Рукотворный и природный мир

Дидактическая игра «Рукотворный и нерукотворный мир»

Дидактическая игра «Предметы рукотворного и нерукотворного мира»

Цель: формирование у детей представлений о рукотворном и нерукотворном мире.

Задачи:

  1. Обучающие: формировать у детей представления об окружающих предметах как рукотворных и нерукотворных. Дать представления детям о словах синонимах.

  2. Развивающие: развивать мыслительные операции (сравнение, анализ, обобщение), речь, зрительное и слуховое восприятие.

  3. Воспитательные: воспитывать уважение к труду человека, создающего предметы рукотворного мира и бережливое отношение к миру природы.

Оборудование: набор предметных картинок с изображением предметов рукотворного и нерукотворного мира. Картинки приведены ниже. Можно использовать их как магниты.

Описание игры: в игре представлены 12 пар предметных картинок рукотворного и нерукотворного мира. Каждая пара картинок объединяется одним обобщающим словом или словами синонимами. Перед игрой выбирается игровое поле (место для игры) и выставляются условные картинки рукотворного и нерукотворного мира – ладонь и дерево соответственно.

Картинки перевернуть лицом вниз. Каждый участник игры берет по одной или несколько картинок. Ведущий берет одну картинку себе и показывает ее всем участникам игры. Ведущий называет картинку и определяет к какому миру она относится к рукотворному или нерукотворному, выставляя ее рядом с условной картинкой. Далее ведущий просит отозваться того игрока, кому попалась пара, соответствующая его картинке. Данный игрок показывает свою картинку, называет предмет, изображенный на ней и объясняет почему он является парой предыдущей картинке.

Следующая пара может быть выбрана путем считалочки, очередности, загадки. Таким образом играют пока не будут распределены все пары картинок.

В итоге перед ребятами выстраиваются картина с предметами рукотворного и нерукотворного мира.

Пары картинок

Обобщающее

слово

Предмет рукотворного мира

Предмет нерукотворного мира

Мишка

медведь животное

медведь игрушка

Звезда

звезда морская

звезда на небе

Мышка

мышь животное

мышка компьютерная

Петух

петух животное

петушок-леденец

Земля

земля планета

глобус

Гриб

гриб растение

гриб в песочнице

Лук

лук растение

лук и стрелы

Летающий объект

ласточка

самолет

Подводный объект

кит

подводная лодка

Молния

молния во время грозы

молния на одежде

Девочка

девочка

Кукла

Свет

солнце

свеча

Картинки –символы рукотворного и нерукотворного мира.

Найди предметы рукотворного мира

Цель: развитие интереса к объектам природы, побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира.

Образовательные задачи:

– обобщить и систематизировать знания детей о предметах рукотворного и животного мира

– активизировать словарный запас по данной теме.

Развивающие задачи:

– развивать навыки связной речи, память, мышление, общую моторику

– развивать умение понимать обобщающие слова (животный и рукотворный мир)

– формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос.

Воспитательные задачи:

– формировать умение сосредотачивать внимание на предметах

– формировать умение группировать и классифицировать

– воспитывать интерес к предметам животного и рукотворного мира.

Методы и приемы:

– словесные

– наглядные

– практические

– игровые

Материалы и оборудования:

– иллюстрации по теме рукотворного и животного мира ( карточки с изображением животных : ежик, собака, белка…; карточки с изображением посуды: сковородка, кастрюля, вилка, ложки, бокал.)

– Петрушка

– игрушки ( собака, кот, овечка, лошадь).

Ход образовательной деятельности.

Организационный момент.

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: – Ребята, вы слышите, кто-то стучится в дверь. Пойду посмотрю, кто же к нам в гости пришел.

Входит Петрушка, здоровается с детьми.

Воспитатель: – Здравствуй, Петрушка! Почему ты такой грустный? И что это у тебя в руках?

Петрушка: – Друзья попросили меня сегодня вымыть посуду, а я не умею, боюсь, что не получится…

Воспитатель:- Не переживай. Ребята, поможем Петрушке? Показывай, что там у тебя.

Основная часть.

Петрушка достает две картинки с изображением предметов посуды и устанавливает их на подставке, спрашивает: – » Как называется этот предмет? Для чего он нужен? Кто ее сделал? (Человек сделал своими руками) Это предмет рукотворного мира?» ( Да, рукотворного).

Петрушка достает картинку с изображением котенка, устанавливает ее на подставке.

Петрушка: – ( не глядя на картинку). Как много посуды, и всю вымыть надо…

Воспитатель: – Петрушка, разве это посуда?

Петрушка: – Нет, это не посуда. Кто же это? ( котенок). Человек его сделал или он сам появился в природе? К какому миру он относится? (ответы детей)

Аналогично рассматриваются остальные картинки и раскладываются на две группы. : природный мир – животные, рукотворный мир – посуда.

Петрушка: – А как же надо мыть посуду? Кто расскажет? ( ответы детей)

Физ.минутка : «Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит,

И ушами шевелит.

Вот так, вот так и ушами шевелит. ( показываем руками)

Зайке холодно сидеть,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так, надо зайке поскакать.( подскоки на месте)

Зайка волка увидал…(останавливаемся)

Зайка прыг, и убежал. ( бегаем на месте)

Петрушка: – Вот спасибо ребята, всему научили и как хорошо разделили : природный мир и рукотворный ( показывает). Только как мне теперь с собой картинки унести и не перепутать?.

Воспитатель: – Ребята, давайте поможем Петрушке. Разложим картинки и игрушки в разные конверты(корзинки). Подходим все к столу, здесь у нас будет рукотворный мир а здесь – природный мир. ( после, дети садятся на свои стульчики)

В конце занятия Петрушка благодарит ребят, прощается с ними и уходит. :

-Молодцы ребята! Спасибо вам большое! А сейчас я пойду к своим друзьям. До свидания ребята!

Дети хором: – До свидания Петрушка!

Заключительная часть.

Воспитатель: – Ребята, а кто к нам сегодня в гости приходил?( Петрушка) Что больше всего понравилось? ( Как мы помогали Петрушке мыть посуду и раскладывать картинки в две группы: животный и рукотворный мир).

«Рукотворный и природный мир» план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме

«Природа и рукотворный мир»

Занятие проводится с целью ознакомить детей с понятием «природа», помочь детям определить, что относиться к природному миру; подвести детей к пониманию того, что одни материалы встречаются в природе, а другие — производятся людьми.

Ключевое слово: «природа», «рукотворный мир».

Материалы для проведения занятия: карточки с изображение природы.

Ход занятия

Вводная часть.

Божья коровка.

– Дети, здравствуйте! Вы когда-нибудь видели божью коровку. Как она выглядит. А какие слова нужно говорить, когда она приземляется к тебе на ладошку. Давайте представим, что у вас на руке сейчас божья коровка. Что вы ей скажите.

1. Терминологическая часть.

Воспитатель рассматривает с детьми понятие «природа».

– Ребята, а где живет божья коровка? (в лесу, в поле, на дереве, в цветке) Как одним словом можно всё это назвать? Природа. Все цветы, все деревья, кустарники, все бабочки, птички, звери, рыбы и насекомые — это всё природа.

— Но к природе относятся и земля, и вода в морях и океанах, и воздух, и солнечное тепло — и всем этим мы с вами пользуемся.

— А подумайте, пользуемся ли мы с вами тем, что относиться к природе? (воздух, вода, земля, растения…)

Воспитатель рассматривает с детьми понятие «рукотворный мир».

– Дети, подумайте, всё ли что нас окружает можно назвать природой. Например, стулья и парты. Откуда они появились? Их создал человек. Всё то, что было создано руками человека, относиться к рукотворному миру и это уже не природа.

Почти все вещи, которые нас с вами сейчас окружают, сделаны руками человека. Но давайте подумаем, из чего они сделаны.

Воспитатель знакомит детей с технологией производства бумаги.

– Вот, например, тетради, которые лежат перед вами. Можно сказать, что это природа? Правильно, нет. Разве вы видели, чтобы на деревьях росли тетради. А из чего делают бумагу? — из дерева. (краткий рассказ технологии). Вот и получается, что тетрадь сделана руками человека, но материал для её производства берется у природы — и это деревья.

Физкультурная минутка.

Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок.
(Энергичные движения плечами).

Стоп! Сели.
Травушку покушали.
Тишину послушали.
(Приседания)

Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко!
(Прыжки на месте)

Беседа об необходимости бережного отношения к природе.

– Дети, все говорят, что нужно к природе относиться бережно. А вы как думаете? Что нужно для этого делать?

— Скажите, а нас можно назвать частью природы. Да, ведь нас не сделал человек. Поэтому плохо относясь к природе, мы плохо относимся к самим себе.

2. Игровая апробация материала.

Дидактические игры.

Игра – обобщение «Природа».

Правила игры. Воспитатель предлагает детям устно найти лишнее слово и определить, что объединяет остальные слова.

Озеро Цветок

Океан Ручей

Заяц ВОДА Дерево РАСТЕНИЯ

Река Куст

Поле Жук

Луг Шкаф

Лес ЗЕМЛЯ Воздух ПРИРОДА

Стул Вода

3. Вариативная часть.

Воспитатель проводит игру «НЕ ОШИБИСЬ!»

(Эту часть занятия воспитатель проводит по собственному усмотрению.)

Развитие речи.

Работа над загадками.

Воспитатель предлагает детям разгадать загадки и определить, являются ли отгадки природой или нет.

Нехожена дорожка
Посыпана горошком.
(Небо, звезды)

Рассыпался горох
На тысячу дорог.
(Звезды)

В нее льется, из нее льется,
Сама по земле плетется.
(Река)

Отец горяч и красен,
Бывает он опасен,
А сын взовьется птицей –
К отцу не возвратится.
(Дым)

Без рук, без ног, зато с рогами,
А ходит он под небесами.
(Месяц)

Он в мундире ярком,
Шпоры для красы.
Днём он – забияка,
Поутру – часы.
(Петух)

Лежит — молчит,
Подойдешь — заворчит.
Кто к хозяину идет,
Она знать дает.
(Собака)

Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её…
(Кастрюля)

Будет вкусная еда
С золотою коркою,
Если пользуешься ты…
С тефлоном
(Сковородкою)

Под елкою,
Под осинкою
Стоит мальчик-с-пальчик,
На нем кафтанчик,
Шапка красненька.
(Гриб)

Изобразительная деятельность.

Изображение предметов.

Детям предлагаться выполнить задание в тетради на 3 и 5 странице.

Заключительная часть.

– Дети, сегодня мы узнали, что мы с вами как и растения, и животные, тоже относимся к природе. Поэтому мы, должны с вами должны заботится о природе и бережно к ней относиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *