Сказка про пальчики

Пальчиковая гимнастика «Сказки»

Ольга Ткаченко
Пальчиковая гимнастика «Сказки»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №2 «Жемчужинка»

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

НА

ОСНОВЕ СКАЗОК

Воспитатель:

Ткаченко Ольга Валерьевна

г. Дмитров

«Любимые сказки»

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ОСНОВЕ СКАЗОК

Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус,

развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение.

В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр,

также пальчиковый театр в виде маленьких вязаных колпачков,

что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки,

также можно нарисовать героев сказок на подушечках

пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми

(Дети поочередно загибают пальчики.

На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть Рукавичка,

Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя,

Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

***

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

Три медведя, Теремок,

Колобок- румяный бок!

Репку мы не забываем,

Знаем Волка и козлят

— Этим сказкам каждый рад!

«Рукавичка»

Из-за леса, из-за гор

Дети шлепают ладошками по коленям.

Топал дедушка Егор.

Очень он домой спешил,

Показывают обратную

сторону ладони.

Рукавичку обронил.

Вытянуты большим пальцем вверх

– показать жест «Рукавичка».

Мышка по полю бежала.

Бегают пальчиками

одной руки по другой.

Рукавичку увидала.

Жест «Рукавичка».

Кто, кто здесь живет?

Стучат правым кулачком

по левой ладощке.

Мышку здесь никто не ждет?

Грозят пальцем.

Стала жить – поживать,

Звонки песни распевать.

Хлопки.

Зайка по полю бежал,

жест «Зайка»

Рукавичку увидала.

Жест «Рукавичка».

Кто, кто здесь живет?

Стучат правым

кулачком по левой ладощке.

Звонко песенку поет?

Хлопки.

Мышка зайку пригласила,

Зовут,

жестикулируя правой рукой.

Сладким чаем напоила.

Вытягивают вперед руки,

ладошки складывают в виде чашечки.

Зайка прыг, зайка скок,

Зайка пирогов напек.

«Пекут» пирожки.

Как по лесу шла лисичка,

Мягкие движения кистями рук.

Увидала рукавичку.

Жест «Рукавичка».

— Кто, кто здесь живет?

Стучат правым кулачком по левой ладощке.

Звонко песенку поет?

Хлопки

И лисичку пригласили.

Мягкие движения кистями рук.

Пирожками угостили.

«Пекут» пирожки.

Стала жить там поживать,

Пол метелкой подметать.

Движение руками вправо-влево.

Мишка по полю гулял.

Стучать но коленкам кулачками.

Рукавичку увидал.

Жест «Рукавичка».

— Кто, кто здесь живет?

Стучат правым кулачком по левой ладощке.

Звонко песенку поет?

Хлопки

Звери испугались.

Сжать пальцы в «замок».

В страхе разбежались.

Развести руки в сторону.

«Пять сыновей»

Как у мамочки моей

Было пять сыновей.

Шевелят пальчиками

Мама их кормила,

Щелчок правой руки по

подушечке каждого пальца левой

Молочком поила.

Надавить указательным

пальцем на подушечки пальцев левой руки,

слегка отклоняя пальцы.

Очень чисто мыла.

Помассировать правой рукой каждый палец левой,

начиная с подушечки, опускаясь вниз

Сказки говорила.

Загнуть каждый палец правой рукой на левой.

И гулять водила.

Разогнуть каждый палец на руке

(Те же самые упражнения выполнить с другой рукой).

КОЛОБОК

(пальчиковая игра по мотивам русской народной сказки)

За горами, за лесами,

(Поднимите руки вверх,

соедините над головой,

а потом, опуская их в стороны.)

За широкими морями

(Выпрямите руки перед собой,

соедините кисти,

затем плавно разведите в стороны)

Жили дед и баба,

(«Дед» — покажите воображаемую бороду,

«баба» — «наденьте»

воображаемый платочек на голову и

«завяжите» его под подбородком.)

Тимофей да Капа.

«Как же, как же,

Как нам быть?

(Положите ладони на щеки и

покачайте головой из стороны в сторону.)

Где муки на хлеб добыть?

Надо нам совсем чуток —

(Покажите пальцами «чуть — чуть».)

Испекли бы колобок!

(Пальчиковое упражнение «Шарик».)

По амбарам пометем,

(Покажите, как метут пол веником.)

По сусекам поскребем,

(Руки выставьте перед собой,

«поскребите» ноготками.)

Небольшой у нас роток —

(Возьмитесь пальцами за губы.)

Соберем на колобок

(Поднимите руку вверх и

махните ею вниз — «Эх!»)

Наскребли и замесили,

(Поднимите одну ладонь над другой и резко

соедините ладони,

затем поменяйте положение рук.)

Сахар в тесто положили,

(Покажите, как сыплют сахар щепоткой.)

И слезинкой посолили

Потом в печку посадили.

Славный вышел колобок,

(Пальчиковое упражнение «Шарик»)

Остывать на полку лег.

(Руки сложите ладонями,

положите их под щечку — «колобок» спит.)

А потом проснулся,

Сладко потянулся,

(Потянитесь.)

Выпрыгнул в окошко

Прямо на дорожку.

(Сделайте небольшой прыжок вперед.)

Перед колобком — лесочек,

На поляночке — пенечек,

Почему — то он дрожит…

(Обхватите себя руками и

покажите, как «дрожит» зайка.)

За ним заинька сидит!

«Ой, приветик, колобок,

Дай — укушу за бок!»

«Ты не съешь, косой, меня-

Укачусь я от тебя!»

Колобочек покатился,

И в лесу он очутился.

Видит, что стоит за елкой

(Пальчиковое упражнение «Елка»)

Зверь с глазами злого волка.

(Пальчиковое упражнение «Бинокль».)

«Здравствуй, здравствуй, колобок,

Дай — ка укушу за бок!

„Ты не съешь, волчок, меня-

Укачусь я от тебя!“

Колобочек покатился,

На полянке очутился.

Но споткнулся он и с ходу-

(Покачайтесь туловищем

из стороны в сторону.)

Бух в медвежью берлогу!

„Эй, ты кто, иди сюда!

Буду есть сейчас тебя!“

„Ты не съешь, медведь, меня

Укачусь я от тебя!“

Колобок дальше спешит,

А кругом трава шуршит.

Вдруг встречает он в лесу

Очень хитрую лису.

(Пальчиковое упражнение „Лиса“.)

„Здравствуй, здравствуй, колобочек,

Откусить позволь кусочек!

Я голодная, устала,

Красоту всю растеряла“.

„Ты съешь, лиса, меня-

Укачусь я от тебя!“

Что я плохо слышу,

Подойди ко мне поближе.

Сядь ко мне на носок,

Повтори еще разок».

Нет, меня ты не обманешь!

Сесть на носик не заставишь!»

Побежал он прочь быстрее,

Своих ножек не жалея.

Через лес скорей к родному,

Дому, дому дорогому

(Пальчиковое упражнение «Дом».)

Видит — милое крылечко,

Из трубы — дымок от печки.

Баба с дедушкой сидят,

Ждут его и в лес глядят.

Колобок сказал: «Простите,

И меня домой пустите.

Буду теперь с вами жить,

В лес не буду я ходить,

Буду вам внучонком сладким,

Будет все у нас в порядке!»

Курочка Ряба

(пальчиковая игра по мотивам русской народной сказки)

Дед и баба жили — были,

(«Дед» — покажите воображаемую бороду,

«баба» — «наденьте»

воображаемый платочек на голову и

«завяжите» его под подбородком.)

Поначалу не тужили,

Но состарились однажды,

Что же было с ними дальше?

«Ох — ох — ох, дожили, дед,

Ничего нет на обед,

(Разведите руками в стороны.)

В подвале нашем пусто,

Закончилась капуста,

Пусто и в кладовке,

Ни свеклы, ни морковки.

(Загните указательным пальцем

одной руки указательный и

средний пальцы другой руки.)

Опустел давно сундук,

Там живет большой паук.

(Пальчиковое упражнение „Паучок“.)

Что же делать?

Как же быть?

Из чего обед варить?»

Дед ответил ей устало:

«Что с тобою, бабка, стало?

Видно, памяти не стало —

Я вчера на рынке был,

И курочку там купил,

(Пальчиковое упражнение „Курочка“.)

За нее пятак отдал,

(Соедините большой и указательный

пальцы одной руки и

округлите их, изображая „пятак“.)

Что на черный день лежал.

Цып—цып-цып, сюда иди,

Ты яичко нам снеси!»

(Положите большой палец одной руки

на большой палец другой руки,

остальные пальцы округлите и

приставьте соединенные кончики пальцев

одной руки под кончики пальцев другой руки,

чтобы у вас получилось «яичко».)

«Хорошо! Давай-ка, дед,

Приготовлю я омлет!»

(«Омлет»:сложите ладони,

немного округлив их.)

Что такое? Почему?

Ничего я не пойму!

(Руки сожмите в кулаки,

постучите одним кулаком по другому.)

Дед, яичко-то не бьется,

Даже в руки не дается!»

«Дай-ка, бабка, посмотрю,

Его враз я разобью!

(Руки сожмите в кулаки,

постучите одним кулаком по другому.)

Что такое? Почему?

Ничего я не пойму!»

«Говорю тебе: не бьется,

Даже в руки не дается!

(Разведите руки в стороны.)

Да, пропал опять обед,

Не поели мы омлет.

(Покачайте головой из стороны в сторону.)

Дед, за курицей сходи,

В дом ее ты приведи.

Цыпленочка из яйца

(Выполните пальчиковое

упражнение „Цыпленок“.)

Выведет нам курица»

Мимо пробегала мышь.

(Покажите пальчиковое

упражнение «Мышка».)

«Прочь пошла, воровка! Кыш!

Ой-ой-ой, яйцо разбилось!

(Положите ладони на щеки и

покачайте головой из стороны в сторону.)

Дед! Сюда!

Беда случилась!

Мышь по печке пробегала.

Я ее уже прогнала,

Но она своим хвостом

Яйцо задела, а потом…

Покатилось, покатилось…

И упало…

И разбилось…»

В это время курочка

(Пальчиковое упражнение «Курочка».)

Вышла из-за уголочка:

«Почему ты плачешь, дед?

Вкусный вышел ли омлет?»

«Ой, беда у нас случилась,

Горе, горе, приключилось.

Мышь по печке пробегала,

Бабушка ее прогнала,

Но она своим хвостом

Яйцо задела, а потом…

Покатилось, покатилось…

И упало…

И разбилось…»

Отвечала курочка:

«хватит плакать, дедушка!

Хватит слезы вытирать,

Охать и вздыхать.

Я снесла для вас яйцо,

Новое, хорошее!

(Покажите «яичко»,

как описывалось выше.)

Не обычное оно-

Вот какое — золотое!

Вы с ним на базар идите,

Все, что надо, там купите:

(Загибайте пальцы в такт стихотворению.)

Лука, перца и капусты,

На столе не будет пусто!

Мяса, хлеба, молока,

Чтоб бабка блинов спекла,

Да еще яиц мешок,

И все будет хорошо!

Теремок

(пальчиковая игра по мотивам русской народной сказки)

«Как мне мышка не тужить,

(Пальчиковое упражнение „Мышка“.)

Если жить мне негде?

Негде чаю мне попить

(Пальчиковое упражнение „Чашка“.

Поднесите к губам воображаемую

„Чашку“ и „попейте“ из нее.)

И поспать мне негде.

(Сложите руки ладонями вместе

и положите на них щечку.)

В стужу мерзну на снегу,

(Обхватите себя ладонями

и подрожите, словно вы замерзли.)

Летом очень жарко.

(Вытрите со лба воображаемый пот.)

Осень льет на меня дождь,

Вам меня не жалко?

(Разведите руки в стороны,

затем выполните упражнение „Домик“.)

Ой,смотрите, теремок,

Он не низок, не высок,

Не висит на нем замок,

Кто, скажите, здесь живет?

Меня к себе пустите!

Печеньем угостите,

Я по дому все умею-

(Загибайте пальцы,

перечисляя, что Мышка умеет делать.)

Шить, готовить, убирать,

Я сама везде поспею,

Буду пол мыть и стирать.

Что ж, никто не отвечает,

Что же это означает?

Если дом стоит пустой,

Будет этот домик мой!»

Лягушка пробегала,

Теремочек увидала:

(Пальчиковое упражнение «Лягушка».)

«Ой, смотрите, теремок,

Он не низок, не высок,

Из трубы идет дымок,

Кто, скажите, здесь живет?»

(Выполните пальчиковое

упражнение «Мышка».)

Здесь живу я — Мышь-норушка,

Ну а ты кто, отвечай!»

(Пальчиковое упражнение «Лягушка».)

«Я — Лягушка — попрыгушка,

Пригласи меня на чай!

Плавать я умею быстро,

Ква—ква-квакать я могу,

Я воды принесу чистой,

Много места не займу!»

(Пальчиковое упражнение «Мышка».)

«Вместе веселее!

Заходи скорее!»

Мимо Зайка пробегал,

Теремок он увидал.

(Выполните пальчиковое

упражнение «Зайчик».)

«Ой, смотрите, теремок,

Он не низок, не высок,

Из трубы идет дымок,

Кто, скажите, здесь живет?»

(Пальчиковое упражнение «Мышка».)

«Здесь живем мы — Мышь-норушка

(Пальчиковое упражнение „Лягушка“.)

И лягушка-попрыгушка.

Отвечай, кто ты такой,

Кто нарушил наш покой?»

(Пальчиковое упражнение «Зайчик».)

«Не пугайтесь! Это Зайка,

Серый Зайка-побегайка,

В теремок меня пустите,

Сладким чаем угостите,

Посажу вам огород,

Выращу капусту,

И морковку, и горох,

Зимой не будет пусто!»

«вместе веселее!

Заходи скорее!»

Мимо Лисонька бежала,

Теремочек увидала:

(Пальчиковое упражнение «Лиса».)

Ой, смотрите, теремок,

Он не низок, не высок,

Запах…. маковый пирог…

Кто, скажите, здесь живет?

Открывайте двери,

Люди или зверь?»

(Пальчиковое упражнение «Мышка».)

«Здесь живем мы — Мышь-норушка,

(Пальчиковое упражнение „Лягушка“.)

И Лягушка-попрыгушка,

(Пальчиковое упражнение „Зайчик“.)

И пуховый Зайка,

Ты кто, отвечай-ка!»

(Пальчиковое упражнение «Лиса».)

«Я-красавица Лиса,

Моя рыжая краса

Всем давно известна,

Есть ли в доме место?

Хозяйка я хорошая,

Красивая, пригожая.»

«вместе веселее!

Заходи скорее!»

Мимо волк пробегал,

Теремок он увидал:

(Пальчиковое упражнение «Волк».)

«Ой, смотрите, теремок,

Он не низок, не высок,

Места много — хватит всем!

Открывайте ворота!

Да не бойтесь, вас не съем,

Я сама ведь доброта!»

(Пальчиковое упражнение «Мышка».)

«Здесь живем мы — Мышь-Норушка,

(Пальчиковое упражнение „Лягушка“.)

И Лягушка-Попрыгушка,

(Пальчиковое упражнение „Зайчик“.)

И пуховый Зайка,

(Пальчиковое упражнение „Лиса“.)

И Лиса-хозяйка,

Ты кто, отвечай-ка!»

(Пальчиковое упражнение «Волк».)

«Я — Волк, совсем не страшный,

Не злой и не опасный,

Я — ласковый, хороший,

Я — милый и пригожий,

Люблю читать я сказки

И песни детям петь,

Зимой возить салазки,

На дудочке дудеть.

Быть добрым я стараюсь,

Совсем я не кусаюсь!»

«Вместе веселее!

Заходи скорее!»

Мимо шел большой медведь,

Вдруг как начал он реветь:

(Пальчиковое упражнение «Медведь».)

«Ой, смотрите, теремок,

Он не низок, не высок,

Все здесь поселились,

И лису пустили,

А про меня забыли!

Я могу вам пригодиться!»

(Пальчиковое упражнение «Мышка».)

«Здесь тебе не поместиться!»

(Пальчиковое упражнение «Медведь».)

«Я тихий, очень скромный!»

(Пальчиковое упражнение «Зайчик».)

«Ты такой огромный!»

(Пальчиковое упражнение «Медведь».)

«Помещусь, пустите….

Ой, застрял, помогите!»

Теремок по швам затрещал,

Развалился и на землю упал.

(Пальчиковое упражнение «Лиса».)

«Что ж ты, Мишка, натворил?

Ты наш домик развалил!

Как теперь мы будем жить?

Как теперь нам не тужить?»

(Пальчиковое упражнение «Медведь».)

«Чем о теремке страдать,

Лучше новый сложим!

Каждый будет помогать,

Помогать, чем может!»

Репка

(пальчиковая игра по мотивам русской народной сказки)

Как у деда в огороде

(«Дед»: покажите руками воображаемую бороду.)

Подрастала репка.

(Поднимите руки вверх,

округлите и сомкните,

затем плавно разведите в

стороны и сомкните на уровне груди.)

И созрела она, вроде,

Но сидела крепко.

Дергал-дергал репку дед,

Наступил уже обед.

(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)

Он и эдак, он и так-

Не получается никак.

«Ох, спина моя болит,

Одолел радикулит!

Слаб я стал на старость лет,

Тяну, тяну, а толку нет!»

Похлебал дед пшенной каши,

Что варила баба Глаша,

(«Баба»: «наденьте» воображаемый платочек

на голову и «завяжите» его под подбородком.)

И надумал бабку звать,

Вместе репку чтоб достать.

«Ну-ка, бабка, раз, два, три,

Крепче ты давай тяни.

(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)

Ну-ка, взялись крепко!

Не вытянуть нам репку…

«Видно, надо помощь звать,

Надо Анечку позвать.

(Пальчиковое упражнение „Бантик“.)

Внученька! Ты к нам иди!

Тянуть репку помоги!»

Ухватилась внучка крепко

За бабулю, та — за дедку.

«Ну—ка, внучка, раз, два, три,

Крепче ты давай тяни.

(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)

Ну—ка, взялись крепко!

Не вытянуть нам репку…

Видно, надо помощь звать,

Надо Жучку к нам позвать.

(Пальчиковое упражнение «Собака».)

Жучка! К нам скорей беги!

Тянуть репку помоги!

Ну-ка, Жучка, раз, два, три,

Крепче ты давай тяни.

(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)

Ну-ка, взялись крепко!

Не вытянуть нам репку…

Как-то очень крепко

Сидит наша репка!

Видно, надо помощь звать,

Надо Мурочку позвать.

(Пальчиковое упражнение «Кошка».)

Вон и наша кошка,

Жмурится в окошке.

Мурка: «Муррр! Сейчас приду!

Тянуть репку помогу.»

2ну-ка, Мурка, раз, два,три,

Крепче ты давай тяни.

(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)

Ну-ка, взялись крепко!

Не вытянуть нам репку…

Глубоко и крепко

Пустила корни репка.

(Пальчиковое упражнение «Кошка».)

«Видно, надо помощь звать,

Надо Мышку нам позвать.

Сторожила я с утра

Ее около окна.

Мышка, мышка, выходи!

Репку вынуть помоги!»

(Пальчиковое упражнение «Мышка».)

«Я работы не боюсь!

Над лентяями смеюсь!

Пи-пи-пи, уже бегу!

Я сейчас вам помогу!»

«Становись, держись покрепче,

И тяни, тяни порезче!

(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)

Раз, два, три, тяни-и-и-и!»

Разом вместе налегли,

Репку вынули из земли.

«Посмотри, какая-

Желтая, большая!

(Разведите руки в стороны,

показывая, какая большая выросла репка.)

Мы ее запарим,

Мы ее пожарим,

Репу ест уже сто лет

Всякий русский человек!

Всем кусок достанется,

И еще останется!

Скажу я вам без лести!

Мы сильны, когда мы вместе!»

Пальчиковые игры на основе сказок «Сказочные пальчики»

Пальчиковые игры на основе сказок

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует:

  • развитие речи;

  • пространственного мышления;

  • внимания;

  • Воображения;

  • воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность;

  • память, ребенок лучше запоминает стихотворные тексты;

  • речь делается более выразительной.

Пальчиковые игры по мотивам сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять знание содержания сказок, развивать речь и образное мышление.

Книжки

Много книжек есть на свете,
Читать их очень любят дети.
Если книги мы прочтем,
То узнаем обо всем:
(Ладошки соединяют вместе «книжкой». Раскрывают и закрывают «книгу».)
Про моря и океаны,
Удивительные страны.
Про животных прочитаем
И про космос мы узнаем.
(Поочередно соединяют одноименные пальцы обеих рук, начиная с мизинцев.)

Сказки

Раз, два, три, четыре, пять —
Любим сказки мы читать.
Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок,
Мышка-норушка и Колобок.
Курочку Рябу назвать еще надо —
Героев из сказок вспомнить мы рады!
(Разжимают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца.)

Сказки
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
(Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.)
Эта сказка – «Теремок».
Эта сказка – «Колобок».
Эта сказка – «Репка»:
Про внучку, бабку, дедку.
(Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.)
«Волк и семеро козлят» —
Этим сказкам каждый рад!
(Показывают большой палец.)

Колобок

Жили – были дед и баба на поляне у реки

И любили очень-очень на сметане колобки.

(ходьба на месте).

Попросил старик старуху:

«Испеки мне колобка».

(наклоны с вытянутыми руками вперёд).

Бабка тесто замесила

(имитация замеса теста).

Колобка она слепила.

(круговые движения рук).

В печь его поставила

(вытянуть прямые руки вперёд).

Там его оставила.

(руки на пояс).

Вышел он румян – пригож

(повороты туловища в стороны).

И на солнышко похож.

(поднять руки вверх).

Колобок

Бабка с дедом дружно жили

Колобок слепить решили

По амбару помели

(двумя руками сделать вид что метешь веником)

По сусекам поскребли

(поскребите двумя руками стол)

Получился колобок

Вот какой румяный бок

Выкатился за порог

(вращать руками

И никто догнать не смог

Он по лесу покатился

(продолжать вращать руками)

И у зайца очутился

Заяц хотел его скушать

Но решил песенку послушать

(приложить руку к уху как будто хочешь прислушаться)

Рядом серый жил волчище

Вот с такими вот зубищами

(соединить ладони у основания и постучать растопыренными пальцами как будто «зубами»))

Колобка он съесть хотел

А догнать то не сумел

Мишка большой и лохматый

В лесу сосал свою лапу

А колобок мимо катился

(вращать руками)

Взял и остановился

Мишке песенку пропел

(приложить руку к уху как будто хочешь прислушаться)

И к лисичке подоспел

А лиса хитра была

Колобка обманула она

Он ей песенку спеть решил

И на нос лисе вскочил

(дотронуться до носа)

А лиса свой нос подняла

И колобка проглотила она

(широко откройте рот, а затем закройте рот)

Сказке нашей пришел конец

А кто слушал молодец!

(погладить себя по голове).

Репка

( на каждую строку дети сгибают и разгибают пальцы)

Тянут, тянут бабка с дедкой (Большие пальцы)

Из земли большую репку. (Указательные)

К ним пришла тут внучка, (Средние)

Подбежала Жучка, (Безымянные)

Кошка тоже потянула. ( Мизинцы)

Хоть держалась крепко, ( Берут репку всей кистью)

Вытянута репка ! ( Руки поднимают вверх)

Сварила бабушка вкусную кашу и угостила всех: дедушку, внучку, Жучку и кошку.

пальчиковая сказка-игра «Теремок»

На полянке теремок

(ладошки соединяем домиком)

дверь закрыта на замок

(пальцы сомкнуты в «замок»)

Из трубы идет дымок

(сомкнуть пальцы в колечки)

вокруг терема забор

(руки перед собой, пальцы прямые и сомкнутые)

чтобы не забрался вор.

тук-тук-тук

тук-тук-тук

(кулачок стучит по ладони)

Открывайте, я ваш друг!

(Руки развести в стороны)

Мышка (Курочка Ряба)

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла(имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила («показать яичко» на вытянутых руках)

Гномики

Жили-были в домиках маленькие гномики

(сжимают и разжимают кулаки)

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики

(загибают пальцы, начиная с большого пальца)

1,2,3,4,5 стали гномики играть

(стучат пальцами по столу, имитируя игру на фортепиано).

«Привожу наиболее интересные игры для детей старшего возраста по темам наших занятий.Сказки. Будем пальчики считать Будем сказки называть: (хлопок, кулачок) Эта сказка …»

Пальчиковые игры для детей среднего и старшего возраста.

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Дело в том, что кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Игры с пальчиками — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Актуальность этой работы заключается в следующем: пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровни соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

Привожу наиболее интересные игры для детей старшего возраста по темам наших занятий.Сказки.

Будем пальчики считать

Будем сказки называть:

(хлопок, кулачок)

Эта сказка – «Теремок»,

Эта сказка – «Колобок»,

Эта сказка – «Репка»

Про внучку и про дедку.

«Волк и семеро козлят» —

(поочерёдно загибать пальчики на каждое название сказки)

Этим сказкам каждый рад!

(сжать, разжать кулачок)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

(тема «Международный женский день»)

***

Много мам на белом свете,

Все их любят очень дети!

(хлопок, кулачок)

Журналист и инженер,

Повар и милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель –

(поочерёдно загибать пальчики)

Мамы разные нужны,

Мамы разные важны!

(сжимать, разжимать кулачки)

(тема «День защитника Отечества»)

***

Эти пальцы – все бойцы

Удалые молодцы

(растопырить пальцы, потом сжать их в кулак)

Два больших и крепких малых

И солдат в боях бывалых.

(приподнять 2 больших пальца, другие прижать)

Два гвардейца – храбреца

(приподнять 2 указательных пальца)

Два сметливых молодца

(приподнять 2 средних пальца)

Два героя безымянных

Но в работе очень славных(приподнять 2 безымянных пальца)

Два мизинца — коротышки

Очень славные мальчишки.

(приподнять 2 мизинца)

ЗИМНЯЯ ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

***

Мы кормушку смастерили.Мы столовую открыли.

(хлопок, кулачок)В гости в первый день неделиДве синицы прилетели,А во вторник — снегири,Ярче утренней зари!Три вороны были в среду — Мы не ждали их к обеду.А в четверг со всех краев -Десять жадных воробьев.В пятницу в столовой нашейГолубь лакомился кашей.А в субботу на пирогПрилетело семь сорок.

(поочерёдно загибать пальчики)

***

Лыжник едет по лыжне,

В хоккей играют на катке,

Во дворе в снежки сыграем,

Бабу снежную скатаем.

(загибают поочерёдно пальчики)

Только (это твёрдо знай!)

На дороге не играй!

(грозят пальчиком)

Бурый мишенька зимой

(сжимают и разжимают пальцы)

Крепко спал в берлоге

(положить руки под щёку)

Весною он проснулся

(руки в стороны)

Зевнул и потянулся

(потянуться)

— Здравствуй, рыжая лисичка!

— Здравствуй, белочка – сестричка!

— Здравствуй, серенький волчонок!

— Здравствуй, беленький зайчонок!

(поочерёдно загибают пальчики)

ВЕСЕННЯЯ ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Весенним днём лесной тропой

Звери шли на водопой.

(хлопок, кулачок)

За мамой — лосихой топал лосёнок,

За мамой — лисицей крался лисёнок,

За мамой – ежихой катился ежонок,

За мамой – медведицей шёл медвежонок,

За мамою — белкой скакали бельчата,

За мамой – зайчихой – косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат.

(поочерёдно загибать пальчики)

Все мамы и дети напиться хотят.

(хлопки)

(тема «Посуда. Бытовая техника»)Посуда.

Раз, два, три, четыре,

(хлопок, кулачок)

Мы посуду перемыли:

Чашку, чайник, ковшик, ложку,

И большую поварёшку.

(загибают поочерёдно пальцы)

Мы посуду перемыли,

(одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть – чуть сломали –

Так мы маме помогали.

(загибают поочерёдно пальчики)

Бабушка и внуки.

Было у бабушки десять внучат:

(хлопок, кулачок)

Две Акульки в люльке качаются,

Две Аринки на палатях улыбаются,

Два Ивана на лавке сидят,

Два Степана учиться хотят.

(поочерёдно загибают пальчики)

(тема «Одежда, обувь, головные уборы»)

***

Это чья рубашка –

(сжимают и разжимают пальчики)

Белые горошины?

(показать пальцами «горошины»)

Бабушка старалась,

Шила для Алёшеньки

(делают движения напоминающие шитьё иглой)

Это чей сарафан

С белыми ромашками?

(сжимают и разжимают пальчики)

Бабушка старалась,

Шила для Наташеньки.

(делают движения напоминающие шитьё иглой)

(тема «Животные Севера»)

***

У нас просторный водоём

(соединяют пальцы обеих рук, изображая водоём)

Мы с братом плаваем вдвоём.

Вода прохладна и свежа,

(потряхивание кистями рук)

Её меняют сторожа.

Мы от стены плывём к стене

То на боку, то на спине

(плывут, руки ребром, потом ладошкой вверх)

Держись правее, дорогой,

Не задевай меня ногой.

(сжимают и разжимают пальчики)

(тема «Домашние животные и птицы, их детёныши»)

***

Наша то хозяюшка

Сметливая была,

Всем в избе работушкуК празднику дала.

(сжимают и разжимают пальчики)

Чашечку собака моет языком,

Хрюшка собирает крошки пятачком,

По столу котище лапою скребёт,

Половичку козочка веничком метёт.

(поочерёдно загибают пальчики)

(тема «Весна.»)Колокольчики.

В прятки пальчики играют

(сжимают и разжимают пальчики)

И головки убирают,

(открывают и закрывают лицо ладонями)

Словно синие цветки

Распускают лепестки

(сводят и разводят пальцы веером)

Наверху качаются,

Низко наклоняются

(делают наклоны кистей вправо – влево)

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой

(делают наклоны кистей вверх — вниз)

Колокольчики цветы

Очень вежливы. А ты?

(делают повороты вправо – влево)

(тема «Праздник Новый год»)

***

Утром дети удивились

(разводят руки в стороны)

Что за чудеса случились

Этой ночью новогодней

Ожидали что угодно,

А увидели парад:

(хлопок, кулачок)

В ряд снеговики стоят,

(руками рисуют в воздухе 3 круга)

Глазки весело горят,

(закрывают и открывают ладонями глаза)

А передними ёлочка

Пушистая, в иголочках.

(хлопают)

Перелётные птицы.

На берёзе скворушка –

Пёстренькие пёрышки.

Строит ласточка свой дом

Прямо над моим окном.

У грачихи пять грачат,

Громче всех они кричат.

Аист свил гнездо на крыше

Он всех видит, он всех слышит.

Стрижи над речкою кружат

Со стайкой маленьких стрижат.

(поочерёдно загибать пальчики)

***

Раз, два, три, четыре, пять

(сжимают и разжимают пальцы)

Мы во двор пришли гулять

(шагают на месте)

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А ещё в лесу валялись.

Все в снегу домой пришли,

Съели суп и спать легли.

(поочерёдно загибают пальчики)

Что зимой мы любим делать?

(разводят руки в стороны)

В снежки играть, на лыжах бегать.

(сжимая и разжимая ладошки имитируют бросание снежков вперёд, катание на лыжах)

На коньках по льду кататься

(ладонями с плотно прижатыми пальцами выполняют поочерёдное движение взад и вперёд)

Вниз с горы на санках мчаться.

(волнообразные движения ладонями вверх – вниз)

(тема «Дом. Квартира. Мебель»)Мебель.

Мебель я начну считать:

(хлопок, кулачок)

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

(загибать поочерёдно пальчики)

Много мебели назвали

Десять пальчиков зажали.

(сжимать, разжимать пальчики)

(тема «Осень. Овощи. Фрукты «)Будем мы варить компот

Фруктов нужно много. Вот.

(сжимать, разжимать пальцы)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

(загибаем поочерёдно пальчики)

Варим, варим мы компот

Угостим честной народ

(хлопок, кулачок)

(тема «Осень. Деревья «)***

Ходит осень по полям

(хлопок, кулачок)

— Что ты, осень, принесла нам?

(разводят руки в стороны)

С нами поделись ты!

Вот рябины кисти,

Вот орехи спелые,

Вот грибы вам белые,

Вот вам подосиновики,

Сыроежки синенькие.

(поочерёдно загибать пальчики)

Пальчиковые игры по мотивам народных и авторских сказок.

«Учите: слушая – слышать,

чувствуя – понимать, играя – познавать мир звуков»

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают ( теле-аудио-видео…). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики ( одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием » пальчиковой » гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты ; его речь делается более выразительной.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Насколько ребёнку понравилась игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей 3-5 лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи.

Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять знание содержания сказок, развивать речь и образное мышление. Данные пальчиковые игры , детям нашей группы очень нравятся, мы используем их в совместной деятельности в группе и на улице, во время прогулок. В группе можно использовать для проведения хороводов после чтения сказок. В таком варианте игры проводятся в кругу, проговаривание одних строк сопровождается движениями пальцев, других ходьбой по кругу, взявшись за руки (хороводом). Как правило, движение в хороводе целесообразно сочетать с первым четверостишьем, далее, с учетом текста, чередовать ходьбу с движениями пальцев. Играя с детьми в пальчиковые игры, следует обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук. Так как движения в ходе игр могут повторяться, для упрощения, объяснения и запоминания этим движениям целесообразно дать следующие названия :

«Колечки» -подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них;

«Кулачки» — с силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням.

«Лучики» — при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы;

«Веер» -прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать.

«Замок» -соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и согнуть, прижимать их к тыльной стороне кистей;

«Гребешок» — положение ладоней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряжены;

«Бородка» -соединить вместе тыльные стороны ладоней, пальцы обеих рук скрестить и выпрямить;

«Клювики» — большой и указательные пальцы ритмично соприкасаются подушечками, остальные пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу;

«Коза» -соединить подушечки большого, среднего и безымянного пальцев; указательный палец и мизинец выпрямить и пошевелить ими;

«Волны» -шевелить прямыми пальцами без напряжения ;

«Маятник» -прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулак;

«Кнопочки» -кисти рук держать параллельно друг другу, с надавливанием ритмично соединять подушечки одноименных пальцев ( «стучать» подушечками);

«Хлопки» — ритмично хлопать в ладоши;

«Цепочка» — соединить подушечки большого и указательного пальцев левой руки, просунуть указательный палец правой руки в образовавшееся колечко и соединить его с большим пальцем правой руки;

«Коготки» -прямые пальцы разведены, напряжены -ритмично сгибать первые и вторые фаланги пальцев;

«Молоточки» -ритмично с чередованием постукивать кулачком одной руки по ладони другой;

«Бутон» -соединить кончики пальцев одной руки и стучать ими по ладони другой;

«Здравствуй» -ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки.

* Репка

В огороде дедка, репку посадил

И водой из лейки, репку он полил («Колечки»)

Расти, расти репка, и сладка, и крепка.

Расти, расти репка, и сладка , и крепка(«Хлопки»)

Выросла репка всем на удивление («Колечки»)

Большая –пребольшая, всем хватит угощения («Лучики»)

Выросла репка и, и сладка , и крепка.

Выросла репка, и сладка, и крепка. («Хлопки»)

Теремок

В чистом поле теремок, был ни низок ни высок. («Веер»)

Звери разные в нем жили, жили дружно, не тужили. («Здравствуй»)

Там и муха, и лягушка, зайчик с лисонькой –подружкой,

Ёж колючий, серый волк – в дружбе знали они толк. («Колечки»)

Но набрел на теремок мишка косолапый («Замок»), поворачивать его вправо-влево),

Раздавил он теремок, своей огромной лапой («Лучики»)

Звери очень испугались, поскорее разбежались («Волны)

А потом собрались снова, чтоб построить терем новый. («Здравствуй»)

В нем живут теперь все вместе, и поют такие песни («Колечки»)

— Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок..(«Веер»).

Про курочку Рябу

Курочка Ряба, бабе и деду

Яйцо золотое снесла к обеду. («Колечки»)

Били яичко и баба, и дед

Но не смогли разбить на обед. («Молоточки»)

Мышка-норушка мимо бежала ( «Волны»)

Яичко смахнула, оно и упало. ( «Лучики»)

Плакали горько баба и дед («Колечки»)

Яйцо их разбилось, пропал их обед («Лучики»)

С тех пор уже Ряба бабе и деду («Колечки»)

Несет лишь простые яйца к обеду. («Кулачки»)

Зимовье зверей

Звери однажды избу срубили («Молоточки»)

Печь в ней сложили и счастливо были («Здравствуй»)

Узнали про это волк и медведь («Колечки»)

Им захотелось хозяев всех съесть («Кулачки»)

Тихонько к зимовью они подошли

Дверь приоткрыли и в сени вошли.. («Колечки»)

Голосом страшным заблеял баран («Лучики»)

Петух кукарекал («Клювики»), бык в бок забодал («Коза»)

Кот с печки зафыркал («Волны»), ну а свинья

Хрюкала с визгом: -Здесь хата моя. («Лучики»)

Волк с перепугу выскочил прочь.

Медведь за ним следом бежали всю ночь. («Волны»)

С тех пор уж к зимовью они не ходили («Маятник»)

А звери в избушке счастливо жили. («Здравствуй»)

Кот, петух и лиса

Жили котик с петушком у лесной опушки.

НО однажды лисонька подкралась к избушке. («Колечки»)

Утащила петушка за высоки горы,

Утащила петушка в свою лисью нору. («Кулачки» , «Лучики»)

Смелый котик в лес пошел и нору Лисы нашел. («Колечки» , «Здравствуй»)

Умный котик спас дружка Петю-Петю-Петушка. («Гребешок»)

Живут котик с Петушком у лесной опушки («Колечки»

И теперь уже Лиса не ходит к их избушке. («Маятник»)

Рукавица

На охоту вышел дед зимнею порою («Колечки»)

Рукавицу потерял под большой сосною. («Лучики»)

Дома стал её смотреть («Колечки»), не нашел на месте («Веер»)

И отправился искать («Колечки»), в лес с собачкой вместе («Кулачки»).

А в лесу в той рукавице («Колечки»),звери стали дружно жить:

Мышь с лягушкой и лисицей, заяц, волк, кабан, медведь. («Кнопочки»)

В лес собака прибежала («Колечки»), всех зверей перепугала, («Лучики»)

Рукавицу подняла («Колечки»), деду в руки отдала («Здравствуй»).

Заюшкина избушка

В лубяной избушке , жил заяц на опушке («Колечки»).

А в ледяной избушке – лисица на горушке. («Лучики»)

Растаяла весной избушка на горушке («Волны» ),

Лисица побежала к зайцу на опушку («Колечки»)

Выгнала зайчишку из лубяной избушки («Лучики»),

Да сама жить стала в избушке на опушке . («Кулачки»)

И ни волк и ни медведь не смогли помочь. («Колечки»)

Петушок отважный прогнал лисицу прочь. («Гребешок»)

Так остался петушок у заюшки в избушке («Здравствуй») ,

В лубяной избушке, в избушке на опушке. («Колечки»).

Дождь прошел

Дождь прошел, и солнце светит, согревая все кругом («Колечки»),

НА полянку вышли звери, что сидели под грибом. («Лучики»)

Сушат крылья, сушат шерстку, сушат перья и носы…(«Колечки»)

Рады все, что зайчик спасся от прожорливой лисы. («Лучики»)

Солнце светит, солнце греет («Веер») гриб стоит как великан («Лучики»),

На поляне веселиться будут звери, трам-там-там… («Хлопки»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *