Прогулки подготовительная группа осень

Картотека прогулок в подготовительной группе.Осень. картотека (подготовительная группа) на тему

ПРОГУЛКА 1 Сентябрь

Цели: развивать у детей умения самостоятельно выделять первые признаки осени в явлениях природы, наблюдательность, устойчивое внимание; устанавливать взаимосвязи (например, изменение положения солнца приводит к изменению продолжительности дня и уменьшению температуры воздуха).

НАХОЖДЕНИЕ ОСЕННИХ ПРИМЕТ

Воспитатель обращает внимание детей на погоду, предлагает самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе. (Стало значительно прохладней. На небе часто появляются облачка. На некоторых деревьях появились желтые листья.)

Приметы: теплая осень к долгой зиме.

Поговорки и пословицы: «В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, и рвет, и льет, и снизу метет».

Стихотворения:

СЕНТЯБРЬ

В этот месяц, что ни год,

В школу тянется народ:

Золотой шуршит листвою,

Ярких астр букет несет.

Загадки:

Что за месяц к нам пришел? Золотом расшил кругом

Сад и лес, поля и луг, изменил он все вокруг.

(Сентябрь.)

Дидактическая игра «Природа и человек».

Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.

Ход игры. «Что сделано человеком?» – спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Ребенок отвечает и передает мяч или предмет рядом стоящему ребенку, и так по всему кругу. После завершения круга воспитатель задает новый вопрос: «Что создано природой?» Игра повторяется по новому кругу; ребенок, не сумевший ответить, выходит за круг и пропускает его, если же придумает и назовет слово, то снова принимается в игру.

Подвижная игра «Бездомный заяц».

Цель: развивать быстроту движения, ориентирование в пространстве.

Ход игры. Выбирается «охотник» и «бездомный заяц», остальные «зайцы» стоят в обручах – домиках.

«Бездомный заяц» убегает, а «охотник» его догоняет. «Заяц» может встать в домик, тогда «заяц», находившийся там, должен убежать. Когда «охотник» поймает «зайца», он сам становится им, а «заяц» – «охотником».

Труд на участке. Вместе с воспитателем дети навести порядок на своем участке и возле него: убрать мусор, веточки, упавшие листья.

Индивидуальная работа1.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОГОДОЙ

Воспитатель обращает внимание детей на то, что дни стали короче, меньше времени остается на вечернюю прогулку. Вечером становится прохладнее. На небе появляются облака, которые хорошо видны на темно-голубом небе.

Поговорки и пословицы: «Весной дождь растит, а осенью гноит».

Дидактическая игра «Наоборот».

Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель называет слово, а дети должны назвать противоположное. (Далеко – близко, верхний – нижний и т. д.)

Игра-забава «Узнай по звуку».

Цель: развивать наблюдательность.

Ход игры. Воспитатель выносит на улицу игрушки из различного материала (дерево, пластмасса, металл), дети прислушиваются, как звучит каждый предмет при постукивании по нему карандашом или деревянной палочкой. Выбирается водящий. Ему закрывают глаза, и он должен определить, какая игрушка звучит.

Опыт «Уличные тени».

Цель: показать на опыте, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.

Дети рассматривают свои тени. Когда появляется тень? (Когда есть источник света.) Что такое тень? Почему она образуется? (Это темное пятно: тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее.)

Выводы. Тень появляется при наличии света и предмета; очертания предмета и тени схожи; чем выше источник света, тем короче тень, чем прозрачней предмет, тем светлее тень.

Труд на участке2.

Картотека прогулок в подготовительной группе. Сентябрь (11–22 прогулка)

Екатерина Плотникова
Картотека прогулок в подготовительной группе. Сентябрь (11–22 прогулка)

Карточка №11

Наблюдение за небом

Цель: закрепление представлений о небе и небесных светилах.

Обратить внимание на облака. Они движутся? Что делает ветер с облаками? Что еще можно увидеть на небе? (Небесные светила: днем – солнце, ночью – луну и звезды.)

Загадки:

Без ног бегут, без крыльев летят, без паруса плывут.

(Облака.)

На тарелке колобок – золотой горячий бок.

А тарелка голубая – не видать конца и края.

(Солнце и небо.)

Дидактическая игра «Найди предмет той же формы».

Цель: уточнить представление о форме предметов.

Подвижная игра «Пустое место».

Цель: развивать физические качества: ловкость, быстроту.

Эмоционально-дидактическая игра «Осьминог».

Цели: учить работать в команде; развивать ловкость, сообразительность, целеустремленность

Труд на участке: Вместе с воспитателем начать сбор семян, красивых веточек и листьев для гербария и поделок из природного материала.

Индивидуальная работа: Упражнение с мячом.

Цель: продолжать бросать мяч вверх, о землю, ловя его обеими руками.

Карточка №12

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РАСТЕНИЯМИ

Цели: уточнить представления об условиях жизни растений осенью; прививать любовь к природе.

Провести с детьми длительные наблюдения за созреванием плодов и семян деревьев и кустарников.

Итог: созревание плодов и семян – это признак осени.

Выводы. У растений нет молодых побегов и свежей зелени, так как осенью прекращается рост растений. В конце месяца дети могут составить календарь окрашивания листьев деревьев на участке детского сада.

Стихотворения:

ДО БУДУЩЕГО ЛЕТА

Уходит тихо лето, одетое в листву.

И остаются где-то во сне иль наяву:

Серебряная мушка в сетях у паука,

Невыпитая кружка парного молока,

И ручеек стеклянный, и теплая земля,

И над лесной поляной жужжание шмеля…

Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение».

Цель: описать предмет и узнать его по описанию.

Подвижная игра «Гуси-лебеди».

Цель: развивать ловкость, гибкость.

Эмоционально-дидактическая игра «Крокодил».

Цель: развивать ловкость, наблюдательность, внимание.

Труд на участке. Совместно с детьми других групп собрать опавшие листья и ветки с участков и прилегающих территорий.

Индивидуальная работа. Пронеси мешочек с песком на голове

Цель: учить сохранять правильное положение туловища, головы, действовать уверенно.

Карточка№13

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПАУЧКАМИ

Цель: систематизировать представления о многообразии паукообразных (особенности внешнего строения, места обитания, способы передвижения, приспособления к среде обитания, к природным условиям).

В теплый погожий день ранней осени воспитатель обращает внимание детей на траву. Она как будто серебрится сетью паутины, а если взглянуть наверх, на фоне ярко-голубого неба можно увидеть тончайшие нити. Это расселяются молодые паучки (вспомнить строение, чем отличаются насекомые, имеющие 8 ног, от шестиногих). Они забираются на возвышенные места и, подняв конец брюшка, выпускают паутинную нить. Ток теплого воздуха подхватывает довольно тонкую нить и уносит паучка. Приземлившись, он прячется под листья или засохшую траву и спит там до весны.

Напомнить детям, что не надо трогать насекомых.

Опытно-экспериментальная деятельность.

Рассмотреть паучка через лупу, как он выпускает нить, подбегает к месту ее прикрепления, откусывает и, подбирая свои ножки, пускается в путь-дорогу.

Стихотворения:

ПАУЧОК

У паука восемь длинных лапок,

И бегает он по кружевной паутине,

На ниточке тонкой спускается на пол,

А может, поднявшись, сидеть на картине.

Для мух у него в паутинке-ловушке

Всегда наготове липкие сети,

Так он защитить помогает от мушек

Сахар, печенье, конфеты в буфете.

Дидактическая игра «Похож – не похож».

Цель: учить сравнивать предметы; находить в них признаки различия; сходства, узнавать предметы по описанию.

Подвижная игра «Хитрая лиса».

Цель: развивать умение быстро реагировать после сигнала.

Эмоционально-дидактическая игра «Кенгуру».

Цели: развивать чувство сопереживания с другими, эмпатию; корректировать агрессивные тенденции в поведении; учить управлять своим телом.

Труд на участке. Вместе с воспитателем начать сбор семян, красивых веточек и листьев для гербария и поделок из природного материала.

Индивидуальная работа. Прыжки в длину с места.

Цели:

• упражнять в прыжках, отталкиваясь двумя ногами;

• совершенствовать координацию движений.

Карточка №14

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ ПТИЦ

Цели: формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах; учить различать их по существенным признакам; обогащать словарь путем введения слов корм, перелетные, зимующие; воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в холодных условиях.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что птиц становится все меньше и меньше. Отмечает, какие птицы чаще встречаются, а каких не видно совсем. Просит назвать перелетных и зимующих птиц, рассказывает о причинах их отлета. Продолжая рассказ о птицах, поясняет, что вечером голоса становятся все тише и тише, потому что птицы готовятся ко сну (они находят укромные места для ночевки, другие прячутся в гнездах или в ветвях деревьев).

Загадки:

Маленький мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи собирает,

В поле ночует, коноплю ворует.

(Воробей.)

Дидактическая игра «Что это за птица?».

Цель: учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.

Подвижная игра «Медведь и пчелы».

Цель: развивать умения действовать по сигналу, правильно залазить на лесенку, имитировать действия персонажей.

Эмоционально-дидактическая игра «Петушиные бои».

Цели: способствовать эмоциональной разрядке, выходу агрессии; учить соблюдать правила.

Труд на участке. «Подмести веранду»

Индивидуальная работа. «Сбей кеглю».

Цели: учить бросать мяч в цель; развивать меткость, внимание.

Карточка №15

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ТУМАНОМ

Цели: развивать познавательный интерес; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе, стремление беречь ее и заботиться о ней; установить отличия осенних явлений от летних, последовательность изменений в неживой природе и их взаимосвязей.

Обратить внимание детей на утренние туманы и объяснить причину этих явлений (большая разница между дневной и ночной температурой воздуха). Осенью часто стелются туманы. Это охлажденные капельки воды, повисшие в воздухе. С восходом солнца туман садится на землю.

Во время тумана надо аккуратно переходить улицу, так как машинам не видны предметы.

Стихотворения:

За весной, красой природы,

Лето знойное пройдет –

И туман и непогоды

Осень поздняя несет

(Из поэмы А. С. Пушкина «Цыганы».)

Дидактическая игра «Угадай, что в мешочке».

Цель: описать признаки, воспринимаемые на ощупь.

Подвижная игра «Горелки».

Цель: развивать быстроту, ловкость, реакцию.

Эмоционально-дидактическая игра «Лягушата».

Цель: развивать инициативность, смелость.

Труд на участке: Обрезание секатором сухих веток совместно с воспитателем

Индивидуальная работа. «Перейти речку».

Цель: упражнять в ходьбе по бревну прямо и боком.

КАРТОЧКА №16

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РОСОЙ

Цели: развивать познавательный интерес; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, умение видеть красоту неживой природы; расширять и уточнять конкретные знания об осенних явлениях в природе.

Обратить внимание на блестящие капельки росы на траве, полюбоваться красотой этого явления. Рассказать детям, что роса – это капельки воды, которые скапливаются на траве из-за большой разницы между дневной и ночной температурой воздуха. Роса отличается от тумана тем, что она оседает на траве и земле, а туман – это капельки воды, повисшие в воздухе.

Загадки:

Утром бусы засверкали, всю траву собой застлали.

А пошли искать их днем, ищем, ищем – не найдем.

(Роса.)

Дидактическая игра «Придумай сам».

Подвижная игра «Караси и щука».

Цель: развивать ловкость, умение ориентироваться в пространстве.

Опыт «Пар – это тоже вода».

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

Ход опыта. Взять кружку с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром стекло, на нем образуются капельки воды.

Вывод. Вода превращается в пар, а пар затем превращается в воду.

Подвижная игра «Хитрая лиса»

Индивидуальная работа: «Попади в цель».

Цель: развивать глазомер и силу броска.

Карточка №17

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РАСПРОСТРАНЕНИЕМ СЕМЯН И ПЛОДОВ

Цель: сформулировать представления о состоянии растений осенью; дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев и кустарников и травянистых растений; показать приспособление семян и способы их распространения.

Воспитатель рассматривает вместе с детьми разнообразные плоды деревьев и определяет, с помощью чего семена разносятся по земле (крылышки, пух, колючки, парашютики). В ветреные дни наблюдают, как семена разносятся по участку и определяют роль ветра в их распространении. Воспитатель предлагает детям отыскать на участке растения, для которых ветер – желанный гость, затем найти семена на земле, определить отдаленность семян от материнского дерева.

Опыт «Летающие семена».

Цель: познакомить с ролью ветра в жизни растения на примере семян, которые он разносит.

Ход опыта. Дать детям по одному летающему и по одному нелетающему семени. Предложить поднять руки как можно выше, встать самим и одновременно отпустить оба семени из рук (например, фасолину и семя клена). Чем с большей высоты опускаются семена, тем нагляднее разница в скорости падения.

Вывод. Растения имеют различные по форме, размерам приспособления для полета семена.

Дидактическая игра «Угадай, что в мешочке».

Эмоционально-дидактическая игра «Динозаврики».

Цель: способствовать выходу психофизического напряжения, агрессивности, страхов.

Подвижная игра «Мяч соседу»

Цель игры: закреплять быструю пере-дачу мяча по кругу.

Труд на участке: Пересадка цветущих растений с участка в группу

Индивидуальная работа: «Найди предмет».

Цели:

• закреплять умение ориентироваться на участке детского сада;

• находить предмет по описанию.

Карточка №18

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВЕТРОМ

Цели: расширять представления о многообразии неживой природы; воспитывать любознательность, желание познать процессы, происходящие в природе.

В ветреную погоду пронаблюдать, как движутся облака, рассмотреть, как качаются ветки деревьев, определить силу ветра по качанию веток. Чем ветки сильнее качаются, тем сильнее дует ветер. Для определения силы ветра предлагает поиграть с вертушками, султанчиками. Подставить лицо ветру, вспомнить, каким он был (зимой, весной, летом, осенью).

Опыт «Движение воздуха».

Цель: показать, что, хотя воздух невидим, его можно почувствовать.

Ход опыта. Предложить детям помахать рукой у лица. Какое ощущение? Подуть на руки. Что почувствуют? Все эти ощущения вызваны движением воздуха.

Вывод. Воздух не «невидимка», его движения можно почувствовать, обмахивая лицо.

Стихотворения:

ОСЕНЬ

Что ни день, то резче ветер

Рвет в лесу листву с ветвей…

Что ни день, то раньше вечер,

А светает все поздней.

Медлит солнышко, как будто

Подниматься силы нет…

Потому и всходит утро

Над землей почти в обед.

И. Мазнин

Дидактическая игра «Отгадай-ка!».

Цель: развивать умение описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет.

Подвижная игра «Волк во рву».

Цель: развивать ловкость, внимание.

Труд на участке: Сбор сухих листьев, веток на участке и возле него

Индивидуальная работа: «Донеси мешочек корма».

Цель: упражнять в соблюдении равновесия.

Карточка №19

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РАСТЕНИЯМИ НА ОГОРОДЕ

Цели: продолжать формировать любовь к природе, желание заботиться о ее красоте и богатстве; развивать наблюдательность, внимательность; расширять кругозор.

Воспитатель подходит к огороду, чтобы показать детям, что урожай уже собрали. Вспоминает вместе с детьми о растениях, посаженных на грядках. Напоминает, для чего надо убирать засохшую ботву, вырывать с корнем уже не нужные растения (для того, чтобы на огороде не оставались личинки насекомых, живущих на растениях, а корни не мешали перекопке грядок и подготовке огорода к следующему урожаю). Вместе обсуждают, что еще нужно сделать.

Стихотворения:

ОГОРОД

В огороде много гряд:

Тут и репа, и салат,

Тут и свекла, и горох.

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас прокормит целый год.

А. Прокофьев

Дидактическая игра «Вершки и корешки».

Цель: упражнять в классификации овощей (что в них съедобно – корень или плоды на стебле).

Русская народная игра «Капуста».

Цель: развивать двигательную активность детей.

Труд на участке: После сбора урожая приведение в порядок земельной площади огорода и цветника

Индивидуальная работа: «Прыг-скок»

Цель: закреплять навыки в прыжках с высоты 20 см.

Карточка №20

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ГРОЗОЙ

Цели: учить детей видеть и устанавливать связь одних явлений с другими; продолжать знакомить с многообразием и красотой природных явлений; закрепить правила безопасного поведения во время грозы.

Воспитатель обращает внимание детей на состояние природы перед грозой. Становится темно, замолкают птицы, поднимается ветер. Дождь бывает сильный, но скоропроходящий, животные прячутся. После грозы воздух чистый, появляются лужи и т. д. Во время грозы нельзя прятаться под деревья, так как молния может ударить в дерево, и оно загорится.

Загадки:

Ледяной горох поскакал на порог.

Если землю покрыл, урожай погубил.

(Град.)

Сверкает, мигает,

Огненные стрелы пускает.

(Молния.)

Дидактическая игра «Лесник».

Цель: напомнить и закрепить представление о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников, о составных частях (ствол, листья, плоды и семена).

Подвижная игра «Не попадись!».

Цели: учить правильно прыгать на двух ногах, развивать ловкость.

Русская народная игра «Мячик кверху».

Цель: развивать умение попадать в мишень.

Труд на участке: Собрать песок вокруг песочницы

Индивидуальная работа: Упражнения с мячом — продолжать выполнять упражнения с мячом;

Карточка №21

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПЕРВЫМИ ЗАМОРОЗКАМИ

Цели: продолжать знакомить с многообразием и красотой природных явлений; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи (если температура воздуха опускается ниже нуля, то замерзает почва, появляется изморозь, изменяется высота стояния солнца, следовательно, изменяется температура воздуха).

Обратить внимание детей на появление первых заморозков на почве. Утром крыши домов, трава, дорожки припорошены инеем – все белое. Понаблюдать, как он быстро исчезнет под лучами солнца, останутся только блестящие капли.

Стихотворения:

Потемнели ветви, от воды туман,

Гонит тучи ветер из холодных стран.

Осень на излете, лес промок насквозь,

Клюкву на болотах ищет старый лось.

А. Степанов

Дидактическая игра с мячом «Бывает – не бывает».

Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.

Подвижная игра «Не намочи ног».

Цели: развивать у ребят координацию движений; учить выполнять двигательные задания, стремиться к достижению цели.

Русская народная игра «Пчелки и ласточка».

Труд на участке: Вместе с воспитателем вскопать землю под кустарниками и деревьями на своем участке.

Индивидуальная работа: Учить прыжкам на одной (правой, левой) ноге.

Карточка №22

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА КРАСОТОЙ ПРИРОДЫ

Цели: развивать познавательные интересы; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе, стремление заботиться о ней, беречь ее.

Выйдя на прогулку, воспитатель обращает внимание детей на красоту окружающей природы, просит ребят составить описательный рассказ об увиденном. (Осень – самое яркое по красоте красок время года)

Вместе с детьми посчитать количество увиденных тонов и полутонов.

Стихотворения:

ОСЕНЬ

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

А. Пушкин

Дидактическая игра «Что это такое?».

Цель: развивать логическое мышление, память, смекалку.

Подвижная игра «Пустое место».

Эмоционально-дидактическая игра «Улитка».

Цель: развивать самоконтроль, выдержку.

Труд на участке. Вместе с воспитателем собрать самые красивые листья для гербария и художественного труда.

Индивидуальная работа: Закреплять навыки подскоков на месте (ноги врозь — вместе; одна вперед — другая назад).

Прогулки в подготовительной группе в сентябре

Елена Николаева
Прогулки в подготовительной группе в сентябре

Прогулки в подготовительной группе. Сентябрь.

Наблюдения Подвижные игры Индивидуальная работа Ситуативные беседы Самостоятельная деятельность Трудовая деятельность

1 сентября. Четверг Продолжение наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Цели: — учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях; — воспитывать любовь к природе. «Смелые ребята».

Цели: упражнять в быстром беге; развивать ловкость.

«Береги предмет». Цель: учить действовать и ориентироваться по сигналу, в пространстве, развивать ловкость. Упражнять девочек в прыжках через короткую скакалку: «Нужно самому уметь складывать свои вещи». Закрепить последовательность одевания и раздевания. Игры с выносным материалом. Лейки, кубики и формочки на каждого ребенка для игры с песком, кукла, машинки, рули. Поливание песка для игры.

Цели: — приучать соблюдать чистоту и порядок на участке, побуждать оказывать помощь взрослым.

2 сентября. Пятница Наблюдение за погодой.

Цель: отметить, как меняется погода в течение дня, от чего это зависит, развивать умение делать выводы в ходе наблюдений.

Сбор семян клена (крылаток) для ручного труда. Цель: расширить представление о способах размножения растений. «Жмурки»

«Я знаю пять названий»

«Медведь и пчелы» «Чье звено скорее соберется?».

Цель: учить бегать на скорость. Подбрось — поймай».

Цели: —упражнять в бросании и ловле мяча; —учить ориентировке в пространстве.

Опытно-экспериментальная деятельность: «Где сейчас солнце?»

Цель: проследить за передвижением солнца за время прогулки.

Игры с выносным материалом. Рули, совочки, формочки, игрушки, мел, машинки. Работа на участке: уборка мусора на площадке.

Цели: — приучать к чистоте и порядку; вызывать желание трудиться в коллективе.

5 сентября. Понедельник Наблюдение за специальным транспортом.

Цели: — расширять знания о специальном транспорте; — обогащать словарный запас. «Пчелы и медвежата», «Мяч водящему».

Цели: — упражнять в лазанье по гимнастической лестнице чередующимся шагом; — упражнять в подбрасывании и ловле мяча.

«Классики», «Бездомный заяц». Развитие движений. Цель: улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичные отталкивания). Прыжки на двух ногах до флажка и обратно. «Наши добрые слова» Цель: способствовать формированию различных форм словесной вежливости. Д/И «Вежливый ручеек».

«Как мы можем помочь дворнику?»

Цель: воспитывать уважение к труду взрослых. Игры с крупным строительным материалом «Строим школу»

Цель: учить осуществлять пространственный анализ постройки. Атрибуты для с/р игры.

6 сентября. Вторник Наблюдение за деревьями.

Цель: отметить, какие из них первыми стали желтеть, объяснить, почему. Д/И «К названному дереву беги».

Цель: закрепить названия деревьев на участке.

Сравнение утренней и вечерней погоды. Наблюдение за солнцем в вечернее время, что изменилось? «Листопад»,

«Успей сесть».

Цели: — упражнять в беге, лазании, прыжках; воспитывать ловкость, быстроту «Птичка и кошка» Цель: учить двигаться врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.

«Стоп»,

«Кого не стало?» Д\и: «Назови одним словом».

Цель: упражнять детей в классификации

Индивидуально упражнять в прыжках в длину с места «Прыгни дальше»

«Скучен день до вечера, коли делать нечего». Сюжетно-ролевые игры по желанию детей. Сбор семян цветов. Цель: формировать умение и желание трудиться сообща.

7 сентября. Среда Наблюдение за рябиной.

Цели: — продолжать наблюдение за рябиной осенью; — учить находить сходство и различия красной и черной рябины.

Наблюдения за погодой, сравнить утреннюю и вечернюю погоду. «Воробушки и кот». Цели: — учить мягко спрыгивать; бегать, не задевая друг друга.

«Ласточка и пчёлки» Беседа на тему: «Какая профессия на земле самая важная?»

Цели: — расширять знания о представителях различных профессий; — формировать словарный запас.

Сюжетно-ролевые игры по желанию детей. Продуктивная деятельность. Учить убирать на место игрушки, строительный материал, оборудование. После сбора урожая приведение в порядок на участке.

Цель: учить оказывать помощь взрослым.

8 сентября. Четверг Наблюдение за пауком.

Цели: — продолжать расширять представления об особенностях внешнего вида пауков, их жизни; — формировать интерес к окружающему миру. «Бабочки и паук». Цель: бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.

«Ловишки», «Подбрось — поймай».

Цель: развивать самостоятельность в организации подвижных игр. Упражнять подгруппу детей в отбивании мяча об стену и ловли его двумя руками Игры с выносным материалом. Совочки, мелкие игрушки, спортивные обручи, формочки, лопатки. Сгребание опавших листьев граблями.

Цель: приучать доводить начатое дело до конца.

Собрать песок в песочницу.

Подметание дорожки, ведущей к участку. Цель: учить правильно пользоваться веничками.

9 сентября. Пятница Наблюдение за листопадом.

Цели: — знакомить с многообразием красок золотой осени, понятием «листопад»; — воспитывать любовь к природе. «Листопад»

Цель: учить координировать свои движения, действовать по сигналу воспитателя.

Игра малой подвижности «Кого не стало» Экологическая игра «Найди лишнее» Ситуативный разговор о правилах безопасного поведения во время прогулки.

«Как ведут себя насекомые в разное время дня»

Цель: Закрепить части суток и последовательность дней недели. Самостоятельна я деятельность на прогулке. Игры с выносным материалом. Рули, совочки, формочки, игрушки, мел, машинки.

Самостоятельная игровая деятельность на участке, напомнить о дружелюбном отношении друг к другу. Цель: учить согласовывать свои действия с действиями товарищей.

12 сентября. Понедельник Наблюдение за подъёмным краном.

Цель: учить выделять особенности строительного транспорта, различать автомобили по их назначению; формировать интерес к профессии водителя.

Наблюдения за погодой.

Цель: учить детей описывать явления природы. Д/и «Так бывает или нет» «Цветные автомобили».

Цель: продолжать развивать двигательную активность с помощью игр с предметами (рулями). Ходьба по бревну. Цель: добиваться улучшения техники ходьбы, держа равновесие. Ситуативный разговор о времени года «Осень», назвать и показать характерные признаки осени.

Напомнить детям о том, что нужно помогать друг другу, вспомнить формы вежливого обращения с просьбами и умение благодарить. Сюжетно-ролевые игры по желанию детей.

Продуктивная деятельность «Испечём кулич».

13 сентября. Вторник Наблюдение за кошкой.

Цели: — продолжать закреплять знания о том, что кошка — домашнее животное, млекопитающее, имеет определенные признаки; — воспитывать гуманные чувства к животным, которых приручил человек. «Птичка и кошка». Цели: — учить по сигналу прыгать на двух ногах; развивать ловкость, внимательность, координацию движений.

«Карусель»,

«Каких листьев больше?»

Цель: развивать быстроту бега, мышление, ловкость. Произношение звуков «р»-«л».

Развивать умение ориентироваться в пространстве участка. «Умей сказать нет незнакомому человеку» Игры детей с выносным материалом. Сюжетно-ролевые игры по выбору детей.

14 сентября. Среда Наблюдение за погодой

Цель: продолжать закреплять знания о сезонных изменениях в жизни растений.

Наблюдения за погодой, сравнить утреннюю и вечернюю погоду. «Старичок лесовичок».

Цели: — учить быстро выполнять действия по сигналу; —улучшать координацию.

«Поймай комара». Развитие движений. Цель: закреплять умения прыгать на одной ноге (правой и левой). Ситуативный разговор «Как изменилась природа». Игры детей с выносным материалом. Сюжетно-ролевые игры по выбору детей. Коллективный труд по сбору природного материала.

Цель: учить работать сообща

15 сентября. Четверг Наблюдение за сезонными изменениями.

Цель: формировать представления об изменениях в природе, учить различать и называть характерные приметы осени. «Пугало»,

«Добеги и прыгни».

Цель: развивать двигательную активность, умение прыгать в длину.

«Кто дальше бросит?».

Цель: развивать координацию движений, умение придавать силу броску. Прыжки со скамейки и приземление на полусогнутые ноги. «Правила поведения если ты заблудился в лесу»

«Почему нельзя собирать ядовитые грибы (ягоды?» Игры с выносным материалом. Совочки, мелкие игрушки, спортивные обручи, формочки, лопатки, ящики для цветов. Сбор листьев для продуктивной деятельности. Цель: закреплять умение аккуратно листья и правильно их хранить.

16 сентября. Пятница Наблюдение за облаками.

Цели: —продолжать знакомить с различными природными явлениями; — показать разнообразие видов облаков. «Солнышко и тучка».

Цели: — учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; — приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

«Ловишки».

Пальчиковая игра «Деревья». «С кочки на кочку». Цели: продолжать учить подпрыгивать на двух ногах; — спрыгивать с высоких предметов, мягко приземляться, сгибая ноги в коленях; — совершенствовать навыки перепрыгивания.

Правила безопасности в природе «Как узнать ядовитые растения, ягоды, грибы».

Д/и Игра «Какой листик с какого дерева?»

Цель: закрепить знание плодов деревьев и кустарников

«Что такое листопад?» Корзинки для сбора природного материала. Самостоятельна я деятельность на прогулке. Игры с выносным материалом. Рули, совочки, формочки, игрушки, мел, машинки. Сбор природного материала для выполнения поделок. Цель: учить детей придумывать использование природного материала в ручном труде.

19 сентября. Понедельник Солнце — источник тепла и света.

Цели: — формировать представление о том, что Солнце является источником света и тепла; — развивать умения мыслить, рассуждать, доказывать; — воспитывать бережное отношение к природе. Экологическая игра «Найди дерево по описанию».

Д/и «С какой ветки детки?»

Цель: закрепить знание плодов деревьев и кустарников

Д/И «Узнай по тени» Цель: закрепить знания о деревьях «Попади в обруч». Цель: упражнять в метании в цель. «Почем у нельзя употреблять в пищу сырые грибы?».

«Работа дворника». Цель: воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада. Самостоятельна я деятельность на прогулке. Сюжетно-ролевые игры по желанию детей. Продуктивная деятельность «Соберём шишки».

20 сентября. Вторник Наблюдение за хвойными деревьями.

Цели: —продолжать формировать представление о внешнем виде деревьев; —воспитывать бережное отношение к природе. «Пожарные на ученье».

Цели: — закреплять умение лазать по стенке; — развивать внимание.

«Солнышко и дождь».

Цели: — учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; — приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу. Продолжительны й бег в медленном темпе.

Цель: развивать ловкость, выносливость, вырабатывать правильное дыхание «Почему нельзя ломать ветки деревьев и кустарников?»

Д/и: «Отвечай быстро» Сюжетно-ролевые игры по желанию детей.

Игры детей с выносным материалом

21 сентября. Среда Наблюдение за дождем.

Цель: продолжать знакомить с природным явлением — дождем.

Наблюдения за погодой, сравнить утреннюю и вечернюю погоду. «Солнышко и дождь».

Цели: — учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; — приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

«Быстро возьми, быстро положи», «Птицы и дождь». П/И «Веселая скакалочка» Цель: упражнять детей в прыжках через короткую скакалку. «Знаете ли деревья, растущие в нашем крае?» Цель: закрепить знания о деревьях, воспитывать бережное отношение к деревьям. Самостоятельна я двигательная активность детей на участке. Окопать кустарники на участке.

Цель: учить детей обращаться с граблями, воспитывать трудолюбие.

22 сентября. Четверг Наблюдение за состоянием погоды. Цель: учить называть явления природы.

Чтение стихотворения об осени: «Осень наступила».

Игра «С какого дерева лист». «Защитники крепости»

Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, развивать координацию движений. Закреплять умение правильно ходить парами, перестраиваться в колонну выполняя команды воспитателя «Почему наш город так называется» Самостоятельна я деятельность на прогулке. Игры с выносным материалом. Совочки, мелкие игрушки, спортивные обручи, формочки, лопатки, ящики для цветов.

23 сентября. Пятница Наблюдение за осенними работами в цветнике.

Цель: продолжать закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

Наблюдение за погодой. «Найди свой домик». Цель: развивать ловкость, умение быстро действовать по сигналу, точно соблюдать правила игры.

«Дорожка препятствий» «Перебежки — догонялки».

Цель: учить согласовывать свои действия с действиями товарищей. П/И «Классы» Цель: упражнять детей в прыжках на двух и одной ноге с продвижением вперед. «Умеете ли вы дружить?» Самостоятельна я деятельность на прогулке. Засыпка грядок опилом. Цели: —учить работать парами; —воспитывать дружеские отношения.

26 сентября. Понедельник Наблюдение за ветром.

Цели: —продолжать наблюдение за ветром; —учить определять направление ветра.

Наблюдения за погодой. Наблюдения за ветром.

Цель: продолжать учить определять силу ветра; расширять знания детей о неживой природе. «Догони меня».

Цель: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве, развивать ловкость.

«Ловишки с лентой» П/И «Веселый мяч» Цель: упражнять детей в передаче мяча друг другу, в отбивании мяча об стену д/с и ловле его. Самостоятельна я деятельность на прогулке. Сюжетно-ролевые игры по желанию детей. Выносной материал Рули, маски-эмблемы, совочки, формочки, игрушки, мел, машинки. Расчистка дорожек от листьев.

Цель: прививать любовь к труду в коллективе.

Сбор крупного мусора. Цель: воспитывать умение трудиться сообща.

27 сентября. Вторник Наблюдение за деревьями.

Цели: продолжать учить определять признаки осени; — развивать наблюдательность; — воспитывать умение радоваться красивому, бережно относиться к природе. «Огородник и зайцы».

«Салют».

Цели: — учить выполнять движения в соответствии с текстом; умение быстро двигаться П\и: «Меткие стрелки»

Цель: упражнять детей в метании малых мячей в вертикальную цел «Как вести себя в людных местах города» Игры детей с выносным материалом. Сюжетно-ролевые игры по выбору детей. Сбор разноцветных листьев. Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений.

28 сентября. Среда Наблюдение за смородиной Цель: продолжать знакомить с ягодным кустарником черной смородины.

Наблюдения за погодой, сравнить утреннюю и вечернюю погоду «Мяч водящему». Цель: упражнять в подбрасывании и ловле мяча обеими руками.

«Волк и козлята». Цели: учить игровой деятельности со строгим соблюдением правил; —развивать ловкость, уверенность в себе; —воспитывать смелость. Развитие движений. Цель: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки. «Без друзей нам не прожить ни за что на свете»

Цель: учить детей дружить Самостоятельна я деятельность на прогулке. Продуктивная деятельность «Я рисую палочкой», выносной материал –мячи, песочные наборы. Сбор шишек, желудей и листьев. Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений.

Найти отличия смородины от шиповника (сравнение листьев, стебля, плодов).

29 сентября. Четверг Продолжение наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Цели: — продолжать учить различать и характеризовать приметы осени, узнавать их в стихотворениях; — воспитывать любовь к природе.

Наблюдение за погодой. «Третий лишний». Цели: — учить соблюдать правила игры; — развивать ловкость и быстроту бега.

«Совушка».

«Кто дольше простоит на одной ноге?»,

«Охотник и зайцы» Цель: учить быстро действовать при потере равновесия. Упражнять мальчиков в выполнении элементов игры «Футбол». Цель: развивать реакцию движений. «Кому что нужно для труда». Самостоятельна я деятельность на прогулке. Игры с выносным материалом. Лейки, кубики и формочки на каждого ребенка для игры с песком, кукла, машинки, рули.

30 сентября. Пятница Наблюдение за кипреем на экологической тропе Цели: — продолжать знакомить с лекарственными растениями; — закреплять знания о кипрее, его особенностях.

Наблюдение за погодой «Назови меня».

Цель: развивать способность создавать образ животного, используя мимику и жесты.

«Я знаю пять названий».

«Мышеловка», «Подбрось и поймай».

Цель: учить бегать на скорость; ловить мяч. «Перелезь через бревно».

Цели: —упражнять в перелезании через препятствие —учить ориентировке в пространстве. Беседа «Что нам осень принесла?» Самостоятельна я деятельность на прогулке. Опытно-экспериментальная деятельность «Почему опадают листья»

Игры с выносным материалом. Рули, совочки, формочки, игрушки, мел, машинки. Сбор семян клена (крылаток) для ручного труда. Цель: расширить представление о способах размножения растений.

Картотека наблюдений на прогулке на сентябрь в подготовительной группе детей с ЗПР

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков

Картотека наблюдений на прогулке на сентябрь в подготовительной группе детей с ЗПР

Разработчик: воспитатель: Кириллова Т.Н.

2019 г.

Осень.

Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.

Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.

Знакомить детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые птицы

(гуси, утки, журавли) улетают в тёплые края).

№ 1. Наблюдение: сентябрь – вересень, желтень, хмурень.

Познакомить с поэтическими народными названиями сентября. Воспитывать экологическое сознание, любовь к природе.

В старину сентябрь называли вересень, желтень, хмурень.

Вересень – потому, что в эту пору цветёт невысокий вечнозелёный кустарник вереск.

Желтень – так как основной цвет сентября жёлтый. Как только листьям станет не хватать солнышка, они начинают вянуть и быстро теряют свой зелёный цвет. Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом и на нижних ветках. Первыми становятся золотыми листья берёз и лип.

А ещё сентябрь величают хмурень за то, что утро хмурое и рано начинает темнеть.

Сентябрь переменчив и капризен: то порадует ясными, погожими днями, то засвистит ветром, то прольётся дождём.

№ 2. Наблюдение: сентябрь-рябинник.

Познакомить с одним из поэтичных названий сентября, с целебными свойствами ягод рябин, использованием её древесины, воспитывать бережное отношение ко всему живому.

— Как называются плоды рябины? (Ответы детей: ягоды)

Ягоды рябины на вкус горькие и терпкие, но именно в сентябре рябина становится вкусной и сладкой. Я сорву гроздь ягод и дам вам попробовать.

— Какими на вкус показались вам ягоды рябины? (Ответы детей: не понравились, горькие на вкус).

Запомните, что по урожаю рябины можно предсказывать погоду. Если рябины много, то осень будет дождливая, а зима – холодная. Если рябины мало, то осенью будет мало дождей.

— Давайте и мы попробуем определить, какими будут осень и зима. (Ответы детей: ягод много, осень будет дождливой, а зима холодной).

Пройдёт время, и мы убедимся, правильный ли прогноз мы составили на осень и зиму.

На Руси рябину особо почитали. Этому замечательному дереву наши предки посвятили особенный день, который в народе называют днём «Петра-Павла-Рябинника», и приходится он на 23 сентября, когда созревают яркие ягоды рябины. В этот день ветки с плодами связывали в пучки и развешивали под крышами домов.

Ягоды рябины помогают людям от многих болезней. Ими лечат печень, почки, мочевой пузырь, давление.

Из рябины получаются вкусный квас, варенье, повидло.

Древесина рябины ценится в столярном деле, хорошо блестит и полируется, из неё изготавливают мебель, поделки, паркет.

Можно сказать, что дерево рябины с красными гроздьями зимой становится природной столовой для зимующих птиц.

№ 3. Наблюдение: бабье лето.

Формировать правильное представление об окружающем мире, желание изучать природу и основные законы её развития; помочь выявить закономерную связь явлений в природе; использовать природное окружение как средство экологического окружения.

В середине сентября к нам ненадолго возвратилось почти летнее тепло. Пригревает ласковое солнце, небо опять стало светло-голубым, а воздух прозрачным. Но утром, когда вы шли в детский сад, было довольно свежо. Посмотрите, какими нарядными и праздничными стоят деревья! Вот такие тихие, тёплые, солнечные дни, как сегодня, называют бабьим летом. С давних времён бабье лето считается лучшей порой осени, ведь все ждут и любят его тепло, хотя оно и прощальное.

Бабье лето, бабье лето

Словно соткано из цвета

Ярко-красного ранета

Жёлто-голубой поры.

Бабье лето, бабье лето

Дождь холодный скрылся где-то,

Все опять дают советы,

Как укрыться от жары. (Ю. Карпов)

Бабье лето – период до трех недель с теплой погодой, который наступает осенью. В это время года погода стоит сухая с высокой температурой воздуха. Бабье лето приходит в основном после холодного периода и продолжается 1-2 недели. В древней Руси в календарях того времени бабье лето разделялось на 2 части. Молодое бабье лето приходилось на пору с 28 августа по 11 сентября. А также старое бабье лето, которое начинается 14 и заканчивается 24 сентября. Люди подмечали, что если сохраняется теплая погода на молодое, тогда на старое бабье лето – испортится и наоборот. Позднее название бабье лето осталось и привязалось к осеннему теплому времени, к такому, как сейчас.

№ 4. Наблюдение: изменения в растительном мире.

Наблюдение за изменениями в неживой природе осенью и связанными с ними изменениями в состоянии деревьев, кустарников и травянистых растений; наблюдать за осенними событиями в окружающей среде, обратить внимание на красоту осенней природы, необходимость бережного отношения к ней.

В сентябре стало заметно прохладнее.

Ветер с дождём прибивает пожелтевшую траву.

Дети обращают внимание на берёзы и липы: именно у этих деревьев уже появились жёлтые листья.

На деревьях и кустарниках появились плоды: красная рябина, калина, бузина.

№ 5. Наблюдение за солнцем.

Обратить внимание на солнце, которое ещё ярко светит. Видны кучевые облака. Пронаблюдав за солнцем, сделать вывод о существенном изменении пути солнца: солнце уже не поднимается так высоко, как поднималось летом и уже не греет так, как грело летом. Дни заметно уменьшаются, вечером рано темнеет.

№ 6. Наблюдение за семенами и плодами.

Предложить рассмотреть плоды и семена клёна, дуба, берёзы, вяза, лиственницы.

Рассмотреть плод клёна, состоящий из двух частей. Каждая имеет крупное крыло, поэтому плод называют двукрылаткой. Пронаблюдать, как двукрылатка падает с дерева. Когда созревает, она быстро вращается, поэтому долго держится в воздухе. А ветер, подхватывая её, далеко относит от дерева. Взять плод, вынуть семя, вскрыть и показать детям, что внутри его находится зародыш дерева (там видны миниатюрные зелёные листики).

Большие, тяжёлые плоды дуба – жёлуди падают рядом с деревом и ждут, когда «носильщики» их перенесут. Белки, птицы, мыши не заставляют себя долго ждать. Набегут, подхватят жёлуди и разнесут их норам и дуплам.

Мелкие орешки берёзы имеют два прозрачных крылышка по бокам.

Орешек вяза лежит в середине небольшого круглого опущенного крыла.

А светло-коричневое семечко лиственницы расположилось с краю похожего на парус крылышка.

Сравнить семена деревьев и кустарников.

№ 7. Наблюдение за паучками.

Познакомить детей с жизнью паучков осенью. Дать знания, что паучки полезны.

В тёплый погожий день ранней осени трава как будто серебрится сетью паутины, а если взглянуть наверх, на фоне ярко-голубого неба видны тончайшие нити.

Предложить присмотреться, откуда берётся паутина? Это расселяются молодые паучки. Они забираются на возвышенные места и, подняв конец брюшка, выпускают паутинную нить. Поток тёплого воздуха подхватывает довольно длинную нить, и уносит паучка. Приземлившись, он спрячется под листья или засохшую траву, и спит там до весны.

Предложить рассмотреть паучка через лупу: как он выпускает нить, подбегает к месту её прикрепления, откусывает и, подбирая свои ножки, пускается в путь-дорогу.

Напомнить детям, что паучки полезные, не надо им мешать: пусть летят на новое место.

№ 8. Наблюдение за воробьями

Рассказать, что воробьи питаются разнообразной пищей. Своих птенцов кормят насекомыми. Осенью они переходят на другой корм – зерно, крошки.

Обратить внимание на расцветку перьев у воробьёв (она разная). Воробьи с полоской на крыле живут в лесах и полях, но на зиму тоже прилетают кормиться к людям.

Познакомить детей с народной приметой:

Воробей в песке купался,
Чистил перышки с утра,

А народ все удивлялся:

«Быть дождю? Так ведь жара!»
Ведь примета есть такая:

«Воробей в пыли купается»,
Каждый житель точно знает:

Дождь сегодня намечается!

Предложить проверить эту примету.

№ 9. Наблюдения за деревьями.

Продолжать знакомить детей с изменениями в растительном мире ранней осенью.

Становится мало солнечного света и тепла для растений, и зелёная окраска листьев сменяется жёлтой, оранжевой, красной.

Обратить внимание на деревья на участке. Что изменилось?

Скажите, на каких деревьях листья только красные? (Рябина, осина, клён).

У каких деревьев листья желтеют? (Берёза, вяз, липа, дуб).

Какие деревья стоят зелёными? (Ель, сосна).

Обратить внимание детей на красоту отдельных деревьев.

№ 10. Наблюдение за птицами.

Обратить внимание детей, что в начале осени птицы собираются в стаи и улетают на юг.

В начале осени, когда становится мало насекомых, улетают ласточки и стрижи. Другие птицы меняют корм, охотно поедая ягоды, плоды и зерно.

Каждый вид птиц кормится на своих излюбленных местах: чечётки кочуют по берёзам; щеглы любят клевать репейник по пустырям и огородам. Синичьи стаи можно встретить повсюду.

Вспомнить, чем питались птицы летом, чем кормили птенцов.

№ 11. Наблюдение за отлётом журавлей.

Дать детям знания, что во время полёта перелётные птицы придерживаются определённого порядка.

Самый красивый и строгий порядок у журавлей. Они летят клином (углом), двумя расходящимися назад рядами с длинными вытянутыми шеями. Впереди – вожак. Иногда людям удаётся увидеть, как вожак меняется местами со своим соседом. Один из них подлетает под другого и занимает его место.

Предложить разучить стихотворение М.А. Познанской «Журавли».

Журавли летят, курлычут,

Шлют последнее «прощай»,

За собою лето кличут,

Забирают в тёплый край.

Жалко мне цветных полянок

И журавликов моих!

Только я тужить не стану,

А весною встречу их.

№ 12. Наблюдение за туманом.

Познакомить с причинами появления тумана; показать различные способы образования тумана.

В сентябре часто стелются туманы. Это охлаждённые капельки воды, повисшие в воздухе.

— Как вы думаете, что такое туман? (Это облако у поверхности земли)

— Когда образуется туман? ( По ночам и рано утром)

— Где можно наблюдать туман? ( Над водоёмом: рекой, озером, морем, в низинах).

— В какое время года чаще всего образуется туман? ( Осенью и зимой, так как воздух в это время года охлаждается быстрее, чем земля и вода).

— Какой вред туман приносит людям? (Ухудшается видимость, увеличивается количество аварий на дорогах).

— Можно ли получить туман самим? (Да. С помощью опыта).

№ 13. Наблюдение: воздух.

Организовать экспериментальное подтверждение интуитивных представлений детей о том, что можно ли воздух увидеть, услышать и потрогать.

Предложить детям опустить камешек в воду и посмотреть, как вокруг появятся пузырьки. Это мелкие пузырьки воздуха.

Предложить детям подставить руку под струю выходящего воздуха из надувного шара. Его можно почувствовать.

Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер. Солнце нагревает воздух.

№ 14. Наблюдение за небом и облаками.

Учить детей наблюдать за облаками, вспомнить, от чего зависит движение облаков. Предложить рассмотреть облака и представить, на что они похожи. Напомнить, что в пасмурные дни облака называют тучами, из них обычно идёт дождь.

Облака состоят из маленьких капелек воды или кристалликов льда.

Облака бывают разные. В солнечный день ранней осенью, как сегодня, высоко в небе видны перистые облака. Они похожи на кружево и кажутся лёгкими, как пёрышки.

Ниже проплывают кучевые облака, которые напоминают снежные горы или башни.

А в пасмурный день покрывают всё небо серые слоистые облака. Они висят низко над землёй. Иногда облака темнеют и становятся грозовой тучей.

Плыл по небу пароход,
Превращаясь в самолет,
А потом в медведя,
На маленьком мопеде.
Через несколько минут —
Это был уже салют.
Таял в небе он пока,
Я смотрела на облака. ( Буданова Л.)

№ 15. Наблюдения за домашними животными.

Продолжать знакомить детей, как животные готовятся к зиме.

На прогулке могут встретиться домашние животные (кошки, собаки). Обратить внимание на то, что шерсть у них стала гуще (произошла линька). Вспомнить, что у диких животных тоже произошла линька, но поменялась не только густота, а ещё и цвет (заяц, белка).

№ 16. Наблюдение за листопадом.

Дать знания, что листопад – это приспособление растений к суровым условиям зимы. Помочь детям сделать вывод, почему облетают листья.

Предложить понаблюдать, как опадают листья, прислушаться, как они шелестят. Вдохнуть запах вянущей листвы. Вспомнить, какие были листья на берёзе и других деревьях летом.

Жёлтые листья на деревьях – сигнал засухи. Неужели может быть засуха в сентябре? Неужели дереву воды не хватает?

Воды – то много, да взять её дерево не может. Осенью земля стала холодной, а холодную воду корни всасывать не могут. Поэтому и начинается листопад.

Подвести детей к ели или сосне и рассказать, почему эти деревья всегда зелёные. Хвоя – это те же листья, но видоизменённые.

Рассмотреть деревья, которые остаются долго зелёными (дуб, сирень).

Предложить собрать различные листья для украшения группы

№ 17. Наблюдение за дождём.

Продолжать знакомить детей с причинами образования дождей.

Я хочу вам напомнить, почему идёт дождь.

Это очень сложный и длинный процесс. Сначала солнце согревает землю, и вода с поверхности рек, озёр и океанов испаряется и превращается в водяной пар (как в кипящем чайнике). Этот пар поднимается вверх и остывает, так как температура там ниже, чем на Земле.

Туча полностью состоит из маленьких капелек воды. Капельки внутри тучи собирают всё больше и больше влаги. Наконец, капли становятся такими большими и тяжёлыми, что не могут удержаться в воздухе и падают на землю в виде дождя.

— Подумайте, как мы догадываемся, что скоро пойдёт дождь? (Ответы детей: скрылось солнце, появились серые дождевые облака, поднялся ветер.)

Обратить внимание детей, что теперь после дождя холодно и неприятно. По лужам босиком не побежишь, как летом.

№ 18. Наблюдение за ветром.

Закрепить знания детей, что движение воздуха – это ветер.

В пасмурную погоду дуют ветры, становится холодно. Отметить, какой сегодня ветер: сильный или слабый. Обратить внимание, как качаются ветки деревьев на ветру. Определить направление ветра с помощью ленточки или ветряных игрушек.

№ 19. Наблюдение: насекомые осенью.

Расширять и систематизировать знания детей о жизни насекомых осенью.

Закреплять представления о том, что сезонные изменения в природе осенью влияют на жизнь насекомых.

Идёт осень. Вы уже знаете, как деревья и травянистые растения готовятся осенью к наступлению зимы: сбрасывают листья и заканчивают жизненный цикл. У вас есть знания о жизни диких животных осенью, которые меняют шубки и запасают еду, чтобы пережить суровую зиму. Настало время поговорить о насекомых, о том, что сезонные изменения в природе осенью влияют на жизнь насекомых.

Конечно, каждый из вас уже знает, что многие бабочки, жуки, мухи, кузнечики и другие насекомые откладывают яички. Их можно увидеть в щелях коры деревьев, на внутренней стороне листьев, под старыми досками. Взрослое насекомое, отложив яйца, само погибает.

Некоторые бабочки, жуки забиваются в норки, щели, под кору деревьев и там зимуют. Другие насекомые превращаются к зиме в куколки, чтобы пережить зиму.

№ 20. Наблюдение за вороной.

Продолжать закреплять знания о зимующих у нас птицах.

Рассмотреть ворону, обратить внимание, что крупная птица с чёрными перьями, с длинным крупным клювом. Сравнить ворону с воробьём, чем похожи и чем отличаются.

№ 21.Наблюдение: лужа.

С помощью экспериментальной деятельности познакомить с процессом очистки воды.

Следы осеннего дождя заметны всюду: доверху налитые дождевой водой выбоины и канавы далеко виднеются в траве и на дороге.

— Почему на улице лужи? (Ответы детей: недавно прошёл дождь).

— Какой водой наполнены лужи? (Ответы детей: дождевой).

— Можно ли лужу назвать водоёмом? (Ответы детей: нет, нельзя).

— Почему лужа не является водоёмом? (Ответы детей: водоём — это хранилище воды, а лужа высохнет, от неё не останется никакого следа).

— Давайте выберем лужу, за которой будем вести наблюдение. (Дети выбирают лужу).

— Давайте мелом очертим её по контуру для дальнейшего наблюдения, чтобы узнать, как и когда она высохнет.

— Какая вода в луже – прозрачная, мутная? (Ответы детей: прозрачная).

— Как можно определить прозрачность воды? (Ответы детей: надо бросить в лужу любой предмет, в прозрачной воде предмет будет хорошо виден).

— Возьми каждый в руку маленький камешек и бросьте в лужу.

— Виден ли вам ваш камешек? (Ответы детей: виден).

— Чистая ли вода в луже? (Ответы детей: вода грязная).

— Можно ли её использовать для питья? (Ответы детей: нельзя)

Я познакомлю вас со способом очистки воды из лужи с помощью простейшего очистительного устройства – фильтра из бумажной воронки и тряпочки. Запомните, что тряпочку можно заменить бумажной салфеткой.

При помощи маленькой ёмкости дети переливают воду из лужи в другую прозрачную ёмкость через фильтр.

— Теперь можно сравнить воду из лужи и отфильтрованную воду из этой же лужи. Сравните.

— Как вы считаете, есть ли различие? (Ответы детей: различие в воде есть, потому что фильтрованная вода чище, чем вода из лужи, которую не фильтровали).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *