Культурные навыки

культурно развитый

Смотреть что такое «культурно развитый» в других словарях:

  • культурно развитый — … Орфографический словарь русского языка

  • культурно развитый — культу/рно ра/звитый … Слитно. Раздельно. Через дефис.

  • Незнайка в Солнечном городе — Николай Носов Жанр: сказка Язык оригинала … Википедия

  • ЗНАЧЕНИЕ — один из осн. элементов культуры, наряду с обычаем нормой, ценностью и смыслом; специфически культурное средство соединения человека с окружающим миром или вообще субъекта с объектом через посредство знаков. Если в экон. деятельности… … Энциклопедия культурологии

  • ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — способность и умение прочувствовать свою связанность с миром, содержательно пережить и человечески ценностно выразить полноту и многообразие этих отношений. При этом специфику эстетич. отношения составляют прежде всего два момента,… … Энциклопедия культурологии

  • КИТАЙ — Китайская Народная Республика, гос во, расположенное в Центр. и Вост. Азии. Площ. ок. 10 млн. км2. Нас. 656,6 млн. чел. (1957). Ок. 94% (1953) населения китайцы (хань), кроме того, чжуаны, уйгуры, хуэй, и, тибетцы, мяо, маньчжуры, монголы, буи,… … Советская историческая энциклопедия

  • Индонезия — (Indonesia) Республика Индонезия (Republik Indonesia). I. Общие сведения И. государство в Юго Восточной Азии. Расположено на островах Малайского (Индонезийского) архипелага, простирающихся между континентальной Азией и… … Большая советская энциклопедия

  • Узбекская Советская Социалистическая Республика — (Узбекистон Совет Социалистик Республикаси) Узбекистан. I. Общие сведения Узбекская ССР образована 27 октября 1924. Расположена в центральной и северной частях Средней Азии. Граничит на С. и С. З. с Казахской ССР, на Ю.… … Большая советская энциклопедия

  • КОММУНИЗМ — (от лат. communis общий, всеобщий) сменяющая капитализм высшая обществ. экономич. формация, основанная на обществ. собственности на средства производства, на товарищеском сотрудничестве свободных от эксплуатации, классового и нац. угнетения… … Советская историческая энциклопедия

  • РАБОЧИЙ КЛАСС — основная производит. сила совр. общества, главная движущая сила историч. процесса перехода от капитализма к социализму и коммунизму. При капитализме класс наёмных работников, лишённых средств производства, живущих продажей своей рабочей… … Философская энциклопедия

РазвитОй, рАзвитый, развИтый – как разграничивать эти формы?

В. Добровольская,
Басарабяска

РазвитОй, рАзвитый, развИтый – три разных слова. Прилагательное развитОй (развитАя, развитОе) означает достигший высокой степени развития (развитАя промышленность), духовно зрелый, просвещенный, культурный (развитОй юноша).

Причастие рАзвитый (рАзвитая, рАзвитое) в большинстве словарей дается в структуре словарной статьи развить в значениях способствовать росту, довести до значительной степени проявления, изложить подробно, углубить содержание чего-нибудь: рАзвитая компанией деятельность, экономически рАзвитый район. В этих значениях отдельные справочники допускает и использование слова с ударением на втором слоге: развИтый (развИтая, развИтое): развИтая в статье мысль. Однако в сложных прилагательных типа высокорАзвитый, слаборАзвитый ударение не варьируется.

В значении раскрученный, расплетенный (о чем-нибудь свитом, свившемся, скрученном) следует употреблять только форму развИтый: развИтые волосы, развИтая веревка.

Развиваем культурно-гигиенические навыки у детей

Инна Верхоломова
Развиваем культурно-гигиенические навыки у детей

«Развиваем культурно-гигиенические навыки у детей»

Подготовила: воспитатель первой категории Верхоломова И. В.

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, они продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте.

Для воспитания и привития у детей хорошей привычки мыть руки мы пользуемся маленькими стишками:

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

Когда мы причесываем девочек мы читаем стишок:

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косынка до пят

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся –

Маму, дочку, слушайся.

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения и имеет следующие задачи:

приучить детей правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу;

уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой;

учить тому, что, чем и как едят (хлеб, котлета, салат, суп, каша, бутерброд, запеканка);

познакомить с разновидностями посуды (чайная, столовая);

учить сервировать стол к чаю;

привлекать внимание к заданному образцу правильного общения во время приема пищи (разговаривать вполголоса, доброжелательным тоном, не говорить с набитым ртом, уважительно относиться к просьбам и желаниям детей).

Обращать внимание на красоту правильного сервированного стола, вызывая ответный эмоциональный отклик.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, из правильной последовательности.

Однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр”, «Федорино горе” и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т. е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т. д.).

Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

Вечна педагогическая истина: сколь значимы семейные отношения в воспитании. Чтобы семья стала педагогически эффективным фактором воспитания, детям необходимо видеть и чувствовать взаимную родительскую любовь и уважение. Отсутствие нормальных взаимоотношений между родителями дети чутко и безошибочно подмечают. В этом случае им приходится постоянно становиться то на одну, то на другую сторону. А это не может не травмировать их психику, их характер. Ссоры родителей, их равнодушие к детям неизбежно вызывают в них чувство одиночества.

Нельзя ожидать положительных результатов в воспитании детей при семейных неурядицах. Это знают все родители. Но знать истину – это еще не значит следовать истине. Чтобы следовать по пути истины, нужны глубокие и устойчивые педагогические убеждения, твердое стремление к их практической реализации. А это требует от родителей чувства долга и ответственности перед детьми и обществом за судьбы детей, определенной педагогической культуры. Но и этого недостаточно. Ведь воспитание детей – это чрезвычайно трудное дело, требующее знаний, мастерства, характера, времени, сил и энергии.

Первые впечатления ребенок получает в семье. Они постоянны, обыденны, семья действует незаметно, «укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы дышим». В семье происходит социальное развитие ребенка, семейные впечатления служат нередко единственным источником чувств и мыслей в том возрасте, когда ребенок наиболее восприимчив, впечатления остаются на всю жизнь. Именно в семье под воздействием родителей, их поведения, их отношений ребенок учится любить одно и ненавидеть другое, быть безразличным к третьему, привыкает к труду или праздности, усваивает первые уроки нравственности, понятия о добре и зле, наконец, формируются навыки и привычки того или иного поведения. Именно в семье закладываются основы последующего формирования интересов, симпатий, отношений; усиленно развивается интеллектуальная и эмоциональная сфера личности, ее способности и характер.

Уяснение важности семейного, особенно первоначального воспитания в формировании личности еще не обеспечивает его педагогической эффективности. Необходима педагогическая культура родителей. Важнейшее ее требование – не допускать произвола и чрезмерной опеки при воспитании детей, проявлять уважительное отношение к ним, не забывая об их человеческом достоинстве.

Педагогическая культура включает в себя культуру общения, вне которого невозможно нравственное становление личности. Необходимо разумно организовать быт семьи, жизнь и деятельность детей, привлечь их как равноправных членов семьи к активному участию в повседневной жизни. Это наиболее верный способ установления нравственных связей. Пусть дети знают, что все, что их окружает, что они имеют, — все создается трудом родителей, взрослых, что и они, дети, по мере сил своих и возможностей участники создания материальных ценностей. Только при этом условии малыш будет бережно относиться к игрушкам, книгам, личным вещам, к хлебу, к окружающей нас природе.

Положительный пример родителей и старших – важнейшее средство нравственного воспитания детей. Прописная педагогическая истина. «Воспитывать, — писал психолог Острогорский, — не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по-человечески. Кто хочет исполнять свой долг относительно детей, оставить в них по себе добрую память, которая служила бы потомству заветом как жить, тот должен начать воспитание с самого себя».

Все, что есть в ребенке, — и хорошее, и плохое – это от родителей, от взаимоотношений с ними.

Хотя значительная часть родителей с этим не согласится, потому что многие считают, что хорошее – это от них, а плохое пришло откуда-то с улицы, из детского сада, школы, от другого родителя, бабушки, дедушки и т. д.

Если в семье присутствует постоянная нервозность из-за того, что мать эксцентричная, очень впечатлительна и раздражительна, можно сказать, что эта нервозность заражает детей. А если у матери мрачный и неразговорчивый характер, то, скорее всего, ребенок тоже будет мрачным.

Любая раздражительность имеет свое происхождение, и задача родителей не подавлять ее, а устранять причину. Если родители будут ругать ребенка только за то, что он раздражается и гневается, игнорируя причину этих переживаний, то ясно, что ребенок будет нервничать еще больше. Необходимо понять, что происходит, а для этого обязательно нужно объясниться с ним, и уже затем что-то показывать и рассказывать.

Родители никогда не должны забывать о том, что у их детей есть свои права. Основное их законное право – быть детьми. Отсюда обязанность родителей: не лишать детей самого дорогого для них – детства. В этой простой формуле заключена вся трудность ее практической реализации. Взрослые дети – аттестация нашей родительской деятельности, воплотившей в себя нашу разумную любовь к ним и наш педагогический профессионализм, наше семейное счастье.

Здравствуйте!

Воспитать культурные навыки у детей дошкольного возраста можно разными способами и формами, но прекрасно воспитанные дети вырастают в основном в счастливых семьях.

Родители, которые счастливы и довольны своей жизнью, своей культурой, своей трудовой деятельностью, воспитывают, как правило, замечательных детей. Такие семьи живут активной жизнью и книги, журналы, газеты, фильмы – это необходимая принадлежность их быта. В таких семьях интересуются искусством, общественной деятельностью, поэтому культурное развитие детей имеет благодатную почву. Однако и в таких случаях воспитание культурных привычек у детей желательно проводить планомерно и организованно, используя различные методики и контроль.

С самого раннего детства родителям желательно воспитывать у своих малышей такие человеческие качества как уважительность, чуткость, тактичность, деликатность к окружающим людям. Необходимо прививать навыки культурного поведения в общественных местах, на улице, в транспорте, в гостях, в помещении, на природе. Дошкольникам необходимо хорошо усвоить, что культурный человек должен соблюдать основные нормы и правила поведения. Воспитанные дети должны себя вести культурно не только в гостях или в общественных места, но и у себя дома. Основой культурного поведения должны быть вежливость, доброжелательность и чувство меры, которые помогут ребёнку определить, что можно делать, а чего делать нельзя.

Воспитывать культурные навыки у детей желательно начинать как можно раньше, пока ещё не начали обучать грамотности. Ваш малыш уже научился слушать, говорить, вступать в контакт со взрослыми, значит пора начинать воспитывать культурные навыки. В этом Вам помогут различные интересные книги, сборники и сказки, изданные специально для детей. Какие сказки и книги нужно Вам выбирать для своих малышей и как их рассказывать? Думаю, Вам помогут мои некоторые советы.

Выбор сказки, рассказа, стихотворения.

При выборе любого литературного произведения старайтесь учитывать возраст своего малыша, его словарный запас и его знания окружающего мира.

До трёх лет для воспитания культурных навыков выбирайте короткие литературные произведения, сказки, стихи и рассказы, в которых рассказывается о животных или о таких же маленьких детях и их приключениях, как он сам. Книжки старайтесь выбирать с красивыми крупными иллюстрациями или фотографиями.

После трёх лет можно читать уже сказки и рассказы о маленьких детях, об их отношениях со взрослыми, животным и растительным миром. По мере дальнейшего взросления Вашего малыша можно выбирать сказки с описанием человеческих отношений.

Внимательно следите за своим ребёнком, как он относится к сказкам о леших, русалках и другим страшным образам нечистой силы. Если он понимает, что это сказка и добро всегда победит зло, значит такие сказки читать можно. В обратном случае страшные образы могут им восприниматься как реальность и травмировать психику.

Рассказывание сказки, рассказа.

Если Вы интересно расскажете сказку, то это очень хорошее подспорье в воспитании культурных привычек у Вашего малыша. Но для этого Вам обязательно необходимо предварительно просмотреть выбранный материал и сделать для себя краткие пометки карандашом. Пометьте себе каким моментам в сказке (рассказе) Вам необходимо уделить больше внимания, возможно что-то сократить или изменить, что-то добавить, чтобы сказка (рассказ) стала ребёнку понятной и поучительной.

Довольно большое значение для понимания и восприятия рассказанного Вами материала имеет язык – его можно изменять другими различными словами и выражениями более понятными для Вашего малыша. Старайтесь рассказывать сказку медленно и следите за выражением глаз малыша. Если его внимание рассеивается, поинтересуйтесь, всё ли понятно Вашему ребёнку. Возможно, какие-либо слова или выражения он не понимает, тогда разъясните смысл непонятного для него и прочитайте сказку ещё раз.

После прочтения обязательно остановитесь на воспитательных моментах и попросите своего ребёнка ответить, что было правильно, что не правильно, культурно или не красиво в поведении персонажей. Хорошим подспорьем Вам в деле воспитания у своих детей культурных привычек могут стать самостоятельно придуманные (или взятые их жизни) маленькие истории про хорошо воспитанных, культурных или плохих мальчиков и девочек.

Рассматривание иллюстраций.

При рассматривании картинок и иллюстраций маленькие дети, да и постарше тоже, задают очень много вопросов, «кто?», «куда?», «зачем?», «почему?» и другие вопросы для выяснения разных подробностей и причин. Так что Вы к этому должны быть готовы. Ваши уклончивые, невнятные или категоричные ответы — «Это тебе ещё рано знать!» — могут разочаровать ребёнка и ослабить его впечатление от прослушанного.

При рассматривании картинок и иллюстраций Ваш малыш не должен печалиться, переживать и расстраиваться, наоборот – услышанная сказка и увиденная картинка должны повышать настроение, оптимизм, возбуждать энергию и уверенность в будущем.

Посещение музеев, выставок, театра, цирка.

В самом младшем возрасте водить детей на различные представления в театр, музей, цирк желательно в исключительных случаях, и обязательно только для них специально предназначенные. По мере взросления Вашего ребёнка выбирайте спектакли, пьесы, фильмы, пьесы и представления, достаточно доступные для его понимания. В театре требуется от малыша более длительно и серьёзного напряжения, чем, например, просмотр мультфильма дома, и это Вам обязательно нужно учитывать.

И спектакли, и фильмы, которые просмотрел ребёнок, принесут ему пользу в воспитании культурных привычек, если Вы будите обсуждать вместе с ним увиденное представление и обменяетесь мнениями. Посещать музеи, выставки желательно уже с детьми старше пяти лет и старайтесь, чтобы Ваш ребёнок от этих посещений извлёк максимум пользы. Для этого Вам потребуется специальная подготовка перед посещением и направляющее внимание с Вашей стороны.

Прогулки за город, в парк, занятия спортом.

Во время прогулок за город, в парк или занятия спортом Вам нет особой необходимости говорить нудные наставления или читать поучительные лекции. Но Ваши замечания и наблюдения в общении со своим ребёнком, юмор, занимательные истории, поощрение к активности, правильное его поведение могут незаметно сыграть свою положительную роль в укоренении культурных привычек.

Участие детей в благоустройстве дома, сада, домашних спектаклей, оформлении альбомов.

Для культурных навыков у Ваших детей полезно привлекать их в воспитательных целях для благоустройства быта, как дома так и во дворе и придомовой территории.

Готовьте и проигрывайте вместе с ними маленькие спектакли и сценки из каких-нибудь сказок, изготавливайте вместе книги, кино, различные альбомы. Как это сделать, я уже писала об этом

Во всех видах деятельности и воспитания культурных навыков добивайтесь от своего ребёнка активности и стремления стать лучше. Старайтесь учить своего малыша достойно преодолевать небольшие препятствия и поражения. Развивайте в нём доброжелательность, внимание к окружающим, научите внимательно слушать и избавляться от хвастовства.

Вам необходимо постоянно и неустанно объяснять своим деткам общепринятые нормы и правила поведения. Объяснять каким он должен быть культурным человеком, какие нормы и правила он должен соблюдать во взаимоотношениях при разных обстоятельствах, что и когда уместно и тактично. Учите вежливости, деликатности, предупредительности, уважению к другим людям по мере взросления ребёнка. Осуждайте в то же время в нём грубость, высокомерие, бесцеремонность, небрежность в оценках, которые свидетельствуют о плохом воспитании.

Воспитание культурных привычек у маленьких детей можно сделать с помощью различных методик-игр интересным и важным занятием.

Берегите себя и своих малышей. Будьте счастливы.

С уважением Ваш репетитор – Лидия Витальевна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *