Мониторинг педагогической деятельности учителя

Мониторинг в деятельности учителя-основа эффективной реализации ФГОС

Екатерина Рычкина
Мониторинг в деятельности учителя-основа эффективной реализации ФГОС

Тема:

Мониторинг в деятельности учителя — основа эффективной реализации ФГОС.

Задача формирования и развития УУД

Задача формирования универсальных учебных действий заявлена в Федеральном образовательном государственном стандарте как одна из приоритетных. Развитие УУД — сложный и растянутый во времени процесс. Управлять этим процессом, не отвечая на вопросы: «На каком мы этапе? Все ли идет так, как мы запланировали? Далеко ли мы продвинулись? Какие есть сложности?» — невозможно. Ответы на эти вопросы помогает получить мониторинг.

Развитие коммуникативных УУД

Ребёнок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он уже, в той или иной степени, обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций.

Но как показывает практика, не всегда первоклассник уверенно владеет этими компетенциями. Поэтому на начало учебного года в первом классе целесообразно провести стартовую диагностику с целью выявить уровень сформированности различных умений и навыков.

Результаты этой диагностики помогают построить работу с учётом разноуровневой подготовки детей.

Формы работы

В соответствии с такими целями большое значение отдаётся проектным формам работы, где помимо направленности на конкретную учебную задачу соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителя и учащихся.

Фронтальной работе на уроке целесообразней отводить меньше времени нежели парным, групповым, интерактивным видам работы, где каждый высказывает свое мнение, а затем вырабатывается общее мнение.

Что такое мониторинг?

Мониторинг в образовании — это система сбора, обработки, хранения и распространения информации, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, она позволяет судить о состоянии учебного процесса в любой момент времени и помогает обеспечить прогноз его развития.

Самый главный вывод, который можно сделать из этого определения, таков: Мониторинг — это инструмент того, как управлять учебной ситуацией.

Определить, кто отвечает за мониторинг УУД, можно если ответить себе на вопрос: кто непосредственно управляет ситуацией развития универсальных учебных действий у учащихся? Конечно, это педагог. Именно он в первую очередь работает на все группы образовательных результатов и является главным ответственным за этот процесс.

Цели мониторинга

Целью мониторинга УУД является — отслеживание процесса формирования УУД у учащихся для проектирования и своевременной корректировки этого процесса. Все фазы этого процесса (мониторинг, проектирование, развитие) последовательно взаимосвязаны между собой.

Диагностические инструменты, которые будут использоваться в работе, следующие:

1. Диагностика готовности ребенка к обучению.

На этом этапе необходимо выявить уровень готовности ребёнка к обучению. В этом учителю нужна помощь школьного психолога.

Далее необходимо спланировать коррекционную работу с детьми, которым особенно нужна помощь учителя и психолога.

Также необходимо спланировать работу с подготовленными, развитыми детьми для их успешной дальнейшей адаптации.

2. Диагностика сформированности метапредметных умений

На этом этапе отслеживается на основе контрольных работ предметно-содержательные и компетентностные линии, предусмотренные программным материалом. В 1 классе полученные результаты анализируются только с качественной точки зрения и по отношению к каждому учащемуся отдельно. Определяются рейтинги умений как индивидуальные, так и по классу в целом. Со 2 класса полученным результатам уже присваивается оценочная характеристика: «базовый уровень», «ниже базового», «выше базового». Результаты учащихся складываются в целостную картину по классу, определяются рейтинги умений. На основе сравнения результатов полученных в 1 классе и 2 классе по некоторым УУД делается вывод о динамике развития УУД (есть прогресс или нет прогресса).

Индивидуальные результаты вносятся в Портфолио ученика и обсуждаются с ним, доводятся до родителей в индивидуальной беседе, для оказания посильной помощи учителю в формировании УУД. Если есть необходимость, то данные результаты доводятся до сведения специалистов – психолога, логопеда с целью привлечения их к работе с данным ребёнком.

На каждого ребенка ведется карта развития в которой фиксируется на каком уровне в данный момент сформированы УУД.

В конце учебного года, проведя диагностическую работу и на основе анкетирования и наблюдений можно проследить результат, который отражается в технологической карте коммуникативных УУД.

Эта работа заканчивается сравнительным анализом, в котором будет видно, есть ли в классе по этому направлению прогресс. Такая работа проводится с каждой группой УУД, выявленной с самого начала обучения.

Результаты деятельности

Работая по ФГОС, важно понимать, что мониторинг образовательных результатов деятельности направлен на повышение качества образования как чётко спланированная система, нацеленная на отслеживание достижений каждого ребенка.

Мониторинг и оценка деятельности учителя

Журнал для администрации школ

Черчинская Л.А., зам. директора по учебной работе средней школы №7, г. Абакан респ. Хакасия

МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

С

егодня многие общеоб­разовательные учреж­дения в той или иной степени работают в инновационном режиме. Однако управление ими, осуществляемое на основе уста­ревших механизмов, значительно снижает результативность и эф­фективность новшеств, вводимых в педагогический процесс, мало спо­собствует совершенствованию учеб­но-воспитательного процесса. По­этому хорошим инструментом для анализа различных сторон учебно-воспитательного процесса являются мониторинговые исследования, бла­годаря которым мы теперь имеем оперативную, точную и объективную информацию, что позволяет нам своевременно принимать управлен­ческие решения, проводить коррек­цию деятельности учителя и обу­чения учащихся.

В зависимости от целей исследова­ния можно выделить разные на­правления педагогического мони­торинга. Одним из важных на­правлений является профессио­нальная деятельность учителя, от которого зависят и результаты учебно-воспитательного процесса. Мониторинг деятельности

Некоторые условия успешности учительской деятельности:

1. Личное обаяние.

2. Привлекательность используемой учи­телем внепредметной информацией.

3. Оригинальность поведения и суждений.

4. Устойчивый авторитет.

5. Умение организовывать деятельность и общение в процессе обучения.

6. Настойчивое проведение в жизнь педа­гогических требований.

7. Склонность к юмору (выведение из арсена­ла учительских средств в процессе общения с детьми иронии и сарказма).

8. Умение заменить и поддержать любой успех ребенка (наличие интереса к ученику, к его деятельности).

9. Способность дозировано и твердо, после­довательно, но с кажущейся легкостью пере­давать и способствовать накоплению знаний.

10. Тактичность и корректность по от­
ношению к ученику.

11. Терпение и терпимость.

12. Умение уважать чужое мнение.

13. Умение хранить детские тайны.

14. Способность понимать и чувствовать другого человека.

15. Гибкость.

16. Находчивость и способность к экс­
промту.

12. Наблюдательность.

18. Умение общаться в неформальной об­становке.

19. Наличие притягательных для ребят умений и навыков

Управление современной школой. Завуч

учителя — одно из основных направлений в работе зам. директора по учеб­ной работе. Прежде всего, следует дать определение мониторингу с этой точки зрения.

Мониторинг как инструмент управления профессиональной дея­тельностью учителя — это непрерывные контролирующие и диагностиче­ские действия позволяющие наблюдать и контролировать по мере необхо­димости продвижение учителя к профессиональному мастерству.

Целью данного мониторинга является непрерывное отслеживание уровня квалификации и профессионального роста педагогических кадров, их подготовленность к решению инновационных задач и формирование у учителя способности к рефлексии собственной деятельности.

Основные задачи мониторинга:

1. Организовать наблюдения и измерения, получить достоверную и объ­ективную информацию.

2. Систематизировать информацию, повысить ее оперативность и дос­тупность.

3. Разработать и использовать диагностические методики.

4. Создать механизм мониторинговых исследований.

5. Своевременно выявлять изменения и вызвавшие их факторы. Сущест­вует схема мониторинга, включающая 3 этапа: подготовительный, практический и аналитический.

Схема мониторинга:

I этап — подготовительный. Постановка цели:

— Определение объекта

— Определение направления и отбор критериев

II этап — практический. Сбор информации:

— Анализ документации

— Посещение уроков

— Рейтинг

— Контроль ЗУН

— Анкетирование

— Наблюдение

— Тестирование

— Самооценка

III этап — аналитический. Обработка полученной информации:

— Систематизация информации

— Анализ данных

— Выводы

— Разработка рекомендаций

Понимание процесса, его анализ, а тем более целенаправленное воздей­ствие на него становятся эффективнее при наличии возможности отслежива­ния истории данного процесса во времени. Необходимым инструментом для

Журнал для администрации школ

№1, 2009

ЭТОГО и является мониторинг. Следует отметить существующие методы сбора, обработки и накопления информации:

— Экспертный опрос

— Наблюдение

— Анализ документации

— Посещение уроков

— Контроль ЗУН

— Анкетирование

— Тестирование

Следует отметить, что значительно выросла психологическая компетент­ность учителей, т. е. мониторинг является основанием для принятия управ­ленческих решений, корректировки действий.

Модель мониторинга как управление профессиональной деятельностью учителя предполагает:

— Изучение кадрового состава педагогического коллектива

— Учет возрастной категории педагогического коллектива

— Характеристика креативности учителей

— Динамика творческого развития, профессионального уровня учителей

— Сравнительная характеристика профессионального роста учителей

— Изучение возможностей учителей

— Изучение качества ЗУН по предметам

— Изучение характера внутришкольных взаимоотношений

— Диагностика педагогического коллектива:

• анализ результативности внутришкольного контроля

■ самоанализ педагогической деятельности учителей

■ изучение затруднений в работе учителей, диагностическая карта

■ диагностика уровня педагогического сотрудничества в процессе обу­чения.

Итак, что дает мониторинг администратору?

— Позволяет установить фактическое состояние педагогического мастерства учителя

— Определяет педагогические возможности учителя

— Определяет пути и средства для перевода учителя на более высо­кий уровень профессиональных умений

— Дает возможность оказать учителю конкретную помощь

— Совершенствует процесс внутришкольного управления, демократи­
зируя, интенсифицируя его.

Очень важно сделать мониторинг приемлемым, личностно значимым для каждого учителя. И здесь важна этическая сторона дела. На помощь приходит психологическая служба школы, так как администрация школы нуждается в ре­комендациях по учету индивидуально-психологических особенностей педагога. Существуют методики, которые помогают в этом вопросе. Но дополнительно к результатам этих методик необходимо учитывать возраст учителя, его профес­сиональный стаж и особенности профессионально-педагогической деятельно-

Управление современной школой. Завуч

сти, Т. К. эти факторы влияют на становление педагога как профессионала.

Завучу необходимо знать, что существуют периоды становления профес­сионализма педагогов.

Первые 5 лет — время адаптации к условиям работы в школе, проис­ходит формирование профессионально-значимых качеств. Учитель открыт вос­приятию нового в себе и в окружении, склонен к самоизменениям, легче пере­носит ситуацию оценки.

6-10 лет работы в школе — стабилизация профессиональной дея­тельности, совершенствуются методы и приемы обучения. На этом этапе важно помочь учителю в осмыслении его возможностей и ограничений.

10-15 лет — наступает педагогический кризис, который связан с осознани­ем противоречия между желанием что-то изменить и возможностями.

16-20 — кризис «середины жизни». Возможно снижение профессио­нализма, но возможно и время расцвета профессиональной деятельности.

21-25 лет — достижение наиболее высоких результатов в работе, так как имеется возможность посвятить себя профессии.

Учителя со стажем больше 25 лет болезненно воспринимают отслежи­вание, видя в этом лишь желание обнаружить профессиональные ошибки. Все эти факторы необходимо учитывать и обращать внимание педагога на уникальные моменты его профессиональной биографии. К проводимым мето­дикам, определяющим уровень творческого потенциала учителя, педаго­гическую деятельность через уровень саморазвития, уровень педагогического сотрудничества, его профессиональную направленность при определении уровня общительности, организованности, направленности на предмет и др. еще стоит применить методику, которая помогает определить мотивы поведе­ния, так как при одинаковых результатах работы учителя существует у каждо­го своя трудовая мотивация, о которой администрации полезно знать, потому что именно в трудовой мотивации находятся основные проблемы межличност­ного взаимодействия как внутри педагогического коллектива, так и у учителя с учениками.

Эффективно и применение «карьерного консультирования», в основе которого лежит методика «рефлексивного жизнеописания», подразумевающая анализ, отбор, оценку, рассказ о профессиональных проблемах и планах и т. д. Данный опросник диагностирует педагога в нескольких сферах:

— отношения с учащимися;

— отношения с коллегами и администрацией;

— профессиональный рост педагога;

— психологическая компетентность педагога.

Мониторинг знаний является одновременно диагностикой профессио­нального мастерства педагогов. В ходе мониторинга поступает обширная ди­агностическая информация о результатах учебной деятельности педагогов. Для учителя диагностической информацией являются результаты контроль­ных срезов и их динамика в продвижении от нулевого результата к промежу-

Журнал для администрации школ________________________________________ №1, 2009

точному, от промежуточного к итоговому. Дополнительной информацией о саморазвитии может быть информация о общественно значимой деятель­ности во внеучебной сфере.

Работа по полученным данным направлена на формирование у каждого учителя объективного отношения к знаниям ученика и их оценке, на осознание убедительности выставленной оценки для ученика, создание у не­го стимула к дальнейшему познанию. Все это предполагает формирование профессионально-этического подхода к ученику. Одновременно тренируется способность учителя к рефлексии.

Все это позволяет изменить приоритет ценностей, переключить действия от негативного восприятия внешних факторов на осуществляемую учите­лем собственную педагогическую деятельность, подвергая ее самоанализу. Объектами самоанализа при этом становятся все аспекты деятельности учителя (цели, содержание, результаты). Рост профессионального мастерст­ва учителя включает овладение им всеми видами самоанализа.

Диагностической информацией на административном уровне являются:

1. Сводные оперативные данные по школе о результатах нулевых, про­межуточных и итоговых срезов.

2. Сравнительный анализ показателей продвижения классов в процессе обучения.

3. Сравнительный анализ предыдущего года обучения с текущим по со­ответствующим контрольным точкам.

4. Графики успеваемости текущего года обучения по четвертям или полу­годиям; их сравнение с предыдущим годом обучения.

Обработка этой информации, методические со­вещания по разъяснению полученных результатов вме­сте с рекомендациями по работе с классом и индивиду­альной работе с учащимися ставят учителя в ситуа­цию, когда постоянное повышение профессионального мастерства становится необходимым.

Итак, мониторинг как инструмент управления профессиональной дея­тельностью учителя позволяет заместителю директора наблюдать, контро­лировать, корректировать способ деятельности педагогов, предоставляет ин­формацию для принятия стратегических и тактических решений.

3.7. Мониторинг педагогической деятельности учителя. Диагностическая культура педагога. Комплексный анализ и самоанализ педагогической деятельности учителя обж

  • •Раздел I «теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности»
  • •Раздел II «основы медицинских знаний и профилактика болезней»
  • •Раздел III «основы обороны государства и военной службы»
  • •Экзаменационный билет № 1
  • •Экзаменационный билет № 11
  • •1.2. Государственный стандарт общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по предмету обж
  • •1.3. Структура и содержание школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
  • •1.4. Формы обучения и организации учебного процесса в школе. Урок безопасности жизнедеятельности
  • •1.5. Методы обучения безопасности жизнедеятельности в школе
  • •1.6. Результаты обучения, педагогическая диагностика и контроль освоения учащимися знаний, умений и навыков безопасности жизнедеятельности
  • •1.7. Педагогические технологии. Использование педагогических технологий на уроках обж
  • •1.8. Планирование в деятельности учителя обж
  • •1.9. Основные элементы учебно-материальной базы по безопасности жизнедеятельности. Общие требования к кабинету обж. Средства оснащения кабинета обж
  • •Основные положения частной методики обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе
  • •2.2. Методика планирования и проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях локального характера
  • •2.3. Методика планирования и проведения занятий с учащимися по организации защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения
  • •2.4. Методика планирования и проведения занятий на ступени среднего (полного) общего образования. Организационные формы и методы работы в старших классах
  • •2.5. Методика планирования и проведения занятий с учащимися общеобразовательных учреждений по гражданской обороне
  • •2.6. Методика планирования и проведения занятий с учащимися общеобразовательных учреждений по основам военной служб
  • •2.7. Формирование у учащихся на уроках обж потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, умений оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных и бытовых ситуациях
  • •2.8. Методика проведения мероприятия «День защиты детей»
  • •2.9. Методика организации и проведения учебных сборов на базе воинских частей
  • •3. Учитель обж – преподаватель, воспитатель, классный руководитель, методист, исследователь
  • •3.1. Классное руководство в школе: функциональные обязанности классного руководителя, формы работы классного руководителя с учащимися, взаимодействие классного руководителя и семьи
  • •3.2. Роль классного руководителя в формировании здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных учреждений
  • •3.3. Система гражданско-патриотического воспитания учащихся на уроках обж и внеурочное время
  • •3.4. Военно-профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных учреждений
  • •3.5. Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности
  • •3.6. Учитель обж – творчески саморазвива ющаяся личность: человек культуры, воспитатель, преподаватель, методист, исследователь
  • •3.7. Мониторинг педагогической деятельности учителя. Диагностическая культура педагога. Комплексный анализ и самоанализ педагогической деятельности учителя обж
  • •4. Информационные технологии в образовательном процессе по школьному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
  • •4.1. Информатизация образования как фактор развития общества
  • •4.2. Информационная компетентность
  • •4.3. Информационно-техническое обеспечение (ито) образовательного процесса
  • •4.4. Виды программных педагогических средств
  • •4.5. Интернет и возможности его использования в учебном процессе по обж
  • •II. Основы медицинских знаний и профилактика болезней
  • •1. Здоровый образ жизни и его составляющие
  • •1.1. Понятие о здоровье индивидуальном и общественном. Показатели индивидуального и общественного здоровья.
  • •1.2. Здоровый образ жизни и его составляющие, основные группы факторов риска для здоровья человека. Мониторинг здоровья, группы здоровья.
  • •1.3.Физиологичесчкие пробы определения здоровья.
  • •1.4.Этапы формирования здоровья. Мотивация здоровья.
  • •1.5. Рациональное питание и его виды. Энергетическая ценность продуктов. Значение белков, жиров, углеводов, витаминов для человека. Питание детей.
  • •1.6. Значение физической культуры для здоровья человека. Закаливание, как профилактика простудных инфекций.
  • •1.7. Экология и здоровье. Аллергия и здоровье.
  • •1.8. Личная гигиена и её значение в профилактике заболеваний. Особенности личной гигиены у детей и подростков. Понятие о школьной гигиене и её значение в профилактике заболеваний школьников.
  • •1.9. Стресс и дистресс, их влияние на здоровье человека.
  • •1.11. Влияние табакокурения на здоровье человека. Профилактика табакокурения.
  • •1.12. Влияние алкоголя на организм человека, острое и хроническое действие алкоголя на организм человека. Особенности алкоголизма у детей, подростков, женщин. Профилактика алкоголизма.
  • •2. Основы медицинских знаний
  • •2.1. Инфекционные заболевания, особенности, пути передачи, профилактика. Иммунитет и его виды. Понятие о прививках.
  • •2.2. Основные кишечные, респираторные инфекции, инфекции наружных покровов, их возбудители, пути передачи, клинические признаки и профилактика.
  • •2.4. Понятие о неотложных состояниях, их видах и причинах.
  • •2.5. Понятие об инфаркте миокарда, причинах, клинических признаках, первой медицинской помощи при нём.
  • •2.6. Понятие об острой сосудистой недостаточности. Виды, причины, признаки, первая медицинская помощь при острой сосудистой недостаточности.
  • •2.7. Острая дыхательная недостаточность, причины, клинические признаки, первая медицинская помощь при ней.
  • •2.8. Отравления, виды, причины, пути поступления ядов в организм. Отравление ядами растительного и животного происхождения, принципы оказания первой медицинской помощи и лечения отравлений.
  • •2.9. Закрытые повреждения, виды, клинические признаки, первая медицинская помощь при закрытых повреждениях. Раны: виды, признаки, осложнения, первая медицинская помощь при ранах.
  • •2.10. Кровотечения и их виды. Способы временной остановки кровотечений.
  • •2.11. Ожоги, виды, степени, первая медицинская помощь при ожогах. Отморожения: периоды, степени, первая медицинская помощь при отморожениях.
  • •2.12. Тепловой, солнечный удар, причины, механизм развития, признаки, первая медицинская помощь при них.
  • •2.13. Переломы костей, классификация, признаки, опасности, осложнения, особенности переломов у детей. Первая медицинская помощь при переломах.
  • •2.16. Шок, виды, стадии. Первая медицинская помощь при шоке.
  • •2.17. Понятие о реанимации, Основные реанимационные мероприятия (непрямой массаж сердца, искусственное дыхание). Особенности реанимации при утоплении.
  • •III. Основы обороны государства
  • •1.2. Международная миротворческая деятельность вс рф
  • •1.3. Вооруженные Силы рф. Назначение и состав вс рф
  • •Структура вооруженных сил Российской Федерации
  • •1.4. Виды и рода вс рф, их функции и задачи, роль в системе национальной безопасности
  • •1.5. Боевые традиции вс. Основные воинские ритуалы
  • •Основные воинские ритуалы
  • •1.6. Общие положения концепции построения Вооруженных сил России в XXI веке
  • •1.7. Назначение и структура Министерства обороны
  • •1.9. Общие права и общие обязанности военнослужащих
  • •Обязанности военнослужащих
  • •Права военнослужащих
  • •1.10. Законодательные и нормативные требования безопасности военной службы. Формы и причины неуставных отношений
  • •Формы и причины неуставных взаимоотношений
  • •Методика профилактики неуставных взаимоотношений
  • •Механизм функционирования неуставных взаимоотношений
  • •Формы негативного воздействия:
  • •Как организовать противодействие неуставным взаимоотношениям в подразделении
  • •Забота о быте, отдыхе и социальной защищенности военнослужащих
  • •2. Основы национальной безопасности
  • •2.1.Стратегия национальной безопасности рф (основные положения)
  • •2.2. Современный комплекс проблем национальной безопасности.
  • •2.3. Законы о безопасности.
  • •2.4. Общая характеристика проблем безопасности постиндустриальной эпохи.
  • •2.5. Понятие о геополитике и геополитических интересах.
  • •2.6. Порядок осуществления бесструктурного управления
  • •2.7. Пути решения глобальных проблем безопасности жизнедеятельности.
  • •2.8. Общая теория управления. Законы теории управления.
  • •2.9. Закон времени
  • •2.10. Теория насилия.
  • •3. Обеспечение безопасности оу
  • •3.1.Анализ и планирование мероприятий по обеспечению безопасности образовательного учреждения.
  • •3.2. Организация и технические средства охраны образовательных учреждений.
  • •3.3. Виды опасных ситуаций и вредных факторов в образовательном учреждении.
  • •Социально-политические:
  • •Социально-криминальные:
  • •Техногенные и социально-техногенные:
  • •Природные и социально-природные:
  • •Угрозы экологического характера:
  • •Угрозы социально-биогенного и зоогенного характера:
  • •3.4. Управление безопасностью в образовательном учреждении.
  • •3.5. Мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях по защите учащихся и персонала от чрезвычайных ситуаций природного характера
  • •3.6. Защита учащихся и персонала от чс техногенного характера Мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях
  • •3.7. Организация мероприятии в области го в образовательном учреждении Организация гражданской обороны в учебных заведениях
  • •Задачи учителя
  • •3.8. Меры пожарной безопасности.
  • •Направления контроля в оу и номера пунктов нормативных документов по пожарной безопасности.
  • •Требования нормативных документов по пожарной безопасности
  • •Определение необходимого количества первичных средств пожаротушения
  • •Нормы оснащения помещений ручными огнетушителями
  • •Обязанности преподавателя при объявлении эвакуации
  • •3.9. Правовые акты, нормативы по охране труда учащихся, персонала и обеспечения безопасности в учебных заведениях
  • •3.10. Терроризм как глобальная проблема современности. Основные источники угрозы и методы террора
  • •Террористические угрозы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *