Массаж при зпр у детей

Содержание

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Александрова И.А. 1 Сунагатуллина И.И. 1 1 ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова» В данной статье описывается влияние массажа шейно-воротниковой зоны на состояние речевых способностей ребёнка. Дети с ЗРР особенно нуждаются в этом чудодейственном методе. Ведь именно в шейно-воротниковой зоне проходят кровеносные сосуды и артерии, снабжающие головной мозг необходимыми питательными вещества, кислородом и кровью. Во время родов или в первые годы жизни, когда кости ребёнка ещё не окрепли, может произойти так, что позвонок в шейном отделе смещается и перекрывает или сужает кровоток, обеспечивающий питание мозга. Именно по этой причине ребёнок может не воспринимать речь окружающих, не осознавать предъявляемые к нему требования, элементарные просьбы или вовсе может отказаться от речи и пользоваться исключительно жестами, мимикой, звукоподражаниями. Также следует взять во внимание тот факт, что биологические причины (смещение позвонка) носят более устойчивый характер, чем социальные, поэтому требуют более долгой и кропотливой работы специалистов различного профиля. Методика массажа воротниковой зоны считается наилучшим медицинским методом устранения ЗРР у детей. Следует учесть, что массаж может выполнять человек, имеющий базовое медицинское образование и элементарные знания по анатомии и физиологии детского организма. Таким образом, в комплексную коррекцию ЗРР у детей помимо медикаментозного, физиотерапевтического лечения, логопедической и дефектологической помощи должен входить массаж шейно-воротникового отдела. 152 KB коррекция речи лечение методика массажа шейно-воротниковой зоны комплексный подход дети с нарушениями речи устранение зрр задержка речевого развития дефектолог логопед шейно-воротниковый отдел массаж 1. Дубровский, В. И. Массаж: поддержание и восстановление спортивной работоспособности. Физкультура и спорт / В. И. Дубровский ; второе издание, дополненное и переработанное. – Москва: Физкультура и спорт, 1988. – 175 с. 2. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., 1998. – 169 с. 3. Логопедия. Методические традиции и новаторство / Под ред. С. Н. Шаховской, Т. В. Волосовец. – М., 2003. – 127 с. 4. Методы обследования нарушений речи у детей / под ред. Г. В. Чиркиной. – М., 2002. – 45 с. 5. Мицан Е.Л. К вопросу об организации коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения средствами семейного воспитания // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 245-247. 6. Сунагатуллина И.И. Особенности речевой деятельности младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи // Начальная школа. 2009. № 2. С. 78-81. 7. Шемякина, О. В. Преодоление задержки речевого развития у детей 2-3 лет. Диагностическая и коррекционно-воспитательная работа логопеда ДОУ / О. В. Шемякина. – СПб: ГНОМ и Д, 2016. – 150 с.

Речь – это средство интеллектуального развития человека, его успешной адаптации и социализации, поэтому важнейшим аспектом психического развития детей является их речевая деятельность .

На сегодняшний день одной из основных проблем в области логопедии и дефектологии является задержка речевого развития (ЗРР). Согласно статистике, задержкой речевого развития страдает каждый пятый ребёнок. Задержка речи у ребёнка очень настораживает родителей и, если вовремя не принять меры по её устранению, она может перерасти в огромную проблему.

ЗРР представляет собой более позднее в сравнении с соответствующей возрастной нормой овладение устными речевыми умениями детьми младше трёхлетнего возраста. Это состояние характеризуется качественным и количественным нарушением развития словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребёнка фразы к двухлетнему возрасту и связной речи к трёхлетнему возрасту .

Как утверждают многие отечественные психологи и педагоги, речь является неотъемлемым звеном в процессе социализации ребёнка в современном обществе. Кроме того, опираясь на литературные источники, с уверенностью можно сказать, что речевая деятельность – это искусный, тонкий психологический процесс, формирование которого происходит в первые годы жизни ребёнка. Соответственно, процесс овладения речью в ходе онтогенеза обладает специфическими и индивидуальными характеристиками и зависит от множества факторов, к которым можно отнести:

а) пол ребёнка (у мальчиков данный недуг встречается в 4 раза чаще, чем у девочек;

б) социальная среда;

в) внутрисемейные взаимоотношения;

г) физическое и психическое развитие;

д) функционирование нервной системы и т. д.

Теперь подробно рассмотрим возможные причины, приводящие к ЗРР. Их можно распределить на две большие группы: причины биологического и причины социального характера. Прочный фундамент, который более сложно поддаётся коррекции, таят в себе биологические причины. Они имеют органическую основу. Сюда специалисты относят пренатальное поражение головного мозга ребёнка: минимальная мозговая дисфункция, гипоксия плода, инфекционные заболевания. Кроме того, в анамнезе таких детей наиболее часто встречаются такие нарушения, как: асфиксия, родовые травмы, недоношенность или переношенность, черепно-мозговые травмы, гипотрофия, частые заболевания. Также необходимо учитывать функционирование слухового анализатора ребёнка: если у ребёнка имеются нарушения слуха, то и развитие речевой функции будет задержано, и она будет претерпевать ряд изменений. Немаловажным фактором служит и генетическая предрасположенность к нарушениям речи: если родитель заговорил в достаточно позднем возрасте, то велика вероятность, что данный недуг передался и ребёнку .

Социальные причины имеют иной фундамент и более легко поддаются коррекционному вмешательству. Социальные и педагогические предпосылки кроются в неблагоприятной окружающей среде внутри семьи, которая, как правило, приводит к дефициту речевого общения. К причинам социального характера можно отнести педагогическую запущенность, гипо- или гиперопеку, «синдром госпитализма» по причине частых болезней ребёнка, переездов или по причине нахождения в неблагополучной семье; присутствие двуязычия в семье, неблагоприятной речевой среды и стрессов .

Нельзя оставить без внимания и тот факт, что огромное воздействие на развитие речи в раннем возрасте оказывают как недостаток речевого общения, так и слишком информированная окружающая среда. Здесь ребёнок, как правило, сталкивается с избытком информации, которая не интересна ему и не соответствует возрасту. Итогом такой ситуации становится отказ ребёнка слушать речь, вникать в сказанное; малыш отказывается осмысливать и осознавать значение слов и фраз. В дальнейшем ребёнок начинает пользоваться в речи шаблонными фразами, которые не имеют отношения к возникшей ситуации.

Также следует отметить, что процесс речевого развития напрямую зависит от развития мелкой моторики ребёнка. Именно по этой причине с самого рождения ребёнка окружающие его люди должны принимать меры, которые позволят развить это необходимое умение и обеспечить дальнейшее развитие речевой функции и, как следствие, его успешную учёбу и социализацию. К таким мерам можно отнести массаж пальцев и ладоней младенца, приобретение игрушек и погремушек с шершавой и неоднородной поверхностью и деталями; в дальнейшем игрушки со шнуровкой, Су-Джок шарики, кольца и т.д.

Задержка речевого развития не может изначально протекать бессимптомно. На различных стадиях речевого развития у таких детей проявляются характерные признаки, которые указывают на нарушенное развитие. Например, в течении доречевого периода у ребёнка может наблюдаться малая активность гуления, лепета, беззвучность речи, вокализации однотипного характера. Самой яркой причиной выступает отсутствие на звуки речи, игрушек у ребёнка в возрасте 1 года. Эта причина должна всерьёз насторожить родителей. Позднее ЗРР может проявляться в неактивных попытках повторения слов окружающих людей ребёнком в возрасте 1,5 лет, невозможность выполнить простую словесную инструкцию, воспринимаемую на слух, отсутствие самостоятельных слов в активном словаре; использование неречевых средств коммуникативного общения. В итоге, к трём годам у ребёнка может возникнуть полное отсутствие самостоятельной, ситуативной речи. Его речевые возможности будут ограничиваться лишь употреблением в речи заученных слов, фраз .

Устранение задержки речевого развития – очень трудоёмкий, комплексный, длительный процесс, требующий внимания специалистов педагогического, психологического, дефектологического и медицинского направлений. Ребёнку назначается педиатром полное медицинское обследование, которое включает в себя следующие процедуры: ЭКГ, ЭЭГ, МРТ. Далее обследование проводят отоларинголог и невролог. С ребёнком практически ежедневно будут проводить коррекционную работу детский психиатр, психолог, логопед и дефектолог.

Родителям необходимо понять, что исключительно логопедической помощи в устранении ЗРР у ребёнка будет недостаточно. Необходим приём медикаментозных средств, осуществление различных физиотерапевтических процедур. Но терапия с применением лекарственных препаратов будет приносить мало результатов, если родители откажутся от вспомогательного педагогического влияния со стороны дефектолога и психолога. Также близким родственникам необходимо освоить логопедический массаж и специальные упражнения, которые помогут гораздо быстрее и продуктивнее справиться с недугом своего ребёнка.

Безусловно, каждый специалист в процессе обследования, лечения и коррекционной работы использует свои средства и методики, которые исключительно в положительном направлении влияют на психическое, физическое и речевое состояние ребёнка. В первую очередь, специалистом с родителями обговаривается необходимость создания благоприятной и комфортной речевой среды, в которой необходима демонстрация правильной речи, которая должна служить «толчком» в стимулировании речевой деятельности ребёнка. Далее речь ребёнка корригируется на логопедических занятиях.

Логопед в своей работе с детьми с ЗРР может применять различные методики: игровые технологии, работу со стихотворениями, мнемотехнику, пескотерапию, моделирование, метод проектной деятельности, массаж. Массажные методики в данном случае делятся на две категории: логопедический массаж (массаж лица, языка, щёк) и массаж воротниковой зоны. Подробнее хотелось бы остановиться на работе с воротниковой зоной.

Трудно переоценить важность и необходимость такого коррекционного средства при ЗРР, как массаж шейно – воротниковой зоны. Многие специалисты медицинского профиля изучали зависимость речи и состояние шейного отдела ребёнка: очень часто встречались застойные явления из-за постоянного напряжения воротниковой зоны (неправильно положение туловища во время сна, родовые травмы, долгое нахождение в сидячем положении и т.д.). К сожалению, на сегодняшний день этому средству коррекции речевых патологий отводится мало внимания. Именно по этой причине ниже мы раскроем необходимость внедрения в логопедию этой методики.

Согласно медицинским источникам, массажные методики шейно-воротникового отдела могут привести в нормальное функционирование не только речевые умения ребёнка, но и функционирование его нервной системы в целом. Самым уязвимым местом в рассматриваемом нами сегменте тела является первый позвонок Атлант, который локализуется в самом основании шеи. Статистика нарушения строения этого позвонка шокирует – более чем у 90% людей он смещён. Причиной тому служат неправильные роды, так как при родах малыш подвергается очень сильной механической нагрузке. Ситуация усугубляется, если роды проходят неестественным путём, а при помощи акушерских приборов. Итогом такой ситуации является смещение этого жизненно важного сегмента позвоночника.

Необходимо учитывать, что даже минимальное повреждение шейного позвонка Атлант чаще всего приводит к его смещению. Результатом данного повреждения становится нарушение, снижение мозгового кровотока из-за сужения или пережатия артерий каналов позвоночника. Так как кровообращение во всём организме нарушается, его жизнедеятельность начинает заметно страдать. Это проявляется в проблемах с ОДА, понижении умственных способностей и осознанности, болезни органов и систем, мигренях, головокружениях, эпилепсии, нарушении функционирования речевых зон (возможен отказ от речи, непонимание сказанного), ЗПР и ЗРР; в тяжёлых случаях это проявляется в умственной отсталости, нарушениях темпа роста и физического развития. При смещении Атланта изначально уже существуют предпосылки в организме, приводящие к возникновению радикулита, остеохондроза шейного отдела, зажатия нервных отростков и заболеваниям, связанным с деформированием позвоночника человека. Естественно, что при таком раскладе ребёнок будет развиваться неполноценно. Помимо вышесказанного, неправильно расположенный шейный позвонок оказывает значительное давление на спинной мозг. Сигналы организма доходят до нервной системы с опозданием, что снижает способность мозга к обработке инфорации, влияет на время и правильность, адекватность реакции.

Так как смещенный Атлант пережимает кровеносные артерии, питающие головной мозг, ребёнок заметно начинает отставать в развитии, у него снижается интерес к речи, внимание, ясность ума, осознанность и память. Ребёнок не желает вникать в речь окружающих людей, не может выполнить элементарные инструкции; у него не формируются или заметно отстают звуки раннего онтогенеза и другие компоненты речи, развивающиеся позднее: словарь, грамматика, фразовая и связная речь.

Основываясь на вышесказанном, можно утверждать, что логопед в работе с ребёнком, имеющим ЗРР, должен использовать не только методики, развивающие речевые умения, но и массажную технику шейно-воротникового отдела, необходимую для восстановления нормальной физиологической базы детского организма. Массаж воротниковой зоны у детей способствует увеличению притока крови к мозгу (в частности лучше снабжается кровью речевая зона), питательных веществ и кислорода. Далее подробно рассмотрим методику массажа при ЗРР.

Чтобы использовать в логопедической практике массажную технику шейного отдела, специалисту необходимо пройти медицинские курсы, получить основные, базовые медицинские знания анатомии и физиологии детского организма, чтобы не навредить ребёнку ещё больше. В методике использования массажа первый и самый важный шаг – расположить к себе ребёнка. Процедура должна проводиться в непринуждённой обстановке, даже если логопед работает в медицинском кабинете. Комната должна быть оборудована игрушками, кушеткой, табуреткой либо небольшим креслом для проведения процедуры массажа. В обстановке комнаты ни в коем случае не должно встречаться предметов, которые могут напугать ребёнка или вызвать у него негативную реакция – шприцы, клизмы, градусники – всё это необходимо убрать с глаз. В ходе выполнения массажа на заднем фоне можно включить расслабляющую классическую музыку либо весёлые детские песенки. Перед процедурой необходимо поинтересоваться у ребёнка, как он себя чувствует, как у него прошёл день, болит ли у него что-нибудь и т. д. Главная цель – максимальное расслабление ребёнка .

Если ребёнок посещает логопедические занятия у специалиста (логопеда, логопеда-дефектолога), который делает ему массаж, то занятие можно построить следующим образом: речевая разминка, знакомство с темой занятия, побуждение ребёнка к говорению с помощью различных методик и игровых упражнений и, как только ребёнок ощутит усталость, необходимо прекратить занятие и сделать ему массаж по требованиям, изложенным ниже. Во время выполнения массажной техники необходимо общаться с ребёнком, повторять пройденный материал.

Во время массажа движения выполняются сверху вниз, при этом необходимо избегать область позвоночного столба. Массаж начинают с легкого поглаживания, давление постепенно увеличивается, движения переходят в «растирание» и «выжимание». После «выжимания» переходят к растиранию. Его выполняют тремя пальцами: указательным, средним и большим; разминают, как правило, трапециевидную мышцу. Завершается массаж растиранием и разминанием по верхней части спины и по плечевым суставам. Продолжительность одного сеанса массажа составляет на начальных этапах 15 минут, позднее – до 25 минут. Следует отметить, что при наличии табурета в массажном кабинете или комнате, необходимо приобрести высокий стол. В таком случае, массаж будет выполняться следующим образом: табурет необходимо поставить перед высоким столом. На стол кладётся мягкая, удобная подушка (желательно яркая, детская), на которую опускается голова ребёнка .

Так как массаж выполняется логопедом, специалисту ни в коем случае нельзя молчать во время процесса: любое движение сопровождается речью в спокойном, нежном тоне (тем самым мы провоцируем ребёнка с ЗРР на говорение). Необходимо учитывать тот факт, что при выполнении массажной техники ребёнок может испытывать болевые ощущения. В таком случае необходимо уменьшить силу давления и постараться максимально расслабить напряжённую мышцу.

Вообще, детский массаж имеет ряд специфических особенностей и требует повышенного внимания со стороны специалиста и особого оснащения рабочего кабинета. Кроме того, для каждой возрастной группы детей в медицине существуют определённые требования, предъявляемые к специалисту: например, детям до годовалого возраста можно выполнять массаж исключительно после достижения ими семи недель. Для таких пациентов разрешается только поглаживание воротниковой зоны. После достижения ребёнком 6 месяцев допускается применение приёма растирания шейно-воротниковой зоны. Трапециевидные мышцы необходимо массажировать сверху вниз и ни в коем случае не допускать давления на позвоночник, так как кости и мышцы ребёнка ещё не окрепли и вместо пользы можно нанести необратимый урон.

Необходимо отметить, что при правильном выполнении массажной техники, можно уже после первого посещения массажного кабинета убедиться в положительном эффекте массажа шейно-воротниковой зоны. Если ребёнок был гиперактивным, неусидчивым, то после процедуры ребёнок становится более расположенным к занятиям, может дольше слушать, выполнять задания и словесные инструкции. Самочувствие ребёнка заметно улучшается, исчезают головные боли и головокружение. В некоторых случаях после посещения пяти процедур ребёнок начинал проявлять речевые функции, желание общаться с окружающими, объяснять свои желания при помощи слов, фраз. При дальнейшем выполнении такой терапии у ребёнка снижается вероятность появления вторичных нарушений в структуре речевого дефекта, сколиоза и проблем с осанкой.

Таким образом, можно сделать вывод, что массаж шейно-воротниковой зоны очень полезен детям, имеющим задержку речевого развития. Воротниковая зона, к которой относят шею, надплечья, область затылка, — это одна из рефлексогенных зон человеческого организма, богатая кровеносными артериями, которые снабжают головной мозг кровью, необходимыми микроэлементами и кислородом. В случае постановки ребёнку такого диагноза, как ЗРР, следует обратиться к врачу, который назначит данную процедуру. Уже после нескольких сеансов массажа кровоснабжение головного мозга ребёнка, имеющего ЗРР, заметно улучшается и логопедические занятия в комплексе с массажной техникой шейно-воротникового отдела дают великолепные результаты. Вскоре речевые способности ребёнка будут соответствовать норме развития в его возрастной категории .

Библиографическая ссылка

Сунагатуллина И.И., Александрова И.А. МАССАЖ ШЕЙНО-ВОРОТНИКОВОЙ ЗОНЫ КАК СРЕДСТВО УСТРАНЕНИЯ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ЗРР) // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18104 (дата обращения: 27.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Задержку речевого развития ребёнка специалист может ставить (диагностировать) уже с 3-4 лет. Причин, по которым ребёнок отстаёт от нормы много. Вся коррекционная работа, которая направлена на преодоление задержки речевого развития, должна вестись разными специалистами: психологами, педагогами, медиками. Только при слаженном взаимодействии всех профессионалов, можно говорить о положительном конечном результате.

Значительную роль при работе с детьми с патологией речи отводится на логокоррекцию. Опытный логопед с помощью специальных методов и приёмов обследует ребёнка с ЗРР и планирует свою дальнейшую работу. В состав этой работы, как правило, входит и специальный логомассаж, так как логопедический массаж при ЗРР – это эффективное средство в борьбе с недугом.

Основные понятия и требования к проведению логопедического массажа

Качественный логопедический массаж при задержке речевого развития даёт отличный результат по устранению речевого нарушения. Количество сеансов рассчитывается индивидуально для каждого ребёнка с ЗРР. Сеансы в основном должны проводятся ежедневно. Для того, чтобы специалист мог делать данную процедуру ребёнку, ему необходимо пройти специальное обучение – медицинские курсы, при этом детально изучить анатомию и физиологию детского организма, во избежание нанесения ему травм.

Важно! Строго запрещается специалисту делать массаж, имея украшения на руках или поражённые кожные покровы. Ногти должны быть острижены, руки чистые и тёплые.

Разновидности массажа рекомендованных при ЗРР

На практике используется два вида массажа:

Вид массажа Особенности применения
Логопедический массаж Способствует нормальной работе тонуса мышечной мускулатуры и улучшает работу мышц артикуляционного аппарата.
Массаж воротниковой зоны Позволяет с помощью определённого воздействия на отдел воротниковой зоны, насытить кислородом и усилить кровообращение в той зоне коры головного мозга, которая отвечает непосредственно за речь.

Противопоказания к применению

Запрещается проводить процедуру, если наблюдается один из ниже перечисленных диагнозов:

  • острые инфекционные заболевания;
  • повышение температуры, озноб;
  • инфекционные заболевания кожных покровов (герпесы, язвы, дерматиты);
  • лимфаденит (воспаление лимфатических узлов);
  • инфекционные болезни глаз (конъюнктивиты);
  • инфекции полости рта (стоматиты, гингивиты);
  • повышенное / пониженное артериальное давление.

Инструменты в работе логопеда

Во время проведения процедуры специалист может использовать следующие инструменты для логопедического массажа:

  • профессиональные вибромассажёры;
  • массажные зонды;
  • руки.

Какую бы технологию и рабочий инструмент не выбрал логопед, одним из первых и самых главных аспектов в работе специалиста – это умение найти контакт с ребёнком, расслабить его.

Место проведения массажа

Ряд требований предъявляется и к кабинету, для проведения процедуры. Он должен быть оснащён всем необходимым: детские игрушки, кушетка, табурет и кресло для работы. Если же процедуры проводятся в больнице, то из кабинета стоит убрать те вещи, которые могут напугать малыша (медицинские инструменты, наглядные пособия и материалы). В кабинете для проведения процедур всегда должна быть комфортная температура.

Технология проведения логопедического массажа лица

При логокоррекционной работе с детьми логопатами наряду с традиционными формами, приёмами используется и логопедический массаж лица. Классический массаж детям с задержкой речи проводится руками. При поведении используются четыре основные приёма:

  • поглаживание,
  • растирание,
  • разминание,
  • вибрация.

Его выполнение состоит из проведения манипуляций на разных участках лица:

  • лоб,
  • щёки,
  • нос,
  • рот,
  • подбородок.

Каждое движение повторяется по 8-10 раз.

Массаж лба

Производится следующим образом:

Действие Чем выполняется Примечания
Поглаживающие движения Ладонь От середины лба к височной части.
Разминающие движения Рука От бровей к верхней части лба.
Вибрация Рука или виборомассажёр От бровей к верхней части лба.

Массаж щёк

Следующим этапом будет массирование щёк. В ходе выполнения используют разминающие и растягивающие движения. Производят их от уголков рта вверх к вискам по направление расположения мышц щёк. После переходят к лёгкому поглаживанию от скул до низа челюсти.

Массаж носа

Массаж носа выполняют поглаживающими, растягивающими и вибрационными движениями по крыльях носа. Дальше переходят на лёгкие поглаживания носогубной складки от крыльев носа к углам рта.

Массаж рта

На следующем этапе специалист делает массаж рта. Для этого поглаживают и растягивают кожу с середины верхней губы, плавно переходя к углам рта. Для нижней губы проводятся аналогичные действия. Тип движения – поглаживающий, растирающий и вибрационный.

Массаж подбородка

Завершается процедура массированием подбородка. Для этого используют технологии поглаживание и разминание движениями от подбородка к углу рта. Тип движения – поглаживающий и разминающий.

Качественно проведённая процедура – это преодоление больной ступени на пути к преодолению патологии речи.

Массаж воротниковой зоны ребёнку при ЗРР

Учёными давно доказана взаимосвязь между воротниковым отделом и функцией коммуникации (речевая функция). Шейно-воротниковый отдел – это не только шея, он состоит из многих других составляющих, а именно:

  • область шейных позвонков,
  • задней части шеи,
  • верхние мышцы плечевого пояса,
  • боковая поверхность шеи,
  • надключичные ямки.

Зная строение воротниковой зоны и механизмы воздействия, при правильной технологии проведения манипуляций можно получить хороший результат. Именно данный вид процедуры способствует приближению к норме речевых навыков и обеспечивает полноценное функционирование нервной системы. Массаж ребёнку при ЗРР нужно делать для того, чтобы стимулировать непосредственно речевые зоны мозга.

Задержка речи — массаж воротниковой зоны, технология его выполнения

Как только ребенок полностью расслабится и мастер убедиться в удовлетворительном состоянии, после этого можно начинать массаж воротниковой зоны при ЗРР. Его кладут на кушетку спиной вверх, руки вытягивают вдоль туловища. Детям с ЗРР, у которых есть сколиоз, поворачивают голову в противоположную сторону по отношению к искривлению. Далее выполняются манипуляции, описанные ниже в таблице.

Действие Чем выполняется Примечание
Лёгкое поглаживание сверху вниз Ладонь Не затрагивая область позвоночника.
Поглаживание сверху вниз Ладонь Не затрагивая область позвоночника.Давление усиливается.
Растирание 3 фалангами пальцев Активно массируется трапециевидная мышца.
Выжимание 3 фалангами пальцев Активно массируется трапециевидная мышца.
Разминание Рука Прорабатывается верхняя часть спины и плечевые суставы.

Начинают первые сеансы с 15 минут, а в дальнейшем наращивают время до 25 минут. При его правильном проведении малыш не должен ощущать боли. Поэтому массаж при ЗРР воротниковой зоны стоит оградить от сильных растираний и разминания, чтобы избежать боли в шейном сегменте.

Важно! Массаж при задержке речи ребёнку сопровождается разговором логопеда с малышом, при этом важно использовать каждую минутку и побуждать ребёнка к разговору и развитию навыков коммуникации.

Курс массажа

Для получения хорошего результата специалист назначает целый курс массажа воротниковой зоны при ЗРР. Это минимум 20 сеансов и возможно еще увеличение их количества. Через 1,5 – 2 месяца это курс можно повторить.

Положительная динамика заметна уже после несколько проведённых процедур. Так, дети с ЗРР, у которых присущи признаки гиперактивности, после проведения процедуры стают более спокойными, улучшается их общее самочувствие. Данный вид процедуры поможет ребёнку с ЗРР быстрее не только справиться с нарушениями речи, а ещё и улучшить его физическое развитие.

Консультация для родителей «Массаж — метод естественного оздоровления детей с ЗПР»

Людмила Воронова
Консультация для родителей «Массаж — метод естественного оздоровления детей с ЗПР»

Психологические исследования у детей с задержкой психического развития (ЗПР) указывают на то, что у них недостаточно сформированы такие психические функции, как: мышление, внимание, восприятие, память, замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности, большинство детей с ЗПР имеют нарушение или недоразвитие мелкой моторики, общей моторики и зрительно-двигательной координации. При совместном лечении невролога, психиатра, занятиях психолога, дефектолога, помощи со стороны родителей и малыша, преодолеть задержку в развитии возможно. Главное, начать занятия своевременно. Очень важным разделом в коррекционно – педагогической работе с детьми, имеющими проблемы в развитии – является развитие крупной и мелкой моторик. Степень сформированности движения ребёнка зависит от физиологической зрелости «коры головного мозга». Одним из значимых методов лечения двигательной сферы детей с ЗПР является массаж, так как раздражение нервных окончаний в мышцах вызывают ответную реакцию в коре головного мозга, что позволяет стимулировать его развитие. Массаж и гимнастика помогут вам справиться с различными заболеваниями ребенка и значительно уменьшить количество применяемых лекарств. Ведущая роль в развитии движений детей принадлежит семье, вне стен дошкольного учреждения, которая может её стимулировать, или наоборот задерживать. Успешность работы зависит от систематичности и взаимосвязи дошкольного учреждения и семьи. Массаж, как метод естественного оздоровления организма, возник в очень давно и как метод лечения применялся уже в третьем тысячелетии до нашей эры в Индии, Греции и Риме.

Какое же благотворное действие оказывает массаж на ребёнка с ЗПР?

1. При массаже происходит раздражение нервных окончаний, заложенных в коже, сухожилиях, связках, мышцах, сосудах и внутренних органах, вызывая ответную реакцию в виде различных функциональных положительных сдвигов в органах и системах;

2. У детей с психическими расстройствами уменьшается возбудимость, чаще появляются положительных эмоций.

3. Благодаря приёмам массажа высвобождается гормон гистамин и способствует активизации приспособительных сил организма;

4. Массажные приёмы влияют на передвижение крови, лимфы, межтканевой жидкости. В связи, с чем увеличиваются обменные процессы и кожное дыхание, устраняются застойные явления.

Может ли мама сама делать профилактический массаж? Да может.

Для проведения массажа, нужно соблюдать правила проведения массажа:

1. Помещение должно быть хорошо освещенным, проветренным.

1. Проследить, чтобы ребёнок был в хорошем настроении.

2. Массаж следует проводить примерно через 30-45 минут после него еды;

3. Будьте ласковы и доброжелательны.

4. Руки обязательно должны быть чистыми и теплыми, ногти подстрижены, без украшений на руках

5., Чтобы не вызвать аллергию, не использовать крема, присыпки

При проведении массаж ребенок получает положительные эмоции, а потом лечебно-оздоровительную процедуру, не забывайте об этом.

Виды массажа:

Самостоятельно мамы могут использовать следующие виды массажа:

Поглаживание — легкие, скользящие, ритмичные движения по коже ладонной или тыльной стороной рук. Оказывает преимущественно успокаивающее действие и в то же время улучшает обмен веществ

Растирание — вариант поглаживания, при котором производится несколько более сильное давление руками. Оказывает положительное действие на кожу, подкожно-жировую клетчатку, поверхностно расположенные мышцы.

Поверхностное и глубокое разминание — проводится более короткими движениями, но с большим давлением, чем при растирании. Оказывает благотворное воздействие на глубоко лежащие мышцы. При этом усиливается их кровоснабжение, улучшается питание, нарастает масса, сила, сократительная способность.

Поколачивание или похлопывание — это ряд ритмичных ударов, производимых поочередно тыльной поверхностью сначала одного, потом двух, а затем трех и четырех пальцев обеих рук. Особенно полезно применение этого приема в отношении детей с излишним весом.

Легкое похлопывание и вибрация — производятся движения, вызывающие легкие, ритмичные сотрясения всего тела.

Поглаживанием начинаюте и заканчивают комплекс.

Чтобы ребенок получал дополнительное удовольствие от процесса, можно сопровождать свои действия короткими стихами.

Кода делаете массаж рук и ног можно причитать стихотворения:

Ручки-рученьки, да у деточки.

Потягушеньки — словно веточки,

Тянем к мамочке — потянушечки,

И ладошечки, и подушечки.

Ножки-ноженьки, потягушечки,

По дороженьке побегушечки,

Ножки сладеньки, да ножулечки,

Ножки маленьки, крохотулечки.

На колешечках — сладка ямочка,

Вот как солнышко любит мамочка!

Когда делаете массаж стоп можно проговаривать:

Маленькие пальчики,

Девочки и мальчики.

Розовы подушечки,

Крохотны ногтюшечки,

Пальчики-горошинки,

До чего ж пригоженьки…

Вот какие ножки

Ходят по дорожке!

Когда делаете массаж живота можно проговаривать:

Мы погладим пузики,

Толстые арбузики.

Спит щеночек, спит котенок.

Улыбается ребенок.

Когда делаете массаж кисти руки:

Мышки бегают по кругу:

Друг за другом, друг за другом!

Утащили мышки сыр,

Затевают мышки пир!

Водят мышки хоровод,

Делит сыр усатый кот:

Вот тебе, держи, кусочек,

Заворачивай в платочек!

Вот тебе кусочек сыра,

Запивай его кефиром!

Вот тебе, не прозевай,

Поскорее уплетай.

И тебе кусок достался,

Ты голодным не остался.

И последний, наконец!

Вот так котик, молодец!

Будьте здоровы!

Диагноз ппцнс у ребенка — что это? Очень часто с этим вопросом обращаются к педиатру молодые мамы, в недоумении и волнении как с этим жить дальше и что лучше предпринять? Перинатальное поражение нервной системы у детей – это диагноз, объединяющий в себе достаточно обширный симптома комплекс, а также целую группу поражений головного мозга, возникающих по различным причинам и в разный период времени.

Несмотря на различную этиологию и причины возникновения, течение заболевания можно разделить на несколько периодов:

— острый период – это от рождения до 1 месяца малыша.

— восстановительный период включает в себя ранний восстановительный в возрасте грудничка от 2 до 3 месяцев и поздний восстановительный от 4 месяцев до года у доношенных новорожденных и до 2 лет у недоношенных.

— период исхода заболевания.

Каждый период заболевания имеет свои симптомы и отдельные признаки, указывающие на имеющуюся патологию. Также, сила выраженности этих проявлений зависит от индивидуальных особенностей ребенка, степени и глубины поражения структур головного мозга, тяжести общего состояния.

ППЦНС у детей признаки симптомы заболевания

Синдром острого периода представляет собой промежуток жизни младенца от рождения до 1 месяца. Здесь можно наблюдать синдром угнетения центральной нервной системы в виде ослабления мышечного тонуса и двигательной активности, также у новорожденных слабо проявляются физиологические рефлексы. Такие дети достаточно пассивные, больше спят, отказываются от вскармливания. При более выраженных нарушениях на лице малыша присутствует характерный окрас кожи лица с некоторой мраморностью, ребенок страдает запорами, метеоризмом, частыми срыгиваниями. Могут отмечаться нарушения ритма дыхания и сердечных сокращений. При тяжелых состояниях выражен гипертензионно-гидроцефальный синдром с повышенным внутричерепным давлением, визуализируется выступающий и пульсирующий большой родничок, расхождение черепных швов. Судорожный синдром в виде мышечных подергиваний конечностей также имеет место быть. Крайне тяжелые состояния с сопутствующими серьезными патологиями головного мозга характеризуются развитием коматозных состояний с полным отсутствием сознания.

Восстановительный период заболевания приходится от 2 месяцев до 1 года у доношенного малыша и 2 лет у недоношенного, и характеризуется несколько своеобразным течением. В этот период ребенок, напротив, проявляет чрезмерную нервную возбудимость, плаксивость, капризность, патологическую двигательную активность в виде мышечных сокращений конечностей, лица, туловища, в редких случаях языка и мягкого неба. Ребенок не может удерживать головку, отсутствует выраженная мимика на лице, отмечается задержка гуления. Так выражаются первые признаки задержки психического развития.

Период исхода заболевания для всех детей неоднозначен, т.к. все зависит от степени выраженности заболевания, правильно подобранном лечении на протяжении течения данного состояния. К 1 году жизни малыш взрослеет, и созревают все структурные элементы неравной системы. Если говорить о недоношенных детях, то у них этот процесс созревания несколько замедлен и приходится на возраст 2 года и старше.

Как правило, в большинстве случаях с умеренно выраженными симптомами заболевания, проявления ППЦНС постепенно угасают, могут сохраняться минимальные явления. Однако, в тяжелых случаях выражаются такие последствия перинатального поражения ЦНС, как:

    • Задержка психического, моторного и даже развития.

  • Признаки цереброастенического синдрома в виде неустойчивого настроения, двигательных нарушений, беспокойства.
  • Гиперактивность, связанная с нарушением функционирования ЦНС, дефицит внимания, снижение памяти.

В крайне тяжелых случаях перинатальное поражение ЦНС может приводить к возникновению эпилепсии, ДЦП, гидроцефалии.

Диагностические мероприятия в случае постановки малышу такого диагноза, включают в себя: УЗИ головного мозга, МРТ, электроэхоэнцефалографию, доплерографию, нейросонографию.

Перинатальное поражение центральной нервной системы у ребенка требует своевременного и грамотного лечения. Учитывая то, что данный диагноз, как правило, устанавливается еще в родильном доме, ребенок уже выписывается с дальнейшими рекомендациями для проведения лечения. В первую очередь грудничку обеспечиваются нормальные условия ухода и благоприятная атмосфера пребывания в естественных условиях. В зависимости от степени тяжести, лечение проводят амбулаторное или стационарное. Медикаментозная терапия включает в себя препараты, направленные на восстановления обменных процессов в головном мозге, улучшения мозгового кровообращения, снижения мышечного тонуса.

Массаж детям при перинатальном поражении цнс относится к нетрадиционным методам лечения, однако, оказывает достаточно хороший эффект в плане скорейшего восстановления и выздоровления малыша. Доношенным детям массаж начинают проводить к концу первого месяца жизни, недоношенным несколько позже.

Массаж ребенку при ппцнс включает в себя ряд приемов, которые подбираются индивидуально, в зависимости от выраженной симптоматики.

Детям с синдромом гипервозбудимости проводят расслабляющий массаж, одновременно направленный на укрепление мышечной системы. Здесь используют прием поглаживания, легкого постукивания, растирание и точечный массаж.

Малышам с симптомами угнетения ЦНС используют тонизирующий массаж, с целью стимуляции мышечных волокон. Здесь техника массажных движений включает в себя легкие пощипывания, поколачивания и более интенсивное растирание.

Курс массажа у детей при таких состояниях составляет 10-15 сеансов, повторяющиеся через 1-2 месяца.

Также, отличный лечебно-восстановительный эффект оказывает комплекс оздоровительных водных процедур, теплолечение, электрофорез, парафинотерапия, иглорефлексотерапия.

«Доктор Гален» консультация ортопеда, травматолога, ревматолога. Обследование. Лечение. Медицинские изделия.

К сожалению, нарушения функций центральной нервной системы и, как следствие, нарушение мышечного тонуса- самая распространённая патология раннего детского возраста, внимательное ежедневное наблюдение за ребёнком позволяет выявить малейшие недостатки в развитии психических реакций и двигательных навыков.

Лечебная гимнастика и массаж при нарушениях функций центральной нервной системы

Для начала оцените мышечный тонус ребёнка: Вашему ребёнку 3-4 месяца, полностью разденьте малыша и положите его на живот на пеленальном столике. Здоровому ребёнку это положение нравится, он способен в течение нескольких минут удерживать голову и свободно поворачивает её в стороны, руки опираются на предплечья, как правило, вынесенные вперёд, кулачки уже некрепко сжаты и не захватывают большие пальцы, грудь слегка приподнята над поверхностью стола, живот и таз плотно прижаты к столу, бёдра слегка разведены, голени приподняты, туловище- прямое. Убедитесь в этом, проведя мысленно линию от середины затылка до межъягодичной складки, у детей с нарушением мышечного тонуса эта линия постоянно смещена в одну сторону (асимметричное положение туловища и головы). Выпрямите ноги ребёнка и сведите их, посмотрите, симметричны ли ягодичные и подколенные складки. Ребёнок свободно перекладывает голову направо и налево, не отдавая предпочтения какой-либо стороне, сгибание голеней должно происходить свободно, без отрыва таза от поверхности стола. Понаблюдайте за положением вашего ребёнка на спине, вначале убедитесь, что малыш смотрит на вас и улыбается, голову ребёнок держит по средней линии, свободно поворачивая её в стороны. Руки уже достаточно свободны, ребёнок много времени играет ими, пытается засунуть их в рот, туловище выпрямлено: убедитесь в этом, проведя мысленно линию нос- подбородок- грудина- пупок- лобок, правая и левая стороны должны быть симметричны, ноги согнуты, бёдра широко разведены, в случае, если положение туловища и головы чаще асимметрично, обратитесь к педиатру или невропатологу. Вашему ребёнку 6-7 месяцев. Оцените его физическое развитие в этом возрасте: положите раздетого малыша на живот, обратите внимание на опору на вытянутые руки, кисть хорошо раскрыта, голова свободно поворачивается во все стороны, грудь приподнята над поверхностью стола, живот и таз ещё прижаты к столу, ноги раздвинуты, колени согнуты, голени свободно поднимаются, при взгляде сверху позвоночник занимает срединное положение, не отклоняясь ни вправо, ни влево. Лёжа на спине, ребёнок играет со своими руками и ногами, движения стали целенаправленными и согласованными, голова лежит посредине между плечами, легко наклоняется вперёд , малыш самостоятельно поворачиваеться со спины на живот, он начинает садиться, при сидении обратите внимание на спину ребёнка- она должна быть прямая. Оцените развитие ребёнка в возрасте 9-10 месяцев: малыш стоит на четвереньках, опираясь на ладони и голени, руки выпрямлены, кисти раскрыты, ребёнок может опираться только на одну руку, голова свободно поворачивается во все стороны, грудь, живот и бёдра приподняты, ноги согнуты, стопы располагаются на опоре тыльной поверхностью. Ребёнок начинает ползать на четвереньках назад и вперёд, свободно перенося свой вес с рук на ноги, возможно, ваш малыш уже стоит, держась за опору, переступает ногами, следите за тем, чтобы он ставил свои стопы полностью, не поднимаясь на носки.

НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ МАССАЖА И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ОБЩЕМУ РАССЛАБЛЕНИЮ МЫШЦ ТЕЛА РЕБЁНКА

Ранее уже отмечалось, что массаж детей первых месяцев жизни носит, в основном, расслабляющий характер, прекрасным расслабляющим эффектом обладает приём поглаживания, его широко используют в детском массаже, скольжение руки взрослого должно быть очень мягким и медленным. Приёмы растирания и разминания также могут способствовать расслаблению, если выполнять их нежно и мягко, в более медленном, чем обычно, темпе. Из специальных приёмов особенно эффективно потряхивание, которое часто используется для снижения повышенного тонуса мышц конечностей при выполнении пассивных движений, при этом ваша рука плотно захватывает ручку или ножку ребёнка, как бы сливаясь с ней, и мелко дрожит, направление колебательных движений зависит от направления движения, которому вы помогаете, ритм и скорость колебаний волнообразно меняется. Сначала это движение может показаться слишком сложным, с целью тренировки попробуйте следующее упражнение: в руку, обращённую ладонью вниз, вставьте между двумя пальцами карандаш, во время выполнения приёма карандаш рисует на листе бумаги вибрационную кривую, она должна быть довольно равномерной, без резких перепадов. Для расслабления мышц успешно применяют точечный массаж (точечную вибрацию), он заключается в следующем: подушечкой одного пальца (большого, указательного или среднего) надавливают на определённую зону (точку) с одновременной вибрацией, не отрываясь от неё в течение пяти-пятнадцати секунд, колебательные движения должны быть очень мелкие (почти незаметное дрожание), быстрые, причём лучше, если скорость их будет меняться волнообразно (вначале помедленнее, в середине быстро, в конце снова помедленнее), давление на точку также меняется от поверхностного к глубокому и к концу снова ослабевает. Точечный массаж делается руками по 2-3 надавливания с паузами между ними по 3-5 секунд, во время которых на массируемом участке проводится поглаживание. Весьма эффективны для расслабления мышц некоторые позы и упражнения лечебной гимнастики: поза эмбриона- ребёнок лежит на спине, руки малыша скрещивают на груди, сгибают ноги, колени приводят к животу, пригибают голову вперёд, позу фиксируют руками взрослого, в этой позе можно покачивать ребёнка к себе-от себя и с одного бока на другой 5-10 раз, движения делать плавно, ритмично. покачивание на мяче- с помощью укладывания ребёнка на мяч и покачивания его в этом положении, также можно устранить или значительно снизить выраженное повышение мышечного тонуса, упражнения проводят следующим образом: ребёнка укладывают животом и грудью на мяч и, придерживая его, медленно покачивают вперёд-назад, вправо-влево и по кругу, медленное размеренное покачивание ребёнка на мяче (лёжа на животе) можно сочетать при повышенном тонусе мышц-сгибателей рук с осторожным (без насилия) выведением их вперёд. покачивание на весу- держа ребёнка вертикально на весу, слегка покачивайте его туловище из стороны в сторону, это упражнение хорошо делать в воде, покачивая ребёнка в вертикальном или горизонтальном положении. Плавание оказывает наибольшее расслабляющее действие, ежедневное купание в тёплой (но не горячей) воде, плавательные движения в большой ванне или занятия в бассейне исключительно полезны для малышей.

ПРИЁМЫ И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАССЛАБЛЕНИЮ МЫШЦ-СГИБАТЕЛЕЙ РУК, РАЗВИТИЮ ХВАТАТЕЛЬНОЙ И ОПОРНОЙ ФУНКЦИЙ РУК

прежде всего надо добиться хорошего расслабления мышц всего тела, для чего сделайте несколько покачиваний в позе эмбриона или на мяче, при покачивании на мяче вперёд старайтесь, чтобы ребёнок выставлял руки перед собой, раскрывая кисти. Для расслабления мышц-сгибателей рук (которые расположены на передневнутренней поверхности), применяют большее количество поглаживаний рук и груди, эффективен точечный массаж (тормозной метод), используется лёгкое потряхивание кисти для расслабления мышц предплечья- захватите предплечье в его средней части и сделайте 3-5 потряхивающих кисть ребёнка движений. Эти приёмы массажа сочетаются и чередуются с пассивными упражнениями, причём упражнения делаются только тогда, когда мышцы рук достаточно расслаблены и движения совершаются мягко, свободно и без особых усилий.

Упражнения для детей первого года жизни (расположены по степени увеличения сложности)- отведение согнутых в локтях рук, скользя ими по поверхности стола, отведение согнутой руки вверх в положении ребёнка на боку, выведение согнутых рук вперёд в положении ребёнка на животе, отведение выпрямленных рук в стороны в сочетании с потряхиванием (вместе и поочерёдно), скрещивание рук на груди с последующим отведением их в стороны, бокс- поочерёдное сгибание и разгибание рук, поочерёдное поднимание рук вверх, одновременное поднимание рук вверх, круговые движения руками. Сложное движение- согнуть руки в локтях, затем поднять прямые руки вверх, опять согнуть и опустить вниз (ладони обращены к телу). Вращение предплечий- Руки согнуты в локтях, среднее положение предплечий- ладони обращены друг к другу- повернуть предплечья наружу (супинировать)- ладони обращены к лицу ребёнка- вернуться в среднее положение и повернуть внутрь (пронация предплечий)- ладони обращены ко взрослому. Отведение и разгибание большого пальца руки- для этого делают точечный массаж у его основания (на тыльной поверхности кисти), иногда разгибание большого пальца достигается лишь после точечного массажа с боковых сторон основания ногтя всех остальных пальцев и их разгибания. Одновременно с описанными приёмами проводят массаж (более энергичный) и упражнения, укрепляющие ослабленные, растянутые мышцы-разгибатели руки (которые расположены на задненаружной поверхности предплечья), очень полезны похлопывания раскрытой кистью ребёнка по различным поверхностям: по столу, стене, крупным игрушкам, игра «ладушки», приучите малыша хлопать по воде во время купания- это наверняка понравится ребёнку, захватив детскую ручку, проведите ладошкой по своему лицу или руке- это приятно и полезно. В более позднем возрасте, когда кисть ребёнка достаточно раскрыта, научите его самостоятельно играть в «ладушки» и «сороку» («сорока-сорока, кашу варила, деток кормила»- поглаживание по ладошке, «этому- дала, этому- дала»- при перечислении деток- массаж пальчиков). Для развития хватательной функции рук рекомендуется в первые три месяца проводить несколько раз тренировку хватательного рефлекса, вкладывая свои пальцы в ладони ребёнка, а если рефлекс отсутствует, то в ладонь ребёнка вкладывают кольцо или удобную для захвата игрушку, вокруг которой сжимают пальцы ребёнка, очень важно при этом следить, чтобы большой палец обхватывал кольцо (игрушку) с одной стороны, а другие- с противоположной, потом подвешивают игрушку на расстоянии, удобном для захвата её рукой, или с этой же целью подносят к ребёнку яркую звучащую игрушку, побуждая взять её из разных положений (лёжа на спине, на животе, сидя). Для развития опорной функции руки очень полезно положение ребёнка на животе, если малыш ещё плохо держит голову, то положите ему под грудь сложенную в несколько раз пелёнку, следите, чтобы ребёнок, лёжа на животе, опирался на согнутые ручки и держал кисти раскрытыми, в дальнейшем дети опираются на выпрямленные руки, приподнимая туловище. Научите ребёнка стоять, а затем и ползать на четвереньках- это замечательная тренировка опорности рук.

Несколько специальных упражнений- ребёнка держат на весу, левой рукой поддерживая его под живот, правой рукой- за ноги (сверху вилочкой), взрослый слегка подбрасывает ребёнка левой рукой над столом (стулом), на котором лежит большая мягкая игрушка или большой мяч, вызывается рефлекс опоры на игрушку- происходит протягивание вперёд рук и раскрытие кистей и пальцев. Поддерживая ребёнка под грудь и за ноги снизу, приближают к опоре, ставят кисти на опору и протягивают ребёнка назад к себе- кисти раскрываются (пальцы разведены). При покачивании на мяче вниз животом выведите руки ребёнка вперёд и, наклоняя мяч вперёд, побуждайте малыша опираться на руки. Удерживая ребёнка за ноги вилочкой одной рукой, другой- поддерживая туловище, спускайте медленно ребёнка со своих колен, дивана или кресла на пол головой вниз, важно, чтобы малыш при этом вытягивал ручки перед собой и опирался на них, позже, при самостоятельном передвижении по диванам и креслам, этот навык может очень пригодиться, отмечено, что дети с недостаточно развитой опорностью рук, падая, часто разбивают себе носы. Ребёнок лежит на животе, опираясь на кисти, взрослый осторожно отводит его плечи назад и надавливает вниз на область плеч, добиваясь стабильного упора выпрямленных рук. Ребёнок стоит на четвереньках, взрослый поднимает его голову- происходит выпрямление рук и разгибание пальцев. Тачка- ходьба на руках. Во втором полугодии жизни ребёнка следует развивать манипуляционную функцию руки, побуждая его не только брать в руки игрушку, но и производить с ней различные действия: рассматривать её, перекладывать из руки в руку, бросать, складывать кубики, разбивать пирамидку, давно известна тесная связь между развитием тонкой моторики руки (движений пальцев) и умственным развитием ребёнка, если вы хотите, чтобы ваш малыш побыстрее заговорил, рано начал читать и был в школе отличником, уделите побольше времени массажу и упражнениям для кистей и пальцев, кроме вышеперечисленных, следует потренироваться в противопоставлении пальчиков (большого- всем остальным) в сгибании и разгибании, хорошо, если есть возможность позволить ребёнку нажимать на кнопки, крутить телефонный диск, играть на пианино и тому подобное.

ПРИЁМЫ И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАССЛАБЛЕНИЮ ПРИВОДЯЩИХ МЫШЦ БЕДРА, ЗАДНЕЙ ГРУППЫ МЫШЦ ГОЛЕНИ, РАЗВИТИЮ ОПОРНОЙ ФУНКЦИИ СТОП

При повышенном напряжении приводящих мышц бёдер ребёнок с трудом разводит бёдра в стороны, при поддержке под мышками перекрещивает ноги, прежде чем выполнять упражнения лечебной гимнастики, необходимо расслабить эти мышцы с помощью массажа. Массаж включает в себя большое количество поглаживаний, в том числе и по внутренней поверхности бедра (не затрагивая половых органов), приёмы растирания и разминания применяются только на наружной стороне бёдер. Большое внимание уделяется массажу спины, особенно поясничной области и ягодиц, эффективен точечный массаж, особенно в сочетании с пассивным разведением ног ребёнка (при согнутых коленях). Коснитесь подушечкой одного пальца (или двух) в месте, соответствующем проекции тазобедренного сустава сбоку, надо почувствовать при надавливании как бы углубление, а затем мягко, медленно оказывать одновременно вибрационное и давящее воздействие на точку (зону), одновременно мягко, можно в сочетании с потряхиванием, постепенно отводите бедро ребёнка наружу. Разводя бёдра, нельзя допускать резких движений, насилия, это может вызвать боль при рефлекторном сокращении мышц бёдер и ещё большее их напряжение. Сделайте точечный массаж зоны, расположенной примерно на середине внутренней поверхности бедра, одновременное отведение в сторону и потряхивание согнутой ножки будет способствовать расслаблению приводящих мышц бедра. Значительно снизить напряжение мышц ног можно, покачивая малыша на весу в вертикальном положении или покачивая таз ребёнка, лежащего на столе с согнутыми ногами. Разведение согнутых ног выполняется только после достижения расслабления мышц мягкими вибрационными движениями, без насилия, затем между ног кладут свёрнутую в несколько раз пелёнку и фиксируют её другой пелёнкой или штанишками, это так называемое широкое пеленание, которое может быть рекомендовано всем детям первых месяцев жизни в профилактических целях. Упражнения для ног, такие как сгибание и разгибание, скользящие шаги, топание стопами по поверхности стола и так далее, делаются только с широким разведением бёдер в стороны, очень полезно рефлекторное ползание, разведение согнутых ног ребёнка, лежащего на животе. Научите малыша играть со своими ножками, подтягивать их ко рту- это важно не только для физического развития ребёнка, многие упражнения можно делать во время купания, тёплая вода замечательно расслабляет мышцы. При повышенном напряжении задней группы мышц голени ребёнок в вертикальном положении (поддерживаемый подмышки) опирается на пальцы ног, стоит на цыпочках, при этом тонус мышц передней поверхности голени и тыла стопы снижен (мышцы ослаблены и растянуты), а мышцы задней поверхности голени излишне напряжены. Поэтому массаж ног должен быть дифференцированным: исходное положение: ребёнок лежит на спине, ноги в коленях согнуты, слегка разведены- вначале проводят массаж подошвы с одновременным потряхиванием стопы и сгибанием её вперёд, для облегчения сгибания проведите точечный массаж: мягко и глубоко надавите в месте перехода тыла стопы в голень, затем, с целью укрепления растянутых мышц, проводят массаж мышц передней поверхности голени и стопы (поглаживание, растирание). Задняя поверхность голени массируется более мягко (поглаживание, очень лёгкое растирание и разминание, потряхивание икроножной мышцы), затем положите малыша на живот, согните его ножки в коленях (голени вертикально, перпендикулярно к опоре), и мягко, пластично, с вибрационными движениями надавите на подошвы, растягивая ахиллово сухожилие, в положении ребёнка лёжа на животе стопы его должны быть вне стола (свисать). Для развития опорной функции стоп рекомендуются упражнения для стоп, основанные на рефлексах: указательным и средним пальцами захватите стопу ребёнка, а большим нажмите на подошву у основания пальцев, это вызовет сгибание стопы, затем проведите с нажимом по наружному краю стопы к пятке, происходит разгибание стопы. Массаж тыльной поверхности стоп заключается в поглаживании большими пальцами в направлении от основания пальцев к голени, огибая лодыжки спереди назад, очень полезны следующие упражнения: рефлекс опоры и выпрямления ног- поддерживая малыша в вертикальном положении, дайте ему опереться о поверхность стола, при соприкосновении ступней полусогнутых ног ребёнка с опорой происходит их разгибание. Рефлекторная ходьба- поддерживайте ребёнка в вертикальном положении, слегка наклоняя его вперёд, при соприкосновении стоп с твёрдой поверхностью стола малыш совершает автоматические шаги. Разгибанию ног и развитию опорности стоп способствует рефлекторное ползание, ползание в полувертикальном положении, ползание на спине. При покачивании на мяче следите за тем, чтобы малыш при движении назад ставил стопы на поверхность стола и самостоятельно отталкивался, не допускайте положения на цыпочках, при необходимости помогайте ребёнку, положите большой пластиковый мяч в ножной конец кроватки- пусть малыш пинает его ногами. Скользящие шаги рекомендуются детям старше четырёх месяцев (когда исчезает физиологический гипертонус мышц-сгибателей ног), более ранний вариант этого упражнения- топание стопами согнутых ног по поверхности стола. Полезны упражнения в ванне с тёплой водой, их делают непосредственно во время купания ребёнка, ребёнка поддерживают в вертикальном положении, фиксируя его грудь обеими руками сзади и спереди, поставьте малыша на дно ванны и, перенося вес с одной его ноги на другую, стимулируйте переступание, целесообразно на дно ванны на время проведения этого упражнения положить резиновый рифлёный коврик, во время плавания побуждайте ребёнка отталкиваться от стенки ванны. Для более старших детей, которые уже стоят с опорой, рекомендуются приседания с поддержкой (выполняют с самостоятельно стоящими, держащимися за опору детьми), можно превратить это упражнение в игру, говоря малышу «стань маленьким», затем «стань большим», осторожно, не следует стимулировать стояние и ходьбу преждевременно, ребёнок встанет и пойдёт тогда, когда будет к этому готов, в противном случае резко увеличивается вероятность деформации ног, также не стоит пользоваться прыгунками, в которых закрепляется порочное положение стоя на цыпочках.

НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ МАССАЖА И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УКРЕПЛЕНИЮ МЫШЦ

многолетний опыт доказывает, что ежедневные занятия гимнастикой и массаж позволяют укрепить и развить мышечную систему ребёнка, что особенно важно для детей, имеющих сниженный тонус мышц (гипотонус), для укрепления мышц задней поверхности туловища (задней группы мышц шеи, спины, ягодиц) используют все приёмы массажа, которые выполняются более энергично, особенно растирание и разминание, широко применяются лёгкие ударные приёмы: поколачивание пальцами, похлопывание, стимулирующее пощипывание. Эффективен точечный массаж- тонизирующий метод. Быстрые, отрывистые надавливания подушечкой пальца (среднего, указательного или большого) на определённую точку (зону) вызывает напряжение соответствующих мышц. Упражнения подбираются в соответствии с возрастом и возможностями ребёнка: частое выкладывание на живот и рассматривание игрушек в положении на животе, если ребёнок плохо удерживает голову, то под грудь ему подкладывают валик. Повороты на бок с рефлекторным разгибанием позвоночника, повороты со спины на живот с помощью и без, рефлекторное ползание, ползание в полувертикальном положении, ползание на спине. Поза пловца- взрослый поддерживает ребёнка одной рукой под грудь, другой- за ноги, парение на животе с опорой- взрослый поддерживает ребёнка под грудь двумя руками, ноги малыша упираются ему в живот, парение без опоры ног. Удерживание туловища на весу- положите ребёнка на край стола так, чтобы плечевой пояс и грудь были на весу, удерживание ног на весу- ребёнок лежит на краю стола так, что ноги остаются на весу, в обоих этих упражнениях можно помогать малышу, стимулируя мышцы спины и ягодиц точечным массажем. Для более старших детей полезны наклоны из положения стоя, тачка- ходьба на руках, поднимание из положения на животе. Особенно полезны ползание и ходьба на четвереньках- это прекрасная тренировка всего тела ребёнка, в том числе мышц спины, шеи и ног, подлезание, лазание. Для укрепления мышц передней поверхности тела (передней поверхности шеи, брюшного пресса), кроме приёмов массажа живота, рекомендованных в возрастных комплексах, широко применяют стимулирующее пощипывание вокруг пупка и точечный массаж, в положении на спине полезны любые самостоятельные движения ногами. С полутора-двух месяцев можно делать специальные упражнения (расположены по степени увеличения сложности), включая их в ежедневный комплекс и занимаясь дополнительно: повороты на бок, повороты со спины на живот, переход из горизонтального положения в полувертикальное и обратно (это упражнение удобно делать, держа малыша у себя на коленях, следите, чтобы голова не запрокидывалась), выкладывание спиной на мяч, парение на спине или подготовка к нему, присаживание за отведённые в стороны руки, за согнутые руки, наклоны из положения стоя, поднимание выпрямленных ног (достань ногами до палочки), вначале с помощью взрослого, затем самостоятельно, повороты туловища в стороны (более старшие дети могут выполнять присаживание самостоятельно или за руку).

НЕКОТОРЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ПРИЁМЫ МАССАЖА ПРИ АСИММЕТРИИ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА ТУЛОВИЩА И КОНЕЧНОСТЕЙ

внимательное наблюдение за малышом позволяет отметить малейшие признаки асимметрии мышечного тонуса, если туловище ребёнка чаще изогнуто в какую-либо одну сторону, это повод для беспокойства. При асимметрии тело ребёнка представляет собой как бы дугу с выпуклостью в сторону меньшего мышечного тонуса, ноги и таз повёрнуты в сторону повышенного мышечного тонуса, иногда надплечье с этой стороны ниже, и голова нередко наклонена в эту же сторону, движения конечностей со стороны повышенного мышечного тонуса могут быть либо более, либо менее выражены, чем на другой стороне. Специальный массаж и лечебная гимнастика проводятся на фоне общеукрепляющих занятий по возрастным комплексам, основная задача- нормализовать тонус мышц всего тела ребёнка, то есть расслабить напряжённые и укрепить ослабленные мышцы. На стороне повышенного мышечного тонуса (вогнутая сторона дуги) применяются расслабляющие приёмы массажа: поглаживание, лёгкое растирание и нежное разминание, вибрация, потряхивание. На стороне пониженного тонуса делается укрепляющий массаж: поглаживание, более энергичное растирание и разминание, стимулирующее пощипывание и ударные приёмы. Массировать надо всё тело ребёнка (спину, грудь, живот, ручки и ножки), соблюдая вышеописанный принцип. Специальные упражнения обязательно перемежаются и сочетаются с расслабляющими приёмами массажа, так, вибрация мышц туловища и ноги (со стороны повышенного тонуса) сопровождается растягиванием этих мышц. Это делается следующим образом: положите ребёнка на живот выпуклым боком к себе, ближе к краю стола, обеими руками обхватите ребёнка со стороны спастически сокращённых мышц и, прижимая его к себе, проводите вибрацию и растягивание туловища и ноги, как бы опоясывая себя ребёнком, при этом ладони, пальцами друг к другу, лежат плашмя на боковой поверхности туловища, производя одновременно растягивание и вибрацию, ладони движутся, одна- к подмышечной впадине, другая- к ноге ребёнка и по ней вниз, к стопе. Голова малыша оказывается между вашим предплечьем и плечом и мягко отклоняется в противоположную сторону, таз занимает положение небольшой гиперкоррекции, в этом положении можно носить ребёнка на руках. Кроме этого упражнения следует больше заниматься с той рукой и ногой, которые напряжены, расслабляя их, при движениях конечностей широко используется потряхивание. Повороты со спины на живот также могут способствовать выравниванию мышечного тонуса, если их выполнять чаще через вогнутый бок, задержите малыша во время поворота на несколько секунд, проведите пальцами вдоль позвоночника. Очень важно, чтобы во время сна в кроватке и на прогулке ребёнок лежал в строго симметричном положении (мысленно проведите прямую линию: нос- подбородок- грудина- пупок- лобок), сохранить это положение помогут укладки, простейший вариант которых- две скатки из пелёнок или одеял, расположенные по бокам от подмышечной впадины до ноги ребёнка.

НЕКОТОРЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЧУВСТВА РАВНОВЕСИЯ

не бойтесь носить малыша на руках в различных положениях: на правой и левой руке, лицом и спиной к себе, чаще меняйте его положение в кроватке. Для тренировки вестибулярного аппарата эффективны следующие упражнения: покачивание в позе эмбриона, покачивания на мяче животом и спиной вниз. Покачивание на руках- взяв ребёнка на руки лицом к себе и поддерживая его под спинку, покачайте малыша вверх-вниз (к себе-от себя), взяв ребёнка на руки в вертикальном или в горизонтальном положении, покружитесь с ним в обе стороны. Горизонтальное кружение- встаньте, положите малыша себе на плечо животом вниз, начните кружиться, но делайте это достаточно осторожно, чтобы не утратить равновесия, меняйте направление кружения- то по часовой стрелке, то против, а затем покружите ребёнка, удерживая его на боку, повторите кружение, переложив малыша на другой бок, кружась с малышом, приподнимите его в воздух и ещё раз покружитесь вместе с ним, перед тем как закончить, опустите ребёнка вниз почти до пола и снова поднимите вверх, начинайте упражнение медленно и осторожно, если по какой-нибудь причине вашему новорождённому что-то не нравится, то скорее всего вы действуете слишком быстро, замедлите темп. Постепенно увеличивайте время занятий с с десяти-пятнадцати секунд на каждое упражнение до тридцати-сорока, всегда останавливайтесь прежде, чем захочет ваш ребёнок. Покачивание- попробуйте покачать ребёнка в вертикальном положении вверх-вниз, приподнимая его в воздух и спуская ножками на свой живот, это не только доставит ему удовольствие, но и обеспечит тренировку опорности ног, лягте на спину и покачайте ребёнка над собой, плотно обхватите его за бока под мышками, поднимите над собой и посмотрите в глаза друг другу, скажите ему, что он- самолёт, мягко качните его вправо-влево, опустите себе на грудь и поднимите снова, покачайте малыша на своих коленях, сажая его то на одно, то на другое. Перекатывание брёвнышком- обеими руками положите малыша на бок, а затем покатите дальше, сами передвигаясь за ним, после этого перекатите его на другой бок и помогите самостоятельно вернуться в исходное положение, когда ваш ребёнок научиться самостоятельно перекатываться несколько раз подряд, попросите его кататься в обе стороны. Подталкивание- Если ребёнок стоит на четвереньках устойчиво, слегка подталкивайте его вперёд, назад, в стороны, упражнение проводится в виде игры с побуждением ребёнка удержаться на четвереньках. Качание с малышом на руках, на качелях, в гамаке, на каруселях, позже позвольте ребёнку самостоятельно качаться, необходимо лишь подстраховывать его. Кружение за руки- повернув ребёнка лицом к себе, возьмите его за запястья и вращайте на прямых руках, покружитесь сначала в одну, потом в другую сторону. Ускорение- поверните ребёнка к себе и возьмите под мышками, подбросьте его невысоко в воздух и поймайте, обычно это упражнение очень нравится малышам, благодаря ему ребёнок ощущает на себе силу гравитации, особенно в момент, когда падает к вам в руки. Покачивание вниз головой (для самых смелых родителей)- захватите ребёнка цепко за лодыжки и поднимите, лучше, если он будет находится к вам лицом, начните осторожно, как маятник, покачивать его из стороны в сторону, когда будете опускать малыша, будьте особенно осторожны, берегите шею. Родители иногда испытывают страх от одной только мысли о том, что им придётся держать ребёнка головой вниз, однако это положение хорошо знакомо каждому новорождённому, при нормальной беременности ребёнок в последний месяц перевёрнут вниз головой всякий раз, когда мать стоит или сидит, поэтому будьте смелее, активнее играйте со своим малышом, чаще меняйте положение его тела в пространстве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *