Пальчиковая гимнастика про

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди).

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае.

Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело — разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности аккапунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного — положительно воздействует на состояние желудка, среднего — на кишечник, безымянного — на печень и почки, мизинца — на сердце. А если пальчиковую гимнастику еще и разнообразить ПАЛЬЧИКОВЫМ ТЕАТРОМ, то это подарит вам много положительных эмоций!

Простые правила игры

1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).
2. Обязательно чередуйте три типа движений:
сжатие;
растяжение;
расслабление.

Как еще активизировать пальчики

1. Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «откуски»).
2. Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.
3. Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.
4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.

Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время.

Несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах!

Дом

Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики — «бутончик тюльпана»)

Друзья — садоводы

Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл.
(Ладошка собрана в «кулачок». Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
(Отгибаем указательный пальчик, далее «сгибаем-разгибаем»)
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
(Отгибаем средний пальчик, «сгибаем-разгибаем» его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)
Безымянный подбирает,
(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает!
(Отгибаем мизинчик)

Кораблик

По реке плывёт кораблик,
(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты — показываем «кораблик»)
Он плывёт издалека,
(Приставляем горизонтально левую руку к глазам — «смотрим вдаль»)
На кораблике четыре очень храбрых моряка.
(Показать 4 пальца)
У них ушки на макушке,
(Приставляем обе ладошки к своим ушам)
У них длинные хвосты,
(Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)
И страшны им только кошки, только кошки да коты!
(Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем — получаются «коготки»)
В конце этой игры можно спросить у ребёнка:
-Что за моряки были на кораблике?
Ответ: мышки

Лодочка

Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)
Две ладошки, друзья, —
Это лодочка моя.
(Делать волнообразные движения руками — «лодочка плывёт»)
Паруса подниму,
(У соединенных вместе рук в форме «лодочки» поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву.
(Продолжить волнообразные движения руками — «лодочкой»)
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения — «рыбки плывут»)

Мышка

Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.
(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

Апельсин

(Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин.
(Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один!
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа,
(Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа,
(Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для утят,
(Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят,
(Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра,
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку — кожура.
(Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас — беда!
(Складываем руки домиком)
В домик прячемся — сюда!

Шарик

(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)
Надуваем быстро шарик.
(Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом — шарик надут)
Он становится большой.
(Соприкасаем ладошки друг с другом полностью)
Вдруг шар лопнул,
воздух вышел —
(Смыкаем вместе пальчики)
Стал он тонкий и худой!

Летела сова

Пятачок

(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо)
Поросенок Пятачок
Отлежал себе бочок!
(Встаём, выпрямляемся, поднимаем руки вверх — потягиваемся)
Встал на ножки,
Потянулся!
(Приседаем на корточки и делаем наклон вперёд, руки держим прямо перед собой)
А потом присел,
Нагнулся!
(Встаём, делаем прыжки на месте. Руки на поясе, делаем ходьбу на месте)
И немножко поскакал,
И на месте пошагал.
(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны влево)
А потом опять прилёг, —
Но уже на левый бок!

Белка

(В самом начале кулачек сжат)
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
(Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…

Наша семья

(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик большой —
Это папа дорогой.
Рядом с папой — наша мама.
Рядом с мамой — брат старшой.
Вслед за ним сестренка —
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш —
Это славный наш малыш.

Зимняя прогулка

(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
(«Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
(«Лепим» комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.

Паучок

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение — дождик.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл.
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками — солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,
(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять,
(«Паучки» ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

Берёза

Рыбки

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)
Пять маленьких рыбок играли в реке,
(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)
Лежало большое бревно на песке,
(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение.)
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»
(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).)
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко.»
(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)
А третья сказала: «Мне хочется спать!»
(Быстро качаем ладонями – дрожь.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)
А пятая крикнула: «Здесь крокодил!
(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»

Шла кукушка

(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)
Шла кукушка мимо рынка,
(Ладони соединяются «ковшом» – корзинка.)
У неё была корзинка,
(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)
А корзинка на пол — бух!
(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)
Полетело десять (девять, восемь) мух!

Пчёлки

На постой

Медузы

(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.)
Две огромные медузы
Прилепились пузом к пузу.
(После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.)
Выгнем щупальца сильнее-
Вот как гнуться мы умеем!

Ладушки ладошки

(Играя в эту пальчиковую игру можно проявить фантазию. Выполняйте движения которые вам подскажет сюжет стихотворения.)
Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Наварили кашки
Помешали ложкой.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Строили ладошки
Домик для матрешки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Курочке Пеструшке
Накрошили крошек.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Хлопали ладошки
Танцевали ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Прилегли ладошки
Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Пальчиковые игры и гимнастика для малышей (6 стр.)

По мосту-мосточку,
Желтому песочку.
Проплутала долго —
Испугалась волка.

(Изобразите волчью пасть, как описано в потешке «Зайка серенький».)

Заблудилась, слезы градом,
А колодец – рядом.

Совет

Можно предложить ребенку игру «Путешествие». На листе бумаги нарисуйте длинную запутанную дорожку. Можно изобразить грибы, цветы или животных, домики и т. д., которые встретятся на пути. Малыш должен «пройти» по дорожке, используя указательные и средние пальчики. Участвуйте в игре, подсказывая: «здесь мы медленно бредем под гору», «здесь быстро бежим с горки», «остановились, помечтали», «сели, посидели» (малыш сгибает пальчики, будто садится). Когда ребенок начнет говорить, можно спрашивать у него, что он видит, кого встречает, где гуляет.

Обратите внимание!

Упражнение подготавливает руку к рисованию.

Барашеньки

Согнутые средние и указательные пальцы обеих рук – это «рога» двух барашков. Раскрытые ладони – это глаза совы, изображайте, как она ими хлопает, сжимая кулаки. Прямые средние и указательные пальцы обеих рук – это рога козлика.

На мосту у речки рано
Повстречались два барана.
Барашеньки крутороженьки
По лесам ходили,
По дворам бродили,
На скрипочке играли,
(Изобразите игру на скрипке.)
(Имя ребенка) потешали.
А совища из лесища
Глазищами хлоп-хлоп.
А козлище из хлевища
Ножищами топ-топ.

Совет

Побеседуйте с малышом о персонажах потешки. Спросите, как блеет барашек, как – козлик. Покажите, как ухает сова, как она хлопает крыльями. Повторите вместе с малышом.

Обратите внимание!

Упражнение развивает воображение и мышцы пальцев, подготавливает к рисованию.

Хлопоты

Загибайте по очереди все пальчики на обеих руках. При произнесении последних строчек малыш шевелит пальчиками обеих рук.

В домике нашем пять этажей:
Первый этаж для семейства ужей,
Ежик живет на втором этаже,
Третий этаж для куниц и чижей,
Четвертый этаж занимает синица,
Пятый сова – очень умная птица.
Что ж, не пора ли обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Ниже чижи, по соседству куницы,
Еж проживает у нас на втором,
Ниже ужи, мы еще к ним придем.

Обратите внимание!

Выполняя это упражнение, малыш знакомится с понятием последовательности.

Топ-топ

На ладонь левой руки поставьте пальцы правой. Выполняйте действия, описанные в стихотворении (легкий массаж кончиков пальцев и ладошек). Повторите то же самое с другой рукой.

По дорожке, на порожке
Топ-топ!
Дружно топают две ножки —
Топ-топ!
Уходи с дороги, кот,
Наша деточка идет!

Совет

Подбирайте для ребенка упражнения, способствующие развитию координации движений, укреплению мышц тела.

Овечка

Обопритесь на локоть и сожмите пальцы в кулак. Выпрямите большой и указательный пальчики, соедините их в кольцо.

Раскройте ладонь и чуть согните пальцы, изображая гребешок.

Как у нашей у овечки
Шерстка завита в колечки.
Ну-ка, Ваня-пастушок,
Поищи-ка гребешок.

Совет

Это упражнение хорошо тренирует мышцы пальчиков.

Ищем маму

Ритмично сжимайте и разжимайте кулачки поочередно на обеих руках.

Ты, котенок, не пищи,
Лучше маму поищи.
Ты, цыпленок, не пищи,
Лучше маму поищи.
Ты, утенок, не пищи,
Лучше маму поищи.

Можно продолжить потешку, вставляя вместо слов «котенок», «цыпленок», «утенок» другие слова, например: «Поросенок, не пищи…».

Обратите внимание!

Эта игра – хорошая тренировка мышц пальцев и кисти, отличная разминка перед рисованием.

Строим дом

Ладошки соедините под углом, чтобы кончики пальцев соприкасались. Средний палец правой руки поднимите вверх (это труба), кончики мизинцев соедините друг с другом. Получится прямая линия – балкон.

Молоточком я стучу,

(Постучите кулачком о кулачок.)

Дом построить я хочу.
Вот труба, балкон, окошко,
Заходи смелее, кошка!

(Изобразите дом, как описано выше.)

Совет

Чтобы способствовать развитию мелкой моторики, во время купания, переодевания, кормления очень нежно касайтесь ножек, ручек, личика малыша (особенно носика).

Прятки

Ритмично сгибайте и разгибайте пальцы сначала на одной руке, потом на другой, а затем на двух руках одновременно.

Как играли в прятки

(Сгибайте и выпрямляйте пальцы на правой руке.)

Резвые лошадки.

(Сгибайте и выпрямляйте пальцы на левой руке.)

По лужку – и в лесок,

(Пальцы правой руки «бегут» по ладошке левой.)

Только слышно: цок да цок.

(Пальцы левой руки «бегут» по ладошке правой.)

Совет

Можно чередовать пальчиковые игры и простые чистоговорки. Если с малышом регулярно заниматься, хороший результат гарантирован.

Коровушка

Шла-пошла коровушка,

(Приложите руки к вискам и прямыми и указательными пальцами обеих рук изобразите рожки.)

Несла-несла ведрышко.
У колодца много мух —

(Отгоните назойливых мух раскрытыми ладошками.)

Ведрышко в водицу плюх!

(Зажмите большой палец одной руки в кулаке другой.)

Обратите внимание!

В простые игры малыш начнет играть, как только освоит движения и ритмику текста, а сложные игры сначала просто запомнит.

Хоровод

Раз, два, три, четыре, пять,

(Хлопайте при счете.)

Вышла свинка погулять.
Вслед коровушка рогатая
И козочка бородатая.
Вместе весело идти,
Эй, овечка, выходи!
Вместе станем в хоровод,
Вот!

(Указательный палец правой руки двигайте по кругу в центре левой ладошки; к указательному пальцу присоединяется средний, потом безымянный, далее ручки меняются.)

Пальчиковые игры на занятиях по рисованию с дошкольниками статья по рисованию (старшая группа) по теме

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИСОВАНИЮ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»

Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение в жизни малыша. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов всего организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец- печени, средний- кишечника, указательный- желудка, большой- головы.

Влияние воздействия на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

Исследователь детской речи М.М.Кольцов пишет:»Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие речи и руки у людей шло параллельно, то есть одновременно»

ЧТО ДАЕТ ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ДЕТЯМ?

  1. Способствует овладению навыками мелкой моторики
  2. Помогает развивать руку и речь
  3. Повышает работоспособность коры головного мозга
  4. Развивает психические процессы: мышление, память, внимание, воображение
  5. Готовит руку к письму ,занятиям по продуктивной деятельности

Рисование- любимое занятие детей и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках кисть и карандаш, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова.

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО РИСОВАНИЮ

(выполняются движения по тексту игры)

1.Держим кисточку вот так,

Это трудно? Нет, пустяк!

Вправо, влево ,вверх и вниз

Побежала наша кисть

Закружилась как волчок

За тычком идет тычок.

2. Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков кручу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу

3. Очень радовались дети:

Мама принесла в пакете

Пряников для Сашеньки,

Бубликов для Машеньки,

Феденьке- пирожное,

Ну а мне- мороженое

4.Разотру ладошки сильно.

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Затем руки я помою…

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу!

5.Каждый пальчик разотру,

Каждый пальчик покручу…

Разведу вперед, назад…

И сожму их сильно.

Здравствуйте, пальчики,

Зверушки лесные!

Здравствуйте, пальчики,

Игрушки заводные!

6.Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять

Взяли кисточки опять.

Постучали, повертели

И работать захотели

7. Руки в стороны, в кулачок

Разжимаем и на бочок.

Левую вверх!

Правую вверх!

В стороны, накрест,

В стороны, вниз!

Тук-тук-тук-тук

Сделаем большой круг!

8.Как сожму я кулачок

Да поставлю на бочок.

Разожму ладошку,

Положу на ножку

9. Чтоб красиво рисовать

Надо с пальцами играть

Вот- большой ,вот этот –средний,

Безымянный и последний

Наш мизинчик-малышок.

У-у-у указательный забыли

Мы рога козы покажем

И рога оленя даже,

Ушки зайки не забудем,

Пальчиком водить мы будем.

Чтоб красиво рисовать,

Надо с пальцами играть

10.Этот пальчик хочет спать

Этот пальчик лег в кровать.

Этот пальчик прикорнул

Этот пальчик уж уснул.

Встали, пальчики, ура!

Рисовать уже пора

11. Мы сегодня маляры,

Будем красить потолки.

Вверх и вниз скользит рука,

Стала кисточкой она

12.Наши пальцы напрягаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два. три, четыре ,пять-

Будем рисовать опять!

13.Туки-тук, туки-тук,

Хлоп-хлоп, хлоп.

Что за звук?

Это пальчики играют

Лепят, красят , мастерят

14. Будем колечки сейчас рисовать,

Руки вперед, кулачки надо сжать.

Вытянув пальцы вторые вперед,

Мы начинаем движения ход

(Указательными пальцами вытянутых вперед рук описывать в воздухе одинаковые круги любого размера. Пальцем правой руки описывать круги по часовой стрелке, а левой- в обратном направлении

15. Ну-ка, ручки, не ленитесь!

Хорошенько потрудитесь.

Левой будем мы стучать,

Правой кольца рисовать.

Тук- колечко, тук- кольцо,

Тук- колечко, тук- кольцо

(Отбивать в удобном темпе левой рукой по одному такту; одновременно с этим вытянутым вперед указательным пальцем правой руки описывать в воздухе небольшой кружок)

16. Мои пальчики все знают-

Куда нужно зашагают

Я за это их люблю,

Я за это их хвалю!

17.Есть игрушки у меня:

Паровоз и два коня.

Серебристый пластилин,

Краски , клей, раскраски.

Кисточки, карандаши…

Сколько будет? Покажи!

Сколько вместе? Как узнать?

Помогите сосчитать

Пальчиковая гимнастика. Практический материал к перспективному развернутому планированию

Ольга Николаевна Баева
Пальчиковая гимнастика. Практический материал к перспективному развернутому планированию

Приложение №4 (часть четвертая)

Шла кукушка

Шла кукушка мимо рынка, (идем по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, остальные пальцы поджаты)

У неё была корзинка, (ладони соединяются «ковшом» — корзинка)

А корзинка на пол – бух! (ударяем сомкнутыми ладонями по коленям, разъединяем руки)

Полетело десять (девять, восемь) мух! (разводим руки в стороны, шевеля пальцами, количество разогнутых пальцев соответствует тексту)

Птички и ветер

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают. (машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло

Там не тронет их никто (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

Как на горке

Как на горке снег, снег (шевелить пальчиками обеих рук)

И под горкой (мягкое постукивание кулачками

по столу

И на елке (соединяем одноименные пальцы, изображая елочку)

И под елкой (обхватываем себя руками)

А под елкой спит медведь (пальчики к губам)

Тише, тише, не шуметь. (поочередно соединяем одноименные пальцы обеих рук, повторяя несколько раз)

Мой домик

Пусть мой домик кос и крив, Посмотри, как он красив!

Видишь — из окошка

Выглянула кошка! Сложить ладони, образовав «крышу». Посмотреть на «домик» со всех сторон.

Ветер воет: «У-у-у!

В клочья домик разорву!» Сильно подуть на «домик».

Но он крепкий, домик мой,

Хоть косой он и кривой! Сблизить ладони, покачать соединенными ладонями влево – вправо.

Пусть неделю ветер воет –

Домик мой меня укроет! Поднять «крышу» над головой.

Пять маленьких братцев

Пять пальцев на руке своей Поочередно разгибать сжатые

Назвать по имени сумей. в кулак пальцы в

Первый палец — боковой — соответствии с текстом.

Называется большой.

Палец второй — указчик

старательный,

Не зря называют его

указательным.

Третий твой палец как раз

посредине,

Поэтому средний дано ему

имя.

Палец четвертый зовут

безымянный,

Неповоротливый он и

упрямый.

Совсем как в семье, братец

младший — любимец.

По счету он пятый.

Зовется мизинец.

Дружные пальчики

Этот пальчик маленький, Мизинчик удаленький. Сжатые в кулаки пальчики разгибать по одному, в соответствии с текстом.

Безымянный кольцо носит, Никогда его не бросит.

Ну, а этот — средний, длинный. Он как раз посередине.

Этот — указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не

длинный,

Среди братьев самый

сильный.

Пальчики не ссорятся. Вместе дело спорится. Сжать пальцы в кулак и разжать их.

Замок

На дверях висит замок.

Кто его открыть не смог?

Мы замочком постучали,

Мы замочек повертели,

Мы замочек покрутили

Цветок

Вырос высокий цветок

на поляне (руки вверх, ладони прижаты друг к другу, развести пальцы, слегка округлить их)

Утром весенним раскрыл

лепестки. (развести пальчики)

Всем лепесткам красоту

и питанье (ритмичное движение пальцами вместе – врозь)

Дружно дают под землей

корешки. (ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)

Дом на горе

На горе мы видим дом (сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками)

Много зелени кругом (волнообразные движения руками)

Вот деревья, вот кусты (по тексту)

Вот душистые цветы.

Окружает все забор,

За забором – чистый двор. (поглаживание ладонями по воздуху)

Мы ворота открываем, (по тексту)

К дому быстро подбегаем, (пальцы «побежали» по столу)

В дверь стучимся: тук, тук, тук. (кулаками по столу0

Кто–то к нам идет на стук? (по тексту)

В гости к другу мы пришли

и гостинцы принесли. (вытянуть руки вперед)

Дадим пальцам имена

Раз, два, три, четыре, пять, Выполнять движения по тексту

Будем пальцы мы считать,

Пять на правой, пять на левой,

Знают это Таня Севой.

Вместе будет их десяток,

Дружных, крепеньких ребяток.

Дел у каждого — сполна!

Мы дадим им имена.

Вот- большой, или Большак.

Помогать он всем мастак!

Живет отдельно от других.

Работать может за троих!

За ним стоит Указка.

Его конёк — подсказка.

Он нам без промедленья

Укажет путь к варенью.

Вот — Середняк, или средний,

Он третий, не последний.

Спокойный, очень сильный,

Как богатырь былинный.

Четвертый — Сиротинка,

Без имени детинка,

С наперстком оловянным

Зовется безымянным.

А пятый — Коротышка,

Проказливый мальчишка,

Шалун и привереда,

Мизинчик-непоседа!

Яблонька

У дороги яблонька стоит, (руки сплести над головой, пальцы разжаты)

На ветке яблоко висит. (сложить запястья вместе)

Сильно ветку я потряс, (руки над головой, движения вперед – назад)

Вот и яблочко у нас. (ладони перед грудью, имитируя, что держим яблоко)

В сладко яблоко вопьюсь,

Ах, какой приятный вкус. (соединить запястья, ладони развести)

ПАУЧОК

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил, Руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Паучков на землю смыл. Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).

Солнце стало пригревать, Хлопок ладонями по столу/коленям.

Паучок ползёт опять, Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке. Действия аналогичны первоначальным

«Паучки» ползают по голове.

Две сороконожки

Две

Сороконожки

Бежали по дорожке, пальцы взрослого «бегут» навстречу друг другу по руке ребенка (или по ногам, или вдоль позвоночника)

Так друг-дружечку обняли,

Что с трудом мы их разняли. и затем соединяются

посередине.

Божьи коровки

Божьей коровки папа идет. пальцами правой руки «шагать» по столу.

Следом за папой мама идет. пальцами левой руки «шагать» по столу.

За мамой следом детишки

идут.

Вслед за ними самые

малышки бредут. «Шагать» обеими руками вместе.

Красные юбочки носят они, пожать самому себе ладонями, пальцы прижать друг к другу.

Юбочки с точками черненькими. постучать указательными пальцами по столу.

Папа семью в детский садик

ведет,

После занятий домой заберет. всеми пальцами обеих рук «шагать» по столу.

Дом

-Молоточком я стучу, постукивать кулачками друг о друга.

-Дом построить я хочу. соединить кончики пальцев обеих рук.

-Строю я высокий дом, поднять выпрямленные ладони вверх

-Буду жить я в доме том. похлопать в ладоши.

Мышка

Маленькая мышка по городу бежит. шевелить пальцами обеих рук

Глядит во все окошки сделать бинокль

И пальчиком грозит погрозить пальцем

А кто не лег в кроватку? руки сложить под одну щеку

А кто не хочет спать? руки под другую щеку

Того непослушного я буду щекотать. пощекотать себя

Паучок

Паучок все вверх ползет пройтись пальцами одной руки по другой

Паутину он плетет. поводить по животику, как бы шевеля лапками

Паутина хоть тонка

Крепко держит мотылька. взяться за плечики

Паутина рвется поднять руки вверх

Мотылек смеется сделать «фонарики»

Улитка

Руки на уровне груди: одна сжата в кулачок,

другая ее накрывает – это раковина улитки.

-Улитка-улитка,

Отвори калитку,

Выходи из дома,

Будем знакомы. быстро протолкнуть кулачок «наружу» — теперь он не спрятан, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки.

-Улитка-улитка,

Высуни рога,

Дам пирога! разжать два пальца кулачка (мизинец и безымянный)

-Улитка-улитка,

Пошли гулять.

-Ползи, ползи, ползи…. «Улитка» ползет по предплечью, потом по плечу.»Ракушка постепенно исчезает.

-Ой! Щекотно!

Пойду к другой улитке!

Мама

Ладони сложены вместе, пальцы слегка расставлены и смотрят вверх.

-Мама, мама! Мизинчики отрываются друг от друга и снова соединяются два раза.

-Что, что, что? Большие пальцы отрываются и соединяются три раза.

-Гости едут. Тоже делают безымянные пальцы

-Ну и что. Затем указательные

-Здравствуй, здравствуй.

Чмок, чмок, чмок. Средние пальцы сначала «обнимаются» а потом «целуются».

Веселый цирк

Веселый цирк у нас в гостях,

Жонглер бросает шарики, Подбрасывают воображаемые шарики.

И клоун зрителей смешит, Дразнятся — большой палец у носа

Смешит больших и маленьких

Вот на канате акробат Показывают рукой выше и ниже

Раскинул руки в стороны.

Силач старается поднять

Стальные гири новые.

Наездники на лошадях Руки в стороны, балансируют ими.

Поднимают воображаемые гири.

По кругу мчатся весело Бегут с высоко поднятыми коленями, одна рука вверху

А мы мороженое едим

И хлопаем под песенку. Лижут воображаемое мороженое

Хлопают в ладоши.

,

Дождевые червячки

Дождевые червячки

Вылезли наружу. Расставляют пальцы одной руки

и между ними просовывают расставленные пальцы другой руки.

После теплого дождя Щелкают пальцами сверху вниз.

Им погреться нужно. Обхватывают туловище руками.

Лежебоки-червячки Подкладывают ладони под щеку.

Нежатся на солнце — Поднимают руки вверх, раскрывают пальцы, разводят руки в стороны.

То сжимаются они,

Делаются толще,

То становятся они Пальцы сжимают в кулак.

Соединяют два сжатых кулака.

Длинными, как палка.

Наступать на червячков

Всем ребятам жалко. Вытягивают указательные пальцы. Поднимают ногу

Медленно опускают ногу

Веселый оркестр

Дружно наш оркестр играет,

Все о музыке он знает. Дирижируют.

Нежно скрипочка поет,

За собой она зовет. Имитируют игру на скрипке

Трубы громко затрубили, Изображают трубу с помощью

рук и кулачков

И тарелки в такт забили. Хлопают ладонями с раскрытыми

пальцами.

Следом дудочка дудит,

И струна гитар звенит.

Барабан вступил, как гром, Имитируют игру на дудочке.

Имитируют игру на гитаре.

Имитируют игру палочками на барабане.

Всех перекрывает он.

Делают покрывающее движение обеими руками.

Лето знойное в разгаре

Лето знойное в разгаре,

Все на пляже загорают Проводят рукой по лбу, изображая жару.

Руки солнцу подставляют,

Носик кверху задирают Руки перед собой, ладони раскрыть Поднимают голову, крутят ею

И бегут к реке скорей, Бегут по столу пальчиками.

Охладиться, чтоб быстрей Изображают зябкость, холод по телу

Плавают туда-сюда, Делают руками плавательные движения

Не утонут никогда Руки складывают шалашиком, опускают

вниз, отрицательно качают головой

Брызги в стороны летят Делают резкое движение рукой вперед

И на всех попасть хотят Всплескивают руками.

Надоедливые мухи

Чай душистый пьем, пыхтим:

Уф-уф-уф, уф-уф-уф Ритмично подносят ладонь корту

Отгоняем веткой мух.

Мух-мух-мух, мух-мух-мух Ритмично помахивают рукой.

. А они в варенье сели,

Ели-ели, ели-ели. Ритмично постукивают пальцами по ладони.

Так нам мухи надоели!

Мы варенье быстро съели. Ритмично изображают движение ложкой, «облизывание пальцев».

Паучок-ткач

Сетку паучок плетет, Пальцами изображают решетку

Словно ткач проворный. Изображают движение на ткацком станке

Нитку липкую по кругу

Намотал задорно. В воздухе пальцем очерчивают круг

А потом ее пустил,

Чтоб круги связались. Делают диагональное движение рукой.

И в красивой паутине Раздвигают пальцы обеих рук, соединяют большие пальцы

Мухи все остались. Скрещивают пальцы, сжимают

Вывел нитку, натянул Указательным пальцем проводят в воздухе горизонтальную линию

И засел в засаде. Приседают, руку козырьком приставляют ко лбу.

Только мухи не летят. Соединяют больше пальцы, остальными пальцами изображают полет мухи, качают отрицательно головой.

Паучку досадно! Машут рукой

Такой разный дождь

Рассердилась туча злая,

И закапал мелкий дождь. Постукивают кулаком о кулак. Ритмично быстро постукивают указательным пальцем одной руки о ладонь другой.

Капля падает за каплей,

Сколько набежало слез! Ритмично щелкают пальцами.

Собирают воображаемые слезы в ладонь

Дождь сильнее стал,

И ветер сделал вдруг его косым. Двигают ребром ладони сверху

вниз по диагонали.

Вправо капли, влево капли,

Словно всех косой косил.

Ливень туча посылает, То же самое в разные стороны.

Имитируют косьбу.

Делают резкое движение рукой

вперед.

И стеной вода течет.

Вытягивают руки перед собой, ладонями к себе, делают резкое движение сверху вниз.

Где бы спрятаться от ливня? Пожимают плечами, смотрят по сторонам.

Зонтик нас раскрытый ждет Над головой руками изображают купол.

Осень листья золотит

Осень листья золотит,

Ветер ими шелестит:

Шур-шур-шур, шур-шур-шур. Ритмично потирают ладонью о ладонь.

И с деревьев их разносит.

Поиграет, снова бросит:

У-у-у, у-у-у- Ритмично скрещивают поднятые вверх руки.

Вверх поднимет, закружит

И на месте завертит:

У-у-у, у-у-у- Делают круговые движения ука-зательными пальцами.

То к земле прижмет, погладит, Вдруг на веточку посадит: Так-так-так, так-так-так. Ритмично похлопывают ладонями со сменой положения рук

Соберет большую кучу,

Убежит и сядет в тучу. Ритмично сжимают и разжимают руки.

У Зимы в лесу изба

У Зимы в лесу изба, Руки перед собой, пальцы обеих рук сомкнуты шалашиком, острием вверх.

Во все стороны резьба. Указательными пальцами обеих рук в воздухе делают вращательные движения.

Два столба хрустальных врыты,

Сторожить поставлены. Ставят кулачок на кулачок попеременно.

Ледяные окна скрыты Руки перед собой, ладони раскрыты, прижаты друг к другу ребром, пальцы сомкнуты.

Ледяными ставнями. Руки поворачивают к себе ладонями, затем тыльной стороной.

На шесте, на ледяном Указательный палец правой руки

прикрывают ладонью левой.

Ходит ворон ходуном. Указательным пальцем правой руки пересчитывают пальцы левой

Вьюга

Воет вьюга: У-у-у,

Завертеть я вас могу. Делают круговые движения руками над головой ритмично

Замести в большой сугроб

Хоп-хоп-хоп, хоп-хоп-хоп. Руки внизу, ритмично двигают ими с боков к центру, «подгребая» снег.

Вас от дома уведу,

В чисто поле приведу. Ритмично хлопают ладонями по телу

А потом улягусь спать

В свою снежную кровать.

Ритмично покачивают скрещенными руками перед собой.

Мои руки

Мои руки — это волны, Руками изображают волну, движение вперед.

Ветер гонит их вперед. Делают резкое движение руками вперед.

Мои руки — крылья чаек, Поднимают и опускают руки через стороны, плавно, кисти расслаблены

Небо их к себе зовет. Поднимают руки перед собой, вверх.

Мои руки — рыбки в море, Соединяют пальцы рук треугольником перед собой.

Плавают туда-сюда Делают плавные движения руками то в одну, то в другую сторону

Мои руки — это крабы,

Разбежались кто куда. Руки перед собой, пальцы сгибают и опускают вниз; пошевеливают ими.

Спустимся на дно морское

Там кораллы, словно ветки, Приседают.

Раскрытые ладони поднимают вверх.

Водоросли, как деревья, Трогают пальцами ухо, поднимают руки вверх.

Раскачалися без ветра.

Вот проплыл конек игривый, Плавно покачивают руками.

Ходят на месте, высоко поднимая согнутые ноги, опуская и поднимая голову.

Как змея, ползет мурена, Делают волнообразные движения рукой.

И акула проплывает

На ходу заснула, верно Делают из рук большой рот

Кладут руки под щеку.

Летят качели

Кач-кач-кач — летят качели Ритмично покачивают руками внизу из стороны в сторону

Так захватывает дух.

Все сильнее бьется сердце:

Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук. Поднимают руки резко вверх. Ритмично постукивают кулачками друг о друга

Вверх и вниз и снова к солнцу. Ритмично поднимают руки вверх,

вниз, снова вверх.

Словно птица ты летишь. Ритмично взмахивают руками

или кистями рук.

Выше, выше, выше, выше! —

Вновь товарищам кричишь. Приседают, ритмично встают, поднимая руки.

Звенит капель

Кап-кап-кап», — капель звенит,

Словно с нами говорит. Ритмично хлопают в ладоши

Ритмично хлопают ладонями по ногам.

Плачут от тепла сосульки,

И на крышах талый снег.

А у всех людей весною Собирают «слезы» в ладошку.

Ритмично гладят себя по голове.

Это вызывает смех Поворачиваются вокруг себя

Едем, едем на машине

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль.

Газ включаем, выключаем, Имитируют движения рулем

Ногу сгибают, вытягивают

Воображаемый рычаг поворачивают рукой к себе, от себя.

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли Приставляют ладонь ко лбу.

Руки сгибают в локтях перед собой, ладони раскрывают.

Вправо, влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер.

Мы — шоферы хоть куда! Наклоняют руки влево, вправо.

Над головой шевелят пальцами.

Поднимают вверх большой палец руки.

Золотая рыбка

Золотая рыбка чешуей сверкает:

Ах-ах-ах, ах-ах-ах

Хвост, как из вуали, Ритмично похлопывают руками по телу сверху вниз.

Нежно распускает

Так-так-так, так-так-так Ритмично покачивают руками за спиной

Машет плавниками,

еле шевелит.

Не спит, не спит, не спит.

В водорослях спрятаться Руки вытягивают по бокам, ими тируют движения плавниками

Поскорей спешит

Спешит, спешит, спешит Руки поднимают вверх, покачивают ими.

Цветик-колокольчик

Травка стелется к земле— Дети сгибают руки в локтях и делают перед собой плавные движения кистями

Ветер с ней играет.

Стебельки чуть-чуть колышет,

Устали не знает.

А в траве растет цветок — Пошевеливают пальцами. Легко покачивают туловищем. Делают отрицательный жест.

Вот его бутончик. Соединяют кончики пальцев

Раскрывает лепестки

Цветик-колокольчик. Раскрывают пальцы

К солнцу тянет лепестки, Поднимают руки вверх.

Головой качает,

Пчелок он к себе зовет, Покачивают головой. Пошевеливают руками, как маленькими крылышками.

Запахом их манит Нюхают цветок

Пальчиковая гимнастика

Надежда Шадрунова
Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Раз, два, три, четыре (загибают пальчики,

Мы с тобой снежок лепили (лепят снежок,

Круглый, крепкий, очень гладкий

(показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую,

И совсем – совсем не сладкий (грозят пальчиком).

Раз – подбросим (подбрасывают,

Два – поймаем (приседают, ловят,

Три – уроним (встают, роняют,

И…сломаем (встают, роняют, топают).

Пальчиковая гимнастика «Снеговик»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Давай, дружок, смелей дружок (лепят снежок,

Кати по снегу свой снежок (катят).

Он превратится в толстый ком (показывают шар руками,

И станет ком снеговиком (рисуют руками снеговика).

Его улыбка так светла! (Показывают улыбку.)

Два глаза, шляпа, нос, метла (показывают).

На солнце припечет слегка – (рука у лба, смотрят солнце)

Увы – и нет снеговика.

(Пожимают плечами, руки в сторону.)

Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Сколько птиц в кормушке нашей

(ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых крылышках.

Всем хватило зернышек.

Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик, прячься»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Пальчик прячется в ладошку.

(Дети поколачивают сжатыми кулачками.)

Вот так, вот так.

Ты его согрей немножко. (Дуют в сложенные ладошки.)

Вот так, вот так.

Если пальчики замёрзли. (Дети сжимают и разжимают пальцы.)

Вот так, вот так.

Отогреть всегда их можно (хлопают в ладоши.)

Вот так, вот так.

Пальчиковая гимнастика «Дай нам, солнышко, тепла»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Мы ладошки протянули.

И на солнышко взглянули. (Дети протягивают ладошки вперёд и ритмично поворачивают их вверх – вниз.)

Дай нам, солнышко, тепла,

Чтобы силушка была. (Делают движение пальцами, словно маня к себе.)

Наши пальчики – малютки

Не хотят ждать ни минутки, (Ритмично сгибают и разгибают пальцы.)

Тук – тук, молоточками, (Наклоняются и поочерёдно ритмично стучат кулачками по коленям.)

Хлоп – хлоп, лапоточками, (Ритмично хлопают по коленям.)

Прыг – прыг, словно зайки,

Скачут на лужайке. (Стучат полусогнутыми пальцами по коленям.)

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Вырос высокий цветок на поляне (показывают руками цветок,

Утром весенним раскрыл лепестки (разводят пальцы рук,

Всем лепесткам красоту и питание (движение пальцами вместе – врозь)

Дружно дают под землёй корешки (ладони вниз, тыльной стороной прижимают друг к другу, пальцы разводят).

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Здравствуй, полянка большая!

Здравствуй, трава – мурава!

Здравствуй, ягодка лесная!

Ты поспела и вкусна.

Мы лукошечко несём,

Всю тебя мы соберём. (Пальцы правой руки по очереди здороваются с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками.)

Пальчиковая гимнастика «Прятки»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

В прятки пальчики играли (Ритмично сгибаем и разгибаем пальцы.)

И головки убирали. (Усложнение: поочерёдно сгибаем каждый пальчик на обеих руках.)

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё доел,

Оттого и похудел. (Загибать поочерёдно пальцы, начиная с мизинца.)

Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре, пять»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Раз, два, три, четыре, пять! (По очереди загибать пальцы на правой руке.)

Будем пальчики считать: (Сжимают и разжимают кулачки.)

Крепкие, дружные, (По очереди загибают пальцы на левой руке.)

Вот такие нужные!

На другой руке опять:

Раз, два, три, четыре, пять!

Пальчики быстрые,

Хотя не очень… чистые. (Машут пальцами обеих рук.)

Пальчиковая гимнастика «Зайка умывается»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Зайка серый умывается, (Дети имитируют движения умывания и вытирания.)

Видно, в гости собирается.

Вымыл носик, вымыл ухо,

Полотенцем вытер сухо.

Пальчиковая гимнастика «Теремок»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Стоит в поле теремок (Ладошки домиком.)

На дверях висит замок. (Переплетаем пальчики, делаем замочек.)

Пришёл котик – коток, (Перекатываем руки, не расцепляя пальцы – как змейкой.)

Трык- трок, трык- трок

И открылся замок. (Расцепляем пальчики, трясём руками.)

Пальчиковая гимнастика «Дом»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Стук, стук, постук, раздаётся где – то стук. (Стучим кулачками друг о друга.)

Молоточками стучат, строят домик для зайчат

Вот с такою крышей (Ладошки над головой.)

Вот с такими стенами, (Ладошки около щёчек.)

Вот с такими окнами, (Ладошки перед лицом.)

Вот с такою дверью (Одна ладошка перед лицом.)

И вот с таким замком. (Сцепляем ручки.)

Пальчиковая гимнастика «Строим дом»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Молотком стучу, стучу, (Постукиваем кулачком правой руки по расправленной ладони левой руки.)

Сто гвоздей заколочу. (То же движение, но меняем руки.)

Буду строить дом, дом, (Ставим поочерёдно кулачок на кулачок.)

Будем жить в нём, в нём. (Поднимаем ладони, соединяем пальцы, изображая крышу дома.)

Пальчиковая гимнастика «Умывание»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Льётся чистая водица, (Дети имитируют движения по тексту.)

Мы умеем чисто мыться.

Пасту для зубов берём,

Крепко щёткой зубы трём.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Пальчиковая гимнастика «Тесто»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Тесто ручками помнём (сжимаем и разжимаем пальчики, как будто мнём тесто.)

Сладкий тортик испечём,

Серединку смажем джемом, (круговые движения ладошками по плоскости стола.)

А верхушку сладким кремом.

И кокосовою крошкой (сыплем «крошку» пальчиками обеих рук.)

Мы присыплем торт немножко,

А потом заварим чай («завариваем» чай.)

В гости друга приглашай.

Пальчиковая гимнастика «Солнышко, солнышко»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Солнышко, солнышко (хлопают ладонями)

Золотое донышко,

Гори, гори ясно, (сгибают и разгибают ладони.)

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, (показывают волну)

Прилетели сто грачей, (машут руками)

А сугробы тают, тают, (опускают руки вниз)

А цветочки подрастают. (поднимают руки вверх)

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик…»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Этот пальчик – дедушка, (загните большой палец)

Этот пальчик – бабушка, (загните указательный палец)

Этот пальчик – папочка, (загните средний палец)

Этот пальчик – мамочка, (загните безымянный палец)

Этот пальчик – я. (загните мизинец)

Вот и вся моя семья! (вращайте кисть, разведя пальцы в стороны).

Пальчиковая гимнастика «Зима»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Раз, два, три, четыре, пять (по очереди разгибайте пальцы, сжатые в кулак)

Собираемся гулять. (покажите растопыренные пальцы правой руки)

Катя саночки везёт (проведите указательным и средним пальцами правой руки по столу)

От крылечка до ворот,

А Серёжа на дорожке (сложив пальцы «щепоточкой», делайте бросающие движения)

Голубям бросает крошки.

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячик. (помашите кистями правой и левой руки)

Пальчиковая гимнастика «Солнышко – вёдрышко»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Солнышко – вёдрышко, (сделайте «солнышко» из пальчиков – соедините указательные и большие пальцы правой и левой руки)

Выгляни в окошко,

Твои детки плачут, (указательный и средний пальцы левой руки «скачут» по ладошке правой)

По камушкам скачут.

Дождик – дождик, полно лить, (ребёнок грозит указательным пальцем правой руки)

Малых детушек мочить. (ребёнок «стряхивает воду» с правой руки, затем – с левой)

Пальчиковая гимнастика «Замок»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

На дворе висит замок. (пальцы рук в кулачках)

Кто его открыть бы мог?

Потянули, (движения кисти к себе)

Покрутили, (круговые движение кистью)

Постучали – (основания ладоней стучат друг о друга)

И открыли! (пальцы разжимаются).

Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Рыбка плавает в водице, (движения ладошками слева направо)

Рыбке весело играть. (ладошка «ударяет по воде»)

Рыбка, рыбка, озорница, (то же самое движения)

Мы хотим тебя поймать. (хлопок в ладони).

Пальчиковая гимнастика «Пришла весна»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Весна пришла красная, (вращайте кисти рук)

Пришла весна ясная.

Птицы громко поют, (соединяйте и разъединяйте указательные пальцы со средним – «птицы открывают и закрывают клюв»)

Людям спать не дают.

Пчёлы гудят

В поле летят. (помашите кистями рук)

С поля идут, (указательный и средний пальцы сначала правой, а за тем левой руки «идут» по столу)

Медок несут.

Пальчиковая гимнастика «Дом на поляне»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

На поляне дом стоит, (сложите ладони домиком, так чтобы большие пальцы не соприкасались)

Путь к нему пока закрыт. (большие пальцы опускаются, соприкасаясь друг с другом)

Мы ворота открываем, (пальцы по – прежнему под углом, только широко расставлены)

В этот домик приглашаем.

Пальчиковая гимнастика «Улитка, улитка…»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Улитка, улитка! (сожмите все пальчики ребёнка в кулак)

Покажите свои рога, (разжав пальчики ребёнка, переверните его руку ладонью вверх)

Дам кусок пирога, (загните мизинец правой руки)

Пышки, (загните средний палец)

Ватрушки, (загните безымянный палец)

Сдобные лепёшки – (загните мизинец)

Высуни рожки. (помогите ребёнку выставить вперёд вместе указательный палец и мизинец – показать «рожки»).

Пальчиковая гимнастика «Погреем пальчики»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Снег руками собирали,

Наши пальчики устали. (энергично сжимают и разжимают пальцы обеих рук.)

Мы их будем растирать,

Мы их будем согревать. (энергично потирают ладонь о ладонь.)

Чтобы стали горячее,

Энергично разминать. (делают массирующие движения).

Пальчиковая гимнастика «За ягодами»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Раз, два, три, четыре, (пальчики обеих рук «здороваются».)

В лес идём погулять, (пальчики» шагают».)

За черникой, (загибают по одному пальцу.)

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдём

И братишке принесём.

Пальчиковая гимнастика «Мы рисовали»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Мы сегодня рисовали, (дети поднимают перед собой руки.)

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнём, (встряхивают кистями.)

Рисовать опять начнём.

Пальчиковая гимнастика «У меня пропали руки»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

У меня пропали руки, (прячем руки за спину)

Может быть они от скуки

Убежали в зоосад?

Нет, нашлись мои беглянки, (показываем руки.)

Они с джемом были в банке.

Мои ручки просто клад.

Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдно разгибаем пальчики из кулачков, начиная с большого пальца.)

Вышли пальчики гулять,

Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдно сгибаем пальчики в кулачки начиная с мизинца.)

В домик спрятались опять.

Пальчиковая гимнастика «На лужок»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

(Сгибание пальцев в кулачок в ритме потешки. При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочерёдно.)

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

Приходи и ты, дружок!

Пальчиковая гимнастика «Улей»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

(Пальцы сжимаем в кулак. Затем отгибаем их по одному.)

Вот маленький улей, где пчёлы

Спрятались, никто их не увидит.

Вот они показались из улья.

Одна, две, три, четыре, пять!

Пальчиковая гимнастика «Надо спать»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

А кто не лёг в кроватку? (Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе, коленях).

А кто не хочет спать? (Переворачиваем руки на другой «бок».)

Такого не послушного

Я буду щекотать! (Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.)

Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Рыбки весело резвятся,

В чистой тёпленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

(Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом).

Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Есть игрушки у меня: (Хлопают в ладоши и ударяют кулачками попеременно.)

Паровоз и два коня, (Загибают по одному пальчику.)

Серебристый самолёт,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъёмный кран –

Настоящий великан.

Сколько вместе? (Хлопают в ладоши и ударяют кулачками.)

Как узнать? Помогите сосчитать.

Пальчиковая гимнастика «Пирог»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Падал снег на порог. (Опускают ладони медленно.)

Кот слепил себе пирог. («Лепят» пирог.)

А пока лепил и пёк,

Ручейком пирог утёк. (Пальчики «бегут».)

Пирожки себе пеки («Пекут» пироги.)

Не из снега – из муки.

Пальчиковая гимнастика «Кулачки – ладошки»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Есть у любого два кулачка. (Показывают кулачки.)

Хлопнул один по другому слегка. (Одним кулачком стукнуть по другому.)

Ну а ладошки не отстают, (Хлопают в ладоши.)

Следом за ними весело бьют.

Кулачки быстрее бьют,

До чего стараются.

А ладошки тут как тут,

Так и рассыпаются.

Кулачки давай сердиться,

Громко хлопать стали,

А ладошки – баловницы

Тоже не отстали.

Пальчиковая гимнастика «Покорми лошадку»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Одной рукой я травку рву, (хватательные движения левой рукой)

Другой рукой я тоже рву (правой)

Я травкой накормлю коня. (Руки вытягиваем вперёд ладонями вверх.)

Вот сколько пальцев у меня. (Показываем.)

Пальчиковая гимнастика «Дворник»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Дворник дверь

Два дня держал, (Руки поочерёдно в такт «закрывают дверь» на себя.)

Деревянный дом (Руки по швам, одновременно с приседанием в такт похлопываем по бёдрам.)

Дрожал.

Ветер дёргал (Волнообразные движения руками.)

Эту дверь. (Руки описывают круг и смыкаются.)

Дворник думал: (Руками берутся за голову.)

Это зверь.

Пальчиковая гимнастика «Погладим котёнка»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

— Киса, кисонька, кисуля! – (Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие движения для пальцев.)

Позвала котёнка Юля.

-Не спеши домой, постой! –

И погладила рукой.

Пальчиковая гимнастика «Я сам»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Ложка – это ложка, (Сжав руку в кулак, подносят её ко рту)

Ложкой суп едят. («едят суп».)

Тряпка – это тряпка, (Вращая кистью руки, «вытирают стол».)

Тряпкой вытру стол.

Шапка – это шапка, (Двумя руками «надевают шапку на голову».)

Оделся и пошёл.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Дружат в нашей группе (Обхватываем правой ладонью левую и покачиваем в ритме стихотворения.)

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим (Обхватываем левой ладонью правую и покачиваем в ритме стихотворения.)

Маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять. (Соединяем пальчики обеих рук, начиная с большого, затем соединяем пальчики, начиная с мизинца.)

Пять, четыре, три, два, один.

Пальчиковая гимнастика «Помощник»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Топором дрова колю (Имитируем действия топора, двигаем вместе ладошками вверх – вниз.)

А потом пилой пилю. (Имитируем действия пилы, двигаем вместе ладошками вперёд – назад;)

Отнесу их бабушке, (Показываем ладоши.)

Чтоб испечь оладушки. (Хлопаем ладонями друг о друга.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *