Мастер класс музыкального руководителя

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ. Нетрадиционные приемы в развитии музыкальных способностей детей

Горбань Людмила
Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ. Нетрадиционные приемы в развитии музыкальных способностей детей

Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников.

Ход мероприятия:

Муз. рук.: Прошу внимания!

Прошу вашего дружеского участия и понимания.

Я мастер-класс сегодня покажу,

Много интересного, поверьте, расскажу.

Дети любят эти упражнения,

Увлекут они и вас, вне всякого сомнения.

Я вам предлагаю отправиться в морской круиз к музыкальным берегам. У вас уже есть билеты- ноты на корабль, пожалуйста, проходите по своим местам. Я буду капитаном (надеваю на голову капитанскую фуражку, а участникам -воротнички). Но для того чтобы нам отправиться в путь нужно назвать наш корабль. (корабль «мелодия», «Муза»)

Отплываем. Право руля, лево руля, вижу впереди остров под названием

«УГАДАЙ-КА»

Приглашаю посетить этот остров моряков с красными нотами.

(выходят участники с красными нотами)

1. Муз. рук.: Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню или мелодию. Мы сейчас убедимся в этом.

Игра «Угадайте песню по ритмическому рисунку»

Звучит ритмический рисунок популярной песни В. Шаинского «Антошка» в исполнении участников с красными нотками на деревянных ложках. Предлагается зрителям назвать песню.

Муз. рук.: Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольника.

Муз. рук.: Итак, отправляемся дальше. Закройте глаза откиньтесь на спинку стула и послушайте, как шумит море (запись шума моря). Открывайте глаза, мы с вами уже далеко, берега не видно, кругом океан.

И снова вижу «Остров сказок- шумелок» приглашаю моряков с зелёными нотками

На этом острове живёт необычная музыкальная сказка– шумелка, а называется она «Заяц в лесу». Посмотрите,у меня на столе лежат музыкальные инструменты, подумайте, каким инструментом можно изобразить:

1. как бежит по лесу Заяц? (Дети выбирают трещотку)

2. А как шуршит Ёж в кустах? (маракас)

3. Стук Дятла? (деревянные ложки)

4. Крылья Совы?

5. Прыгают в воду Лягушки? (металлофон)

(Участники с зелёными нотами выбирают себе музыкальные инструменты и становятся в ряд)

ЗАЯЦ В ЛЕСУ

Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся. Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!

(маракас)

Испугался заяц и бежать.

(трещотка (быстро)

Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!

(деревянные ложки)

Бросился заяц бежать.

(трещотка (быстро)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.

(НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ) ?

Побежал заяц из леса к речке

(трещотка (быстро)

А на берегу лягушки сидели.

Увидели они зайца — и скок в воду.

(металлофон)

Тут заяц остановился и говорит:

— А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!

Сказал так, и смело поскакал обратно в лес.

(металлофон (медленно)

Муз. рук.: В таких сказках- шумелках у детей совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой, а так же развивается чувство ансамбля)

Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.

Муз. рук.: Прошу моряков занять свои каюты. А мы отправляемся дальше. Отплываем. Право руля, лево руля, вижу впереди остров под названием

«Музыкальный Блиц-опрос»

Приглашаю на остров моряков с оранжевыми нотами. Я Вам буду задавать вопросы и предлагать варианты ответов, а вы выберете правильный ответ. Итак:

1. Какая танцевальная птица есть в природе?

А. краковяк

Б. мазурка

В. чечётка V

Г. чардаш

2. Какой колокольный звон бывает?

А. вишнёвый

Б. рябиновый

В. малиновый V

Г. земляничный

3. Музыкально-ритмическое упражнение, которое встречается в механике? (Пружинка.)

А какой же круиз без музыки, танцев. Конечно же, морякам с жёлтыми нотками захотелось побывать на острове «Танцтерапия» потанцевать зажигательный танец «Мамбо»

Муз. рук.: Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.

Ещё в древней Индии сложились своеобразные представления о тесной взаимосвязи музыки и цвета. В частности, индусы считали, что в каждом человеке заложена своя мелодия и цвет. Сейчас я предлагаю Вам стать музыкантами необычного симфонического оркестра мы сопоставим краски с музыкальными тембрами инструментов.

Каждый из Вас станет мастером,который увидит цвет в звуках музыки.

(звучит красивая мелодия)

Участники подходят к столу, выбирают стаканчик с понравившимся цветом и высыпает в сосуд.

-Мы с Вами с помощью цвета изобразили звуки музыки.

Наше морское путешествие подошло к концу и мне хочется напомнить Вам о том, что наша память сохраняет:

10% из того, что мы слышим

50% из того, что мы видим

90% из того, что мы делаем

просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие.

Спасибо за внимание!

Мастер-класс для музыкальных руководителей «Музыкальная лаборатория»

Мастер-класс для педагогов

«Музыкальная лаборатория»

Слайд 15

Цель:

Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы музыкального руководителя Ермачковой Л.В., по проведению экспериментирования, как метода музыкального воспитания и развития дошкольников.

Задачи:

  1. Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования со звуками для детей разных возрастных групп.

  2. Показать, как можно использовать опыты со звуком в экспериментальной деятельности детей.

  3. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Практическая значимость:

Данный мастер класс направлен на деятельность педагогов, работающих по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей.

Материал, оборудование:

  • Оборудование для проведения опытов:

  • одноразовые бумажные стаканчики,

  • шило,

  • нитки,

  • канцелярские скрепки,

  • пустые банки,

  • ватман,

  • воздушные шарики,

  • коктейльные трубочки,

  • ножницы,

  • ведёрки из-под майонеза,

  • бумага,

  • банковские резинки,

  • таз с водой,

  • бокалы на ножке,

  • пластиковая бутылка,

  • пищевая плёнка,

  • свеча,

  • спички,

  • цветные бумажные нотки.

Ходмастер-класса:

Вводная часть

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить опыт работы по теме «Детское экспериментирование со звуком в ДОУ».

Слайд 16

Актуальность

Многолетний опыт педагогической работы показывает, что дети очень любят экспериментировать. Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности. В музыкальном образовательном процессе экспериментирование способствует развитию инициативности, произвольности и креативности личности ребенка, формирует его интеллектуальную компетентность.

В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.

В пособии «Звук-волшебник» Т.Н.Девятовой подробно описаны занимательные опыты и эксперименты для дошкольников со звуком.

Дети учатся определять предмет по издаваемому звуку («Что звучит», а также различать музыкальные и шумовые звуки («Музыка или шум?»), приходят к пониманию причин возникновения звуков («Почему все звучит?», «Откуда берется голос?»), распространения звуковых волн и возникновения эха («Где живет эхо?»), а также выявляют причину возникновения высоких и низких звуков («Почему Мишутка пищал?», «Как появляется песенка?») и причины усиления и ослабления звука («Как сделать звук громче», «Коробочка с секретом» и др.).

Практическая часть

Педагог: Итак, давайте знакомится: я профессор музыкальныхнаук(надевает шапочку и накидку), и вы пришли ко мне в музыкальную лабораторию! Но прежде чем рассказать про мою лабораторию, скажите мне, пожалуйста, кто такие ученые?
Дети-педагоги: Ученые — это люди, изучающие наш мир, ученые занимаются наукой.
Педагог: Совершенно верно! Учёные изучают различные предметы и явления. Посмотрите, пожалуйста, на экран, вот перед вами учёный, который изучает что-то новое и интересное.

Слайд 17

Педагог: Мы сказали, что учёные занимаются наукой. А что такое наука?

(Выслушиваются варианты ответов детей-педагогов; необходимо подвести детей к выводу, что наука — это познание.Это изучение различных предметов, явлений)

Педагог: Все ученые, которые занимаются наукой, работают в специальных лабораториях.

Слайд 18

Педагог: Вот и у меня есть лаборатория, но необычная, а музыкальная.

Посмотрите, здесь есть столики для работы, различные сосуды, палочки, музыкальные инструменты и другие предметы. И мы сегодня, как настоящие учёные, попробуем поработать в этой музыкальной лаборатории. А что мы будем изучать вы узнаете, отгадав мою загадку:
Их нельзя увидеть
Не возьмешь их в руки,
Можно только слышать,
Кто же это?
Дети-педагоги: Звуки. Слайд 19

Педагог: Правильно, это звуки! Давайте послушаем с вами самые красивые музыкальные звуки, сядем поудобнее, закроем глазки и представьте то, что Вы сейчас услышите.

Игра «Замри и слушай!»

Педагог:

А сейчас, уважаемые педагоги, хотелось бы предложить Вам на практике попробовать эффективность «Опытов со звуком»

Эксперименты со звуком очень наглядные и интересные не только для детей, но и для взрослых.

Попробуем ответить на некоторые вопросы.

  • Почему всё звучит?

  • Какие из услышанных звуков можно отнести к музыкальным?

(Пение, игра на пианино, металлофоне, колокольчике.)

  • А что можно сказать про топот ног, скрип двери?

(Это шумы, бытовые звуки.)

  • Почему мы слышим эти звуки?

  • Что такое звук?

Педагогам предлагается изобразить голосом: как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит муха? (Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у).

Педагог: А как распространяется звук? (ответы) Слайд 20

Опыт с водой и камнем

Педагог: Вот так и звуковые волны распространяются вокруг

Подвести педагогов к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.

Слайд 21
Муз.рук. предлагает педагогам «пошептаться» — сказать друг другу «по секрету» разные слова шепотом. Повторить эти слова так, чтобы услышали все.

  • Что для этого сделали (сказали громким голосом)

  • Откуда выходили громкие звуки (из горла)

Поднося руку к горлу, произнести слова то шепотом, то громко.

Педагоги проводят опыт с натянутой на линейку тонкой нитью: извлекают из нее тихий звук, подергивая за нить.

  • Что надо сделать, чтобы звук был громче (дернуть посильнее – звук усилится).

При громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить.

  • Можно ли увидеть звук?

Слайд 22

Опыт «Можно ли увидеть звук?»

Нам понадобится:

  • пластиковая бутылка,

  • пищевая пленка,

  • резинка, свеча.

Ход эксперимента:

  • Звук можно не только услышать, но и увидеть.

Срежем у пластиковой бутылки дно и на это место натянем кусок пищевой пленки, очень плотно прижав ее и закрепив резинкой. Зажжем свечу, придвинем горлышко бутылки к свече на расстояние 3 см.

Попробуйте кончиками пальцев резко стукнуть по натянутой пленке. СВЕЧА ПОГАСНЕТ! И так будет происходить всякий раз, как только вы будете стучать по пленке. Внутри бутылки возле пленки находится воздух и как только мы ударяем по пленке, происходит сотрясение маленьких частиц воздуха. Дрожащие частички бегут вперед и передают свое волнение другим частичкам. Эти звуковые колебания проходят через всю бутылку и своим «дрожанием» гасят пламя.

Опыт с расчёской Слайд 23

Зубчики расчёски дрожат от прикосновения и издают звук. Он тихий и слабый. Ставим расчёску одним концом на стул. Повторяем опыт. Звук стал громче. Колебания передаются стулу и он усиливает звук. Прикладываем конец расчёски к столу. Звук стал ещё громче. Чем больше предмет, тем громче звук.

Слайд 24

Опыт с бумажными рупорами

Раньше капитан на корабле, отдавая команды, использовал рупор для усиления голоса. Так как рупор от голоса начинает дрожать, команды звучат громче.

  • Кто из вас может показать, как меняется голос?

Двое педагогов берут рупоры, уходят в разные концы зала, сначала поют своё имя и фамилию без рупора, затем в рупор.

  • А если вы заблудились в лесу, то, как можно усилить голос? (Приложить руки рупором ко рту и покричать «Ау!»)

  • И тогда кто-нибудь вас обязательно услышит и отзовётся. И уж точноотзовётся в лесу эхо.

Слайд 25

Барабан

Следующая поделка по звуковой теме — это барабан. Когда ударяешь по барабану, он создает вибрацию, которую мы слышим как шум. Создадим настоящий барабан из обычных предметов и проверим все экспериментальным путем!

Для изготовления барабана понадобятся:

  • пластиковые ведёрки из-под майонеза

  • бумага

  • банковские резинки

  • тазик с водой

  • ножницы

  • палочки

Перерисуйте контур ведёрка на бумагу. Затем вырежьте круг с помощью ножниц, добавив по контуру поля шириной 2-3 сантиметра. Намочите бумагу.

Натяните ее на ведёрко закрепите с помощью резинки. Резинка должна сидеть плотно.

Теперь нужно дать время, чтобы мембрана высохла. Протестируйте свой барабан с помощью барабанных палочек.

К изготовлению самодельных шумовых музыкальных инструментов из бросового материала: шумелки, сопелки, звенелки, шуршалки, щипалки и т. п. инструментов целесообразно привлечь родителей.

«Музыкальная лаборатория» может расположиться в музыкальной зоне группы, где дети будут совершенствовать свои знания и умения, развивать интеллектуальные и творческие способности.

Слайд 26

Опыт «Поющие бокалы»

Бокал необходимо наполнить водой, а потом можно смоченным в воде пальцем водить по краю бокала. Получается отличное пение бокала! Высота звука зависит от толщины стенки бокала и количества в нём воды. Чем тоньше стекло и чем меньше воды, тем звук выше.

Педагоги пробуют извлечь звук.

А теперь, внимание на экран.

Видеоролик «Поющие бокалы»

Рефлексия

В процессе музыкально-экспериментальной деятельности дети научатся правильно использовать музыку в своей жизни, чтобы она могла служить во благо ребенка, а не во вред.

Оставьте нотку (символ из картона) возле того стола, где по вашему мнению проходил самый интересный опыт со звуком.

Педагогам предлагается отметить наиболее интересный опыт.

В заключение хотелось бы пожелать вам увлекать детей и вести за собой, открывая им интереснейший мир музыки.

Мастер-класс для музыкальных руководителей ДОУ Тема: «Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальности и творчества детей»

Сапият Ипиева
Мастер-класс для музыкальных руководителей ДОУ Тема: «Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальности и творчества детей»

Мастер-класс для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений

Тема: «Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальности и творчества дошкольников»

Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников.

План:

I часть — теоретическая;

II часть — практическая.

Музыкальный рук.: Здравствуйте уважаемые коллеги!

Меня зовут Ипиева Сапият Изамутдиновна.

Я музыкальный руководитель ЦРР –Детский сад №8.

Я мастер-класс сегодня покажу,

Много интересного вам расскажу.

Музыка — могучий источник мысли.

«Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие», — говорил В. А. Сухомлинский.

На сегодняшний день в практике музыкального образования имеют инновационные формы и виды деятельности для развития музыкальности ребенка:

— Коммуникативные игры и танцы;

— Музыкальная импровизация;

— Логоритмические упражнения;

— Ритмодекламации под музыку;

— Ритмопластика

Коммуникативные игры и танцы — это несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации, направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнерами и группой. Для исполнения коммуникативного танца не требуется специальной хореографической подготовки, и, следовательно, он доступен любому ребенку при введении его в процесс музыкально-ритмической деятельности. Основоположником современной теории ритмического воспитания является швейцарский музыкант, педагог, дирижер ЖАК ЭМИЛЬ ДАЛЬКРОЗ (1865 – 1956).На первое место он ставил игру как естественную деятельность, в процессе которой ребенок познает жизнь. Дмитрий Кабалевский, Золтан Кодай, Карл Орф, Шиничи Судзуки – имена выдающихся музыкантов, живущих в разное время в разных точках мира. Но все они внесли огромный вклад в систему музыкального образования и во многом трансформировали ее. Благодаря педагогам-новаторам обучение музыке перестало быть привилегией лишь «избранных» и «одаренных», теперь оно стало доступно всем.

Звучащие жесты.

Звучащие жесты- это первые инструменты человека.

Инструменты которые всегда под рукой, инструменты которые позволяют нам организовать музицирование при отсутствии каких либо музыкальных инструментов.

Использование собственного тела, в качестве музыкального инструмента -огромный вклад в развитие музыкальной педагогики. Это помогает координации, развитию чувства ритма и пониманию музыки. Термин «звучащие жесты» принадлежит Гунильду Кетман, коллеге Карла Орфа. Звучащие жесты – это ритмическая игра звуками своего тела: хлопки, шлепки, притопы ногами, щелчки пальцами.

Я приглашаю желающих поучаствовать в мастер классе.

С крыши падают слезинки.

Кап-кап- кап-кап!

Тают белые снежинки.

Кап-кап-кап-кап!

Солнышко по крыше скачет.

Кап-кап-кап-кап!

А зима сидит и плачет.

Кап-кап-кап-кап!

(А. Леонтьев)

«Поем молча»

Музыкальный руководитель:

Сейчас прозвучит фрагмент песни «Кузнечик» В. Шаинского и

Я предлагаю вам четную строку пропевать а нечетную про себя.

Другой вариант: Пение четной строки а нечетной можно заменить хлопками, еще можно заменить игрой.

Четная строка поется вслух, нечетная про себя.

В траве сидел кузнечик, вслух

В траве сидел кузнечик, поем про себя,

Совсем как огуречик вслух

Зелененький он был. поем про себя

Представьте себе, представьте себе вслух

Совсем как огуречик. поем про себя

Представьте себе, представьте себе вслух

Зелененький он был. поем про себя.

Музыкальный руководитель:

Такое музыкально-ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.

А вот игры с голосом, это, игры когда мы начинаем использовать в речевых играх фонопедические звуки. Это известный прием который помогает детям представить звучание окружающего нас мира вокруг.

Речевая ритмическая игра «Весенняя телеграмма»

(стучат палочками или кубиками в ритм стихам)

Дятел сел на толстый сук –

Тук да тук.

Всем друзьям своим на юг –

Тук да тук.

Телеграммы срочно шлёт –

Тук да тук.

Что весна уже идёт –

Тук да тук.

Что растаял снег вокруг –

Тук да тук.

Что подснежники цветут –

Тук да тук.

Музыкальный руководитель: А сейчас мы поиграем в игру,

«Найди свое дерево» возьмите лоскутки в руки и встаньте по парам спиной друг другу.

Вы деревья, а лоскуточки, ваши листочки.

А какое вы дерево?

(доброе, высокое)

Как называется ваше дерево?

(Рябина,осеннее)

Итак, ветерок качается

в лево в право

деревья наклоняются

раз и два, раз и два,

зашумела вся листва.

Разбежались,

лист от ветки оторвался

разбежались кто куда,

закружились и помчался

ты попробуй догони.

Раз,два три дерево свое найди.

Это была игра на ориентировку в пространстве один из приемов, деткам это очень нравиться.

Следующий прием еще легче и интересен для детей и для нас педагогов.

Встаньте в кружочек и положите ваши лоскуточки на лоскуток побольше и держите руками лоскуток по его периметру.

Это игра, на развитие звуковысотного звука. Деткам очень сложно перейти от низких звучаний нот в головное звучания.

И есть такой прием, как глиссандо голосом, деткам мы этого не говорим, мы просто играем.

Итак: Ветер с тучкою играет,

Ветер тучку подгоняет.

Поднимая нашу тучку на верх мы голосом произносим звук в данном случае звук У. Договорились?

(Все участники поднимают ткань наверх на звук У, затем вниз на одном дыхании, и раздельно)

Таким образом, детям легче справиться с высотой звуков и переходить из одного регистра в другой, и таких игр очень много, но, рамки мастер класса, не позволяет все показать.

Музыкальный руководитель: Спасибо!

Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной.

Как прекрасно слышать звук:

Шум дождя и сердца стук.

Мы кричим, смеемся, дышим,

Мы слова и мысли слышим,

Слышим даже тишину.

Мир без звуков был бы грустный,

Серый, скучный и «невкусный»!

А. Усачев «Звуки»

Про человека, который внимательно к чему-то прислушивается, говорят, что у него «ушки на макушке».

Мы сейчас проверим, можно ли это выражение применить ко всем нам. Я попрошу закрыть глаза и отгадать, что звучит: (стеклянный стакан, железные крышки от кастрюли, деревянные кубики, погремушка, шуршание бумагой, переливание воды).

Музыкальный руководитель: Молодцы! Открывайте глаза, но на этом загадки не заканчиваются. Звук — такой шутник, что может прятаться повсюду. Отгадайте, где живут звуки, которые я вам сейчас назову:

Дождь, ветер, метель, гроза: (Природа).

Часы, телефон, пылесос, чайник: (Дом).

Самолет, салют, карусель, машины: (Улица).

Музыкальный руководитель:

Музыка, достаточно абстрактный вид искусства. И каждый видит и слышит в музыке что то свое, но в этом есть своя изюминка, потому что, вы сможете передать свои эмоции и чувства, которые есть у вас, ваш жизненный, музыкальный опыт.

Сейчас мы послушаем с вами, мало знакомое музыкальное произведение, которое написал французский композитор импрессионист Морис Равель. Я специально не даю вам названия, чтобы не загонять вас в рамки программности. Мы послушаем эту музыку, и посмотрим, и вы выскажите слово ассоциацию, то есть чувство, переживание которое вызвало у вас эта музыка.

Пожалуйста, слова- ассоциация. (Радость, игривость, пробуждение, солнышко как будто и т д.)

Понимаете, вы, пропустили музыку через себя, минуя разум, оно попало сразу вам в сердце. Вы поняли, что наполнили этим свою душу, музыкой.

Сегодня в нашем мастер классе будут работать две лаборатории. Прошу выйти коллеги вас сюда, вы садитесь за этот стол первый лаборатории.

1 лаборатория.

Перед вами гуашь, перед вами листы бумаги, мне нужно чтобы это произведение вы передали цветом. Передали так называемыми цветовыми пятнами. Можно сказать что это может быть и мазня, но, красивая и колоритная. Мне не нужен образ,зайчик, самолетик, мне нужны ваши эмоции, ваше настроение на бумаге.

Я попрошу сесть коллеги вас и за этот стол.

2 лаборатория.

Это будет вторая лаборатория

А у вас задание будет такое; Вы должны линиями передать настроение, эмоции музыки. Вы понимаете, линии бывают волнообразные, зигзагообразные, вверх, вниз, разных цветов. Можно даже, как дети в детском саду рисуют, сразу двумя карандашами.

Сейчас, мы еще раз послушаем эту композицию и в конце эксперимента я вам скажу кто по рисунку был наиболее близок к названию произведения.

Охарактеризуйте ваши рисунки пожалуйста. Посмотрите какая глубина, Малевич с Вангогом вам просто завидует.

А знаете как называется произведение? Игра воды. Мориса Ровеля.

Ну, что ж, спасибо вам. Вы можете занимать свои места.

Интерес вызванный к сотрудничеству, к сотворчеству у детей в той или иной области или же в интеграции областей несомненно даст свои результаты в развитии ребенка, самоутверждении им стать личностью.

Который способствует раскрепощению и избавлению от всяких фобий, а так же поможет стать полноценным членом общества.

Что позволит к быстрой адаптации в социуме.

Сегодня, я вам продемонстрировала только небольшие количества методов которые раскрывает нам технологию активного восприятия музыки. Ведь технология это- что мы делаем, а методы как мы делаем.

В конце своего мастер класса я бы хотела сказать;

Человеку при рождении даются бесценные дары.

Это- душа, воля, и умение творить. Ни одно живое существо, ни на земле, ни на небе, ни в горнем мире, это делать не умеют. Только мы и наш ТВОРЕЦ. Знайте это, помните это, не закапываете свои таланты а давайте их людям. Если вы, получили новые знания, стали чуть лучше музыкантами, у вас хорошее настроение, вам стало комфортно, я приготовила вам ленточки. Повяжите их пожалуйста на ручку. Спасибо вам большое мне было интересно с вами работать.

Мастер- класс для музыкальных руководителей

на тему: «Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме»

Цель: Личный вклад в повышение качества образования через трансляцию в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности.

Задачи:

• Повысить научно-методический уровень компетенции педагогов в развитии музыкальных способностей дошкольников.

• Расширить опыт педагогов в подборе развивающих и дидактических игр, упражнений в формировании ритмических способностей воспитанников ДОУ.

• Побуждать музыкальных руководителей дошкольных учреждений к мыслительной и практической деятельности по внедрению современных форм планирования музыкального воспитания в детском саду.

Ход мастер-класса

(СЛАЙД – 1)

Приветствие «Найди похожих»

(игровая, личностно-ориентированная технология)

Цель: Преодоление неловкости, создание весёлой, непринуждённой обстановки, сплочённости.

Муз.рук.:

Я хочу поприветствовать всех, кто отозвался на наше приглашение и пришёл на МО.

А теперь попрошу тех, кого назову вставать для приветствия.

— Приветствую того, кто в семье главный?

— Приветствую того, кто участвует в профессиональных конкурсах?

— Приветствую того, кто пришёл в брюках?

— Приветствую того, кто вовремя оформляет всю документацию?

— Приветствую того, кто сегодня завтракал?

— Приветствую того, кто всегда открыт к поиску и постижению нового в своей профессии?

— Приветствую того, кто в своей работе использует современные педагогические технологии?

— Приветствую того, кто готов активно работать на нашем мастер-классе.

Муз.рук.:

(СЛАЙД – 2)

Своё выступление я хочу начать словами К.Д. Ушинского:»Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – первоначальная задача обучения».Ведь все мы знаем, что игра является ведущим видом деятельности для дошкольника. Поэтому в своей практике я использую игровые приёмы. Знакомя Вас с содержанием этих приёмов, я постараюсь раскрыть их актуальность на сегодняшний день…

(СЛАЙД – 3)

Муз.рук.:

(Упражнение «Где логика»)

А сейчас для ввода в тему нашего мастер-класса прошу вас выполнить задание: Посмотрите на иллюстрации и назовите:

— Что объединяет эти картинки?

(Ответ: Ритм)

Муз.рук.: Да, мы сегодня будем говорить о ритме, а точнее о развитии ритмических способностей у дошкольников.

(СЛАЙД – 4)

«Музыкально-ритмические способности — это способность активно(двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.» (Б.М.Теплов)

(СЛАЙД – 5)

Ритмические способности формируются при взаимодействии зрения, слуха и движения. Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры.

(СЛАЙД – 6)

Работа по развитию чувства ритма ведется в процессе овладения детьми различными видами деятельности на музыкальных и физкультурных занятиях, на занятиях по рисованию, аппликации, развитию речи, в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр-драматизаций.

Я покажу некоторые приемы проведения музыкальных игр, способствующих развитию ритмических способностей.

(СЛАЙД – 7)

Игры с пением и музыкальным сопровождением являются одним из самых интересных и любимых видов деятельности у детей. С помощью этих игр можно не только доставлять малышам радость и удовольствие, но и решать различные педагогические задачи по развитию ритмических способностей.

Муз.рук.: А сейчас я хочу пригласить всех желающих поучаствовать в мастер-классе.

(Участницы выходят, встают врассыпную, перестраиваются в круг.)

Муз.рук: Вышли все так ладно, дружно!Поздороваться нам нужно?На меня вы посмотрите, Всё за мною повторите!

(Упражнение «Здравствуйте, ладошки»)

Цель: развитие певческих навыков, чувства ритма.

Задание: В соответствии текста и в такт музыке выполнять движения.

(Такие игры проводятся как в сопровождении музыки, так и без неё. Приветствия способствуют развитию речи и координации движений детей, а также созданию хорошего настроения).

Муз.рук: Так же здороваясь в игровой форме, имена детей можно озвучить звучащими жестами:

Та — ня — два хлопка в ладоши (долгие)

Та-неч-ка – три удара по коленям (короткие)

Муз.рук: Очень нравиться детям шуточно здороваться, применяя различные интонации: (дети отвечают так же).

— Стоим в кругу, один в середине – ведущий.

«Хитреньким» голосом: «Здравствуйте, субчики-голубчики»,

«Страшным» голосом: «Здравствуйте, детишки»…….(У детей развивается чувство юмора, что в свою очередь развивает фантазию и интонационную выразительность. Иногда дети придумывают свои смешные приветствия)

Муз.рук: Эмиль Жак Делькрос говорил «…Ноги лучше других частей тела могут способствовать передаче сознанию ощущения различных длительностей».

(Упражнение » Гусеница»)

( «Большие и маленькие ноги» )

Цель: развитие музыкально-ритмических способностей

(Под музыку1- части «гусеница» идёт большими шагами, под музыку 2 – части – «топотушками»(поворачиваемся друг за другом, руки на талии у впереди идущего. Начинаем движение с правой ноги, ноги выносим немного в стороны, чтобы не задеть стоящих впереди детей).

(Упражнение «Дидили, дидили»(р.н.п.)

Цель: учить чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его звучащими жестами.

1-я группа: Дидили, дидили, где вы Машу видели?(Проговаривают текст и одновременно простукивают ритмический рисунок (сильную долю, метр) деревянными палочками.)

2-я группа: Заглянули в огород – Маша пляшет у ворот.

(Проговаривают, затем «звучащими жестами» в этом ритме изображают, как Маша танцует (хлопки))

1-я группа: Дидили, дидили, где вы Катю видели?(Здесь и далее 1-я группа выполняет те же действия, что и в начале потешки.)

2-я группа: Заглянули в зелен сад – Катя щиплет виноград.

(Проговаривают текст, затем в этом ритме щёлкают пальцами, показывая, как Катя щиплет виноград.)

1-я группа:Дидили, дидили, где вы Дуню видели?

2-я группа:Заглянули под крылец – грызёт Дуня огурец.

(В ритме хрустят жёсткой бумагой, изображая хруст огурца.)

1-я группа:Дидили, дидили, Ваню вы не видели?

2-я группа:На полянке у колодца Ваня с курицей дерётся!

(На каждую сильную долю толкаются шутливо, изображая драку с курицей).

Зазвучали жесты наши,

А ведь так бывает

Координацию движений, ритм

В упражнениях развиваем.

(Упражнение «Комната наша»)

Цель: учить чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его звучащими жестами .

Задание: Простукивать заданный ритмический рисунок по различным предметам звучащими жестами.

Комната наша –
Прекрасный инструмент!
Она умеет играть в любой момент.
Батареи так звучат…..
Наши шторы так звучат…
И это тоже, тоже музыка, друзья!

(педагог называет какой-нибудь предмет или объект в зале (стул, окно, крышка ф-но, баратея стена, пол и т.д. Стучит по нему отбивая несложный ритмический рисунок. Дети повторяют его используя звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы, цоканье и др.)
В зале не должно находится музыкальных инструментов. Развивается внимание, память, умение находить объекты для звукоизвлечения)

Такие игры с использованием жестов собственного тела или подручного материала, а также игры на музыкальных инструментах позволяют детям глубже прочувствовать пульсацию музыки и её ритмический рисунок.

(Упражнение «Колобок»)

(«Этот удивительный ритм» — И. Каплунова, И. Новоскольцева)

Цель: формирование слухового внимания и ритмической активности
Задание:

1)прослушать строчку, определить ритмический рисунок при помощи звучащих жестов , и моделирование его на доске при помощи карточек.

2) в подгруппах воспроизвести :
— сильную долю
-метр
-ритм

Колобок, колобок,
У тебя румяный бок.
Ты от бабушки ушёл,
Ты от дедушки ушёл

Задание: нужно прослушать внимательно строчку и выложить ритм при помощи кружочков: большие кружки – ТА, маленькие кружки — ти
Затем, делимся на 3 команды.
Отхлопываем:

1-я команда — сильную долю, 2 – я команда — метр, 3 – я команда — ритм

(СЛАЙД –8)

Игры на воспроизведение ритмического рисунка

(Упражнение «Ритмические обручи»)

Цель: развитие ритмического и слухового внимания
Задание: Пройти по обручам под музыку соблюдая её ритмический рисунок.
(Обручи разложены «Ёлочкой». Становимся друг за другом. Нужно пройти по обручам под музыку, шаги соответствуют длительностям мелодии.)
Муз.рук:
А сейчас немножко отдохнём,
Ритм в словах чудесных мы найдём.

(Упражнение «Соло на ладошках»)
(ритмическое лото (настольное)

Цель: развитие ритмического и слухового внимания с опорой на визуализацию.
Задание: Воспроизвести звучащими жестами название предмета и найти ему место на карте с соответствующим графическим изображением ритмического рисунка.
(Участники садятся за столы, где разложены большие карточки с ритмическим рисунком и маленькие карточки с картинками. Названия на маленьких карточках прохлопываются звучащими жестами – ти-ти, ТА-ТА. Нужно правильно заполнить большие карточки. Проверка – на обратной стороне должен сложится «квартет» с желтым кругом в центре).

Упражнение «Передай ритм»

Цель: Развитие ритмического восприятия и музыкальной памяти.
Задание: При помощи звучащих жестов тактильно передавать друг другу ритмический рисунок.
Упражнение выполняется сидя за столами.

Вариативность: Можно использовать форму – встать друг за другом по кругу, в полукруге, положить руки на плечи впереди стоящего.Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему, слегка простукивая ритмический рисунок по спине. Последний участник (стоящий впереди всех) «передаёт» ритм, хлопая в ладоши.(Массажируя спину партнера, эта игра способствует расслаблению и снятию усталости). Так же можно поменять направление, повернувшись на 180 градусов.

Логоритмическое упражнение

«Хвостатый, хитроватый»

Задание: Стихотворение нужно обыграть при помощи звучащих жестов и звукоподражаний.

Эй, хвостатый, хитроватый – хлопать в ладоши на каждую четверть.

Это ты в ветвях повис – потряхиваем кистями рук

С-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с – прикладываем пальчик к губам-

Эй, хвостатый, хитроватый — хлопать в ладоши на каждую четверть

Это ты в траве шуршишь – потереть ладошку о ладошку

Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш — прикладываем пальчик к губам

Эй, хвостатый, хитроватый – хлопать в ладоши на каждую четверть

Не боюсь твоих – «Шу-шу» – погрозить пальчиком

У-ку-шу – сделать «зубы» из кистей рук, соединять и размыкать кончики пальцев.

Упражнение-танец «Часики»

Цель: развитие ритмического и слухового внимания через танцевальные движения.

(Участники садятся на свои места.)

Муз. рук.: Большое внимание необходимо уделять планированию педагогического процесса, так как это даёт возможность для систематического, последовательного решения задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

(СЛАЙД –9)

Планирование музыкального воспитания в детском саду.

Планирование — это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления программы воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы.

Муз. рук.: В своей работе использую следующую форму перспективного и календарного планирования.

(СЛАЙД –10)(СЛАЙД –11)

(СЛАЙД –12)

(Упражнение «Быстро и правильно»)

Цель: Побуждать педагогов к мыслительной и практической деятельности по внедрению современных форм планирования музыкального воспитания в детском саду.
Задание: С опорой на предложенный календарно-перспективный план работы в течение месяца в группах старшего дошкольного возраста составить конспект занятия.
(СЛАЙД –13)

Упражнение «Рефлексия»

Цель: Составить отзыв о мероприятии с опорой на свои впечатления и профессиональную компетентность
Задание: Поставить свой знак в ячейке с соответствующей оценкой.

Муз. рук.: И в завершении мастер-класса улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение.
Сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку – то, что получили на мастер-классе нового. Давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО.
Благодарю за работу и предлагаю:

(СЛАЙД –14)

…Частичку души своей вкладывать
Если дети поют и танцуют,
Музицируют или рисуют,
Значит дети счастливее стали
Им мы в этом чуть-чуть помогали.
Если дети смеются, играют,
С удовольствием зал посещают,
Значит, трудимся мы не напрасно
И профессия наша прекрасна!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *