Народное ремесло

Необычные женские ремёсла на Руси

Женщины на Руси всегда славились, как большие мастерицы, и находили для себя много необычных занятий. Остановимся на нескольких, наиболее примечательных

Горшечницы

В стародавние времена гончарное ремесло было целиком в женских руках. Красотой и функциональностью эти изделия не отличались. Обычно это были миски, сделанные простым незатейливым способом. В коме из глины выдавливалось отверстие, приблизительно посередине или каталась меж ладоней длинная колбаска и укладывалась спиралью. Зато ручная работа и авторский стиль. У каждой хозяйки миски были свои секреты изготовления. Добавляли мастерицы в глину различные примеси — и белый речной песок, и камешки, а кто и мелкий жемчуг. «Пекли» рукодельницы и другие вещи: глиняные бусы, игрушки для малышей, свистульки.

Пластильщицы

«Требуются крепкие девки на пастилу» — вполне могли запросить производители воздушного лакомства. Набирали барышень сильных, и выносливых. Две девушки без остановки взбивали двое суток однородную массу из кислой антоновки. Затем крестьянки раскладывали пасту ровным слоем для подсыхания и несколько суток ждали пока застынет яблочное пюре. И только потом аккуратно нарезали ровными полосками. Зато можно было вволю полакомиться оставшимися обрезками. Так что – с одной стороны вкусно и сладко, с другой – тяжкий труд.

Наузницы

В мифологии нередко упоминаются различные узлы. Нечисть на Руси путала конские гривы и пряжу. А особо проказливые духи могли дальнюю дорогу или даже судьбу в узел завязать. Но и у людей были свои специалисты по части художественной вязки – наузницы. По поверьям, эти знахарки узкой специализации могли призвать удачу, вылечить от тяжелой болезни, приворожить или даже погубить. Для сложных случаев знатоки хитросплетений делали обереги «лестнички». В эти длинные шёлковые или шерстяные верёвки, вплетались весьма экзотические предметы. Это могли быть кости, иглы, крылья летучих мышей, змеиные выползки. Такая магия считалась очень сильной.

Плакальщицы

Провожая домашних в последний путь, родственники должны были голосить как следует. Иначе бы их заподозрили, как минимум, в равнодушии к покойному. Мастерицы «художественного» рыдания своим талантом настраивали всех на нужную трагическую волну. Во многих деревнях они не только создавали настроение, но и диктовали отлетевшей душе, как и куда двигаться, чтобы обрести блаженство. Профессионалки ценились не только за способность стенать часами, но и за умение складывать свои причеты конкретно для каждого случая. Приглашали их не только на похороны, но и на свадьбы. Ведь невесте на крестьянской свадьбе полагалось быть зарёванной и скорбной, а далеко не каждой девице удавалось так расстроиться. И вот только завопит плакальщица: «Ой, да ж прости-прощай, родимая донюшка…» — так, глядишь, слезы сами собой наворачиваются, а значит, все приличия соблюдены.

Свахи

Профессия свахи не уходит корнями в глубокую древность. Раньше браки заключались незатейливо – либо украл, либо купил. А вот при усложнении этого процесса и развитии обрядовости требовался посредник. Настоящая «профи» могла сотворить невозможное: уговорить на брак несогласных маму и папу, убедить разборчивую девицу, что именно тот или иной «фрик» — её судьба. Даже, потерю невинности невестой до брака, могли скрыть эти умелицы. Первым человеком, которому дозволялось войти в спальню к новобрачным, была именно сваха. К тому же она должна была знать миллион подходящих примет, говорить сладко и убедительно. Да и всё время быть начеку приходилось: родители невесты или жениха то и дело норовили нежданно нагрянуть друг к другу в гости. И тут нужно было их догнать, перегнать и устроить достойный приём.

Повитухи

Если уж женщина приняла в твоей семье ребенка, то привечать её следовало всю жизнь. А иначе, на том свете придется ей лизать ладони бесконечно долго (так твердила молва). В гроб хороших повитух клали в варежках, из уважения к их волшебным рукам. У этих женщин, существовал целый кодекс поведения. Нельзя было отказать в помощи, надо было знать древние молитвы и заговоры, иметь в доме достаток (что-бы не заразить бедностью новорожденного). Бабка оставалась с новоиспечённой матерью аж 40 дней – помогала купать, лечить и …вить. Именно витьём раньше называлось пеленание.

Поляницы

На нашей земле ходит множество легенд о целых армиях русских женщин, отличающихся безмерной отвагой и даже готовых к потере одной груди. Но учёные историки относятся к этому с сарказмом. Но найденные древние захоронения девиц в полном воинском снаряжении и с оружием, ненавязчиво намекают, что были-таки женщины — воины на Руси. Да и слова Никифора, патриарха Константинопольского подтверждают это. Он упоминает, что при осаде его прекрасного города племенами славян и кочевников, можно было наблюдать женщин в боевых доспехах, сражающихся наравне с мужчинами. Но есть ещё мнение, что поляницы – это не наш «продукт», не российский. То ли это сарматки, то ли половчанки, а то и вообще – первая западная волна феминисток. Но в каждой народной сказке есть реальная подоплёка. Слишком уж много на Руси сказок о барышнях в доспехах.

LiveInternetLiveInternet

Русские женщины всегда славились как мастерицы и затейницы.
Оказия ходить по полыхающим избам и кидаться на коней представлялась нашим праматерям не так уж часто.

Но и в «мирное» время они находили себе необычные,
а подчас и экстремальные занятия.
Плакальщицы: свадьба и похороны
Провожая домашних в последний путь, родственники должны были голосить как следует.
Иначе бы их заподозрили, как минимум, в равнодушии к покойному.
Мастерицы художественного рыдания своим талантом и всех настраивали на нужную трагическую волну.
Во многих деревнях они не только создавали настроение, но и диктовали отлетевшей душе, как и куда двигаться, чтобы обрести блаженство.
Профессионалки ценились не только за способность стенать часами, но и за умение складывать свои причеты конкретно для каждого случая.
Приглашали их не только на похороны, но даже и на свадьбы.
Ведь невесте на крестьянской свадьбе полагалось быть зарёванной и скорбной, а далеко не каждой девице удавалось так расстроиться.
И вот только завопит плакальщица: «Ой, да ж прости-прощай, родимая донюшка…» — так, глядишь,
слёзы сами собой наворачиваются, а значит, все приличия соблюдены.
Горшечницы: каждому – своё
Когда люди ещё слыхом не слыхивали об обществе потребления, главенствовал простой закон: каждый все делает для себя.
В те времена гончарное ремесло было целиком в женских руках.
Красотой и функциональностью эти изделия не отличались, обычно это были миски, сделанные простым незатейливым способом.
В глиняном коме выдавливалось отверстие приблизительно посередине или каталась меж ладоней длинная колбаска и укладывалась спиралью.
У каждой хозяйки миски были свои, свой стиль – попробуй укради.
Добавляли мастерицы в глину различные примеси — и белый речной песок, и камешки, а кому посчастливилось найти – и мелкий жемчуг.
«Пекли» рукодельницы и другие вещи: глиняные бусы, игрушки для малышей, свистульки.

Пастильщицы: сладкие женщины
«Требуются крепкие девки на пастилу» — вполне могли запросить производители воздушного лакомства.
Набирали барышень сильных, и выносливых.
2 девушки без остановки взбивали 2-е суток однородную массу из кислой антоновки.
Затем крестьянки раскладывали пасту ровным слоем для подсыхания и несколько суток ждали пока застынет яблочное пюре.
И только потом аккуратно нарезали ровными полосками.
Зато можно было вволю полакомиться оставшимися обрезками.
Так что – с одной стороны вкуснота и сладость, с другой – тяжкий труд.
Кстати, супруга Льва Николаевича Толстого, с пониманием относилась к его слабости к пастиле.
Она изобрела даже свой особенный рецепт, который среди друзей и гостей дома назывался «пастила Толстых».
Поляницы: чужие или свои?
На нашей земле ходит множество легенд о целых армиях русских женщин, отличающихся безмерной отвагой и даже готовых к потере одной груди.
Но ученые историки только насмешливо фыркают: «Сказки и фантазии!».
Но найденные древние захоронения девиц в полном воинском снаряжении и с оружием, ненавязчиво намекают, что были-таки богатырки на Руси.
Да и слова Никифора, патриарха Константинопольского подтверждают молву.
Он упоминает, что при осаде его прекрасного города племенами славян и кочевников, можно было наблюдать женщин в боевых доспехах, сражающихся наравне с мужчинами.
Есть, правда, мнение, что поляницы – это не наш «продукт», не отечественный.
Дескать, это то ли сарматки, то ли половчанки, а то и вообще – 1-ая западная волна феминисток.
Но в основе каждой народной сказки есть фактическая подоплёка, а уж слишком много на Руси сказок о барышнях в доспехах.
Наузницы: вязаные лестницы
Нередко упоминаются в мифологии и различные узлы.
Нечисть на Руси путала конские гривы и пряжу, а особо проказливые духи могли дальнюю дорогу или даже судьбу в узел завязать.
Но и у людей были свои доки по части художественной вязки – наузницы.
По поверьям, эти знахарки узкой специализации могли призвать удачу, вылечить от тяжелой болезни, приворожить или даже погубить насмерть.
Для сложных случаев знатоки хитросплетений делали обереги «лестнички».
В эти длинные шёлковые или шерстяные веревки, вплетались весьма экзотические предметы.
Это могли быть кости, иглы, крылья летучих мышек, змеиные выползки.
Такая магия слыла очень сильной.
И не мудрено: найдёт противная соперница такое у себя на крыльце – и магии почти не надо!
От испуга случится у любого расстройство желудка или икота.
Свахи: бабушки маркетологов
Профессия свахи не уходит корнями в глубокую древность.
Раньше браки заключались незатейливо – либо украл, либо купил, а вот при усложнении этого процесса и развитии обрядовости посредник срочно потребовался.
Настоящая «профи» могла сотворить невозможное: уговорить на брак несогласных маму и папу, убедить разборчивую девицу, что именно этот «фрик» — её судьба.
Даже, скрыть потерю невинности невестой до брака могли эти умелицы.
Первым человеком, которому дозволялось войти в спальню к новобрачным, была именно сваха.
К тому же она должна была знать миллион подходящих примет, говорить сладко и убедительно.
Да и всё время быть начеку приходилось: родители невесты или жениха то и дело норовили нежданно нагрянуть друг к другу в гости.
И тут нужно было их догнать, перегнать и устроить достойный приём.

Повитухи: что они вили?
Если уж женщина приняла в твоей семье ребёнка, то привечать её следовало всю жизнь.
А иначе, упорно твердила молва, на том свете придется ей лизать ладони бесконечно долго.
В гроб хороших повитух клали в варежках, из уважения к их волшебным рукам.
У этих женщин, а мужчин долго не подпускали к роженицам, существовал целый кодекс поведения.
Нельзя было отказать в помощи, надо было знать древние молитвы и заговоры, иметь в доме достаток (а то ещё заразишь бедностью новорождённого!).
Бабка оставалась с новоиспечённой матерью аж 40 дней – помогала купать, лечить и …вить.
Именно витьём раньше называлось пеленание.
Источник

Спасибо за ваши комментарии!

Ремесла

Ремесло — мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия.

Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития, принимая различные формы: а) домашнее ремесло — в условиях натурального хозяйства; б) ремесло на заказ — в условиях разложения натурального хозяйства; в) ремесло на рынок. С возникновением ремесла на заказ и особенно на рынок связано появление и развитие городов как ремесленно-торговых центров. Домашнее ремесло нередко называют домашней промышленностью (то есть производством несельскохозяйственной продукции), ремесло на заказ и на рынок — кустарной промышленностью. В русской Статистической литературе нередко все ремесленники XIX—XX вв. назывались кустарями.

Домашнее ремесло широко распространено на протяжении всей истории докапиталистических обществ. Сельское население производило большую часть потребляемых им ремесленных изделий. Постепенно ведущую роль стало играть ремесло на заказ и рынок. В древней Греции, древнем Риме, в странах древнего Востока имелось значительное количество ремесленников, ведущих самостоятельное хозяйство и изготовлявших изделия на заказ или рынок.

Становление профессионального ремесла, особенно в городах, привело к возникновению новой сферы производства и нового социального слоя — городских ремесленников. Возникновение развитых форм их организации (цехи), защищавших интересы данного слоя, создало особо благоприятные условия для развития городского ремесла в Средние века. Ведущими отраслями городского ремесла были: сукноделие, производство металлических изделий, изделий из стекла и др. В процессе промышленного переворота (середина XVIII в. — первая половина XIX в.) фабрично-заводская промышленность, основанная на применении машин, вытеснила ремесло. Ремесло (на заказ и на рынок) сохранилось в отраслях, связанных с обслуживанием индивидуальных нужд потребителя или с производством дорогих художественных изделий — гончарное дело, ткачество, художественная резьба и т. д.

В большей степени ремесло сохранилось в слаборазвитых странах. Однако и здесь происходит его вытеснение фабрично-заводской промышленностью в результате индустриализации этих стран. Сохраняются народно-художественные ремёсла, связанные с обслуживанием туризма и с экспортом.

Виды ремёсел

Издавна человечество знало такие ремёсла, как:

  • кузнечное
  • гончарное
  • плотницкое
  • столярное
  • портняжное
  • ткацкое
  • прядильное
  • скорняжное
  • шорное
  • пекарное
  • сапожное
  • печное
  • кожевенное
  • ювелирное

и многие другие.

В России после 1917 года число ремесленников и кустарей резко сократилось, они были объединены в промысловую кооперацию. Сохранились лишь несколько всемирно известных народных художественных промыслов: Гжельская керамика, Дымковская игрушка, Палехская миниатюра, Хохломская роспись и др.

Художественное ремесло

Художественное ремесло — культура трудовых профессиональных навыков и технических приемов художественной обработки различных материалов (металла, кожи, тканей и т. д.), вырабатываемая в процессе накопления творческого опыта мастеров, создающих художественные изделия. Профессиональный опыт художественного ремесла складывался путем открытия наиболее эффективных в эстетическом смысле приемов и техники художественной обработки материала, доведения ее до совершенства. Этот опыт накапливался веками, передавался из поколения в поколение. В старину по художественному ремеслу судили о благосостоянии страны и общем уровне её культуры. Мастера Древней Руси и западноевропейского средневековья делились по профессиям, в рамках которых обладали универсальным умением применять различные приемы художественной обработки того или иного материала. Так, золотых и серебряных дел мастера владели приемами ковки, литья, чеканки, филиграни, гравировки, чернения по серебру, эмальерным делом. Они специализировались по видам изделий (оружие, книжные оклады, ювелирные украшения и т. д.). Подобного рода специализация имела место в гончарном ремесле, ткачестве, художественном шитье и т. д. В Древнем Киеве, например, было 60 различных ремесленных профессий. По социальному положению ремесленники делились на вотчинных, работавших при княжеском дворе, и монастырских, на городских и посадских. Первые работали по заказу тщательно и долго, достигая высочайшего совершенства и искусности в работе. Посадское художественное ремесло получило отражение в творчестве городских мастеров, связанных с рынком. У них вырабатывалось умение экономными средствами достигать художественного эффекта, приближающего изделие к дорогим образцам. Общие эстетические идеалы народа, профессиональный артистизм ручного труда определяли развитие культуры художественного ремесла. Творчески создавалась каждая вещь. Артистизм мастера высоко ценился; принадлежность к разряду мастеров определялась умением совершенно выполнить самое трудное художественное изделие. На Руси существовали ремесленные корпорации, организованные по типу западных цехов. Их деятельность регулировалась особыми правилами и законами. Развиваясь на основе народных традиций, художественное ремесло, каждой страны сохраняло свою национальную самобытность и в то же время отражало развитие мировых стилей. Художественное ремесло правомерно называть и декоративно-прикладным искусством, поскольку его развитие неотделимо от художественной образности, эстетики, культуры каждого народа.

Народные художественные промыслы

Народные художественные промыслы (народное ремесло) — широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен креативными видами деятельности, где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Работа может выполняться на ткани, дереве, цветных металлах, бумаге и т. д. Обычно термин применим к вещам, которые имеют не только эстетическую ценность, но и находят практическое применение.

Народное ремесло берёт некоторые начала от сельского ремесла, благодаря которому создавались предметы первой необходимости, включая сложные конструкции. Сельские ремесла известны ещё с древних времён, фактически, появившись в тот момент, когда человечеству потребовались новые инструменты и предметы для быта. В разных регионах и областях, у разных народов искусства и культуры различались, следовательно, различались и их ремесла. Как и народное искусство, народное ремесло нередко зависело от религиозных, культурных, и иногда даже политических убеждений.

Многие рукодельные изделия создаются из природных или близких к природным материалов, но многие модернисты также используют необычные элементы и конструкции, например, промышленные детали и механизмы.

Изделия считаются народным ремеслом до тех пор, пока процесс их изготовления не ставится на поток (массовое изготовления фабричного типа).

Поскольку ручная работа и подобного рода ремесло развивает интеллект и разного рода навыки, иногда в учебные процессы школ и институтов вводят специальные задания по созданию чего-либо. Для изготовления многих изделий нужны определённые навыки, но, как правило, научиться ремеслу может каждый. Многие виды ремесла становятся популярными уже спустя некоторое время после появления, иногда — нет.

История ремесел

Уже в древнем мире встречаются начатки ремесленной деятельности, проявляющейся в обработке известных предметов, большей частью на дому собственника материала и руками рабов. О таком характере ремесленного труда в Греции мы имеем свидетельство Гомера.

При презрении греков к ремесленному труду, признававшемуся недостойным свободного человека, Р., как постоянная профессиональная деятельность, было делом весьма ограниченного контингента лиц, если не считать метойков и рабов, входивших в состав дома.

Некоторые ремёсла и в Греции, однако, поднялись на высокую степень, несмотря на применение самых простых орудий и инструментов. С течением времени получили распространение Р. не только по предметам роскоши, но и по удовлетворению обыденных потребностей низших классов населения.

Уже в Греции ремесленники испытывали иногда конкуренцию со стороны сравнительно крупных производств, возникающих с середины V-го столетия до н. э. Одинаковый, в общем, характер носит ремесленное производство и в Риме. При существовании обособленных, замкнутых хозяйств, удовлетворявших свои потребности с помощью специализации рабского труда, в Риме не было почвы для развития Р., как свободной профессиональной деятельности; за отсутствием контингента лиц, который бы постоянно нуждался в продуктах чужого труда и имел бы возможность их оплачивать, римские ремесленники, будлер и т. д. и (artifices) должны были пополнять ряды пролетариев. Только при наличии известного имущества, служившего источником доходов (обыкновенно — небольшой земельный участок), ремесленник мог безбедно существовать и в исполнении случайных заказов иметь подсобный заработок. С образованием крупных поместий, поглотивших значительную часть мелких земельных участков, ремесленники, ряды которых главным образом пополнялись вольноотпущенными, должны были искать работу на стороне и исполнять её на дому у заказчика.

С целью увеличения объёмов производства в какой либо артели, артель могли экономически поставить под контроль или приобрести в собственность один или несколько хозяев и тогда она перерастала в фабрику или в завод. С появлением в каком-либо ремесле всё большего количества сложных и энергоёмких машин и механизмов, и, особенно, с привлечением достижений науки, промысел перерастал в промышленность. Наличие сложных и многочисленных машин и механизмов и наукоёмких процессов — именно та грань, за которой кончается промысел и начинается промышленность. Примером здесь может служить превращение в XIX веке в России Иванова, ранее типичной слободы, состоящей, в основном из ткацких артелей, в город с большим количеством ткацких фабрик. Далее, с большим применением современных, научно обоснованных процессов, Иваново стал центром текстильной промышленности в России. Вот некоторые другие примеры «эволюции» промыслов в промышленность с возрастанием объёмов производства, усложнением и увеличением количества используемого оборудования и с привлечением науки:

  • пекарное и мельничное ремесло превратились, каждое в свою часть пищевой промышленности
  • сапожное ремесло превратилось с годами в обувную промышленность
  • ткацкое и прядильное ремесла вместе родили текстильную промышленность
  • портновское ремесло превратилось в швейную промышленность
  • кузнечное ремесло стало прародителем целого ряда промышленностей, связаных с обработкой металлов.

Тем не менее, многие ремёсла продолжают существовать наряду с рождёнными ими промышленностями, создавая профессиональную среду, из которой рекрутируется масса специалистов в соответствующую промышленность. Так, например, высококвалифицированные столяры или сапожники используют свой потенциал в мебельной, или в обувной промышленностях.

Обыденные представления о ремесле, как об устаревшем в современном обществе явлении обманчивы. И в наше время продолжают появляться новые ремесла. В сфере информационных технологий с началом развития социальных сетей появилось ремесло специалиста по SMM или, как его называют чаще, комьюнити-менеджера. Таких новых ремесел в сфере цифровых технологий можно насчитать не менее десятка.

Традиционные промыслы и ремёсла на Руси: редкие исторические фото

Вдогонку за публикациями старинных фотографий в русских национальных костюмах хочу поделиться с вами фотографиями ремесленников в России и немного рассказать о традиционных промыслах и ремеслах.

Слово «ремесло» произошло от латинского «ремес» (плотник) и обозначало разные виды ручных работ. Промыслы — от «промыслить», то есть, подумать. В толковом словаре Даля «ремесло» объяснялось, как умение, коим добывают хлеб, промысел, требующий по большей части телесного, чем умственного труда».

Если оставить в стороне спорное утверждение о соотношении физического и умственного труда, то увидим, главное — это труд, приносящий доход. Ремесло превращалось в промысел, когда мастера начинали создавать предметы по заказу и на продажу.

Когда определенные навыки и средства выражения становятся привычными — возникает традиция. И случается это благодаря совместным стараниям разных людей, поэтому природа народного искусства — коллективная, но это не умаляет значения творчества наиболее талантливых и ищущих мастеров.

Становясь массовым, промысел воспроизводил однотипные предметы, но при этом не терял уже найденные образцы. Промысел погибал, если не приносил дохода, как это и случилось с внедрением фабричного производства.

Навыки ремёсел и промыслов передавались из поколения в поколение, оттачивались, постепенно достигая оптимального состояния для получения недорогой продукции, приемлемого для нужд местных потребителей, качества. Не в каждом селе или деревне были мастера многих ремёсел. К примеру, только в относительно крупных поселениях можно было найти и чеботаря, и портного, и кузнеца, и пимоката сразу. Но деревни дореволюционной Руси и до периода «укрупнения» послевоенного периода 20-го века, были часто совсем не большими. 5-10 дворов — уже деревня.

При таком расселении типичным было развитие промыслов и ремёсел «по деревням». То есть в одном поселении жили гончары, в другом плотники, в третьем портные и так далее. А обмен продукцией производился естественным путём или на ближайшем рынке натуральным образом или через деньги.

В крупных сёлах, уездных городках умельцы чаще объединялись в артели. Продукция артельного производства, как правило, была лучшего качества и стоила меньше. Это объяснялось тем, что в артели существовало разделение труда, кроме того, артель могла позволить себе покупку необходимого оборудования, что облегчало ручной труд, и закупку сырья оптом. Именно из артелей и возникли на Руси первые промышленные производства. Впоследствии практически все промыслы и ремёсла на Руси эволюционировали в промышленность за исключением некоторых художественных промыслов, где индивидуальное мастерство имеет основополагающее значение и позволяет работать мастеру частным образом или в составе небольших артелей и кооперативов.

Плетение лаптей

Ещё в начале 20-го века Россию часто называли «лапотной», подчёркивая отсталость и примитивизм. Лапти ещё в ту пору действительно были традиционной обувью беднейших слоёв населения. Плели их из разного материала, и в зависимости от этого назывались лапти дубовики, ракитники, берестяники или вязовики. Самым мягкими и прочными считали лапти из липового лыка.
В лаптях круглый год ходила вся русская деревня, кроме, пожалуй, казачьих районов и Сибири. Ещё в годы Гражданской войны бoльшая часть Красной армии ходила в лаптях, а снабжение солдат лаптями было возложено на чрезвычайную комиссию ЧЕКВАЛАП.

Сапожник

Сапоги же долгое время оставались роскошью даже для зажиточных крестьян. Даже те, у кого они были, надевали их только по праздникам. «Сапоги для мужика самый соблазнительный предмет… Никакая другая часть мужицкого костюма не пользуется такой симпатией, как именно сапог» — писал Д. Н. Мамин-Сибиряк.

На Нижегородской ярмарке в 1838 году пара хороших лыковых лаптей продавалась за 3 копейки, а за крестьянские самые грубые сапоги приходилось выложить 5-6 рублей. Надо сказать, что для крестьянина это были огромные деньги и чтобы собрать такую сумму нужно было продать челую четверть ржи (около 200 кг).

Да и валенки тоже могли позволить себе в начале прошлого века далеко не все, потому что стоили они недёшево. Их передавали по наследству и носили по старшинству. Мастеров, изготавливающих валенки, были немного, а секреты этого ремесла передавались из поколения в поколение. В различных регионах России у валенок было своё название: в Сибири их называли «пимами», в Тверской губернии — «валенцами», а в Нижнем Новгороде — «чесанками».

За валянием

Ложкари

Как известно, в старину русские крестьяне пользовались исключительно деревянной посудой. Особой популярностью пользовались ложки. Их производили как в крупных мануфактурах при монастырях (например, в Сергиево-Посадском и в Кирилло-Белозерском), так и в мелких домашних хозяйствах. И для многих семей подсобные деревообрабатывающие промыслы были основной статьей дохода.

Плетение корзин для ложек

Особой популярностью пользовалось расписные ложки. Блеск золота и киновари ассоциировался, вероятно, с царственной роскошью. Но такими ложками пользовались только в праздник. А по будням довольствовались неокрашенными ложками. Впрочем, и они на рынках были весьма востребованным товаром. На рынок их доставляли в специальных корзинах, которые покупатели опустошали буквально за несколько часов.

В начале прошлого века только в Семеновском уезде за год производили около 100 миллионов ложек. Ложкарную продукцию производили тысячи крестьян-кустарей, у каждого из которых была особая специализации: резчики, красильщики, лачилы (те, кто покрывал посуду лаком).

Семья за изготовлением ложек

На ярмарке

Обоз с «ложечными» корзинами

Особое место в традиционных ремеслах в начале прошлого века занимала обработка льняного сырья. Ведь в то время одежду очень часто шили именно из домотканого льняного полотна. Хлопковые и хлопчатобумажные ткани были фабричного производства и считались дорогими.

За ткацким станком

Сначала льняные стебли нужно было выдернуть из земли связать в снопы. Как правило, это происходило в августе. После этого до середины октября лён сушили.

Затем его молотили в гумнах, чтобы собрать семена на следующий год, и снова сушили, на этот раз в специальных печах.

Вымачивание льна

Трепание льна

Следующий шаг — лён мяли в специальных машинах, трепали и вычёсывали специальными гребёнками. Результат — мягкое, чистое, шелковистое серое волокно. Из волокна делали нитки. Их можно было отделить в чанах с золой и кипятком или окрасить при помощи растительного сырья в различные цвета. На последнем этапе нитки сушили на солнце или над печкой дома, развесив на жердях. Теперь всё готово, чтобы начать ткать.

С льняными пасмами

Малороссийская крестьянка с прялкой

Ткачество в России с древних времён было одной из основ промышленности. В начале ХХ века производство тканей в России являлось одной из ведущих отраслей производства наряду с мясо-молочной промышленностью.

При этом не теряло своей актуальности и ручное ткачество. Как правило, это было семейным занятием. Не было в деревне женщины, которая не умела бы ткать.

Ткали холсты из льна или шерсти при помощи ткацкого стана, который хранился в разобранном виде. Перед тем, как приступить к производству ткани, стан заносили в избу, собирали по деталям, и начиналась работа.

Готовое полотно или отбеливали или красили. Окрашивание было гладким, однотонным или набивным, то есть, с рисунком.

Красильщики ткани

Набойка рисунка

Беленную ткань часто украшали разнообразной вышивкой.

Вышивать на Руси умели и девочки, и женщины. Этот вид народно-прикладного искусства считался одним из самых популярных. Вышивкой украшались полотенца, скатерти, покрывала, свадебная и праздничная одежда, церковное и монаршее облачение.

Вышивальщицы за работой

Кроме того, историки отмечают, что ни в одной стране мира не было столь разнообразных кружев, как в России. Многие годы в основе кружевного производства в России был бесплатный крестьянский труд в усадьбах помещиков. А после отмены крепостного права это мастерство стало приходить в упадок.

Новым толчком кружевного производства стало основание императрицей в 1883 году Мариинской практической школы кружевниц. Ученицы этой школы даже придумали особый вид кружева. В начале 20-го века для крестьян кружево было способом заработка, а для государства — постоянной статьёй экспорта.

Кружевница

Маленькая кружевница

Кроме изготовления обуви, одежды и посуды, важное место в русских народных промыслах играла игрушка. Именно ее считали очень важной для воспитания детей и производили в огромных количествах в основном из глины и дерева.

Часто игрушки на Руси называли «потешками». Самыми популярными сюжетами для них были барышни, солдаты, коровы, кони, олени, бараны и птицы.

Роспись глинянной игрушки

Изготовление деревяных потешек

Кроме того, начале 20-го века в России занимались ещё плетением ремней, как для собственных нужд, так и для продажи.

Плетение ремня

Существовало также великое множество столярных и гончарных промыслов. Процветало кузнечное дело и плетение корзин.

Столярная мастерская

Плетение корзин

Гончар за работой

В наши дни народное искусство не исчезло, оно во многом перешло в другую сферу, появилось и определение: декоративно-прикладное искусство. Слово «декор» — означает «украшаю». Основа декора — узор, орнамент. Прикладное — предмет должен иметь свое назначение. И, возможно, некоторые предметы теряют уже свою утилитарность, но при этом приобретают новое звучание — украшают быт и радуют глаз, наполняя наш мир красотой и гармонией.

За глиняными игрушками — в Киров

Барыни, кавалеры, петухи с павлиньими хвостами, кони-свистульки, и все с яркой геометрической росписью по белому фону — дымковскую игрушку узнаешь с первого взгляда. Возник промысел 4 века назад в слободе Дымково под Вяткой (нынешний Киров), где расписные глиняные фигурки делали к весеннему празднику Свистуньи. Над «дымкой» до сих пор работают вручную: лепят из красной глины, смешивая ее с мелким песком, сушат, обжигают, покрывают белилами и расписывают. Орнамент кажется нарочито простым, но все узоры и цвета символичны: ромб — символ плодородия, круг — солнце, голубой — небо, зеленый — земля или пашня.

Больше всего дымковских игрушек собрано в Кировском художественном музее имени Васнецовых. В небольшом музее дымковской игрушки, тоже в Кирове, экспонатов поменьше. Зато проводят интересные экскурсии, а на мастер-классах можно вылепить собственного всадника на коне или индюка с хвостом, как у павлина. На третьем этаже в том же здании — фирменный магазин, откуда еще никому не удавалось унести ноги без пестрых сувениров.

Как добраться до Кирова: Из Москвы и Санкт-Петербурга — на поезде; из Казани, Уфы, Сыктывкара, Йошкар-Олы и других городов — на автобусе. А быстрее всего — на самолете сразу до Кирова.

За хохломой — в Семенов

Фото: Messir (Own work), CC BY-SA 3.0 via Wikimedia Commons

Праздничная хохломская роспись вместе с балалайкой и матрешкой — самое русское, что у нас есть. Появилась она в XVII веке в Нижегородской губернии. Со всей округи мастера привозили свои изделия в большое село Хохлома — отсюда и название.

Сегодняшний центр промысла — город Семенов в 60 км от той самой Хохломы. На экскурсии по заводу «Хохломская роспись» показывают, как будущие ковши и сахарницы вытачивают на токарном станке или вырезают вручную. Потом их грунтуют глиной, чтобы сделать похожими на глиняные горшки, покрывают олифой, лудят, а уже под конец — расписывают и обжигают. Для любителей все попробовать на себе проводят мастер-класс, на котором из-под ваших рук выйдут каноничные ягоды рябины и земляники. Хорошее продолжение — тысяча и одно изделие из хохломы, от шахмат до подсвечников, в музее «Золотая хохлома» по соседству.

Как добраться до Семенова: автобусом или электричкой из Нижнего Новгорода, либо электричкой из Москвы с Курского вокзала.

Не пропустите: 10 отличных музеев России, в которых стоит побывать

За платками — в Павловский Посад

На Руси замужних женщин можно было узнать не только по обручальному кольцу, но и по орнаменту, цвету и фасону одежды и, главное, по головному убору: после свадьбы волосы полагалось прикрывать. Повойник, кичка, борушка — каких только головных уборов не было, но универсальной вещью всегда оставался платок. Его носили отдельно или с чем-то другим — например, с кокошником.

Платочная фабрика в селе Павлово появилась в 1795 году. Спустя полвека на ней выпустили первые шерстяные шали с набивным рисунком — те самые, что потом прославились далеко за пределами страны. До 1970-х цветы и восточные узоры наносили деревянными резными формами, сотни раз прикладывая их к каждому платку. Сейчас печатают по сетчатому шаблону, но платки все так же хороши. Весь путь, который промысел прошел за двести лет, представлен в музее при Павловопосадской платочной мануфактуре. Вдохновившись музейными красотами, держите путь в фирменный магазин в переулке Герцена.

Как добраться до Павловского Посада: из Москвы — электричкой с Курского вокзала, автобусом от метро «Партизанская» или на машине по Горьковскому шоссе.

За лаковой миниатюрой — в Палех

Фото: Jürg Vollmer, CC BY-SA 2.0

Сто лет назад никакой лаковой миниатюры в Ивановском крае не было, зато из-под кистей палехских мастеров выходили прекрасные иконы. После революции с иконописью пришлось завязать, и художники придумали новый стиль миниатюрной живописи, основанный на иконописных традициях. Родоначальником стал Иван Голиков: в 1921 году он расписал свою первую шкатулку из папье-маше. Через три года Голиков и еще шестеро художников открыли «Артель древней живописи» — так началась история палехской миниатюры.

Работы мэтров — иконы и лаковые миниатюры — собраны в музее палехского искусства. Шкатулки в местном магазине стоят по несколько тысяч рублей, но вещицы уникальны и созданы настоящими мастерами своего дела. А в маленьком доме-музее Голикова частично сохранилась обстановка, в которой создавались первые палехские шедевры.

Как добраться до Палеха: из Москвы в Ивановскую область можно добраться на автобусе с Щелковского автовокзала, а еще удобнее — на своей или прокатной машине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *