Кружок природа и фантазия программа

Программа внеурочной деятельности кружка «Природа и фантазия»

Лидия Муринцева
Программа внеурочной деятельности кружка «Природа и фантазия»

Рабочая программа кружка»Природа и фантазия»

Пояснительная записка

Программа «Природа и фантазия» направлена на развитие творческих навыков, умения создавать поделки из природного материала Программа кружка «Природа и фантазия» рассчитана на детей среднего старшего и подготовительного к школе дошкольного возраста. Работа кружка организовывается с учетом опыта детей и их возрастных особенностей.

Деятельность в кружке не дублирует программный материал по дисциплине ручной труд и кружка «Кладовая природы». Данные дополнительные занятия расширяют и углубляют сведения по работе с природным материалом, совершенствуют навыки и умения, получаемые детьми на занятиях. Все занятия будут проводиться с учетом перспективного планирования, в котором предусмотрено шестнадцать тем для каждой возрастной группы. Все темы рассчитаны на два занятия.

Актуальность программы

Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок меняются. В процессе занятий воспитанники могут проявить свободу выбора, выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. У детей развивается чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.

Работа в кружке «Природа и фантазия» — прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

На занятиях с детьми будет акцентироваться внимание детей не на изготовление отдельной поделки, а на ее конструктивном построении, общей закономерности устройства изделия этого типа, будут показаны варианты, чтобы дети смогли бы дома сделать нужную поделку. Такой подход замечательно повышает интерес к знаниям. А это является главным отличием от традиционных занятий.

Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Совершенствуется эстетический вкус детей, развивается чувство прекрасного, поддерживается творческое начало в деятельности ребенка.

На каждом занятии решаются задачи общеобразовательного характера, сообщаются сведения о материалах и инструментах.

У детей развивается эстетический и художественный вкус, совершенствуются трудовые навыки и умения.

Основная цель программы:

• вызвать у детей интерес к творчеству;

• пробудить желание творить самостоятельно;

Цель работы кружка:

Изучить технологическую последовательность и трудовые приемы выполнения

поделок из природного материала.

Развить творческое мышление, эстетический вкус, самостоятельность в подборе

материалов, инструментов и приспособлений.

Воспитывать самостоятельность, аккуратность, бережливость, ответственность за

выполняемую работу.

Задачи программы:

— развитие:

• творчества;

• сенсорики, мелкой моторики рук, синхронности работы обеих рук;

• пространственного воображения;

• технического и логического мышления, глазомера;

• способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.

— овладение:

• начальными технологическими знаниями, умениями и навыками;

• опытом практической деятельности по созданию поделок;

• способами планирования и организации досуговой деятельности;

• навыками творческого сотрудничества.

— воспитание:

• усидчивости;

• уважительного отношения к результатам труда;

• интереса к творческой и досуговой деятельности;

• взаимопомощи; практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

— формирование и развитие художественного вкуса, интереса к художественно-прикладному творчеству, творческой деятельности;

— формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю;

— формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;

— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

— формирование мотивации к художественному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности творческой деятельности воспитанников.

Предметные:

В результате обучения по данной программе учащиеся:

— научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, соленым тестом, цветными

нитками, глиной, кожей, тканью, элементами декора, освоят новую технику — декупаж.

— освоят технику создания композиций и поделок из природного материала;

— разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и

глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

— овладеют навыками культуры труда;

— улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

— получат знания о месте и роли декоративно — прикладного искусства в жизни человека;

Работа с природным материалами

Природный материал: шишки, семена и плоды различных растений, камушки, ореховые скорлупки, веточки, сухоцветы. Вата, палочки, ткань, остатки шерстяных ниток, сюжетные картинки, открытки, клей, картон, пуговицы, бусинки, бисер и другой бросовый материал.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

В процессе деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. Ребенок успешно овладеет письмом, если он умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения.

Изготовление игрушек, поделок из природного материала — труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А. С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и т. д.) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру. В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть место для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».

С прогулки дети часто приносят шишки, желуди, камешки, ветки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, обследуют, ощупывают его. Это способствует запоминанию формы, свойств каждого вида материала.

Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики — согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Большое внимание оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок из природного материала, то можно заметить, что вначале ребята рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем после усвоения этого процесса, задания усложняются: детям показывают рисунок или фотографию игрушки, которую нужно сделать, и, наконец, они без предварительного анализа изготовляют поделку по заданию или по собственному замыслу.

Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать игрушку: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Иногда малышу не удается сразу выполнить какую-либо работу: подобрать шишки нужной формы для создания мышки или соединить части игрушки определенным способом. Под руководством взрослого ребенок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

В процессе работы с природным материалом создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребенок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле. В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении поделок ребята встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы,соотносить свой результат с образцом.

Методические пояснения

Программа подчеркивает важность увлеченности школьников творчеством для формирования у учащихся познавательного интереса. Эстетические их художественные потребности детей должны сознательно развиваться на каждом занятии. Для этого предусмотрен ряд специальных методических приемов. Так как одна из ведущих задач — творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. На каждом занятии детям дается возможность пофантазировать, поощряется создание собственных образов. Важно высвободить творческую энергию детей. Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения в процессе художественной деятельности на занятиях для организации коллективных выставок. При всей предлагаемой свободе творчества необходимо постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы.

На итоговых занятиях предоставляется возможность широко сопоставить разнообразные работы, объединенные общей темой, сравнить свои работы с творчеством своих товарищей, проявить “зрительское умение”, оценить художественный труд.

В программе поднята важнейшая проблема духовного развития личности, воспитания мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активно-действенной отзывчивости на добро и зло

Главные принципы программы:

Непрерывность, систематичность и взаимосвязь школьного и дополнительного образования и воспитания.

Гуманизм в межличностных отношениях.

Связь с жизнью.

Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.

Применение принципов развивающего, проблемного обучения.

Использование проектной технологии.

Интеграция интеллектуального, художественного, эстетического и нравственного развития.

Ожидаемые результаты:

Смысл работы заключается в пробуждении и обогащении чувств, сенсорных способностей детей, путем освоения живых, воспринимаемых органами чувств особенностей природных и художественных явлений — цвета, звука, формы, движения, возможностей слова и живой речи.

Формами подведения итогов реализации программы “ Фантазия ” являются

выставки: тематические, праздничные,

творческие конкурсы: школьного, районного, федерального масштаба.

Кружок предназначен чащимся 1-4 класса начальной школы. Программа рассчитана на год (2 час в неделю).

План-сетка занятий на 2017-2018гдод.

№ п/п Тема

1 Вводное занятие. Ознакомление с работой кружка

2 Экскурсия по школьному двору.

3 Способы заготовки материала. Методы сушки цветов и ллистьев

4 Работа с засушенными растениями. Панно.

5 Работа с засушенными растениями. Композиция.

6 Работа с засушенными растениями. Орнамент.

7 Букет из цветов и листьев.

8 Биологическая викторина.

9 Композиция на коре.

10 Композиция на вазе.

11 Виды аппликаций.

12 Основные приемы изготовления аппликаций из семян, цветов и листьев

13 Аппликация «Золотой лист»

14 Аппликация «Листопад»

15 Пейзаж из листьев.

16 История флористики.

17 Что из чего: натюрморт, пейзаж.

18 «Цветы на балконе»

19 «Пейзаж с лодкой»

20 Творческая работа «Увидеть чудо в лепестке»

21 Экскурсия «Покормите птиц зимой»

22 Соленое тесто. Как приготовить.

23 Тестопластика. Оберег «Месяц»

24 Творческая работа «Подсвечник с грибами»

25 Творческая работа «Фрукты в корзине»

26 Экодизайн «Парад цветов»-коктейльные соломинки

27 Творческая работа «Волшебная шкатулка»

28 Миниатюры из шишек и орехов.

29 Изготовление заколки «Бабочка»

30 История создания объемных цветочных композиций.

31 Настенные композиции.

32 Картины, панно из сухого растительного материала.

33 Подведение итогов за год

34 Оформление выставки лучших работ.

Материалы, инструменты, приспособления.

Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления:

Природный материал: палочки, крылатки клена, ракушки, желуди, скорлупа грецких орехов и т. д.

Бумага: чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная. Картон: цветной, тонкий, упаковочный. Открытки, салфетки, фантики. Ткань, иголка, дырокол. Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, бисер, стеклярус, блестки, бусины разного размера и формы для создания нетрадиционных изделий. Цветная пряжа для изготовления поделок из помпончиков.

Вата, поролон, капрон для набивки игрушек.

Бросовый материал: коробка картонная, стеклянная бутылка оригинальной формы, капсулы киндер-сюрпризов, кусочки фетра, драпа, поролона, кожи, ткани, проволоки, спички т. п.

Клей ПВА и «Момент».

Ножницы, кисточки, карандаши, ножницы, линейки, гуашь и пр.

Карандаши простые и цветные, краски, гуашь, кисти необходимы для росписи изделий.

Пассатижи (или плоскогубцы и кусачки) для расщепления и откусывания металлической проволоки.

Электрический утюг для разглаживания ткани и соломки. Основные

Требования к уровню знаний, умений и

навыков учащихся.

Учащиеся должны знать:

— как собирать, хранить и сушить собранный природный материал;

— время и место сбора материала;

— как правильно составлять букеты и композиции;

— как подобрать и использовать материал в творческих работах;

— особенности пасхальных композиций;

— технику росписи пасхальных яиц, их виды.

Учащиеся должны уметь:

— делать эскиз работы;

— правильно составлять букеты и композиции;

— использовать подручный материал;

— собирать, сушить и хранить природный материал;

— украшать, оформлять собственные композиции;

— находить творческий подход к работе.

Прогнозируемый результат.

В конце учебного года кружковцы должны знать как заготавливать, сушить и хранить природный материал; как составлять букеты и композиции, как и из чего делать аппликации, как оформлять яйца к Пасхе, пасхальные традиции. Участвовать в школьных и городских выставках, акциях, конкурсах.

Список литературы

Нормативно-методические основы

разработки дополнительной общеобразовательной программы:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

5. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р

6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

Для педагога:

1. Витвицкая М. Е. «Икебана, аранжировка, флористика: искусство составления букетов». – М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2008.-221с.

3. Грунд – Торпе – Хайди. «Поделки и сувениры из природных материалов» — М.: Мой Мир, 2006.-64с.

4. Демина И. Г. «Подарки из природных материалов». – Смоленск: Русич, 2001.-176с.

5. Докучаева Н. Н. «Сказки из даров природы» — Санкт – Петербург: ТОО «Диамант», 1998.-160с.

7. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О. Е. Лебедева. — М.: ВЛАДОС, 2000.-256с.

8. Колесникова Е. «Фантазии из природных материалов». – М.: «Эксмо», 2008.-63 с.

9. Синеглазова М. О. «Удивительное солёное тесто» — М.: Издательский Дом МСП, 2005. – 136с.

12. Тукало Т., Чудина Е. ,Шквырня Ж. «Оригинальные картины из зёрен. Цветы и букеты» — М.: «Контэнт», 2008.-64с.

13. Уолтер Хелен «Узоры из бумажных лент»- М.:Мой мир, 2007.-112с.

14. Фёдорова В. И. «Забавные поделки» — М.: Мой Мир, 2008.-256с.

15. Ханова И. Н. «Солёное тесто» — М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2006.-41с.

16. Чибрикова О. В. «Забавные подарки по поводу и без». – М.: «Эксмо», 2006.-64с.

17. Чаянова Г. Н. «Солёное тесто» — изд. «Дрофа – Плюс», 2008.- 144с.

18. Черныш И. В. «Поделки из природных материалов» — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.-160с.

19. Шептуля А. Э. «Обереги своими руками: укрась и защити свой дом» — М.: Эксмо, 2007. -64 с

Для обучающихся:

1. Пацци Л. «Фантазии из солёного теста» — М.: Мой Мир, 2007. -112с.

2. Перевертень Г. И. «Поделки из орехов». – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.-14с.

3. Перевертень Г. И. «Поделки из желудей». – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.-14с.

4. Перевертень Г. И. «Чудеса из пуха растений». – М.: ООО «Издательство АСТ», 2005.-14с.

5. Перевертень Г. И. «Занимательная флористика». – М.: ОО «Издательство АСТ», 2005. -14с.

6. Серия «Для самых маленьких». «Погуляем-порисуем». — М.: Издательский дом «Карапуз», 2008.-16с.

7. Серия «Для самых маленьких». Раскраски (5 шт.). – М.: Издательство «Розовый слон», 2000.- 16с.

8. Силаева К. В. «Солёное тесто: украшения, сувениры, поделки». –М.: Издательство «Эксмо», 2003.- 288 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *