Ознакомление с социальным миром

Ознакомление с предметным и социальным миром

наталья деревякина
Ознакомление с предметным и социальным миром

Ознакомление с предметным и социальным миром.

Схема предметного мира:

1. Предметы, которыми ребёнок не пользуется (электроприборы, проф. инструменты, разновидности транспорта и т. д.)

2. Предметы, которыми ребёнок пользуется постоянно (одежда, обувь, головной убор, игрушки, посуда, мебель, постельные принадлежности, спортинвентарь, школьные принадлежности и т. д.)

3. Предметы, которые ребёнок способен преобразовать, приспособить для своих нужд – рукотворный мир (пластилин, глина, песок, тесто, снег, дерево, ткань, бумага – природный и бросовый материал).

Процесс познания мира состоит из 3-х этапов.

1 — этап. Спонтанно – исследовательский.

Первое знакомство с предметом.

Надо организовать предметную среду таким образом, чтобы в ней были предметы разные по форме, цвету, материалу, звучанию.

Главное: ребёнок должен усвоить зачем нужен этот предмет, что и как можно им делать.

2 – этап. Вариативный — использование предмета.

Развитие спонтанно – ролевой игры, предметы заменители.

Развивается воображение, творческие способности.

3-этап. Преобразующий (старший дошкольный возраст).

Дети изучают предметы: как устроены, какими свойствами обладают, каким целям могут служить. Развивается наглядно — образное и логическое мышление, способность оценивать деятельность другого человека.

Происходит дальнейшее развитие «ручной умелости», возникает стремление к преобразующим видам творческой деятельности.

Средства и методы ознакомления дошкольников с предметным и социальным миром.

1. Наблюдение (экскурсии, целевые посещения и прогулки)

2. Беседы с детьми (во время которых воспитатель не только закрепляет знания, но и формирует у детей положительно – эмоциональное отношение к тому, о чём он беседует с ними).

3. Дидактические игры и упражнения (которые помогают не только закрепить полученные ранее знания, но и учат детей общаться друг с другом, выполнять роль ведущего, развивать логическое мышление детей.

4. Трудовая деятельность (не только для себя, но и для других).

Включать в занятия экспериментирование.

Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:

— ограничиваться только монологом – рассказам о предметах, явлениях действительности – необходимо включить в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней); экспериментирование (какая ткань впитывает воду, а какая нет; предмет тонет или нет, прочный или нет и т. д)

-Перегружать детей большим количеством вопросов.

-Сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.

Ознакомление с окружающим миром необходимо осуществлять в соответствии с психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приёмы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.

План составления конспекта непосредственно образовательной деятельности по разделу «Предметное и социальное окружение».

1. Проектировочный компонент

Цель;

Задачи;

Образовательные области;

Предварительная работа;

Материал;

Словарь;

2. Организационный компонент.

Подготовка ;

Ход;

Итог;

3. Рефлексивный компонент.

Анализ деятельности детей;

Анализ деятельности педагога;

Анализ деятельности родителей;

У каждого на слуху здоровье сберегающие технологии.

Признаки здоровье сберегающего занятия в ДОУ:

1. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.

2. Смена видов деятельности.

3. Нет индивидуальных и возрастных особенностей.

4. Мотивация на обучение.

5. Профилактика нарушений осанки.

6. Профилактика нарушений зрения.

7. Психоэмоциональный комфорт на занятиях.

(-доступность учебного материала

-профилактика утомления

-взаимодействие педагога и детей

-адекватная похвала детей.)

Методика ознакомления дошкольника с семьёй. Принципы взаимодействия ребёнка и взрослого.

1-ый принцип- контакт глаза в глаза.

Когда вы смотрите в глаза своего ребёнка вы предаёте ему свою любовь, нежность и заботу. Надо учиться показывать свою бескорыстную любовь. Никакого раздражения.

2-ой принцип- физический контакт.

Ребёнок любовь не должен заслуживать, он её получает или не получает.

3-ий принцип- пристальное внимание.

Спрашивайте ребёнка обо всём, умейте терпеливо его слушать.

4-ый принцип- активное слушание.

Научите ребёнка слушать.

5-ый принцип- дисциплина.

Терпение, милосердие, любовь. Недолюбить можно- перелюбить нельзя.

Цикл организации непосредственно образовательной деятельности по теме:

«Семейный проект по ознакомлению с родословной». Концепция гражданского воспитания.

1 ступень-русский фольклор (колыбельные, потешки, прибаутки, сказочки)

1 младшая группа.

2 ступень- детское народное творчество (обычаи и особенности своего народа и народа других стран) + шутки, промыслы (игры драматизации и развлечения).

2 младшая группа.

3 ступень- этническое мировоззрение-воспитание любви и уважения к Родине. Устное народное творчество: считалки, песенки, заклички, загадки. Знакомство с промыслами, обрядами, игры драматизации.

средняя группа.

4 ступень- общечеловеческие ценности. Познание общепринятых правил бытия, знакомство с искусством, музыкой, устное народное творчество: сказки, скороговорки, заклички.

старшая возрастная.

5 ступень -духовно эмоциональная ориентация в обществе с помощью моральных норм. Ребёнок определяет себя в обществе, осознаёт себя как гражданина. Народный календарь, развитие промыслов. Устное народное творчество: дразнилки, поддавки только в театральной деятельности, молчанки, небылицы, обрядовые песни.

Средства реализации гражданского воспитания.

Знакомим, формируем, расширяем.

! В процессе формирования гражданской идентичности важно различать два момента:

1) Появление новых знаний о стране.

2) Зарождение положительного эмоционального отношения к ней.

Конспект НОД по познавательному развитию с целью ознакомления с социальным миром «Моя семья»

Светлана Горбань
Конспект НОД по познавательному развитию с целью ознакомления с социальным миром «Моя семья»

Конспект НОД

Возрастная группа: средняя

Образовательная область: Познавательное развитие

НОД: Ознакомление с социальным миром

Тема: «Моя семья»»

Задачи:

Образовательные: ввести понятие «семья»; дать детям первоначальные представления о родственных отношения в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь, внук (внучка, брат (сестра, мама и папа –дочь и сын бабушки и дедушки;

Развивающие: развивать навыки устной речи;

Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к самым близким людям- членам семьи.

Предварительная работа: Разучивание пальчиковых игр «Кто живет в семье», «Как у деда Ермолая». Игры: сюжетно-ролевая игра «Семья»;

дидактические игры «Накроем стол для чаепития», «Папино, мамино хозяйство», «Поможем маме». Беседа о том, как нужно называть родителей, бабушку, дедушку.

Материалы и оборудование:

Ход занятия

Вводная часть

Ребята, какое у вас настроение. Давайте встанем в круг и поделимся друг с другом хорошим настроением.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Основная часть

-Сейчас я вам расскажу сказку. А начинается она так: — Жил-был на свете мальчик Ваня. Он жил один-одинешенек, никого у него не было.

— Ребята, а такое бывает, что у человека совсем никого не было?

Дети: Нет. У всех есть мамы и папы, бабушки и дедушки.

— Значит, у человека должна быть….(семья)

— Семья – это родные люди, которые любят друг друга, живут вместе, помогают друг другу.

— Давайте перечислим, из кого состоит семья

Дети: Дедушка, бабушка, папа, мама, брат (сестра, я.

— Ребята, а как члены семьи относятся друг другу? (Любят друг друга, уважают, помогают).

— Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Скажи ласково»

(я буду называть членов семьи, а вы будете называть их ласково)

Дочь – доченька, дочурка

Сын – сынок, сыночек

Папа – папочка, папенька, папуля

Мама – мамочка, мамуля.

Дед – дедушка, дедуля

Бабушка – Бабуля, бабулечка.

Сестра – сестренка

Брат — братишка

Внук – внучок

Внучка –внученька

— Вот такими ласковыми словами нужно называть своих родных.

— Все должны любить и уважать своих родных – мам, пап, бабушек, дедушек, сестренок, братишек.

— И никогда нельзя их …. (огорчать)

Игра «Солнышко и тучка»

— Я буду предлагать ситуации, которые могут произойти в каждой семье; если она вызывает радость у родных, то вы показываете солнышко, а если плохое поведение, разочарование, то тучку.

-Вы помогли мама вымыть посуду?

— На прогулке испачкали куртку?

— Убрали за собой игрушки?

— Подрался с другом?

— Заботишься о бабушке, она заболела?

— Разбил мамину любимую вазу?

— Поздравил дедушку с днем рождения?

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)

Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)

Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).

-Молодцы! Как хорошо отдохнули. Ну, а теперь предлагаю поиграть в другую игру.

А вы знаете, что у каждого в семье есть свои обязанности. Ваши бабушки и дедушки, ваши родители всегда, что-то делают по дому. Я буду называть обязанности, а вы будете поднимать карточку того, кто это делает дома.

Ходит на работу —

шьет –

ходит в магазин за покупками –

учит уроки

готовит пищу –

ухаживает за цветами –

вытирает пыль –

моет посуду –

убирает в доме –

гладит –

играет –

стирает –

читает сказку на ночь –

мастерит –

Заключительная часть (рефлексия)

-Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня?

-Что такое семья?

-Как люди должны жить в семье?

-Как вы должны относиться к своим родным?

Предполагаемый результат: владеют понятием «семья», имеют представления о родственных отношениях в семье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *