Презентация на тему самооценка

Презентация по теме «Самооценка

Подготовила Михайлова О.Н. –

учитель Торбеевской ош

«Если ты потерял деньги – ты ничего не потерял; если ты потерял честь – получи славу, и ты найдешь честь; если ты потерял уверенность в себе – ты потерял все»

Иоганн Вольфганг Гёте

Что такое самооценка?

это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Формирование самооценки происходит с раннего детства и под воздействием внешних факторов.

ЗАНИЖЕННАЯ САМООЦЕНКА

К чему могут привести

Характерные черты низкой самооценки

Во взрослой жизни ее влияние на судьбу человека может проявляться как в обыденных неудачах — не сложившейся карьере, не счастливой семейной жизни, так и в экстремальных проявлениях.

потерянный человек;

пассивны, внушаемы и менее популярны;

чрезмерно чувствительны к критике;

застенчивы;

нерешительны, зависимы, необъективны;

часто страдают от одиночества

ЗАВЫШЕННАЯ САМООЦЕНКА

» +»

«-»

чувствует себя важным и нужным

доверяет самому себе

Уверен, что всегда способен принимать самостоятельные решения, совершать обдуманные поступки.

склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода;

проявляет подозрительность, агрессию;

может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться

АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА

  • удовлетворенность собой
  • принятие себя
  • чувство собственного достоинства
  • положительное отношение к себе
  • согласованность своего наличного и идеального «Я».

Как проявляется уровень самооценки в поведении?

Адекватная самооценка

  • Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт
  • охотное участие в играх, не обидчивость ( если оказываются проигравшими)

Заниженная самооценка

  • Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны таким детям.
  • Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются
  • Снижается эффективность учебы.

Завышенная самооценка

  • Такие дети во всем стремятся быть лучше других.
  • Часто от такого ребенка можно услышать: «Я — самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать». Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.

Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки

1. Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать все за него.

2. Оставляйте ребенку право выбора.

3. Поощряйте инициативу.

4. Не забывайте, что ребенок внимательно наблюдает за вами.

5. НЕ СРАВНИВАЙТЕ своего ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой.

6. Не бойтесь показывать свою любовь!

Завышенная самооценка часто является компенсаторной реакцией на базовое чувство собственной неполноценности.

Особого внимания , со стороны педагогов, заслуживает заниженная самооценка.

! Признаки заниженной самооценки у подростков

  • уверенность в том, что ничего не получится, а если вышло, то это случайность;
  • отказ от публичных выступлений в школе или на семейных мероприятиях;
  • возникновение повышенной тревожности, паники;
  • зависимость от мнения окружающих;
  • подражание своим одноклассникам или экранным образам;
  • замкнутость, нежелание делиться своими мыслями, предположениями, проблемами и происходящими событиями (в школе или на улице).
  • нежелание контактировать со сверстниками, отказ от посещения массовых мероприятий и прогулок;

Рекомендации, которые помогут педагогам повысить самооценку учащихся.

  • Учащийся должен учиться, оценивать сам себя.
  • Проводить беседы с детальным разбором и анализом ситуаций.
  • Не нужно сравнивать подростков между собой.
  • Создавать ситуации самоутверждения в тех сферах, в которых они могут проявит себя полно и уверенно.
  • Неуспевающий в роли «учителя».
  • Доброжелательно аргументировать выставленные оценки в целях повышения уверенности в себе.

Типичные ошибки, допускаемые педагогами в общении с учащимися

  • Снижение оценок за дисциплину
  • Важно не только какую оценку поставил педагог, но и что он при этом сказал
  • Педагогический такт!
  • Обращение свысока
  • Ограниченность одним предметом

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ

  • Признайтесь себе в своих сильных и слабых

сторонах и соответственно сформулируйте свои цели!

  • Чувства вины и стыда не помогут вам добиться успеха.

Не позволяйте себе предаваться им!

3. Ищите причины своего поведения в физических,

социальных, экономических и политических аспектах нынешней ситуации, а не в недостатках собственной личности!

4. Никогда не говорите о себе плохо; особенно избегайте приписывать себе отрицательные черты — «глупый»,

«уродливый», «неспособный», «невезучий», «неисправимый»!

Каким образом можно повысить самооценку

ребенка?

«Помогите».

1. Поговорите с ребенком, попросите его написать все его достоинства и недостатки во всем: во внешнем облике, в характере. Попросите записать также и свои способности, таланты. Вы увидите, с какой легкостью ваш ребенок пишет отрицательные качества и как трудно написать все то хорошее, что в нем есть. Помогите ему, напомните.

Несомненно, достоинств окажется гораздо больше, чем недостатков. Итак, с первой задачей мы уже справились: подросток понял, что не так уж плох, как ему кажется.

2. Вторая задача — помочь ему справиться с недостатками. Попросите его подумать, какими способами он может преодолеть их и что он готов для этого сделать. Помогите ему.

3. Постарайтесь изучить все лучшее, что в нем есть. Подумайте, как он может развивать это в себе. Помогите найти ему то дело, кото­рое поможет проявить свои способности.

4. Подросток не должен пытаться быть похожим на других людей. Не оказывайте медвежью услугу, сравнивая его со сверстниками. Только сравнивая свой результат со своим же, можно надеяться на успех. Повторяйте ребенку, что он не лучше и не хуже других, он та­кой один, ни на кого не похожий, уникальный. Научите его уважать себя, и он будет уважать других (в первую очередь вас).

! Как повысить самооценку подростка

  • не отзывайтесь негативно о внешности своего ребенка
  • делая замечание, не критикуйте самого ребенка, а высказывайтесь только по поводу его поведения или поступков;
  • регулярно хвалите, но только конструктивно, то есть за то, что не является его обязанностями или обычным делом;
  • не сравнивайте успехи собственного ребенка с другими детьми;
  • уважайте подростка: спрашивайте и прислушивайтесь к его мнению, считайте равным, и ни в ком случае не унижайте его достоинство;
  • материально обеспечьте по возможности всем необходимым: телефоном, персональным компьютером, одеждой;
  • следите за внешним видом, чтобы он не ходил в грязном и рваном, а также помогите подобрать стиль одежды и научите правильно сочетать вещи;
  • помогите достичь чего-то самостоятельно, развить свои способности, но главное – это их определить;
  • научите отказывать, тогда его не смогут использовать в своих целях другие люди и будут больше уважать, что приведет к повышению самооценки.

И.В. Гете утверждал:

«Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя».

презентация «Самооценка и везение» презентация к уроку (10 класс) по теме

10 класс. Классный час «Самооценка и везение»

из рубрики «Социальный интеллект»

Все победы начинаются с побед над самим собой

Л Леонов

I. Интерактивная беседа по теме «Самооценка и везение»

Классный руководитель. Есть люди, которым всегда везет. А есть неудачники. За что бы они ни брались, все у них валится из Рук, всюду они опаздывают, всюду оказываются последними, никогда не выигрывают и во всем всегда оказываются виноваты. Как объяснить причины таких неудач?

Примерные ответы детей:

— Они по жизни такие тормоза.

— Трудное детство, деревянные игрушки.

— Отсталость, заторможенность в развитии.

— Они плохо относятся к себе, не уважают, не ценят себя,

— Они не верят в себя, в свои силы, поэтому у них ничего не получается.

Классный руководитель. Психолог сказал бы, что у таких детей заниженная самооценка. Самооценка — это оценка своих качеств, способностей, поступков. Люди с заниженной самооценкой не уверены в себе, малообщительны, пугливы. Они-то часто и считают себя невезучими. А как же ведут себя люди с завышенной самооценкой?

Примерные ответы детей:

  • Они всегда уверены в себе, все у них получается.
  • Им всегда везет, они всем довольны.
  • Они ничего не боятся.
  • Они легко сходятся с людьми, знакомятся.
  • Они слишком самоуверенны, часто переоценивают себя.
  • На окружающих смотрят с презрением, высокомерно.

Классный руководитель. Конечно, сами слова «завышенное», «заниженное» содержат значение чего-то чрезмерного, далекого от нормы. Завышенная самооценка тоже не украшает человека: такие люди самоуверенны, часто переоценивают свои силы, берутся за непосильные дела и не доводят их до конца. Люди с завышенной самооценкой редко получают признание. Какой же должна быть самооценка человека? {Реальной.)

Пантомима «Люди с разной самооценкой»

Классный руководитель. А как окружающие определяют, у кого правильная самооценка, а у кого заниженная или завышенная? Кто уверен в себе, а кто нет? Дело в том, что внутреннее состояние человека всегда отражается в движениях его лица, тела. Сейчас вы это сами увидите. Я прошу выйти к доске трех моих помощников.

I (Три ученика выходят к доске.)

Каждому из вас придется сыграть в театре роль человека с определенной самооценкой. Я — режиссер, читаю вам, как должен выглядеть этот человек. Вы изображаете его. Всем остальным я предлагаю сделать то же. Встаньте, пожалуйста, можете выйти из-за парт. Начинаем репетицию спектакля. (Первому ученику.) Послушайте, как должен выглядеть этот герой. Этот человек… (дальше читает по таблице признаки неуверенного в себе человека). (Дети изображают.)

Неуверенный в себе человек

Уверенный в себе человек

Самоуверенный человек

Не выдерживает прямого взгляда, отводит глаза в сторону;

Голова опущена;

Спина сутулая;

Руки помещены перед собой;

Ноги несколько напряжены, переплетены между собой и плотно сжаты.

Смотрит окружающим в глаза;

Голову держит прямо и даже чуть приподнимает подбородок;

Спина у него прямая, плечи развернуты;

Руки могут быть убраны за спину;

Ноги на ширине плеч и расслаблены.

Стоит вполоборота;

Правое плечо слегка выставлено вперед;

Грудь колесом;

Голова высоко поднята;

Смотрит высокомерно, дерзко;

Руки на поясе; Упор на левую ногу, правая выставлена вперед.

У всех все прекрасно получилось. Какого же героя мы изобразили? Высокая или низкая у него самооценка? Можно сказать, что это уверенный в себе человек? (Нет, это человек с низкой самооценкой неуверенный в себе.)

[Второму ученику.) А ваш герой выглядит немного иначе. Этот человек… (дальше читает по таблице признаки уверенного в себе человека.)

(Дети изображают.)

А что можно сказать об этом герое и его самооценке? (Что это человек с правильной самооценкой, уверенный в себе.)

А теперь прошу вас изобразить еще одного героя. (Третьему ученику.) Этот герой… (дальше читает по таблице признаки уверенного себе человека).

(Дети изображают.)

Посмотрели на себя? Какой герой у вас получился? (Получился человек самоуверенный, нахальный, хвастливый.)

В наше время, к сожалению, уверенность в себе многие связывают с нахальством, хамством. Этот пример очень хорошо показывает различия между уверенным и самоуверенным человеком.

У вас на партах лежат листочки бумаги. Напишите сверху первый вопрос, на который вам нужно ответить: «Какой я?» Теперь на каждой новой строчке напишите ответы на этот вопрос. Это должны быть такие характеристики, которые являются действительно важными для вас и потеря которых превратит вас совсем в другого человека. Отвечайте на вопрос быстро, записывайте характеристики в той форме, в какой они приходят в голову.

(Дети выполняют задание.)

А теперь решите, какие из перечисленных качеств вы хотите сохранить и развить (поставьте знак «+»), а от каких хотите избавиться (отметьте их знаком «-«).

(Дети выполняют задание.)

Учитель подводит итоги: предлагает ребятам задуматься над полученными результатами.

Тест «Вербальная диагностика самооценки личности»* Инструкция

А теперь давайте проведем небольшой тест.

По каждому из суждений теста на самооценку надо дать ответ «очень часто», «часто», «редко» или «никогда» в зависимости оттого, насколько свойственны вам мысли, описанные в тесте. Опросник

  1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
  2. Постоянно чувствую свою ответственность в учебе.
  3. Я беспокоюсь о своем будущем.
  4. Многие меня ненавидят.
  5. Я обладаю меньшей инициативой, чем другие.
  6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.
  7. Я боюсь выглядеть глупым.
  8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
  9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.
  10. Я часто допускаю ошибки.
  11. Как жаль, что я не умею говорить с людьми как следует.
  12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.
  13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.
  14. Я слишком скромен.
  15. Моя жизнь бесполезна.Многие неправильного мнения обо мне.
  16. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
  17. Люди ждут от меня очень многого.
  18. Люди не особенно интересуются моими достижениями.
  19. Я слегка смущаюсь.
  20. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
  21. Я не чувствую себя в безопасности.
  22. Я часто волнуюсь понапрасну,
  23. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
  24. Я чувствую себя скованным.
  25. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
  26. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.
  27. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
  28. Меня волнует, как люди относятся ко мне.
  29. Как жаль, что я необщителен.
  30. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.
  31. Я думаю о том, чего ждут от меня одноклассники.

Ключ к тестовому заданию

Подсчет баллов производится по схеме: «очень часто» — 4 балла, «часто» — 3, «редко» — 2, «никогда» — 0.

0-25 баллов свидетельствуют о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, уверен в себе, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий.

26-45 баллов — показатель среднего уровня самооценки, человек редко страдает комплексом неполноценности, лишь время от времени старается подстроиться под мнение других людей.

46-128 баллов- уровень самооценки низкий, человек болезненно переносит критические замечания, не уверен в себе.

Ребята, я надеюсь, классный час был вам полезен. Вы смогли узнать что то новое о своей самооценке, задумались о том, как можно работать над собой, что очень важно в преддверии экзаменов, в личной жизни.

Самооценка, что это? презентация к уроку на тему

Слайд 2

Самооценка. Что это?

Слайд 3

Что же такое самооценка? Самооценка – это оценка самого себя, своих достоинств и недостатков.

Слайд 4

Самооценка Заниженная Нормальная Завышенная

Слайд 5

Самооценка

Слайд 6

Тор и Локи Карлик нос Джек Воробей

Слайд 9

Задумайтесь

Слайд 10

Что может влиять на вашу самооценку? Собственные достижения и успех Отношение к самому себе Вера в самого себя Влияние родителей

Слайд 11

Как можно повысить самооценку? Не сравнивайте себя с другими людьми Перестаньте искать в себе недостатки Всегда с благодарностью принимайте похвалу и комплименты от других Попробуйте использовать специальные утверждения ( например: «я — уникальная неповторимая личность», «я смогу достигнуть этой цели» и т.д.) Не забывайте о собственных желаниях

Слайд 12

«Ладошки» На листке бумаги нарисована ладошка, вы подписываете свою ладошку и каждый из вас внутри ладошки пишет качество, которое нравится в самом себе. Дальше листики передаются по партам, и остальные участники дописывают те качества, которые нравятся в хозяине ладошки. Затем ладошки возвращаются к своему хозяину.

Слайд 13

Спасибо за внимание! Хочу пожелать всем удачи и напомнить еще раз о том, что только вы сами можете доказать окружающим, что вы самостоятельный, уверенный человек. Повышайте свою самооценку и тогда сможете добиться многого в этой жизни. Улыбайтесь, радуйтесь каждому дню. Верьте в себя!

Самооценка личности

НОУ «Московский социально-педагогический институт» Лабораторная работа на тему: «Самооценка»

НОУ «Московский социальнопедагогический институт»
Лабораторная работа на тему:
«Самооценка»
Выполнил: Гудкова Е.В.,
4 курс очно-заочное отделение
Проверил: Кузьминов Н.Н.,
кандидат психологических
наук, доцент
Москва — 2010

Самооценка личности

Самооценка личности – ценность, которая придается
индивидом себе или отдельным своим качествам.
Основным критерием самооценки выступает система
личностных смыслов индивида. Главные функции
самооценки – регуляторная, на основании которой
происходит решение задач личного выбора, и
защитная, обеспечивающая относительную
стабильность и независимость личности, корректируя
при этом сигналы внешнего мира. По определению
психолога В.В. Столина, самооценка это «сознание
собственной идентичности независимо от
меняющихся условий среды». Также можно сказать,
что самооценка это состояние, когда человек
оценивает сам себя в разных областях, давая оценку
тем или иным своим качествам (привлекательность,
сексуальность, профессионализм).
Самооценка оказывает существенное влияние на
эффективность деятельности и формирование
личности на всех этапах развития. Адекватная
самооценка придает человеку уверенность в себе,
позволяет успешно ставить и достигать целей в
карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает
такие полезные качества как инициативность,
предприимчивость, способность адаптации к
условиям различных социумов. Низкая самооценка
сопровождает человека робкого, неуверенного в
принятии решений.
Каждый человек имеет определенные
представления об идеале наиболее ценных
свойств личности. На эти качества люди
ориентируются в процессе самовоспитания.
Какие качества вы более всего цените в
людях? У разных людей эти представления
неодинаковы, а потому не совпадают
результаты самовоспитания. Какие же
представления об идеале имеются у вас?
Разобраться в этом вам поможет следующее
задание, которое выполняется в два этапа.
Этап 1
Разделите лист бумаги на четыре равные
части, обозначьте каждую часть римскими
цифрами I, II, III, IV.
Даны четыре набора слов, характеризующих
положительные качества людей. Вы должны
в каждом наборе качеств выделить те,
которые более значимы и ценны для вас
лично, которым вы отдаете предпочтение
перед другими. Какие это качества и сколько
их – каждый решает сам.
Внимательно прочитайте слова первого
набора качеств. Выпишите в столбик
наиболее ценные для вас качества вместе с
их номерами, стоящими слева. Теперь
приступайте ко второму набору качеств – и
так до самого конца. В итоге вы должны
получить четыре набора идеальных качеств.
Чтобы создать условия для одинакового
понимания качеств всеми участниками
психологического обследования, приводим
толкование этих качеств:

I.
Межличностные отношения, общение.
Вежливость – соблюдение правил приличия,
учтивость.
Заботливость – мысль или действие,
направленные к благополучию людей; попечение,
уход.
Искренность – выражение подлинных чувств,
правдивость, откровенность.
Коллективизм – способность поддерживать общую
работу, общие интересы, коллективное начало.
5. Отзывчивость – готовность отозваться на чужие
нужды.
6. Радушие – сердечное, ласковое отношение,

соединенное с гостеприимством, с готовностью
чем-нибудь услужить
Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к
переживаниям, несчастью людей.
Тактичность – чувство меры, создающее умение
вести себя в обществе, не задевать достоинства
людей.
Терпимость – умение без вражды относиться к
чужому мнению, характеру, привычкам,

9. Самооценка личности

10. Чуткость – отзывчивость, сочувствие, способность

легко понимать людей.
Доброжелательность – желание добра людям,
готовность содействовать их благополучию.
Приветливость – способность выражать чувство
личной приязни.
Обаятельность – способность очаровывать,
притягивать к себе.
Общительность – способность легко входить в
общение.
Обязательность – верность слову, долгу,
обещанию.

10. Самооценка личности

16. Ответственность – необходимость, обязанность

отвечать за свои поступки и действия.
Откровенность – открытость, доступность для
людей.
Справедливость – объективная оценка людей в
соответствии с истиной.
Совместимость – умение соединять свои усилия с
активностью других при решении общих задач.
Требовательность – строгость, ожидание от людей
выполнения своих обязанностей, долга.

11. Самооценка личности

II. Поведение
Активность – проявление заинтересованного
отношения к окружающему миру и самому себе, к
делам коллектива, энергичные поступки и
действия.
Гордость – чувство собственного достоинства.
Добродушие – мягкость характера, расположение к
людям.
Порядочность – честность, неспособность
совершать подлые и антиобщественные поступки.
Смелость – способность принимать и осуществлять
свои решения без страха.

12. Самооценка личности

6. Твердость – умение настоять на своем, не

поддаваться давлению, непоколебимость,
устойчивость.
Уверенность – вера в правильность поступков,
отсутствие колебаний, сомнений.
Честность – прямота, искренность в отношениях и
поступках.
Энергичность – решительность, активность
поступков и действий.
Энтузиазм – сильное воодушевление, душевный
подъем.

13. Самооценка личности

11. Добросовестность – честное выполнение своих
обязанностей.
12. Инициативность – стремление к новым формам
деятельности.
13. Интеллигентность – высокая культура,

образованность, эрудиция.
Настойчивость – упорство в достижении целей.
Решительность – непреклонность, твердость в
поступках, способность быстро принимать решения,
преодолевая внутренние колебания.

14. Самооценка личности

16. Принципиальность – умение придерживаться

твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи
и события.
Самокритичность – стремление оценивать свое
поведение, умение вскрывать свои ошибки и
недостатки.
Самостоятельность – способность осуществлять
действия без чужой помощи, своими силами.
Уравновешенность – ровный, спокойный характер,
поведение.
Целеустремленность – наличие ясной цели,
стремление ее достичь.

15. Самооценка личности

III. Деятельность
Вдумчивость – глубокое проникновение в суть
дела.
Деловитость – знание дела, предприимчивость,
толковость.
Мастерство – высокое искусство в какой-либо
области.
Понятливость – умение понять смысл,

сообразительность.
Скорость – стремительность поступков и действий,
быстрота.

16. Самооценка личности

6. Собранность – сосредоточенность,
подтянутость.
7. Точность – умение действовать, как задано,
в соответствии с образцом.
8. Трудолюбие – любовь к труду, общественно
полезной деятельности, требующей
напряжения.
9. Увлеченность – умение целиком отдаваться
какому-либо делу.
10. Усидчивость – усердие в том, что требует
длительного времени и терпения.

17. Самооценка личности

11. Аккуратность– соблюдение во всем порядка,

тщательность работы, исполнительность.
Внимательность – сосредоточенность на
выполняемой деятельности.
Дальновидность – прозорливость, способность
предвидеть последствия, прогнозировать будущее.
Дисциплинированность – привычка к дисциплине,
сознание долга перед обществом.
Исполнительность – старательность, хорошее
исполнение заданий.

18. Самооценка личности

16. Любознательность – пытливость ума, склонность к

приобретению новых знаний.
Находчивость – способность быстро находить
выход из затруднительных положений.
Последовательность – умение выполнять задания,
действия в строгом порядке, логически стройно.
Работоспособность – способность много и
продуктивно работать.
Скрупулезность – точность до мелочей, особая
тщательность.

19. Самооценка личности

IV. Переживания, чувства
Бодрость – ощущение полноты сил,
деятельности, энергии.
Бесстрашие – отсутствие страха, храбрость.
Веселость – беззаботно-радостное
состояние.
Душевность – искреннее дружелюбие,
расположенность к людям.
Милосердие – готовность помочь, простить
из сострадания, человеколюбия.

20. Самооценка личности

6. Нежность – проявление любви, ласки.
7. Свободолюбие – любовь и стремление к
свободе, независимости.
8. Сердечность – задушевность, искренность в
отношениях.
9. Страстность – способность целиком
отдаваться увлечению.
10. Стыдливость – способность испытывать
чувство стыда

21. Самооценка личности

11. Взволнованность – мера переживания,
душевное беспокойство.
12. Восторженность – большой подъем чувств,
восторг, восхищение.
13. Жалостливость – склонность к чувству
жалости, состраданию.
14. Жизнерадостность – постоянство чувства
радости, отсутствие уныния.
15. Любвеобильность – способность сильно и
многих любить.

22. Самооценка личности

16. Оптимистичность – жизнерадостное

мироощущение, вера в успех.
Сдержанность – способность удержать себя от
проявления чувств.
Удовлетворенность – ощущение удовольствия от
исполнения желаний.
Хладнокровность – способность сохранять
спокойствие и выдержку.
Чувствительность – легкость возникновения
переживаний, чувств, повышенная
восприимчивость к воздействиям извне.

23. Самооценка личности

Этап 2
Внимательно рассмотрите качества
личности, выписанные вами из первого
набора, и найдите среди них такие,
которыми вы обладаете реально.
Обведите цифры при них кружком.
Теперь переходите ко второму набору
качеств, затем к третьему и четвертому.

24. Самооценка личности

Обработка результатов теста
Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальных качеств (Р).
Подсчитайте количество идеальных качеств, выписанных вами
(И; качества, выписанные на первом этапе), а затем вычислите
их процентное отношение:
С = ( Р / И ) * 100%.

25. Самооценка личности

Интерпретация результатов теста
Самооценка может быть оптимальной и
неоптимальной. При оптимальной, адекватной
самооценке субъект правильно соотносит свои
возможности и способности, достаточно критически
относится к себе, стремится реально смотреть на
свои неудачи и успехи, старается ставить перед
собой достижимые цели, которые можно осуществить
на деле. К оценке достигнутого он подходит не
только со своими мерками, но и старается
предвидеть, как к этому отнесутся другие люди:
товарищи по работе и близкие.

26. Самооценка личности

Иными словами, адекватная самооценка является
итогом постоянного поиска реальной меры, т.е. без
слишком большой переоценки, но и без излишней
критичности к своему общению, поведению,
деятельности, переживаниям. Такая самооценка
является наилучшей для конкретных условий и
ситуаций. К оптимальной относятся самооценки
«высокий уровень» и «выше среднего уровня»
(человек заслуженно ценит, уважает себя, доволен
собой), а также «средний уровень» (человек уважает
себя, но знает свои слабые стороны и стремится к
самосовершенствованию, саморазвитию).

27. Самооценка личности

Самооценка может быть неоптимальной – чрезмерно
завышенной или слишком заниженной. На основе
неадекватно завышенной самооценки у
человека возникает неправильное представление о
себе, идеализированный образ своей личности и
возможностей, своей ценности для окружающих, для
общего дела. В таких случаях человек идет на
игнорирование неудач ради сохранения привычной
высокой оценки самого себя, своих поступков и дел.
Происходит острое эмоциональное «отталкивание»
всего, что нарушает представление о себе.

28. Самооценка личности

Восприятие реальной действительности искажается,
отношение к ней становится неадекватным – чисто
эмоциональным. Рациональное зерно оценки
выпадает полностью. Поэтому справедливое
замечание начинает восприниматься как придирка, а
объективная оценка результатов работы – как
несправедливо заниженная. Неуспех предстает как
следствие чьих-то козней или неблагоприятно
сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не
зависящих от действий самой личности. Человек с
завышенной неадекватной самооценкой не
желает признавать, что все это – следствие
собственных ошибок, лени, недостатка знаний,
способностей или неправильного поведения

29. Самооценка личности

Возникает тяжелое эмоциональное состояние –
аффект неадекватности, главной причиной которого
является стойкость сложившегося стереотипа
завышенной оценки своей личности. Если же высокая
самооценка пластична, меняется в соответствии с
реальным положением дел – увеличивается при
успехе и снижается при неудаче, то это может
способствовать развитию личности, так как ей
приходится прикладывать максимум усилий для
достижения поставленных целей, развивать свои
способности и волю.

30. Самооценка личности

Самооценка может быть и заниженной, т. е.
ниже реальных возможностей личности. Обычно это
приводит к неуверенности в себе, робости и
отсутствию дерзаний, невозможности реализовать
свои способности. Такие люди не ставят перед собой

труднодостижимых целей, ограничиваются решением
обыденных задач, слишком критичны к себе.
Слишком высокая или слишком низкая самооценка
нарушают процесс самоуправления, искажают
самоконтроль. Особенно это заметно в общении, где
лица с завышенной и заниженной самооценкой
выступают причиной конфликтов

31. Самооценка личности

При завышенной самооценке конфликты
возникают из-за пренебрежительного
отношения к другим людям и
неуважительного обращения с ними, слишком
резких и необоснованных высказываний в их
адрес, нетерпимости к чужому мнению,
проявлению высокомерия и зазнайства.
Низкая критичность к себе мешает им даже
замечать, как они оскорбляют других
высокомерием и непререкаемостью
суждений.

32. Самооценка личности

При заниженной самооценке конфликты могут
возникать из-за чрезмерной критичности этих людей.
Они очень требовательны к себе и еще более
требовательны к другим, не прощают ни одного
промаха или ошибки, склонны постоянно
подчеркивать недостатки других. И хотя это делается
из самых лучших побуждений, все же становится
причиной конфликтов в силу того, что немногие
могут терпеть систематическое «пиление». Когда в
тебе видят только плохое и постоянно указывают на
это, то возникает неприязнь к источнику таких
оценок, мыслей и действий.

33. Самооценка личности

Аффект неадекватности возникает как попытка
лиц с завышенной самооценкой оградить себя от
реальных обстоятельств и сохранить привычную
самооценку. Это приводит к нарушению отношений с
другими людьми. Переживание обиды и
несправедливости позволяет чувствовать себя
хорошо, оставаться на должной высоте в
собственных глазах, считать себя пострадавшим или
обиженным. Это возвышает человека в его
собственных глазах и исключает недовольство собой.
Потребность в завышенной самооценке
удовлетворяется и отпадает необходимость изменить
ее, т е. вплотную заняться само управлением.
Неизбежно возникают конфликты с людьми, которые
имеют иные представления о данной личности, ее
способностях, возможностях и ценности для
общества.

34. Самооценка личности

Аффект неадекватности – это психологическая
защита, она является временной мерой, поскольку не
решает главной задачи, а именно – коренного
изменения неоптимальной самооценки, выступающей
причиной возникновения неблагоприятных
межличностных отношений.
Данные методики позволяют решить еще несколько
исследовательских и практических задач. Вот
некоторые из них:

35. Самооценка личности

I. Существует несколько форм активности человека:
общение, поведение, деятельность, переживания.
Личность можно рассматривать и как субъект
самоуправления. Поскольку одновременное
осуществление всех этих форм активности
затруднительно, то личность проявляет интерес к
одной-двум сферам своей жизни. Действительно,
каждый наблюдал людей, которые живут «в мире
людей», «в замкнутом мире», «в мире дел» и «в
мире чувств». Естественным будет предположить,
что при выполнении методики люди выбирают
больше качеств в той сфере, которая их больше
интересует

36. Самооценка личности

Это и позволяет узнать, в какой области
лежат их интересы, их предпочтения. С этой

целью нужно подсчитать, сколько было
выписано «идеальных» качеств по каждому
из четырех блоков и сравнить между собой
полученные числа. Ведущим будет тот
уровень активности человека, где больше
всего собрано «идеальных» и «реальных»
качеств, а также их процентное отношение.

37. Самооценка личности

II. Можно получить представление о ценностных
ориентирах какой-либо группы, отличающейся от
других по возрасту, полу, профессии; для этого
нужно подсчитать, сколько человек выбрало то или
иное качество и с каким рангом значимости. Если это
число перевести в проценты, то открывается
интересная возможность сравнивать между собой
группы по предпочтению свойств личности, по
степени важности для нее отдельных свойств.
Ранжирование этих свойств по количеству людей,
выбравших это свойство, показывает, какое место
принадлежит ему в целостной системе
представлений о личности.

38. Самооценка личности

III. Можно получить представление о том, чем
отличается каждый конкретный человек от других
людей по своим ценностным ориентирам. Для этого
нужно создать усредненный «портрет» ценностных
ориентации группы, в которую он входит. Затем
нужен качественный анализ выбранных им качеств и
тех свойств личности, которые чаще всего
встречаются в группе в целом. Так, на фоне
групповых предпочтений удается выявить
индивидуальные особенности.

39. Самооценка личности

№ Пол
П/П
М
1
Возраст
Образование
Сфера
деятельности
51
2 высших
Генеральный
директор
2
М
45
2 высших
Зам. Генерального
директора
3
М
46
2 высших
Финансовый
директор
4
5
Ж
28
2 высших
Главный бухгалтер
М
30
высшее
Нач. отдл.
маркетинга
6
Ж
27
высшее
Нач.отдел.логистики
Нач.отдл.логистики

40. Самооценка личности


П/П
Пол Возраст Образование Сфера деятельности
7
Ж
31
высшее
Нач.отдл.рекламы
8
М
32
высшее
Нач.отдл.продаж
9
Ж
28
высшее
Нач.отдл.закупок
10
Ж
23
высшее
Архитектор
11
М
29
высшее
Архитектор
12
Ж
26
высшее
Архитектор
13
М
35
2 высших
Архитектор

41. Самооценка личности


П/П
Пол Возраст Образование Сфера деятельности
14
М
25
высшее
Менеджер по продажам
15
М
29
высшее
Менеджер по продажам
16
М
22
высшее
Менеджер по продажам
17
М
21
высшее
Менеджер по продажам
18
Ж
25
высшее
Менеджер по продажам
19
Ж
23
высшее
Менеджер по продажам
20
Ж
22
высшее
Менеджер по продажам

42. Самооценка личности


П/П
Пол Возраст Образование Сфера деятельности
21
М
45
среднее
Водитель
22
М
28
среднее
Водитель
23
М
34
среднее
Водитель
24
Ж
54
среднее
Начальник склада
25
М
29
среднее
Кладовщик
26
М
25
среднее
Кладовщик
27
М
31
среднее
Сторож

43. Самооценка личности Сравнительный график общих показателей

3
2,5
2
Заниженная
Адекватная
1,5
Завышенная
1
0,5
0
Руковод ящий сост ав
Сред нее звено
Обслуж ивающий
персонал

44. Самооценка личности Сравнительный график показателей между мужчинами и женщинами

Мужчины
Мужчины
Женщины
Мужчины
Женщины
Мужчины

45. Самооценка личности Сравнительный график показателей по возрасту

7
6
5
4
20-30
31-40
40-55
3
2
1
0
Заниж енная
Адекватная
Завышенная

46. Самооценка личности

Интерпретация полученных данных:
График «Сравнительный график общих показателей»
При обработке общих результатов было выявлено, что среднее звено
данного предприятия имеет ярко выраженную завышенную
самооценку.
Анализ:
Иногда завышенная самооценка объясняется отсутствием опыта.
Успешно окончив учебное заведение, получая высокие
экзаменационные оценки и привыкнув к частым похвалам в свой адрес,
выпускник может даже не задумываться, что одних теоретических
знаний для успешной профессиональной деятельности недостаточно.
Не имея прежде возможности решать практические задачи, он не
подозревает о тех нюансах, которые таит в себе повседневная
практика бизнеса, и полагает, что знает больше всех.
Иметь амбиции и высокий уровень притязаний несомненно помогает
успеху. Слаженность и успешность данного предприятия
гарантирована еще и за счет адекватной самооценки высшего звена руководства

47. Самооценка личности

График «Сравнительный график показателей между мужчинами и женщинами»
В данном тесте принимало участи 10 женщин и 17 мужчин, шансы были не
равны, но тем неимение даже при таком соотношении женщины показали более
заниженную самооценку.
Анализ:
Этот вопрос можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, можно
сравнивать, какие положительные и отрицательные качества находят у себя
мужчины и женщины, т. е. как они представляют свой Я-образ, у кого он
полнее, на чем делается акцент при его описании. Во-вторых, кто: мужчины или
женщины адекватнее оценивают себя.
У мужчин основанием для позитивной самооценки являются такие качества, как
психическая уравновешенность, адаптированность, способность к
самоконтролю, социабельность, моральность. У женщин позитивная самооценка
связана не столько с наличием социально желательных черт, сколько с
отношением к себе в целом.
Женщины, стремящиеся к социальному успеху, высоко оценивают свои деловые
качества: практичность, организованность, предприимчивость,
предусмотрительность, а мужчины — качества, необходимы общественному
деятелю: интеллект, умение ладить с людьми, личное влияние

48. Самооценка личности

График Сравнительный график показателей по возрасту
Согласно полученным данным адекватной самооценкой
обладает преимущественно категория от 40 до 55 лет.
Анализ:
Возрастная динамика в становлении у учащихся умения
обосновать самооценку проявляется в росте обоснований,
связанных с обращением к анализу процесса и результатов
деятельности. Обоснованием прогностической самооценки
часто выступает стремление к достижению успеха. Специфика
деятельности оказывает большее влияния на обоснование
прогностической самооценки. С возрастом наблюдается
снижение высоты как прогностической, так и ретроспективной
самооценок

49. Самооценка личности

Рекомендации
Существует немало способов поднять самооценку. Три первых
принципа, которые, возможно, помогут изменить Вашу
самооценку уже сегодня и стать более успешным, более
уверенным в себе человеком.
1. Простите себя за все неудачи и промахи, совершенные в
прошлом, и признайте, что они бесценный капитал Вашего
опыта, Ваших знаний, которыми можно эффективно
пользоваться в жизненных ситуациях.
2. Осознайте свои достижения, победы, успехи, сколь бы малыми
они на первый взгляд ни казались. Может быть, вам захочется
даже завести дневник, в который Вы начнете ежедневно
записывать их.
3. Постарайтесь больше прислушиваться к собственным

потребностям и интересам, не обесценивая их. Они могут
послужить мотивацией к вашей деятельности.

50. Самооценка личности

ВЫВОД:
1. Самооценка представляет собой иерархически
организованное, системное образование, все
элементы которого — структурные компоненты,
формы, виды, показатели — развиваются в тесном
взаимодействии и взаимообусловленности.
Качественная специфика каждого из них определяет
логику его развития, соотносящуюся с возрастными и
индивидуальными особенностями ребенка.
Асинхронность развития составляющих самооценки
придает ее функционированию на каждом
возрастном этапе качественное своеобразие и
составляет основу формирования ее индивидуальнотипических вариантов.

51. Самооценка личности

ВЫВОД:
2. В процессе возрастного развития сложную динамику проходит
взаимодействие когнитивного и эмоционального компонентов
самооценки, характеризующуюся постепенным усилением роли
рациональных моментов в формировании самоотношения
ребенка. Более выраженными с возрастом становятся процессы
дифференциации и интеграции содержания самооценки,
расслоения частных самооценок, избирательности их
взаимодействия с общей самооценкой. Становление основных
видов самооценки — прогностической и ретроспективной и их
показателей — характеризуется разнотемповостыо,
обусловливающей ее уровневые репрезентации.
Совершенствование деятельности самооценивания придает
самооценке рефлексивно-критический характер, усиливает ее
регулятивные функции.

52. Самооценка личности

ВЫВОД:
3. В ходе возрастного развития самооценка включается во, множество
диалектических связей и отношений с другими психическими
образованиями, каждый из которых выступает в качестве условия ее
формирования и в то же время направляется, корригируется и
обогащается ее воздействием как регулирующей инстанции. Развитие
мышления совершенствует деятельность самооценивания, формирует
у субъекта теоретическое отношение к себе; познавательная
активность способствует дифференциации и конкретизации
содержания самооценки, расширению областей ее влияния; развитие
нравственной сферы обусловливает усвоение ребенком общественно
принятых критериев оценки, усиливает критичное отношение к себе;
становление субъектных характеристик детерминирует формирование
концептуального образа себя; особенности становления личности и
индивидуальности ребенка задают преимущественную локализацию
самооценки в определенных сферах его жизнедеятельности,
особенности ее транслокации в другие сферы, эффективность
функционирования как механизма саморегуляции. Реализуясь в
психическом развитии ребенка как функция его отдельных феноменов,
самооценка вместе с тем активно воздействует на них как
конструирующий фактор в системе саморегуляции.

53. Самооценка личности

ВЫВОД:
4. Младший школьный возраст занимает узловое место в
становлении самооценки как системного образования: в этот
период происходят кардинальные изменения всех ее
составляющих, большую зрелость приобретают уровневые
репрезентации; совершенствуется деятельность
самооценивания, в качестве средств самооценки
последовательнее начинают выступать обращения ребенка к

анализу своих действий и поступков как к наиболее сильным
по доказательности основаниям, детерминирующим
становление ее оптимальных структур. Выявленные
зависимости между используемыми ребенком средствами
самооценки и ее уровневыми репрезентациями
свидетельствуют в пользу того, что именно средства
самооценки выступают в качество системообразующего
фактора становления ее как целостного образования.

54. Самооценка личности

ВЫВОД:
5. Нормирование самооценки с оптимальным набором показателей
требует включения в учебно-воспитательный процесс условий,
адекватных её психологической природе, ориентированных на
развитие у ребенка потребности в оценке себя и деятельности
самооценивания, т.е. снабжения его средствами анализа
оснований собственных действий. В качестве таких условий
выступают: осознание субъектом способов работы и ее
особенностей, сотрудничество учащихся в учебной
деятельности, «деловое» — содержательное в своей основе общение взрослого с ребенком, фиксирующее его внимание на
определении перспектив развертывания деятельности. Все эти
факторы способствуют формированию у ребенка умения более
полно, конкретно, дифференцирование и критично
характеризовать свою деятельность и свои качества, что, в
конечном счете, ведет к оптимальной реализации его
потенциальных возможностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *