Пальчиковая игра дятел

Конспект занятия с использованием пальчиковых игр «Путешествие в лес»

Татьяна Светличная
Конспект занятия с использованием пальчиковых игр «Путешествие в лес»

Тема: «Путешествие в лес»

Программное содержание:

Образовательные задачи: способствовать углублению и обобщению знаний детей о диких животных, птицах; расширять представления о лесе и его обитателях; закреплять знания детей о понятиях большой, маленький, поменьше, длинный – короткий.

Развивающие задачи: развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям; развивать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; развивать умение слушать друг друга.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес у детей к жизни леса, умения вести себя в лесу; воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность.

Предварительная работа:

Рассматривание пособий с изображением диких животных, деревьев, птиц, рассматривание альбома «Времена года»; беседы о зиме, чтение стихотворений о зиме, загадки о птицах, животных; чтение сказок о животных; д/и «Дикие животные», «Птицы», «Мир животных»; кормление птиц.

Ход:

Дети вместе с воспитателем входят в группу и встают в круг.

1. Коммуникативная игра.

Мы сначала будем топать:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (топать ногами)

А потом мы будем хлопать:

Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. (хлопать в ладоши)

А потом мы повернемся (поворот вокруг себя)

И друг другу улыбнемся. (друг другу улыбнуться)

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам в группу сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся и подарим им свои улыбки. (действия детей)

Воспитатель: Я сегодня утром шла в детский сад и на крыльце встретила синичку, которая передала для вас картинки, хотите посмотреть какие? (ответы детей) (картинки о лесе).

— Ребята, посмотрите, а на картине, на полянке дорожка идет в лес. А вы хотите побывать в лесу (ответы детей)

. Пальчиковая игра «Мороз».

— Сейчас на улице холодно, а чтоб мы с вами не замерзли давайте хорошенько разотрем свои щечки, носики и губки.

Ой, мороз, мороз, мороз- (указательным и большим пальцем обеих рук

Щиплет щеки, слегка пощипать себя за щеки, нос и т. д.)

Щиплет нос,

Щиплет ушки,

Щиплет губки

Забирается под шубки (спрятать руки под мышки)

Чтоб согреться — посмотри (потереть ладони одна об другую)

Все, как следует, потри:

Щеки, носик, уши, губы…

Пар пошел даже от шубы. (Развести руки в стороны, слегка вытянуть губы и

выдохнуть через них струю теплого воздуха)

. Дорожки здоровья.

В лес мы с вами пойдем вот по этой дорожке. Скажите, а какая эта дорожка? (ответы детей).Вставайте друг за другом мы отправляемся в лес.

. Правила поведения в лесу.

Вот мы с вами и пришли в лес. Давайте вспомним как себя нужно вести в лесу.

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки ели не ломай,

Никогда не забывай.

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость.

Здесь хозяин – ель и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Воспитатель: Дети, что вы слышите?

(Аудиозапись пения птиц)

Пальчиковая игра «Птички»

Птички прилетели (пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединились, остальными машут, как крыльями)

Крыльями махали.

Сели. Посидели. (кисти рук соединены в замок)

И дальше полетели.

Воспитатель: А какие здесь птицы, вы знаете?

Пальчиковая игра «Дятел»

Дятел дерево долбит: Тук-тук-тук.

(Левая ладонь изображает дерево, правая, собранная в кулак — дятла)

Целый день в лесу стоит: Стук, стук, стук.

(Меняйте «роли» — теперь левая рука стучится в правую).

Гоп, гоп, гоп, гоп — стоп!

Мы в лес приехали!

— Мы по лесу пойдём, ягоды соберём.

А помогут нам ягодку собрать наши пальчики.

— Приготовьте пальчики девочки и мальчики.

Пальчиковая игра «За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять,

(Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.)

В лес пойдём мы погулять.

(Обе руки идут пальчиками по коленкам.)

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдём

И братишке отнесём.

(Загибают пальчики, начиная с больших.)

Упражнение на дыхание «Чем пахнет лес»

— Ягоды мы собрали.

(сделать чашечку из двух ладошек)

Носиком вдыхаем, ротиком выдыхаем.

Воспитатель. — Ой, ребята, а в лесу ещё чем то пахнет. Закройте глазки и понюхайте. Носиком делаем вдох, ротиком выдох.

(поставить грибок)

Дети. (открывают глаза) Грибами.

Пальчиковая игра «Грибы»

На полянке – толстячок.

(Правая рука сжата в кулак и поднята перед собой.)

Белый гриб – боровичок.

(Ладонь левой руки накрывается кулак правой.)

А под ним, дрожа немножко,

(Левая рука остаётся, правую убираем.)

Подняла улитка рожки.

(Указательные и средний пальцы правой руки подняты, большой палец придерживает остальные, можно слегка повращать рукой.

Воспитатель: А кто живет в лесу?

БЕЛКА

Сидит белка на тележке, Сжать руки в кулачки.

Продает она орешки: Стучим кулачками др. о др.

Лисичке – сестричке, Поочередно разгибать все пальцы,

Воробью, синичке, начиная с большого.

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому…

(народная песенка)

ЗАЙЧИК

Жил был зайчик Хлопки

Длинные ушки, Кисть в кулачок, выставить указ. и средний пальцы.

Отморозил зайчик Сжимать и разжимать кисти рук.

Носик на опушке. Потереть нос.

Отморозил лапки, Потереть ладошки.

Отморозил хвостик

И поехал греться «Крутят руль»

К ребятишкам в гости. Сжимать и разжимать кисти рук.

Волка нет Хлопки.

И дают морковку на обед.

Пальчиковая гимнастика «Ежик»

По сухой лесной дорожке – Топ – топ – топ – топочут ножки. Ходит, бродит вдоль дорожек Весь в иголках серый ежик. Ищет ягодки, грибочки Для сыночка и для дочки. поочередно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь постукивают кулаками по столу поочередно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь поочередно соединяют кончики пальцев обеих рук с большим пальцем поочередно загибают пальцы обеих рук, начиная с большого

Пальчиковая игра «Мишка косолапый».

Мишка косолапый по лесу гулял

(большой палец и мизинец правой руки — лапы медведя, остальные пальцы прижаты к ладони).

Для своей берлоги место выбирал

(переваливаясь, пальцы «ходят» по коленям).

Под сосной высокой землю стал копать

(левая рука — сосна, рука стоит на локте, пальцы расставлены; правой рукой скрести у локтя левой руки).

Выкопал берлогу и улёгся спать

(левой рукой накрыть «медведя»).

Звёздочки-снежинки падали с небес,

Замело дорожки, и поля, и лес

(руки вверху и медленно опускаются вниз, шевеля пальцами).

И деревья ветер зиму всю качал

(руки поднять вверх, пальцы расставлены, качают руками из стороны в сторону,

И всю зиму мишка крепко-крепко спал

(ладони складывают, кладут их под щёку и закрывают глаза).

Воспитатель: Дети мы с вами были в лесу, а кого мы там встретили?

А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

  • Общие сведения
  • Новости
    • Новости учреждения
    • Последние изменения на сайте
  • Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
    • Образование
      • Нормативные сроки обучения
      • Уровень образования
      • Закон об образовании №273-ФЗ
      • Сведения о группах
      • Учебный план по группам
      • Оказание логопедической помощи детям
      • Программы воспитания и образования
      • Язык образования
      • Формы обучения
      • Информационно-образовательные ресурсы
      • Методические документы для обеспечения образовательной деятельности
    • Образовательные стандарты
    • Руководство. Педагогический состав
    • Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
      • Оборудование ДОУ
      • Организация питания в ДОУ
    • Стипендии и иные виды материальной поддержки
    • Платные образовательные услуги
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приема (перевода)
  • Государственные услуги в электронном виде
  • Правовая станичка
    • Уполномоченный Ярославской области
    • Уполномоченный в МДОУ детский сад №85
    • Основные документы, регламентирующие деятельность Уполномоченного в ДОУ
    • Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
    • Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка
    • Фонд поддержки детей
    • Служба помощи родителям
  • Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности
  • «РЕШАЕМ ВМЕСТЕ!»
  • Оформление сертификатов ПФДО
  • Персональные данные
  • Противодействие коррупции
  • Профсоюз МДОУ
  • ПМПК
    • Приказ о создании и организации работы (ПМПк) в детском саду
    • Положение о деятельности психолого-медико-педагогического консилиума
    • Осуществление записи на обследование детей в ПМПК
  • Обращения граждан
    • Нормативные правовые акты
    • Личный прием граждан
    • Обращения на сайт
    • Письменные обращения
    • Информация о рассмотрении обращений
  • Инновационная деятельность
    • Инновационная деятельность 2019-2020 учебный год
      • Муниципальная инновационная площадка «Современный детский сад — Островок счастливого детства»
        • Документы
        • Мероприятия
        • Отчеты
        • Проект
      • Муниципальная стажировочная площадка «Создание муниципальной системы сопровождения обучающихся»
        • Документы
        • Мероприятия
        • Отчеты
        • Проект
    • Инновационная деятельность 2018-2019 учебный год
      • Документы
      • Отчеты
      • Проект
    • Инновационная деятельность 2017-2018 учебный год
      • Проект
      • Документы
      • Отчеты
      • Мероприятия
    • Инновационная деятельность 2016-2017 учебный год
      • Проект
      • Документы
      • Отчеты
      • Мероприятия
    • Инновационная деятельность 2014-2015 учебный год
  • Вести с групп
    • Группа «Вишенка»
    • Группа «Малинка»
    • Группа «Брусничка»
    • Группа «Калинка»
    • Группа «Рябинка»
    • Группа «Земляничка»
  • «ВНИМАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ»
  • Услуги населению
    • Консультационный пункт
    • Медицинская страничка
    • Страничка психолога
    • Страничка логопеда
    • Страничка музыкального руководителя
    • Если хочешь быть здоров
    • Школа рисования
  • Безопасность ДОУ
    • Безопасность вашего ребенка
  • Дорожная безопасность
    • Документы
    • Профилактическая работа
    • Ресурсы, акции, проекты
  • Региональный интернет-дневник
  • Умные каникулы
  • Экскурсия по учреждению
  • Наши достижения
  • Благодарим
  • Приём в ДОУ
    • Приём в МДОУ «Детский сад № 85»
  • Контактная информация
  • Гостевая книга
  • Структура сайта
  • Другие организации

Пальчиковые игры на тему «Зимующие птицы»

Терентьева Юлия
Пальчиковые игры на тему «Зимующие птицы»

Птичья кормушка

Мы повесили кормушки,

В них насыпали зерно.

Для голодных птиц зимою

Очень вкусное оно.

Прилетайте к нам, синицы,

Голубь, клест и воробей!

И, конечно, ждем мы в гости

Красногрудых снегирей.

Дети имитируют движения.

Имитируют движения.

Загибают по очереди пальцы, перечисляя птиц.

Я зимой кормлю всех птиц

Я зимой кормлю всех птиц –

Голубей, ворон, синиц,

Воробьев и снегирей –

Вот кормушка у дверей.

Дам им булки, пшенной каши,

Дам им зерна, семена.

А синице дам я сало,

Пусть клюет его она.

Дети загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя птиц.

Показывают одной рукой на кормушку.

Загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя корм.

Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения.

***

Воробьи – воробушки,

Серенькие перышки!

Клюйте, клюйте крошки

У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют

И погладить не дают.

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить?

Пальцы в кулак, указательный и большой вытянуты – клювик.

Шевелят выпрямленными пальцами рук.

Стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони и наоборот.

Подуть на раскрытые ладони.

Погладить тыльные стороны рук поочередно.

Хлопки в ладоши.

Потереть ладоши друг о друга.

***

Сколько птиц в кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

Сжимать и разжимать кулачки.

На каждое название птицы загибать пальцы.

Сжимать и разжимать кулачки.

***

Птичка крылышками машет

И летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет,

Где она взяла зерно.

Большие пальцы соприкасаются, ладони – крылья машут.

Пальцы правой руки обхватить левой ладонью.

Шевелить ими – птенцы.

***

Ну-ка, посчитай-ка!

Десять птичек – стайка.

Вот ворона, галка тут,

Здесь воробушки живут.

Голуби воркуют,

По теплу тоскуют.

Сидя на снегу глубоком,

Растрещалася сорока.

Красногрудый снегирек

Солнышку подставил бок.

Свиристели прилетали,

Всю рябину обклевали.

А синица-озорница

Со сестрицами резвится.

Дятел дерево долбит,

Молча клест в гнезде сидит.

Хлопки в ладоши.

Ладони открыты, пальцы растопырены.

Загибать пальцы поочередно.

***

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли…

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник – посмотри –

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг, со всех краев –

Стая жадных воробьев.

В пятницу, в столовой нашей,

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Прилетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

Удары кулачками друг о друга сверху.

Раскрыть ладошки.

Поочередно загибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинцев.

Хлопки в ладоши чередовать с ударами о колени.

Дятел

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть он скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

Раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку – четыре удара пальца по ладони

Воробей

Ловит воробей жучков,

Уплетает червячков,

И на юг не улетает –

Так, под крышей обитает.

Прыг, да прыг,

Да чик-чирик!

Жить он в городе привык!

Сложить пальцы обеих рук в щепоть и «клевать» со стола воображаемых жучков и червячков.

Соединить ладони с сомкнутыми пальцами и поднять руки вверх.

Опираясь на кончики пальцев, поочередно «подпрыгивать» обеими руками над поверхностью стола.

Сел на ветку снегирек

Сел на ветку снегирек,

Брызнул дождик

Он промок.

Ветерок, подуй слегка,

Обсуши нам снегирька.

«Попрыгать» ладошками по плечам.

Потрясти кистями рук перед собой.

Обхватить себя руками и слегка «подрожать», как от холода.

Поднять руки вверх и покачать ими.

Помахать руками – «крылышками»

Летит над полем птичка

Летит над полем птичка.

Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик.

Что несет синичка?

Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик.

Несет травинку птичка.

Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик.

Гнездо совьет синичка.

Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик.

Положить крест-накрест повернутые к себе ладошки, большими пальцами зацепиться – «голова птицы», помахать пальчиками – «крылья»

Хлопать по коленям то одной ладошкой, то другой на каждый слог.

Изобразить удивление – приподнять плечи.

Хлопать по коленям то одной ладошкой, то другой на каждый слог.

Соединить большой и указательный пальцы, как будто держим травинку.

Хлопать по коленям то одной ладошкой, то другой на каждый слог.

Поставить рядом слегка округленные ладошки – «гнездо».

Хлопать по коленям то одной ладошкой, то другой на каждый слог.

Дятел

Вдруг в лесу раздался стук.

Это дятел долбит сук.

Он деревья не калечит,

Он деревья клювом лечит.

Постукивать по столу подушечкой указательного пальца правой руки. Затем тоже самое проделать левой рукой.

Воробей

Шустро скачет воробьишка,

Птичка – серая малышка.

По двору шныряет,

Крошки собирает.

Стучат пальцами по столу.

Сжимают и разжимают пальцы в кулак.

Пальцами «ходят» по столу.

Стучат пальцами по столу.

Лесной лекарь

Дятел на суку сидит,

Дятел дерево долбит,

Лечит дятел старый дуб,

Добрый дятел дубу люб.

На одной руке соединить все пальцы с большим – «дятел». Другую руку поставить вертикально перед собой – «дерево».

Изобразить, как дятел стучит клювом по дереву.

Помахать кистями рук – «летящая птица».

Сорока

Рано утром издалека

Прилетела к нам сорока.

Стала громко стрекотать,

Длинным хвостиком махать,

Зернышки она клевала,

Все на свете рассказала.

Соединить кисти рук крест-накрест, соприкасаясь запястьями; помахать обеими кистями, как крыльями.

Ладони с сомкнутыми пальцами прижать друг к другу и наклонять их вправо-влево.

Пальцы обеих рук собрать в щепоть и «клевать зернышки» с поверхности стола.

Птички

В гости к нашей сестричке

Весной прилетали птички:

Эта птичка – совушка,

Ну а эта – скворушка.

Эта птичка – воробей,

Ну а эта – соловей.

Эта – дятел, эта – стриж,

Эта же – поющий чиж,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – свиристель,

Ну а это издалека

Прилетела к нам сорока.

Поднять обе руки и помахать кистями, изображая крылья птиц.

Называя птиц, поглаживать, разминать или растирать поочередно каждый палец.

Птичка

Птичка дом себе вила,

В гнездо веточку несла.

Там, где курочка гуляла,

Три пушиночки нашла.

Хлев овечий обошла,

Две соломинки нашла.

Получился дом отличный,

Можно отложить яички.

Пальцы складывают «домиком».

Каждый пальчик удаляется от пальчика (запястье не отводить).

Пальчики «ходят» по столу.

Пальчики стучат по столу.

Пальцы складывают «домиком».

Каждый палец постукивает о другой (в сложенном «домике»).

***

Зимовать у нас остались

Дятлы, совы, воробьи,

Галки, голуби, синицы…

Прилетели снегири.

Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы в стороны и соединять.

Последовательно поднимать большой, указательный, средний пальцы правой руки.

Поднимать безымянный палец, мизинец правой руки и большой палец левой руки.

Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямить и переплести – «птичка», остальными пальцами совершать колебательные движения.

Снегири

Снегири.

Раз, два, три.

Прилетели, посидели,

Погалдели, улетели.

Улетели в небеса.

Вот какие чудеса!

Стоят лицом в круг. Хлопают опущенными руками по бокам.

Загибают по три пальчика на обеих руках, начиная с больших.

Загибают оставшиеся два пальчика на каждой руке.

Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями.

Останавливаются, машут скрещенными ладонями.

С удивлением разводят руками.

Сорока

Сорока, сорока,

Научи меня летать,

Невысоко,

Недалеко,

Чтобы солнышко видать.

Ладони раскрыты, большие пальцы переплетены, машем кистями рук, как крыльями.

Руку поднимаем вверх.

Кисть руки прикладываем к глазам.

Рисуем в воздухе круг.

Птицы зимой: детям о дятле

Удобнее всего отхлопывать или отстукивать ритм, в котором нужно говорить слова чистоговорки. Можно изображать одной рукой клюв дятла (соединить все пальчики вместе в щепотку), а другую руку поставить вертикально (это будет дуб). И стучать «клювом» по «дубу»-ладошке в ритм чистоговорки в заданном темпе.

Скороговорки о дятле

Поиграйте с ребенком в скороговорки. Да-да! В скороговорки нужно именно играть! Попробуйте говорить их не только в разном темпе, но и с разными интонациями и угадывать эту интонацию. Произносить можно радостно, грустно, восхищенно, удивленно, испуганно, раздраженно, устало и еще многими интонациями. А заодно мы будем развивать дикцию малыша, интонационную выразительность его речи и обогащать словарь прилагательными, которые обозначают эмоциональное состояние человека.

Скороговорки о дятле для игры «Угадай интонацию»:

  • Скороговорка 1. Дятел дуб долбил да недодолбил.
  • Скороговорка 2. Дятел и дуб продалбливает.

Давайте поиграем! Пальчиковая гимнастика для детей «Дятел»

Вариант 1. Ладошка одной руки – это дерево. А указательный пальчик другой руки — это длинный клюв дятла. В ритме стихов «дятел» — пальчик стучит по ладошке.

Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть он скрылся под корой,
Все равно он будет мой.

Вариант 2.Предложите малышу положить кисть руки на небольшой мячик ладошкой вниз (мячик должен быть размером с небольшое яблоко или с крупный мандарин). Центр ладошки находится на мячике (яблоке), а пальчики «стоят», касаясь кончиками поверхности стола (положение руки похоже на положение руки пианиста).

Все пальчики – это деревья. Они должны быть неподвижными. А один пальчик – дятел. Этот пальчик стучит по столу в ритм стихотворению. Например, указательный пальчик стучит в ритм по столу, а все остальные стоят. Затем средний пальчик стучит, а все остальные стоят неподвижно и т.д., меняя пальчики. Если у ребенка двигаются все пальчики одновременно, то можно в шутку сказать: «Ой, деревья куда-то побежали! А ты, Машенька, их держи, чтобы всё было в порядке – и деревья на месте остались, и дятел поработал – постучал клювиком»

Когда ребенок освоится с упражнением, можно его делать без предмета под ладошкой. Для упражнения можно использовать чистоговорки, данные выше. Или небольшие стихи для малышей:

Дятел дерево долбит:
Тук-тук-тук!
Целый день в лесу стоит:
Тук-тук-тук!

Дятел, Дятел — Наш приятель
Дуб долбит, Как долотом.
Помоги нам, Дядя дятел,
Для скворцов Построить дом.

Что едят птицы зимой? Любимое зимнее лакомство

Наверное, ты очень любишь лакомиться сладкими конфетами? А еще какие лакомства ты любишь (пирожные, мороженое, зефир, мармелад? А ты знаешь, какое самое главное лакомство для дятлов и многих других лесных птиц зимой? Для них это угощение такая же радость как для нас с тобой целый пакет конфет! Что же это такое? (Выслушайте предположения малыша и предложите ему узнать ответ на этот вопрос из рассказа «Шишка» Николая Сладкова).

Еловая шишка для обитателей леса все равно что для нас с вами кулек с конфетами. Вот каждый и старается шишку сорвать и до семян добраться. Клесты от такого рвения даже носы набок сворачивают! У клестиных птенцов носы как носы, прямые, как и у всех других птиц. А как начнут сами носами шишки-кульки разворачивать, чешуйки на них отгибать, так и покривеют у них носы, перекрестится надклювье с подклювьем — не носы, а какие-то кривозубцы! Дятел ради вкусных семян даже особый станок-зажим изобрел: заклинивает шишку в щель и долбит. Дятел-долбонос. Белка берет шишку в лапки и «распаковывает» зубами: скусывает чешуйку за чешуйкой и достает семена. Попадается шишка смоленая, так у нее даже губы слипаются! Но шишку все равно не бросит, до семечка вышелушит. Ну а те, кому самим с шишкой не справиться, ждут, когда шишки весной раскроются. Встопорщатся на шишках чешуйки, полетят семена-вертолетики, устилая первые проталины и последние сугробы. На радость чижам, юркам, зябликам и синицам. Налетайте на угощение! Все угощению рады — Шишкиным семенам.

А это— «кузница дятла», в которой он лакомится шишками. Затолкнет дятел шишку в щель или в трещину коры и давай клевать! Дятел – птичка аккуратная, все семена выклюет, не разбросает! А пустую шишку сбросит на землю, и за следующей полетит. За день дятел так может склевать 70 шишек! Если гуляешь в лесу и увидишь, что под деревом лежат чешуйки от шишки или целая куча пустых шишек, то значит, кузница дятла где-то рядом. «Тук-тук-тук» да «тук-тук-тук»- Раздается громкий стук. Дятел шишку шелушит. Съест семян – и будет сыт. А если в распотрошенных дятлом шишках что-то осталось, что другие птицы подбирают – целая столовая для птиц зимой! Вот что однажды приключилось с дятлом на его «кузнице».

Видел дятла: летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская для шелушения шишек. Пробежал вверх по стволу с шишкой на клюве до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит отработанная и несброшенная шишка и новую шишку некуда девать. И — горе какое! — нечем сбросить старую: клюв-то занят. Тогда дятел, совсем как человек бы сделал, новую шишку зажал между грудью своей и деревом, освободил клюв и клювом быстро выбросил старую шишку. Потом новую поместил в свою мастерскую и заработал. Такой он умный, всегда бодрый, оживленный и деловой (М.Пришвин).

  • Как бы ты назвал этот рассказ (напомните ребенку, что из названия должно быть понятно, о чем в нем говорится)?
  • Что делает дятел в своей мастерской — кузнице?
  • Какое горе было у дятла? Почему он не смог сразу сбросить старую шишку? Что он придумал?
  • Какой дятел в этом рассказе – похвали его.(Дятел умный, находчивый, смекалистый, деловой, бодрый, догадливый, трудолюбивый, сообразительный, изобретательный, старательный, работящий) Почему автор назвал его умным? Почему о дятле говорят, что он трудолюбивый и деловой?

Давайте поиграем. Подвижная русская народная игра «Дятел»

Дети встают в круг. Ребенок, выполняющий роль дятла, стоит посередине круга. Дети водят хоровод вокруг дятла и произносят первые две строчки:

«Ходит дятел у житницы,
Ищет зернышко пшеницы».
Дятел в ответ говорит:
«Мне не скучно одному,
Кого хочу, того возьму».

С последним словом дятел быстро берет за руку одного из ребят в кругу. А дети должны быстро встать парами. Оставшийся без пары ребенок становится дятлом в следующей игре.

Речевая логическая задача

Вариант 1. Полезная ли птица дятел?

Отец с маленьким сыном идут по лесу, прислушиваются и присматриваются к лесной жизни. Вот рябчик прямо из-под ног выпорхнул, даже испугал. Вот птичка запела— заслушаешься. И вдруг… знакомый стук. Дятел! На одном дереве поработал, на другом, на третьем. Сын у отца и спрашивает: «Как же так? Говорят, что дятел — полезная птица, а он вон сколько деревьев испортил». (по Ю. Дмитриеву)

Вариант 2. Почему живая роща стала мертвой?

Пришел Жалейкин в березовую рощу. Слышит: стучит кто-то, как топором. Подкрался Жалейкин и видит: сидит на березе дятел и долбит ее изо всех сил. Только щепки летят. Жалко стало березу. — Кыш, вредная птица! – закричал Жалейкин. – Носищем своим все березы попортишь! И запустил в дятла палкой. Дятла прогнал, а не разглядел, что дятел сухую березу долбил, очищал ее от жуков, личинок и гусениц. Расплодились жуки-короеды, древоеды, древоточцы. Стали березы в роще болеть и сохнуть. А Жалейкин, знай, охраняет рощу от дятлов. То палкой в дятла, то из рогатки. Была живая, веселая роща, а стала – мертвый сухостой да валежник. (по Н. Сладкову)

Какую ошибку допустили эти мальчики, что они не знали? Почему этого мальчика назвали Жалейкиным? Что произойдет с лесом, если в нем исчезнут дятлы?

Сказки о птицах. Дятел

Почему дятла уважают все птицы и звери? И что было бы если бы дятлы исчезли? Об этом говорится в сказке «Дятел-труженик».

Дятел-труженик. Сказки озера Байкал

Слетелись птицы со всей тайги и стали ругать дятла.

Кукушка пуще всех сердится: — Покою от тебя нет, дятел, — стучишь, стучишь!

— Голова болит от твоего стука, — жалуется кедровка.

— Бездельники, у вас готовая еда: мухи, комары, козявки, ягоды, древесные почки, орехи. А мне надо дерево долбить, жуков под корою выискивать. Всех вас спасаю, неблагодарные, — с утра до ночи тружусь!

Засвистели, защебетали, затрещали сердито птицы: — Как! Ты нас спасаешь? — Смотрите, какой хвастун! — Давайте его заклюем!

Птичий гам прервал глухарь — птица в тайге важная, слов на ветер не бросает. Топнул он ногой: — Зря шумите, дятел сказал правду! Он оберегает деревья от жадных жуков-короедов. Без него источили бы они все деревья, опустошили бы тайгу. А как нам жить без тайги?.. Крикуны!

Кукушка, сидя на высокой сосне, первая залилась на всю тайгу: — Ку-ку, дятел, ку-ку, милый!

За ней кедровка: — Хвалю, приятель. Давай — стучи, стучи.

— Тук-тук — хороший звук! — громко крикнул лесной голубь.

Птицы окружили дятла, нарушителя лесной тишины, и запели хором.

Спустилось солнце за темную гору, поднялись птицы в золотое небо, разлетелись по всей тайге, но долго слышалась их радостная песня. Они славили труженика (А. Тороев. Перевод с бурятского — И. Ким).

Вопросы для детей:

  • За что птицы ругали дятла?
  • Почему в конце сказки они стали его хвалить?
  • Почему дятла называют «тружеником»? Есть ли еще звери или птицы, которых можно назвать «тружениками»? (Вспомните о труженицах — пчелах, муравьях и других известных малышу представителях животного мира)

Какие бывают дятлы? Познавательная сказка для детей

Загадки о дятле

Не дровосек, не плотник, А первый в лесу работник. (Дятел)

Вот и закончилась наша встреча с дятлом на «Родной тропинке». Надеюсь, что она была интересной и познавательной для Вас и Ваших детей.

Презентация для детей «Дятел и другие зимующие птицы»

Картинки к этой статье в хорошем качестве и разрешении для занятий с детьми Вы можете бесплатно скачать здесь или в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы». Смотрите раздел группы «Документы» под видеозаписями сообщества.

В следующих статьях Вы узнаете о других зимующих птицах, познакомитесь с новыми сказками и играми для малышей на эту тему.

Еще по теме «Птицы зимой» Вы можете почитать:

Зимующие птицы в картинках, загадках, познавательных рассказах, играх, стихах и развивающих заданиях для детей. Часть 1.

Занимательная сказка о зимующих и перелетных птицах «Как Воробьишко Африку искал», а также веселые учебные фильмы для детей о перелетных и зимующих птицах, картинки и речевые игры.

Клест: детям о природе. Какая птица выводит птенцов зимой? Чем удивительна эта птица? Загадки, стихи, рассказы, сказки про клеста и других лесных обитателей для детей. Мультфильм для малышей.

Как сделать кормушку для птиц? Чем кормить птиц зимой? Познавательные сказки, загадки и логические задачи для детей.

Кто как к зиме готовится. Познавательное видео для детей.

До новых встреч в рубрике «Мир вокруг нас»!
Всегда рада Вашим предложениям и комментариям!

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *