета и его общая эрудиция.

2. Уровень педагогического и методического мастерства преподавателя.

3. Качество его речи: темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, а также общая грамотность.

4. Позиция преподавателя по отношению к учащимся (заинтересованная или равнодушная) и оптимальность выбранного им стиля руководства, т.е. степень его так-тичности и демократичности в общении с учащимися.

5. Внешний вид преподавателя, мимика, жесты и культура поведения.

II Оценка основных характеристик и поведения учащихся

1. Степень познавательной активности учащихся в ходе занятия, степень их творчества и самостоятельности.

2. Уровень общеучебных и специальных умений и навыков (как развиты и как совершенствовались на занятии).

3. Наличие и навык коллективной работы (парной, групповой и т.п.).

4. Степень организованности, дисциплинированности, заинтересованности и эмоциональности учащихся.

III Оценка содержания деятельности преподавателя и учащихся

1. Анализ и оценка эффективности степени реализации основных принципов обучения: научности, доступности и посильности предлагаемой для усвоения информации.

2. Актуальность и связь обучения и воспитания с жизнью.

3. Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала для учащихся.

4. Оптимальность объема предлагаемой для усвоения за одно занятие информации (объема изучаемого нового материала).

IV Оценка способов деятельности преподавателя и учащихся

1. Рациональность и эффективность использования времени занятия, а также оптимальность темпа и чередования основных видов деятельности преподавателя и учащихся в ходе занятия.

2. Наличие, целесообразность и эффективность использования наглядности и ТСО.

3. Рациональность использованных приемов (методов) и форм работы, их соответствие возрасту и развитию учащихся.

4. Наличие и эффективность обратной связи со всеми учащимися и в свете этого степень оптимальности сочетания индивидуального, дифференцированного и фронтального подходов к учащимся.

5. Эффективность контроля за степенью обученности учащихся и уровень требований, на котором производится ее проверка и оценка.

6. Степень эстетического воздействия занятия на учащихся.

7. Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и учащимися в ходе занятия.

V Оценка цели и результата занятия

1. Степень четкости, лаконичности и конкретности формулировки цели учебного занятия.

2. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели в одно и то же время.

3. Степень обучающего воздействия занятия на развитие учащихся (чему и в какой степени научились).

4. Степень воспитательного воздействия (что способствовало воспитанию в ходе занятия).

5. Степень воздействия проведенного занятия на развитие учащихся (что и в какой степени способствовало их развитию)

Самоанализ урока учителем

1. Краткая характеристика класса (интеллектуальные и психологические особенности). Осуществление на уроке индивидуально-дифференцированного подхода в зависимости от этих особенностей.

2. Цель и задачи урока (образовательные, коррекционные, воспитывающие). Какой урок по счету по данной теме. Тип урока.

3. Этапы урока. Используемые методы, приемы и виды работ на каждом этапе; обоснованность выбора именно этих приемов. Как используемые методы и приемы работали на решение главной цели урока и поставленных к ней задач. Межпредметная связь и связь материала урока с жизнью.

4. Достижение поставленной цели и задач (что удалось, что не удалось и почему).

Выступление учителя с анализом только что проведенного урока демонстрирует способность педагога к рефлексии собственных действий, собственного творчества и является показателем его эрудиции. Учитель говорит о степени достижения поставленных целей, разъясняет причины и обосновывает необходимость всех отклонений от намеченного плана, объективно (а при необходимости критично) оценивает собственные действия, и что особенно важно, разъясняет и комментирует те нюансы, которые гости могли не увидеть, не понять, не оценить, так как не видели глаза и лица детей.

Специальное внимание следует уделить элементам особого удовлетворения учителя тем или иным учеником: нередко какой-то ответ ребенка кажется гостям верным, естественным, обычным, в то время как для конкретного ребенка (если учесть его возможности) такой ответ символизирует преодоление, подъем на новую ступень в развитии. Специальный комментарий учителя необходим и в том случае, если выставление оценки тем или иным детям не вполне соответствует реальному ответу. Учитель должен аргументировать свои действия, оппонировать гостям, если это необходимо, а ни в коем случае не «проглатывать» возможно, несправедливые, ошибочные оценки.

Учитель должен быть готов к тому, что конспект урока может заинтересовать кого-то из гостей, и хорошо бы иметь несколько экземпляров конспекта урока, дабы раздать гостям.

При подготовке и проведении открытого урока учителю следует избегать ряда ошибок:

· ничем не обоснованное отклонение от конспекта урока и наоборот, неспособность сориентироваться по ходу урока и перестроиться, заменив одно задание на другое, исключив какой-то вид работы;

· отсутствие взаимосвязи между этапами урока;

· перегруженность урока дидактическими играми, наглядным материалом, техническими средствами обучения, объемом и количеством различных заданий;

· забывание об учениках и демонстрация своей эрудиции;

· при проведении урока в необычной форме (урок – КВН, урок – викторина, «Поле чудес» и т.п.) следует не забывать о том, что этот урок не только должен восхищать, изумлять и потрясать всех присутствующих, а, прежде всего, обучать;

· появления «леса» рук в то время, когда учитель еще не договорил вопроса до конца, что свидетельствует о явной «репетиции» урока;

· недопустимость в адрес детей, не ответивших на вопрос, либо ответивших неверно высказываний типа: «Ты меня подвел», «А я на тебя так рассчитывала и надеялась» и т.п.

Схема анализа урока по Т.И. Шамовой и Ю.И. Конаржевскому

Условные обозначения:

· ТДЦ — триединая дидактическая цель;

· МО — методы обучения;

· СУМ — содержание учебного материла;

· ФОПД — формы организации познавательной деятельности.

Балльные оценки:

· 2 — реализовано полностью;

· 1 — реализовано частично;

· 0 — не реализовано.

Эффективность урока: сложить все баллы, разделить на 26 и умножить на 100.

· 85% — отлично,

· 84 — 65% — хорошо,

· 64 — 45% — удовлетворительно.

Характеристика урока

1. Обозначена цель урока.

2. Организованы действия учащихся по принятию цели деятельности.

3. Соответствие содержания учебного материала ТДЦ.

4. МО обеспечили мотивацию деятельности.

5. Сотрудничество учителя и учащихся.

6. Контроль и самоконтроль.

7. Соответствие методов обучения (МО) СУМ и ТДЦ.

8. ФОПД обеспечили: сотрудничество между учащимися.

9. Включение каждого ученика в деятельность по обеспечению ТДЦ.

10. ФОПД отобраны в соответствии с МО, СУМ, ТДЦ.

11. Уровень достижения ТДЦ: образовательный аспект.

12. Воспитательный аспект.

13. Развивающий аспект.

Виды работы над текстом на уроках

1. Чтение всего текста (по заданию учителя).

2. Чтение, деление на части. Составление плана.

3. Чтение по готовому плану.

4. Чтение, после чтения пересказывание.

5. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

6. Чтение с сокращением текста. (Дети убирают предложения или слова, которые можно опустить.) Подго-товка к сжатому пересказу.

7. Чтение цепочкой по предложению.

8. Чтение цепочкой по абзацу.

9. Чтение вполголоса.

10. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

11. Чтение, ответы на вопросы.

12. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

13. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

14. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)

15. Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чте-ния незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10 – 15 слов, например: норма чтения незнакомо-го текста составляет 40 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50 – 55 слов в минуту).

16. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

17. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.

18. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.

19. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).

20. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).

21. Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).

22. Чтение, подборка звукового оформления «фильма».

23. Беседа с сопровождением выборочного текста.

24. Нахождение в тексте 3 (5, 7…) выводов.

25. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учени-ком.

26. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.

27. Установление путем чтения причинно-следственных связей.

28. Чтение названия рассказа. (Как еще можно назвать?)

29. Чтение по ролям.

30. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

31. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.

32. «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).

33. Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человечек:

35. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, мно-готочием и т. д.

36. Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе).

37. Нахождение и чтение образных слов и описаний.

38. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

39. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.

40. Чтение стихотворения, расстановка пауз.

41. Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.

42. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.

43. Чтение отрывка текста с распространением предложений в нем.

44. Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме ___чн____ , ____жи____ и т. д.

45. Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.

46. Нахождение в рассказе самого длинного слова.

47. Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.

49. Чтение, пометка непонятных слов.

50. Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги (например: мор-ков-ка).

51. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.

52. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на дос-ке).

53. Чтение слов, к которым даны сноски.

54. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.

55. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Осень», «Зима» и т.д.

56. Комбинированное чтение (учитель – учащиеся хором).

Коррекционные занятия. Конспекты занятий, НОД в коррекционных группах

Готовые конспекты занятий и НОД по различным предметам и темам, предназначенным для коррекционных классов и групп всех типов. Рабочие программы коррекционных занятий «на все случаи жизни». Адаптированные для детей всех категорий коррекционной педагогики занятия по развитию речи, по математике, окружающему миру и другим предметам и учебным дисциплинам. Конкретный опыт педагогов, специализирующихся по социальной педагогике. Проверенные пути и методы адаптации и воспитания непростых дошкольников и учеников, в процессе их непосредственного обучения.

Составляйте конспекты занятий в коррекционных группах вместе с МААМ.

Содержится в разделах:

  • Логопедия. В помощь логопедам

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа
  • Средняя группа
  • Младшая группа

Показаны публикации 1-10 из 3382.
Все разделы | Коррекционные занятия. Конспекты занятий, НОД в коррекционных группах

Новое

Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми подготовительной группы «В поисках радуги» Цель: обобщение у детей знаний об эмоциональном мире и способах управления им. Образовательные задачи: — создать условия для обобщения и систематизирования знаний детей об основных эмоциях человека; — создать условия для передачи эмоций через вербальные и невербальные средства…

Конспект занятия «Вечер загадок» у детей в старшей группе с нарушением зрительного восприятия Приоритетная образовательная область: познавательное развитие Область интеграции: Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие Материал: картинки с бытовыми предметами, загадки, звездочки. Цель: развивать внимание, логику, сообразительность, быстроту мышления,…

Коррекционные занятия. Конспекты занятий, НОД в коррекционных группах — Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе (для детей с нарушением зрения) «Путешествие в зимний лес»

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе (для…» В группе всего 25 детей, 1 ребёнок с нарушением зрения (слабовидящий) История ребёнка – Катя, 5 лет. У ребёнка «амблиопия и косоглазие». Примечание: Катя сидит за первой партой по центру. Для ребёнка подготовлен индивидуальный раздаточный материал. Во время рассматривания…

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Мое настроение» Конспект коррекционно-развивающего занятия «Мое настроение»(«Дом с колокольчиком») Цель: Научить детей, на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей Задачи: 1. Знакомить детей с противоположными эмоциональными состояниями…

Конспект занятия для студентов «Правила дорожного движения» в подготовительной группе для детей с нарушениями слуха Тема: Правила дорожного движения. Цели: — Закрепить знания детей o правилах дорожного движения, дорожных знаках, правилах поведения на дорогах; — Учить использовать в речи данный тематический материал. Задачи: Образовательные- обогащать словарный запас детей, расширять знания…

Конспект НОД по программе коррекционно-развивающих занятий в старшей группе Подготовила педагог-психолог Ермишина Л.И. Цель: развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим; развитие мышления и речи, слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти. Ход занятия В кабинете психолога детей «встречает» мягкая…

Коррекционные занятия. Конспекты занятий, НОД в коррекционных группах — Использование игрового комплекта «Пертра» в коррекционно-развивающих занятиях для развития навыка письма

Статья «Использование игрового комплекта «Пертра» в коррекционно-развивающих…» Хочу представить Вам комплекс коррекционно-развивающих упражнений который я разработала по развитию навыка письма для моих воспитанников СП «Лекотека» детей с ОВЗ с помощью игрового комплекта «Пертра». На доске-основе я подобрала в индивидуальном порядке комплекс упражнений…

Конспект занятия по развитию речи и коррекции звукопроизношения в средней группе «Волшебная посылка» Конспект занятия по развитию речи и коррекции звукопроизношения в средней группе «Волшебная посылка» Задачи: 1. Формирование у детей правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха и восприятие. Голосовой аппарат (говорить тихо, громко. 2. Совершенствовать память,…

Коррекционно-развивающее занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Конспект занятия «Страна чудес» Конспект занятия «Страна чудес» Цель: помочь детям справится с переживаниями, которые препятствуют их адаптации и социализации в образовательной среде, и оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов. Задачи: 1. Формирование адекватных…

«Профилактика плоскостопия» Конспект коррекционно-развивающего занятия по физическому развитию детей раннего возраста (2–3 лет) КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ детей раннего возраста (2-х-3-х лет) Тема: «Использование нестандартного оборудования для профилактики и коррекции плоскостопия» Цели и задачи: Развивать координацию движения, снижать эмоциональное и скелетно-мышечное…

Страницы: 2 3 4 … 339

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Увлекательное путешествие в мир знаний»

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Тверская школа-интернат №1»

Конспект коррекционно-развивающего занятия

«Увлекательное путешествие в мир знаний»

(4 класс VIII вида, для детей с ЛОУ)

подготовила

Васенёва Анна Геннадьевна

учитель-дефектолог

высшей квалификационной категории

г. Тверь
2019

Конспект коррекционно-развивающего занятия

(4 класс VIII вида)

Тема: «Увлекательное путешествие в мир знаний»

Цели:

1. Содействовать развитию и коррекции интеллектуальных способностей: пространственного представления, логического мышления; познакомить с танграмом, развитие памяти, внимания, восприятия, воображения;

2.Обогащение чувственного познавательного опыта, развитие кинестетической чувствительности рук, чувства координации и равновесия, общей чувствительности, умения расслабляться.

3. Воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование: персональный компьютер с клавиатурой, мышью, монитором со слайдовым сопровождением занятия; маркеры; 4 ручки, цветные карандаши; буквы, выполненные из различных материалов для коррекции тактильного восприятия; 3 шарфа для завязывания глаз, магнитная доска.

Дидактический (раздаточный) материал: карточки-задания для коррекции внимания, мышления; геометрические фигуры-части танграма на магните; индивидуальные карточки «Лабиринт»; элементы компьютерных игр «Удали букву», «Гимнастика для глаз», «Танграм».

Коррекционно-развивающие методики и технологии: Б.А Архипова, О.И. Крупенчук , О.А. Новиковской, элементы Су-Джок терапии для здоровье сбережения и общего настроя на умственную деятельность; Н.П. Локаловой для развития гибкости мышления: Ю. В. Останковой для развития тактильной памяти; Г.М.Зегебарт для развития зрительно-моторной координации и пространственной ориентации, логического мышления, графо-моторных навыков; Л. М. Козырева для развития слуховой памяти, умения обобщать слова; О.Н. Яворской, М. А. Гершензон для развития мышления; Н.В.Бабкина для коррекции памяти и интеллектуального развития; Ю. Титова и О. Фролова по развитию кинестетической чувствительности рук, восприятия, чувства координации и равновесия посредством стимулирования активных точек рук, кинезеологическая методика А.Л.Сиротюк по коррекции высших психических функций; М.И.Чистякова для коррекции эмоционально-волевой сферы; М.В. Киселёва арт-терапевтические технологии; Л.П. Дьяченко для развития воображения, снятия усталости.

Ход занятия.

I. Организационный момент. Психологический настрой.

Коллективное приветствие:

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй!»

Дети входят в класс, выполняя пальчиковую гимнастику (пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками и приговаривая:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в родном краю —

Я вас всех приветствую

II. Вступительная беседа

— Ребята, сегодня у нас необычный день, мы отправляемся в путешествие по миру, в котором мы живем. Наш мир такой красивый и большой, в нём много всего интересного и необычного.

— Скажите, как называют людей, которые любят странствовать по свету, путешествовать? (путешественники). И мы с вами превращаемся в путешественников. Но отправиться в путь могут только те дети, у которых хорошее настроение, светлые и добрые мысли. Давайте хорошо подготовимся, помогут нам в этом наши помощники глаза, руки, ноги.

III. Основная часть.

1.Оздоровительные упражнения (способствует здоровьесбережению ребёнка и общему настрою на умственную деятельность, используются упражнения по технологии Б.А Архипова, О.И. Крупенчук , О.А. Новиковской, элементы Су-Джок терапии)

Глазодвигательная гимнастика:

-Подготовьте ваши глазки (компьютерная глазодвигательная гимнастика)

Массаж рук (элементы Су-Джок терапии)

Упражнение выполняется на правой руке..

-Подготовьте ваши ручки

Пальчиковая игра «Ёжик» (по методике Новиковской О. А.)

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают Су Джок между ладонями)

На спине иголки

(надеваем кольцо Су Джок на большой палец)

очень-очень колкие.

(надеваем кольцо Су Джок на указательный палец)

Хоть и ростом ёжик мал,

(надеваем кольцо Су Джок на средний палец)

нам колючки показал,

(надеваем кольцо Су Джок на мизинец).

А колючки тоже

на ежа похожи.

(дети катают Су Джок между ладонями).

-Теперь я вижу, что у всех ребят хорошее настроение.

-Ну, что ж – тогда в путь! Взяли рюкзачки (руки за спиной в замке, оздоровительное упражнение, помогает сформировать и сохранить правильную осанку), встали друг за другом и змейкой пойдём по воображаемой тропинке

Дети выстраиваются в затылок и идут «змейкой» по воображаемой тропинке.

-очень узкая тропинка, замело дорогу снегом (по 1 линии)

-по мостику (хлопаем по коленям)

— сугробы всё выше и выше (поднимаем колени)

-нависли ветви, нужно низко нагнуться, чтобы пройти (наклоняемся)

-сели на опушке (сели за столы).

-Внимание, нам преграждает путь таможня. Для того чтобы нас пропустили через границу необходимо заполнить специальный документ-декларацию. В документе вы укажете достижения, которые вы провозите в страну.

2. Упражнения по коррекции и развитию гибкости мышления и внимания.

-Каждый из вас получает конверт с заданием. Прочитайте и выполните его.

Упражнение «Замените цифры буквами» (развитие гибкости мышления по Н.П. Локаловой)

-Расшифруй предложение. В помощь алфавит.

Я умею решать задачи.

Я умею внимательно слушать.

Я умею грамотно писать слова.

Я хорошо умею читать.

— Прочитайте, что получилось (ответы детей). Молодцы, все правильно заполнили декларации!

-Теперь передайте, пожалуйста, ваши документы таможеннику. Сейчас вы получите первые успехи (деньги), а потом вы будете зарабатывать их сами,

если правильно выполните задания. Таможенник принимает наши достижения и пропускает нас в страну, в которой мы будем учиться быть хорошими, умными хозяевами. (дети получают по3 успеха)

3. Упражнение по коррекции и развитию тактильного восприятия и мышления.

Задание «Угадай букву» с завязанными глазами (развитие тактильной памяти по Ю. В. Останковой)

-Посмотрите, впереди виднеется какое-то тёмное пятно, что же это? Давайте узнаем. Это сделать не так-то просто. Необходимо завязать друг другу глаза и определить на ощупь буквы, а затем составить слово.

Ребята друг другу завязывают глаза шарфами, дефектолог раздаёт по 1 букве, для определения на ощупь.

Л- буква из наждачной бумаги

Е- буква из пластмассы

С- буква из половины бублика

(3 ребёнка ощупывают и отгадывают буквы, 1- составляет слово и произносит его)

-Правильно. За ответ вы получаете успехи (дети получают по 1 успеху)

3. Упражнение «Лабиринт» (развитие зрительно-моторной координации и пространственной ориентации, логического мышления, графо-моторных навыков Г.М.Зегебарт)

-Перед нами лес, густой, в нём даже днём темно, можно потеряться или заблудиться. Чтобы этого не произошло нам с вами нужно пройти лабиринт.

(выдаются индивидуальные карточки с лабиринтами)

-Молодцы, за это получаете успехи (дети получают по 1 успеху)

4.Упражнения по коррекции и развитию памяти и мышления.

-Наше путешествие продолжается. Куда же нас привёл лабиринт? (дети читают)

— На «Реку воспоминаний».

Игра «Запомни нужные слова» (развитие слуховой памяти, умения обощать слова Л.М.Козырева)

-Перед нами ещё одно задание. Необходимо внимательно послушать и постараться запомнить все слова, которые я назову. В конце игры я у вас спрошу только те особые слова, которые мне шепнёт на ушко речка.

Река, зима, кот, рука, лес, море, дерево, вода, волна, песня, окно, лёд,

-Назовите те слова, которые относятся к слову вода? Как они относятся?

-Правильно. За ответ вы получаете успехи (дети получают по 1 успеху)

Встаём для выполнения психогимнастического упражнения

Психогимнастика «По реке» (расслабление мышц рук, ног, корпуса)

— Представьте себе, что выплывёте по реке.

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Один, два, три, четыре.

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс;

Одной, другой – это кроль.

Все как один, плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой!

5.Упражнения по коррекции и развитию мышления (абстрагирования).

Садимся за столы, дефектолог выкладывает карточки с заданиями.

-Наше путешествие продолжается, перед нами «Остров раздумья».

-Какое испытание нас ждёт здесь?

Упражнение «Удали буквы » (развитие мышления по О.Н. Яворской)

Удали из сетки буквы на указанных ниже координатах – оставшиеся буквы образуют известную пословицу (компьютерная игра)

1 Г 2 Б 4 А

1 Д 2 В 4 Б

2 А 3А 4 В

А Б В Г Д

Век живи — век учись.

-Что означает эта пословица? (ответы детей)

— Ребята, вы получаете свои успехи за работу (дети получают по 1 успеху)

-Наконец-то мы попали в «Деревню мастеров». Именно здесь изготавливаются сказочные предметы: ковры — самолёты, скатерти-самобранки.

— Но у нас нет ничего под рукой, что же нам делать? Вам помогут ваши успехи. Оказывается успехи — это «7 дощечек мастерства». Появились они впервые в Китае и назывались Чи-Чао-Ту. А у нас в стране тоже пользуются этими фигурами, и называется игра «Танграм».

— Назовите, какие фигуры вы узнали? (ответы детей)

— Из фигур можно сделать много интересного, домик например (компьютерная игра)

Игра «Танграм» (развитие логического мышления и геометрической интуиции Гершензон М.А)

— Давайте попробуем украсить деревню мастеров. Выберите любую картинку и попробуйте её сложить из частей танграма. (Дети складывают совместную сюжетную картинку на магнитной доске)

— Вот и у нас, благодаря успехам получилась сказочная картина, берём её с собой.

Упражнения по коррекции и развитию воображения.

Релаксация «Снежинки» (развитие воображения, снятие усталости Л.П. Дьяченко)

-Нам пора возвращаться домой, мы немножко утомились, положите голову и руки на парты, примите удобное положение, закройте глаза, постарайтесь представить то, о чём я буду говорить.

Дети ложатся головой на парты, устраиваются поудобнее. Руки расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая спокойная музыка.

— Вы попали в волшебный зимний лес. Чудесный, морозный день. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо, дышите легко и свободно. Вообразите, что вы легкие, нежные снежинки. Ваши ручки легкие-легкие — это тонкие лучики снежинки. Ваше тело тоже легкое-легкое, как будто оно снежное. Подул легкий ветерок, и снежинки полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше поднимаетесь над волшебным лесом. Но вот пришла пора возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза и улыбнитесь ласковому ветерку и хрупкой снежинке.

— Что вы почувствовали, когда отдыхали?

VI. Итог. Рефлексия.

-Вот и подошло к концу наше путешествие по миру знаний. Что нового вы узнали, что больше всего запомнилось? (ответы детей)

-Вы были хорошими хозяевами, узнали и сделали много полезного, за это таможня предлагает обменять вашу сказочную картину на призы.

Упражнение «Ласковые руки» (развитие общей чувствительности по О. Фроловой)

— А теперь выполним упражнение «Ласковые руки» На ладони друг друга по очереди маркером нарисуйте своё настроение, и каждый из вас назовите, какое настроение у соседа.

Учащиеся называют настроение соседа.

— Молодцы! До новых встреч, до свидания.

Список литературы.

  1. Арушанова А. Г., Рычагова Е. С. Подскажи словечко. — М.: Карапуз, 2003.

  2. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа. — 1998. — № 4.-с. 11-18

  3. Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребенка. Экспресс контроль в школе и дома.— М.: АРКТИ, 2005.
    4. Бойков Д.И., Бойкова С.В. Как учить детей общаться: Руководство для детского психолога и логопеда.— СПб.: НОУ «Союз», 2007.
    5. Баряева Л. Б., Лопатина Л.В. Учим детей общаться. — СПб, 2011
    Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я — говорю! Я — ребенок. Упражнение с пиктограммами. — М.: Дрофа, 2007

6. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Игры и логические упражнения с цифрами. — СПб.: КАРО, 2007
7. Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта 6+ —СПб: Литера, 2013
8. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005

9. Крепенчук О.И. «300 игр со словами для детей, которые уже знают буквы, но еще не читают «Литера, 2013 г

10. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Изд.: Речь 2014

11. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1998
12. Новиковская О.А. 500 игр и упражнений для развития речи / О.А. Новиковская. — М.: АСТ: Сова: ВКТ, 2008

13. Зегебарт Г. М. Учение без мучения. Издательство: Генезис , 2016

14. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М: ТЦ Сфера, 2001

15. Козырева Л.М. Читаем сами. Тренируем технику чтения. Москва: Изд. -Школа 2008

16. Козырева Л.М. Развитие мышления и речи. Развивающие задания для логопедических заданий. Изд.: Академия развития, 2009

17. Локалова Н.П., Локалова Д.П. «Готовимся к школе. 60 занятий по психологическому развитию дошкольников. Рабочая тетрадь» и методическое пособие. Издательство: Академия развития, 2010

18. Нефёдова Е.А., Узорова О.В. «300 узоров. Готовимся к школе» издательство АСТ 2013г. Издательство: Генезис, 2014 г.

19. Чистякова М.И. ‘Психогимнастика’ — Москва: «Просвещение» , 1990

20. Яворская О.Н. Игры, задания, конспекты занятий по развитию письменной речи у школьников (7-10 лет): Практическое пособие для учащихся начальной школы, учителей логопедов: КАРО, 2009

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие «Развитие познавательных процессов»

Тема: Развитие познавательных процессов.

(Индивидуальное занятие с учеником).

Цели:

  • развивать речь, гибкость мышления, быстроту, сообразительность;

  • развивать конструктивное мышление аналитика -синтетическую деятельность мыслительных процессов;

  • понимание целей и задач, удержание инструкции, умение контролировать себя в ходе всей работы;

  • развивать память, внимание, мелкую моторику руки;

  • развивать умение сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание, самоконтроль и наблюдательность;

  • развивать воображение, представление;

  • умение расслабляться, учиться восстанавливать силы.

Количество: 1 ученик.

Длительность занятия: 30-35 минут.

Оборудование: наглядный материал для заданий «Почини платочек», «Четвёртый лишний», «Дорисуй фигурку», «Разложи по порядку?», «Будь внимательна», «Найди различия», «Запоминай», «Рисунок по памяти»; магнитофон, релаксационная музыка, чистый лист А4, карандаши цветные.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Здравствуй ……,сегодня мы с тобой поиграем и выполним задания, которые помогут тебе в учебной деятельности.

  1. Разминка.

Я тебе буду задавать вопросы, а ты должен на них быстро отвечать.

— Какое сегодня число?

— Как тебя зовут?

— Сколько тебе лет?

— Назови четыре имени девочки?

-Какое сейчас время года?

(анализ результатов: чётко, быстро, развёрнуто даёт ответы на поставленные вопросы)

  1. Развивающие задания.

Задание 1 «Почини платочек».

Инструкция: посмотри на столе лежат коврики, которые прохудились твоя задача починить их, найди подходящую заплатку.

(анализ результатов: развивается мышление, путём синтеза, анализа, подбора)

Задание 2 «Четвёртый лишний (наглядный)»

Инструкция: посмотри на картинки и найди лишнею, объясни, почему эта картинка лишняя?

(анализ результатов: развивается мышление, внимание, речь, словарный запас слов)

Задание 3 «Четвёртый лишний (словесный)»

Инструкция: прослушай и найди лишнее слово, объясни, почему это слово лишнее?

Саша, Паша, Коля, Сидоров.

Кровать, шкаф, парта, тетрадь.

(анализ результатов: развивается мышление, внимание, речь, словарный запас слов)

Задание 4 «Дорисуй фигурку».

Инструкция: На что похож круг, дорисуй.

(анализ результатов: развивается воображение, фантазия, мелкая моторика руки)

Задание 5 «Разложи по порядку?».

Инструкция: Посмотри на картинки и расположи по порядку.

(анализ результатов: развивается мышление, устанавливаются причинно- следственные события)

Задание 6, «Будь внимательна?».

Инструкция: Раскрась яблоки в зеленый цвет , а груши в желтый цвет.

(анализ результатов: развивается устойчивого внимания, распределения и переключения с одного вида деятельности на другой, развитие восприятия цвета)

Задание 8 «Найди различия».

Инструкция: Посмотри внимательно на картинку (1 минута), психолог убирает картинку и предлагает вспомнить и сказать, что изменилось.

Анализ результатов: развивается внимание, память, наблюдательность.

Задание «Запоминай».

Инструкция: 1)Я тебе покажу несколько картинок, а ты постарайся запомнить, что на них изображено.

2) Я тебе покажу картинку с фигурами, а ты назови эти фигуры и что в них нарисовано. (картинка верхняя убирается) нарисуй в фигурах рисунок что ты запомнила.

1 2

Анализ результатов: развивается произвольная и непроизвольная память.

Задание 9 «Рисунок по памяти».

Цель: развить слуховую память и внимание.

Задание: Прослушай рассказ и нарисуй рисунок, точно отражающий его содержание.

Я слепил двух замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой — поменьше. Руки первого — снежные комки, а у второго- из палочек. Вместо носа вставлены морковки. Глаза круглые.

Релаксация.(идет в сенсорную комнату)

«Волшебный сон»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов.
Ход игры: ученик ложатся на пол, на ковер. Руки немного согнуты в локтях, лежат вдоль тела ладо­нями вниз, ноги немного разведены в стороны.
Ведущий обращается к ученику: «Сейчас, когда я начну читать стихи и заиграет тихая, спокойная музыка, вы закроете глаза и начнется игра «Вол­шебный сон». Ты не заснете по-настоящему и бу­дешь все слышать, но не будете двигаться и откры­вать глаза, пока я тебе не разрешу. Внимательно слушай и повторяй про себя мои слова. Шеп­тать не надо. Спокойно отдыхай, закрой глаза. «Волшебный сон» закончится тогда, когда я гром­ко скажу: «Открыть глаза! Встать!»

Внимание… Наступает «Волшебный сон»…

Заключительная часть урока.

  1. Что тебе понравилось на занятии?

  2. Какое упражнение вызвало у тебя затруднение?

Самоанализ занятия психолога- педагога Квернадзе Л. Ф.

Тема занятия: «Развитие познавательных способностей».

Занятие проводилось с ученицей 1 класса.

На занятии присутствовал 1 ученик: 1девочка

Цель занятия: Развитие познавательных процессов.

Задачи:

  • развивать речь, гибкость мышления, быстроту, сообразительность;

  • развивать конструктивное мышление аналитика -синтетическую деятельность мыслительных процессов;

  • понимание целей и задач, удержание инструкции, умение контролировать себя в ходе всей работы;

  • развивать память, внимание, мелкую моторику руки;

  • развивать умение сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание, самоконтроль и наблюдательность;

  • развивать воображение, представление;

  • умение расслабляться, учиться восстанавливать силы.

Материалы и оборудование: наглядный материал для заданий «Почини платочек», «Четвёртый лишний», «Дорисуй фигурку», «Разложи по порядку?», «Будь внимательна», «Найди различия», «Запоминай», «Рисунок по памяти»; магнитофон, релаксационная музыка, чистый лист А4, карандаши цветные.

В результате проведенного занятия цель была достигнута с помощью следующих упражнений:

Упражнение «Почини платочек». Цель: развитие мышления, путём синтеза, анализа, подбора

Упражнение «Четвёртый лишний». Цель: развитие мышления, внимание, речь, словарный запас слов

Упражнение «Дорисуй фигурку». Цель: развитие воображения, мышления, мелкой моторики руки.

Упражнение «Разложи по порядку».Цель: развитие мышления, причинно-следственные события.

Упражнение «Будь внимателен». Цель: развитие устойчивого внимания, распределения и переключения с одного вида деятельности на другой, развитие восприятия цвета.

Упражнение «Найди различия». Цель: развитие внимание, памяти, наблюдательности.

Упражнение «Запоминай». Цель: развитие произвольной и непроизвольной памяти.

Упражнение «Рисунок по памяти».Цель: Развитие слуховой памяти , внимания.

Релаксация. Цель: развить навыки самопознания, самовыражения, творческие способности, гармонизация внутреннего мира.

Рефлексия занятия. Цель: получить обратную связь от ученика, подвести итог занятия.

Использованные формы, приемы и методы работы на занятии:

  • Диалог, обучающая работа.

  • Индивидуальная работа.

  • Обмен мнениями, впечатлениями (рефлексия).

  • Релаксация для снятия психомышечного напряжения.

Данные методы выбраны с учетом возрастных особенностей ученика .

Аудиальная репрезентативная система – подача информации, релаксационная инструментальная музыка.

Результат проведенного занятия:

Ученик активно отвечал на поставленные вопросы, испытывали большой интерес к занятию.

Для активации мыслительной деятельности, задавались вопросы поискового характера

  1. Что тебе понравилось на занятии?

  2. Какое упражнение вызвало у тебя затруднение?

Считаю, что поставленная цель и задачи реализованы.

Занятие прошло, как я и планировала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *